Расследование международных банковских переводов
5.1. Банк в рамках исполнения перевода клиента может осуществлять следующие операции:
изменение платежной инструкции (уточнение реквизитов по переводу);
отмена (возврат) платежного поручения;
подтверждение даты и суммы зачисления средств на счет бенефициара;
розыск средств, не поступивших на счета клиентов из других банков;
расследование по суммам, списанным по счетам «Ностро».
5.2. Изменение платежных инструкций (уточнение реквизитов по переводу), отмена (возврат) платежного поручения, подтверждение даты и суммы зачисления средств на счет бенефициара по отправленным переводам, а также розыск средств, не поступивших на счета клиентов, осуществляется на основании заявления клиента в письменной произвольной форме на имя руководителя подразделения учреждения Банка.
Заявление клиента может быть принято к исполнению по инициативе самого клиента либо в случае поступления запроса от банка-корреспондента, в котором открыт счет «Ностро», переданного по системе СВИФТ и направленного отделом платежей в учреждение Банка.
Не допускается одновременное изменение наименования бенефициара и его номера счета (в этом случае плательщик сначала отменяет первоначальное платежное поручение, а затем представляет новое платежное поручение).
На основании заявления клиента специалист по ОРБУ:
принимает денежные средства в сумме вознаграждения с оформлением приходного валютного ордеров (при уплате клиентом вознаграждения в иностранной валюте) или приходного кассового ордера (при уплате клиентом вознаграждения в белорусских рублях) в соответствии с требованиями [5] и [10];
передает приходный валютный ордер или приходный кассовый ордер (с отметкой о принятии в кассу наличной валюты или наличных белорусских рублей в сумме вознаграждения) руководителю подразделения учреждения Банка (лицу, его замещающему).
Руководитель подразделения учреждения Банка (лицо, его замещающее):
осуществляет проверку соответствия данных приходного валютного ордера (приходного кассового ордера) документу, удостоверяющему личность, и заявлению клиента;
заверяет заявление клиента своей подписью и передает его ответственному исполнителю подразделения учреждения Банка или ответственному исполнителю для оформления текстового сообщения в системе «Клиент-банк» для передачи в отдел платежей.
Закрепление функций по оформлению текстового сообщения в системе «Клиент-банк» производится на основании приказа по учреждению Банка в зависимости от технических условий, штатной численности работников в подразделении учреждения Банка и количества совершаемых переводов.
При изменении платежных инструкций либо отмене платежного поручения в текстовом сообщении указывается основание (причина) расследования (заявление клиента, ошибка ответственного исполнителя учреждения Банка). В случае проведения расследования по вине ответственного исполнителя учреждения Банка вознаграждение банка-корреспондента за проведенное расследование списывается с субкорсчета или направляется для оплаты в учреждение Банка для дальнейшего возмещения виновным лицом либо отнесения на расходы учреждения Банка в соответствии с Положением по порядку списания дебиторской задолженности, основных средств и материальных активов и иных товарно-материальных ценностей, утвержденным Правлением Банка 12.12.2001 (протокол № 47.9) (далее – Положение № 47.9). Вознаграждение банка-корреспондента в учреждении Банка учитывается на счете 6570 «Расчеты с прочими дебиторами» до возмещения виновным лицом либо отнесения на расходы учреждения Банка в соответствии с Положением № 47.9.
В случае проведения расследования по вине ответственного исполнителя ОПЕРУ или ЦБУ, подчиненного центральному аппарату Банка, вознаграждение банка-корреспондента за проведенное расследование относится на счет 6570 «Расчеты с прочими дебиторами» с одновременным представлением ОПЕРУ (ЦБУ, подчиненным центральному аппарату Банка) документов банка-корреспондента, подтверждающих фактически понесенные расходы, для дальнейшего возмещения виновным лицом либо отнесения на расходы Банка (по решению руководителя ОПЕРУ, ЦБУ, подчиненного центральному аппарату Банка).
При изменении платежных инструкций либо отмене платежного поручения в белорусских рублях в пользу клиента банка-нерезидента (платеж через счета 1702) в текстовом сообщении дополнительно указываются:
БИК и наименование белорусского банка, через который был осуществлен платеж;
наименование и счет плательщика;
банк-получателя;
наименование и счет получателя;
дата и сумма платежа.
5.3. Изменение платежных инструкций, отмена (возврат) платежных поручений, подтверждение даты и суммы зачисления средств по банковским переводам, зачисленным на счет «Ностро», осуществляются на основании запросов банков-корреспондентов, в которых открыты счета «Ностро», переданных по системе СВИФТ в формате МТ19Х, 29Х, по телексу, системе «Клиент-банк» и направленных отделом платежей в учреждения Банка.
При получении запроса об изменении платежных инструкций ответственный исполнитель подразделения учреждения Банка не позднее следующего рабочего дня после получения сообщения от отдела платежей направляет данные изменения получателю и уведомляет отдел платежей по системе «Клиент-банк» о дате получения получателем данных изменений.
При получении запроса об отмене (возврате) платежного поручения ответственный исполнитель подразделения учреждения Банка:
не позднее следующего рабочего дня направляет клиенту текст запроса вместе с сопроводительным письмом, заверенным подписью руководителя подразделения учреждения Банка (лица, его замещающего);
обеспечивает получение от клиента письменных согласия либо отказа в возврате суммы перевода в течение 5 рабочих дней;
оформляет мемориальный ордер для списания суммы перевода со счета клиента и зачисления средств на счет 1702 «Корреспондентские счета банков-нерезидентов» (для возврата платежей в белорусских рублях), оформляет мемориальный ордер для списания суммы перевода со счета клиента и направляет текстовое сообщение по системе «Клиент-банк» в отдел платежей с разрешением на дебетование субкорреспондентского счета учреждения Банка (в случае согласия клиента на возврат либо нахождения суммы перевода на счетах 6302, 3819 в учреждении Банка);
направляет текстовое сообщение по системе «Клиент-банк» в отдел платежей с указанием причин невозврата суммы перевода (в случае отказа клиента в возврате).
Неполучение ответа от клиента в течение 5 рабочих дней либо отсутствие возможности направить запрос клиенту (по переводам в пользу физических лиц без открытия счета) рассматривается как отказ в возврате перевода.
При получении запроса о подтверждении даты и суммы зачисления средств ответственный исполнитель подразделения учреждения Банка не позднее следующего рабочего дня после получения запроса от отдела платежей направляет в отдел платежей текстовое сообщение по системе «Клиент-банк» с указанием запрошенных данных.
5.4. В случае необходимости уточнения реквизитов по банковским переводам, зачисленным на счет «Ностро» и находящимся на счетах, предназначенных для учета сумм, которые на момент поступления не могут быть зачислены на счет получателя (балансовые счета 6302, 3819), ответственный исполнитель службы учета операций физических лиц учреждения Банка:
не позднее следующего дня после зачисления средств на счета 6302, 3810 направляет запрос в отдел платежей с целью уточнения реквизитов платежного поручения;
осуществляет контроль за соблюдением установленных сроков нахождения средств на счетах 6302, 3819;
не позднее следующего рабочего дня после получения из отдела платежей сообщения с уточнением реквизитов осуществляет бухгалтерские проводки для зачисления суммы банковского перевода по назначению;
при непоступлении уточнения реквизитов (невозможности выплатить средства по банковским переводам без открытия счета) в сроки, установленные для нахождения средств на счетах 6302, 3819, не позднее следующего рабочего дня направляет текстовое сообщение по системе «Клиент-банк» в отдел платежей с разрешением на дебетование субкорреспондентского счета учреждения Банка и возврат средств банку-отправителю или возвращает средства банку-отправителю.
Средства, находящиеся на счетах 6302, 3819, могут быть зачислены на субкорреспондентский счет учреждения Банка на основании заявления бенефициара и запроса учреждения Банка, переданного по системе «Клиент-банк», при совпадении требуемых реквизитов бенефициара, указанных в платежном поручении банка-корреспондента и в запросе учреждения Банка.
Расследование переводов в центральном аппарате осуществляется в соответствии с разделом 8 [8].