Организация межбанковских корреспондентских отношений. понятие корреспондетского счета.
Корреспондентские отношения (от лат. уведомление, оповещение) возникают между ЦБ и коммерческими банками тогда, когда ком. банк получает лицензию. Это условие носит обязательный характер. С момента получения ком. банком лицензии открывается счет ком. банку в платежной системе РФ.
Корреспондентские отношения бывают 2 видов:
· С открытием корреспондентских счетов (взаимное открытие)
· Без открытия корреспондентских счетов
Корреспондентский счет – это счет, на котором отражаются расчеты, произведенные одним корреспондентским коммерческим банком по поручению и за счет другого, на основе заключения корреспондентского соглашения. В расчетах существуют понятия: прямые платежи и платежи с покрытием (то есть через сеть посредников).
Для открытия кор. счета необходимы следующие обязательные документы:
1) учредительные документы;
2) лицензии;
3) данные финансового положения банка (годовая и текущая отчетность, баланс, отчет о прибылях и убытках и другие);
4) карточка с подписями (все главные, включая главного бухгалтера);
5) альбом с образцами подписей должностных лиц, которые имеют право осуществлять те или иные виды банковских операций;
6) дополнительное положение о филиале и доверенность на руководителя о праве на открытие ссуд корреспондентских счетов и право на распоряжение счета (если это филиал).
Кроме того, существуют условия при открытии счетов:
1) способы пересылки платежных документов (почта, телеграф или электронные средства связи для передачи платежной информации – SWIFT, телекс. При телексе – обмен таблицами, при SWIFT – обмен ключами шифрования);
2) срок договора: бессрочный (между банком России и кредитной организации: ЦБ-КБ); срочный (договор с правом продления: КБ-КБ);
3) условия договора: валюта расчетов, определяются счета для проведения платежей; оговариваются правила перевода средств в третьи страны, при условии, если имеют места посреднические операции и имеется отличная от основного счета валюта;
4) порядок ведения корреспондентского счета, порядок его пополнения, минимальный лимит остатка средств на счете, % ставка по остатку средств на счете;
5) порядок выполнения платежей: срочный (БЭСП - банковские электронные срочные платежи); обычный; время наступления платежа;
6) порядок разрешения споров;
7) достижение одновременности проведения операций по ЛОРО/НОСТРО счетам с учетом ДПП (дата проведения платежа);
8) своевременность отправления выписок и прочей документации;
9) правила контроля и выверки расчетов;
10) форс-мажор и реквизиты сторон.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ МЕЖДУ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОДНОЙ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ВНУТРИБАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РАСЧЕТОВ)
Внутрибанковская расчетная система – система технических, телекоммуникационных средств и организационных мероприятий, обеспечивающая возможность проведения расчетных операций между филиалами головного банка с использованием счетов межфилиальных расчетов (МФР). В этом случае банк при наличии у него широкой филиальной сети разрабатывает правила построения своей внутренней расчетной системы, которые оформляются в виде отдельного документа и утверждаются исполнительным органом банка. Как и расчеты на основе прямых корреспондентских отношений банков внутрибанковская расчетная система должна предусматривать одновременное осуществление операций по счетам МФР как филиала-плательщика так и филиала-получателя платежа в связи с чем при оформлении расчетных документов филиал-отправитель платежа должен указать ДПП.
Внутрибанковские правила разрабатываются в соответствии с нормативными документами Банка России и должны содержать:
1. порядок открытия, закрытия и пополнения счетов МФР;
2. процедуру идентификации каждого участника расчетов в системе МФР (обмен карточками с образцами подписей и оттиском печати, применение аналогов собственноручной подписи в виде кодов, паролей, электронной подписи и т.п.);
3. описание документооборота, порядка передачи и обработки расчетных документов при проведении операций по счетам МФР (последовательность прохождения документов между подразделениями головного банка);
4. порядок экспедирования расчетных документов;
5. порядок установления ДПП исходя из оптимальных маршрутов документооборота между подразделениями головного банка;
6. порядок проведения расчетных операций по перераспределению ресурсов, фондов, покрытию допущенных убытков между головным банком и филиалами;
7. порядок ежедневной выверки расчетов между подразделениями банка по счетам МФР и по перераспределению денежных средств;
8. порядок действий подразделений банка при поступлении расчетного документа позже установленной ДПП, несвоевременном получении или неполучении подтверждений о совершении расчетной операции по техническим причинам в связи с форс-мажорными обстоятельствами;
9. другие вопросы, регулирующие проведение расчетов внутри кредитной организации
Правила проведения расчетных операций по счетам МФР должны обеспечивать условия для составления головным банком сводного баланса, способствовать эффективному управлению ликвидностью банка и обеспечению своевременного проведения платежей. Выверка расчетов должна производится ежедневно на основании выписок по счетам МФР, которые представляются головному банку филиалами. Каждый филиал-участник расчетов должен иметь во внутрибанковской расчетной системе уникальный номер, содержащий не более четырех знаков. Должна быть установлена процедура идентификации каждого участника расчетов при осуществлении расчетной операции (обмен карточками с образцами подписей и печати, применение аналогов собственноручной подписи в виде кодов, паролей, электронной подписи и т.д.).