Коммерческий кредит, его сущность, виды, роль в рыночной экономике.
Коммерческий кредит явился предшественником банковского кредита. Ещё до возникновения банков купцы продавали товары друг другу не только за наличные деньги, но и в кредит. Термин «коммерческий» означает торговый.
В современных условиях определение коммерческого кредита содержится в ГК РФ. Коммерческий кредит предоставляется в товарной форме продавцом покупателю в виде отсрочки уплаты денег за проданные товары или оказанные услуги. Коммерческое кредитование используется преимущественно в торговле.
В современных условиях используется три вида коммерческого кредита:
1. С фиксированным сроком погашения, это классическая форма. В этом случае кредитные отношения оформляются векселем или договором (соглашением).
2. Консигнация – оплата товара происходит после его реализации заёмщиком. Обычно используется при передачи товаров в розничную торговлю под реализацию.
3. Кредитование по открытому счёту. Покупатель заказывает периодически товары, а платёж производится в заранее оговоренные сроки после получения счёта.
Особенностью коммерческого кредита является то, что он лишь сопутствует купле - продаже товаров, ускоряя их реализацию. Цель кредитования – ускорить процесс реализации товаров, поэтому проценты по коммерческому кредиту, как правило, ниже, чем по банковскому кредиту, цель которого – получение дохода в виде процентов.
При коммерческом кредитовании кредитор и заёмщик являются производителями товара или посредниками в его реализации.
Границы коммерческого кредита зависят, с одной стороны, от способности кредитора предоставить ссуду в товарной форме, достаточности у него денежных средств для авансирования их в очередной кругооборот, возможности получения в банке ссуды под векселя, а с другой стороны, от уровня кредитоспособности заёмщика и его репутации.
Конкретный срок кредита зависит от вида товаров, их цены, соотношения спроса и предложения товаров, финансового состояния покупателя и поставщика, уровня процентной ставки за кредит, наличия долгосрочных связей между поставщиком и покупателем и др. Однако в любом случае коммерческий кредит имеет только краткосрочный характер.
На объём коммерческого кредита и его динамику влияют уровень экономического развития страны и развитие других форм кредита. Кредитование поставщика банком расширяет его способность к предоставлению коммерческого кредита и, наоборот, банковские ссуды, выдаваемые покупателям, сокращают их потребность в коммерческом кредите. Таким образом, банковский и коммерческий кредит взаимно дополняют друг друга.
Коммерческий кредит обладает следующими преимуществами: оперативность в предоставлении; техническая простота оформления; ускоряется реализация товаров; расширяются возможности маневрирования у предприятий оборотными средствами; содействует развитию рынка ссудных капиталов; уменьшается потребность в банковских кредитах и сокращается количество, необходимых для оборота денежных средств.
В то же время коммерческому кредиту присущи следующие недостатки:
- ограниченность его направления, времени использования и размера;
- возможность несвоевременного погашения в связи с ухудшением финансового положения покупателя;
- наличия риска неоплаты.
18. Потребительский кредит, его содержание, виды и роль в рыночной экономике.
Потребительским кредитом называют ссуды, предоставляемые населению для удовлетворения его потребительских нужд. Экономическая и социальная роль потребительского кредита заключается в следующем:
· Выдача потребительского кредита, с одной стороны увеличивает текущий платёжеспособный спрос населения, а с др. стороны, ускоряет реализацию товаров и услуг;
· Способствует индивидуальному жилищному строительству;
· Повышает жизненный уровень населения (обеспечивает жильём и товарами длительного пользования);
· Используется для решения социальных задач (кредиты молодым семьям, пенсионные ссуды и т.п.).
Т.о. необходимость потребительского кредита вызвана не только удовлетворением потребительских нужд населения, но и интересами производителей с целью обеспечения непрерывности процесса воспроизводства при реализации товаров.
Классификация потребительских ссуд может быть произведена по след. признакам:
- по кредиторам различают: банковские потребительские ссуды; ссуды, предоставляемые населению торговыми организациями; финансово-кредитными учреждениями (ломбардами, кассами взаимопомощи, кредитными кооперативами и т.д.); предприятиями и организациями на которых работают заёмщики.
- целевому назначению - на неотложные нужды; на строительство, приобретение жилья и его реконструкцию; целевые кредиты (на образование, установку телефона и т.д.)
- форме объекта кредитования – товарная или денежная;
- срокам кредитования: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Долгосрочные ссуды в основном носят инвестиционный характер и используются для удовлетворения потребностей населения в жилье.
- наличию и форме обеспечения: необеспеченные и обеспеченные (залогом, поручительством др. физлиц или предприятия на котором работает заёмщик). - характеру кругооборота средств ссуды подразделяются на разовые и возобновляемые– по кредитным картам или в виде овердрафта. По кредитным картам оплата может производиться сверх остатка средств на счёте заёмщика.
- по наличию посредника между кредитором и заёмщиком потребительские кредиты подразделяются на прямые и косвенные. В первом случае кредитный договор заключается между кредитором и пользователем ссуды. Косвенный банковский кредит предполагает наличие посредника между кредитором и заёмщиком. Такими посредниками обычно выступают предприятия розничной торговли. В этом случае кредитный договор заключается между клиентом и магазином, который получает ссуду в банке.
С 1 июля 2007 банки обязаны уведомлять заемщиков о полной стоимости потребительского кредита, а не только сообщать номинальную процентную ставку. Полная стоимость кредита определяется в процентах годовых.