Методика выполнения практической части
Практическая часть выполняется на основе данных, полученных в процессе обследования предприятия и его информационной службы в рамках производственной практики. В практической части необходимо для обследованного предприятия (организации) проанализировать состояние, выявить недостатки и сформулировать предложения по совершенствованию:
1) стратегического управления ИТ-системами;
2) процессов управления ИТ-сервисами;
3) процессов разработки ИТ-проектов.
Анализ стратегического управления ИТ-системами
Необходимо описать:
1. Предприятие (организацию): организационно-правовую форму, виды деятельности (ОКВЭД), масштаб, территориальную организацию, организационную структуру, стратегию развития.
2. ИТ-службу предприятия: организационную структуру, нормативные документы (положения, регламенты, должностные инструкции).
3. Концепцию информатизации предприятия: роль ИТ (ожидания от ИТ- инвестиций в компанию), политику управления данными, ИТ-архитектуру и корпоративные стандарты, политику управления коммуникациями, политику управления ИТ-активами, базовый набор показателей эффективности ИТ, отчетность о выполнении ключевых процессов в ИТ-службе, политику управление ИТ-рисками, степень интеграции ИТ в бизнес-процессы предприятия (организации), политику подготовки ИТ-персонала.
4. Руководство ИТ-службой: используемые ИТ-максимы, используемая ИТ- архитектура (технические руководства, ИТ-стандарты), стратегии развития ИТ- инфраструктуры, формулировка потребности бизнес-приложений, существующие ИТ- инвестиции и их приоритеты. Разработать ИТ-максимы.
5. Стиль ИТ-руководства и сформировать матрицу организации ИТ- руководства.
6. Механизмы ИТ-руководства (пути и средства реализации стилей руководства могут быть формальными, например, в виде решений каких-то комитетов, либо неформальными, такими как обсуждения с коллегами).
7. Ориентацию бизнеса предприятия: синергетическая компания, Гибкая компания, автономная компания. Сопоставить стиль ИТ-руководства, механизмы управления и требования ориентации бизнеса. Сделать выводы.
8. Существующие роли в разработке ИТ-стратегии: совет по ИТ-инвестициям, спонсор бизнеса, менеджер портфеля инвестиций, офис управления программой, менеджеры программ, менеджеры проектов.
9. Формы определения ИТ-инициатив.
10. Способы выявления ITO (возможностей основанных на ИТ).
11. Проектный подход к разработке информационных систем на предприятии.
12. Текущий ИТ-статус организации.
Проанализировать сложившееся состояние и выявить недостатки в организации стратегического управления ИТ на предприятии по следующим аспектам:
- Наличие сформулированной стратегии предприятия.
- Соответствие организационной структуры и степени регламентации ИТ-службы стратегическим потребностям предприятия в ИТ.
- Соответствие содержания концепции информатизации предприятия основным целям и задачам в области развития ИТ на предприятии.
- Соответствие ИТ-руководства бизнес-ориентации предприятия организация, стиль и механизмы ИТ-руководства,.
- Способы выявление ИТ-инициатив, организация и подходы к разработке ИТ-стратегии.
- Сложившаяся практика и методы выявления ITO.
- Организация и эффективность системы управления ИТ-проектами.
Сформулировать предложения по совершенствованию стратегического управления на предприятии:
- Предложить вариант бизнес-стратегии предприятия (в случае, если она не выявлена).
- Разработать матрицу постоянных бизнес нужд. Описать видение ИТ-перспектив предприятия.
- Разработать набор бизнес-максим предприятия. Разработать набор ИТ-максим, соответствующий бизнес-максимам.
- Обосновать вариант системы ИТ-руководства предприятия. Описать сферы, стили и механизмы руководства, соответствующие бизнес-ориентации предприятия.
- Предложить организационный механизм разработки ИТ-стратегии.
- Разработать процесс выявления и оценки ИТ-инициатив и управления ИТ-портфелем.
- Предложить подход для выявления ITO.
- Разработать или усовершенствовать организационную структуру ИТ-службы, предложить перечень необходимых регламентов для её функционирования.
- Разработать предложения по внедрению проектного подхода к реализации ИТ-проектов.
Процессы управления ИТ-сервисами
Проанализировать сложившееся состояние и выявить недостатки в управлении ИТ-сервисами на предприятии: выполнить графический анализ наличия и формализации процессов управления ИТ-сервисами на предприятии.
Сформулировать предложения по совершенствованию управления ИТ-сервисами: составить и обосновать список процессов, которые необходимо сформировать и формализовать, предложить вариант организации службы Service Desk.
Процессы разработки ИТ-проектов
Проанализировать сложившееся состояние и выявить недостатки в управлении процессом разработки и модернизации информационных систем на предприятии: выполнить графический анализ наличия и формализации процессов разработки ИТ-проектов.
Сформулировать предложения по совершенствованию управления процессом разработки и модернизации информационных систем на предприятии: составить и обосновать список процессов, которые необходимо сформировать и формализовать.
Конечной целью практической части является отчёт, содержащий анализ практики управления ИС, сложившейся на предприятии, и рекомендации по повышению эффективности процессов управления ИС. В отчёте должны быть освещены все вышерассмотренные разделы методики выполнения практической части.
Отчёта создаётся в текстовом редакторе MS Word в соответствии с правилами оформления научных текстов.