Бюджет федерализм: основные направ развития в РФ.
Эл-ты налога и их хар-ка.
Налоги представ собой обязател сборы, взимаем госуд с хозяйств субъект и с граждан по ставке, установл в законодат порядке. Эл-ты налога (основ хар-ки):
1) субъект налога –это то лицо, котор по закону обязано платить налог. Налог в некот случ м.б. перелож формал плательщ (субъектом) налога на др лицо, являющ конеч плательщ, или носител налога. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога – одно лицо.
2) объект налога явл те предм или явл, кот по зак подлеж облож. Объект налога отлич от источн налога, хотя они часто сливаются (налог на з/п).
3) облагаем единиц назыв определ количествен мера объекта облож: стоим, площ и др признак.. С облаг единиц соотнос единица обложен – налогов ставка, выраж в абсол суммах или в %. Качествен хар-ка объекта облож в облаг единиц образ налог базу.Если объект облож-автомоб, то налог база – его мощнос. К налог базе примен налог ставка.
К др эл-ам налога можно отнести:
поряд исчисл и упл налога, сроки уплаты, ответствен за неупл и т.д.
Прямые налоги и их хар-ка.
Прямые налоги различ по объекту облож, в кач-ве кот может стать денеж доход или имущ (физич капитал). Денеж доход облагается налог у граждан (личн подоход налог) и у предпр (налоги на приб). Налог на физич капитал или на имущ (налог на собствен, включ землю и др ценную недвижим, налог на наследство) явл удобн формой взиман налог, поскол налогоплательщ трудно искусств сниз налогооблаг базу.
При устройстве прямых налогов самым существ моментом явл оценка объектов облож. Эта операция назыв податным кадастром, кот всегда должен предшеств распредел и взиман прям налог. Для оценки объектов прям налог можно прибег к 3 приемам:
1) к самопоказан плательщик,
2) к оценке по опред признакам,
3) к оценке в кажд отдел случ административ органами или смешан комиссиями из членов от правит-ва и от самих плательщик. Ни один из перечисл способов не гарантир абсолют точности и равномерн облож; но наибол обеспеч таковую оценка в смешан комис.
Взиман прям налог сопровожд принудит мерами взыскан по отнош к неисправ плательщик.
Бюджет федерализм: основные направ развития в РФ.
Это разделен полномоч меду централ орг власти властями субъек федер и орг местн самоупр в обл-ти финан и в бюдж сфере. Реализ, глав образ, в ходе бюджет процесс при мобилиз дох и расходов бюджет средств. Принципы:
- законодат разгранич полном по дох и расх между уровнями бюдж сис-мы;
- обеспеч вертик и горизон выравнив дох всех уровнбюджет сис-мы;
- самост и равноправ кажд бюджета.
Развитие бюджетного федерализма:
1) окт 1991 г – зак об основ бюдж устройст и бюдж процес.Субъект федерац не устан конкр размеры дох и расх и они получ право самост опред направл испол бюдж средств;
2) декаб 1991 г – зак об основ налог сис-мы в РФ раздел все налоги на федер, регион и местн. Закрепив их за соответств бюджетами;
3) апрель 1993 г – зак об основ бюджет прав…..Впервые в истор России зафиксир принц формир местн бюджет. На основе муницип бюдж, т.е. объемы дох местн бюдж, покрывающ гарантир выше стоящ органами необход расх;
4) 1994 год – вводится нов форма перераспр средств между федерал и регионал бюджет трансферт, т.е. перед средсв путём формир в федерал бюдж фонда финан поддерж регион и расчёта размера средств по специал разработ ф-ле;
5) 2001 г. – разраб программ развит бюджет федерализ формир конеч цель разгранич дох между бюджет на основе принц 1 налог - 1 бюджет.
Косвен нал и их хар-ка.
Косвенные налогипривязыв к товар и услуг включ в цену. Покупатель, оплач покупку, может не предпол, что он оплач косвен налог. К этому виду налогов относ налог с оборота, кот во многих странах заменён налог с продаж, НДС,акцизы и т.д. Налог с оборота взим от общей выручки. Он не имеет привызки к отдел товару, в отлич от акциза. Акцизы - вид косвен налогов, аналогич налогу с продаж, но распростран на избыточ товары (сигареты, спирт напитки, космет и т.д.).
Косвен налоги назыв еще безусловными, потому что они ни связаны непосредст с дох налогоплател и взим вне зависим от конеч результ деятельн, получ приб. Косвенные налоги образуют бюджет.
12. Инвестиц и источн их финансир. Инвести́ц — долгосроч вложен капитала в эк-ку с целью получ прибыли. Сущест разные классиф инвестиц. По объекту инвестир выделяют: Реальн инвестиц (прямая покупка реальн капитала в различ формах): 1) в форме материал активов (основ фондов, земли), оплата строит-ва или реконструкции. 2) Капитал ремонт основных фондов. 3) Влож в нематериал активы: патенты, лицензии, права пользов, авторс права, товар знаки, ноу-хау, челов капитал (воспитан, образов, наука) и т.д. Финан инвест (косвен покупка капитала через финан активы): 1) цен бумаги, в т.ч. через ПИФы; 2) предоставленные кредиты 3) лизинг (для лизингодателя) Спекулятив инвестиц (покупка активов исключ ради возмож измен цены): валюты; драгоценные металлы (в виде обезлич металлич счетов); цен бум (акции, облигации и т.п.). По основ целям инвестиров: -Прямые инвестиции; - портфельные инвестиции; - реальные инвестиции; - нефинансовые инвестиции; - интеллект инвест (обуч специалист). По срокам вложения: -краткосрочные (до 1 года) - среднесрочные (1-3 года) - долгосрочные (свыше 3-5 лет).
По форме собствен на инвестиц ресурсы: -частные - государственные - иностранные - смешанные Финансир инвестиц- обеспеч инвестиц деятельн необход денеж средств из различ источников. Внеш источники формир инвестиц ресурсов - заемные и привлеч источники финансир реализ инвестиц проектов.
Внутр источники формир инвестиц ресурсов- собств источн финансир реализац инвестиц проектов.
Собств источники формир инвестиц ресурсов- денеж средства и др имущ собственник компан, привлек для реализ инвестицион портфеля. Заемные источники - привлек для реализ инвестицион портфеля на кредит основе денеж средства и др имущ: лизинг, селенг, иностр инвест, различ формы заём средств, эмиссия облигац.
13. Местные финан и их особен в РФ.Обязат компон демократ гос строя – местн самоуправ. Фин базой местн орган власти – их бюджеты. Основ налог дох:
-земел налог – 100%
- налог на имущ физ лиц – 100%
В местн бюдж зачисл дох от след налог: НДФЛ, един сельскохоз нал, гос пошлина.
Неналог дох местн бюджет фомир от муницип собствен.
Расход часть мест бюджет ярко отраж последс экон и соц процесс в стране.
В соответ с БК из мест бюджет финансирсодерж орган местн самоуправ, муницип орган охр общест порядка, содерж муниципал, ЖКХ, муниц дорого, охр окр среды на террит, провод муниц выборов и реформиров.
Налоговая си-ма гос-ва.
Налогов си-ма — совокуп налогов, сборов и пошлин, установ госуд и взимаем с целью созд централ общегосуд фонда финан ресурсов, а также совокуп принципов, способов, форм и методов их взимания. Основ налог сис-мы явл налоги. С помощ налог си-мы госуд реализ свои ф-ии по управл (регулир, распред и перераспред) финан потоками в госуд.
Налоги представ собой обязат сборы, взимаем госуд с хозяйств субъект и с граждан по ставке, установл в законодат порядке. Развит и изменен форм кот сопровожд преобразов налог сис-мы. Налоги выполн след ф-ии:
обеспеч финансир госуд расход (фискал ф-я);
поддерж относител социал равновес путём измен соотнош между доход отдел социал групп с целью сглажив нер-ва между ними (социал ф-ия);
государств регулир эк-ки (регулирующая). Принципы построен налогов сис-мы:
Обязательность. Справедливость
Определённость. Норматив акты до нач налог периода должны опред пр-ла испол обязан налогоплательщ.
Удобство (привилегирован) для налогоплательщика.
Экономичн. Издержки по собир налог не должны превыш сумму собираем налог, а д.б. минимал.
Пропорциональн. Предпол установл огранич (лимита) налогов бремени по отнош к ВВП.
Эластичность. Подразум быструю адаптац к изменяющ ситуации
Однократность налогооблож. Один и тот же объект налогообл должен облаг налог за установ период 1 раз.
Стабильн. Изменен налог сис-мы не долж производ часто и очень резко.
Оптимальн. Цель взиман налога должна достиг наилуч образ с точки выбора источн и объекта налогооблож.
Стоимостн выраж. Налоги должны уплачив в денежной форме.
Единство. Налог сис-ма действ на всей территор страны для всех типов налогоплательщ.
16.Бюджет дефицит, причины его возник и источ финансир. Бюджет дефиц — превыш расход бюдж над доход. Возник бюдж дефиц обусловл многими причин, среди кот можно выдел след: спад обществ произ-ва, завыш расх на реализ принят социал программ, возросш затраты на оборону, рост «тенев» сектора эк-ки, рост предел издерж обществ произ-ва, массов выпуск «пустых» денег. Особое знач из них имеют спад произ-ва и рост «тенев» сектора эк-ки. Налич этих причин приводит к уменьш налог базы. В перв случае происх сокращ произ-ва, уменьш получ приб, следоват, уменьш поступл в бюджет. В резул план поступл в бюджет не выполн. Во втором случае предпр вообще перестают платить налоги. Гос органы их не видят, они наход в «тени»Для финансир дефиц бюдж испол различ источники: внутренние и внешние. Внутрен источники: 1) средства, поступивш от размещ гос цен бум, номинирован в национ валюте; 2) бюджет кредиты; 3) кредиты, предостав кредит организ-ми, междунар финан организ-ми; 4) иные источники внутрен финансир дефицита бюджета: - поступл от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящ в собств гос или региона; - поступл от реализ госуд/регионал/муниципал запасов драг метал и драгоц камней; - курсовая разница по средствам бюджета; - пр источн внутр финансир дефицита бюджета. Внешн источники: 1) средства, поступив от размещ гос займов, котор осущ путем выпуска гос цен бум от имени гос или соответств региона, номинал стоим кот указана в иностр валюте; 2) кредиты иностран гос-в, междунар финан организ, иных субъект междунар права и иностр юридич лиц в иностр валюте, вкл целевые иностр кредиты; 3) кредиты кредитн организ в иностр валюте; 4) пр источн внеш финансир дефиц бюдж.17. Фин сис-ма страны, хар-ка ее звеньев. Из совок фин выдел отдел фин отнош со своими специф особен. Обораз конкрет фин категор. Фин категор облад опр призн, ф-ми, задач, ролью, целью функцион. Наприм, налоги, цены, дох, кредит и т.д. Расшир взаимосв между контрагент, привод к созд след фин звеньев (организ, население, гос-ва).
Фин звенья – группир отдел фин категор с общ признак (бюджет, как фин звено, объедин кредит, налоги, гос дох и расх, цены). Развит произ-ва товар-ден отнош сопровож измен в финн отнош. Это обуслов формир более высок ступени развит. Фин отнош финн сфер децентрализ (финн хозяйст субъек) и централиз (общест финан).
Федерал сис-ма РФ:
1) общественные финансы:
- финансы некоммерч организ;
- госуд и муницип финансы:
* федер, регион, местн бюджеты;
* гос и террит внебюдж фонды;
* государственный кредит;
* финан казённых и унитарн предпр;
* финансы бюджетных организаций.
2) финансы хозяйствующ субъектов:
- финансы домашних хощяйств
- финан негосударст организаций:
* финансы коммерч организаций;
* финансы финансовых посредник.
Регионал и местн финан.
В послед десятил наблюд регионализ экон и соц процесс, т.е. ф-ии регулиров этих процесс переход от централиз ур-ей гос власти к регионал. Централ звено территор бюджетов – бюджеты субъек РФ. Через регион бюджеты гос-во провод экон полит. В соответ с бюджет кодек, доходы регион бюджет формир за счёт налог и неналог дох.Чисто регионал налог, поступ в бюджет субъек – 100%. Налог на имущ организ.
Более 18% заним ассигнов на нац эк-ку. Значит доля – соц расх – 52%. В регион бюдж высок расх на оказ финан помощи муницип образ, кот при стабил финан ситуац – более 30% от общих расходов.
Обязат компон демократ гос строя – местн самоуправ. Фин базой местн орган власти – их бюджеты. Основ налог дох:
-земел налог – 100%
- налог на имущ физ лиц – 100%
В местн бюдж зачисл дох от след налог: НДФЛ, един сельскохоз нал, гос пошлина.
Неналог дох местн бюджет фомир от муницип собствен.
Расход часть мест бюджет ярко отраж последс экон и соц процесс в стране.
В соответ с БК из мест бюджет финансирсодерж орган местн самоуправ, муницип орган охр общест порядка, содерж муниципал, ЖКХ, муниц дорого, охр окр среды на террит, провод муниц выборов и реформиров.
26. Роль финанс в процес воспр-ва. Процесс воспр-ва состоит из 4 стадий: произ-во, обмен, распредел, потребл. Воспр-во вкл непрерыв возобнов и расшир производст фондов, рост ВВП и его глав части — НД, воспр-во рабоч силы и производ отнош. Оно осущест с использ эконом рычагов, товарно-денеж, финан и кредит отнош. Важная роль в воспроиз-ве всех составных частей ВВП принадлеж госуд финан и финан предпр. Роль финан можно свести к 3 основ направ: 1. Финан обеспеч потребн расшир воспроиз-ва означ покрыт всех затрат за счет финан ресурс. 2. Финан регулир эконом и социал процес. Измен темпов роста отдел структур подраздел для перестройки произ-ва в соответ с потребн общ-ва. 3 вида регулир эк-ки: * саморегулир, т.е. регулир эк-ки рыноч механизмом; * государственное; * регулир экон через фин предпр (предпр само опред пропор между потребл и накопл средств). 3. Финан стимулир эффектив использ всех эконом ресурсов осуществ след метод: - через эффектив влож финан ресурс; - через созд поощрител фондов; - через использ бюджетных стимулов; - через использ финансовых санкций.
27. Хар-ка межбюджет отнош в РФ.Это отнош между орган власти РФ, субъект РФ и орг местн самоупр, связ с формир и испол соотв бюджетов. Эти отнош основ на приципе бюджет федерализма.
Дох террит бюдж сост из собствен (налог и ненал) и безвозмезд перечисл (трансфер). Трансфер выдел из федер и регион бюдж в виде дотац, субсид, субвенц. Дотация – средст, предостав бюджет др уров для покрыт текущ расход. Субвенция– средст, предост бюдж др уров или юр лицу для осущест целев расход. Субсидия – средст, предост бюдж др уров, юр или физ лицам на услов долев финансир целев расх.
В случ нецелев испол субвен и субсид, наруш сроков их испол, сумма м.б. востреб орган власти, выдавш средст.
Дотац, субвен, субсид, как методы наделен финн ресурс террит бюджет не совершен, т.к. созд у мест админист иждивенческ настроен. Но обойтись без них нельзя.
28. Бюджет процесс: хар-ка его стадий. Бюджет процесс – совок дейст исполнит и представит орг власти по разраб и осущ финн-бюдж полит и управ бюджет сис-й. Бюджет период – 1 год. Продолж бюдж процесс значит больше бюджет периода, т.к. в бюдж процесс вкл время, необход для планир послед бюджет контр и др действ. Бюджет проц осущест орган наделен в соответ с законодат бюджет полномоч, т.е. правами и обяз участн бюджет процесса. Такими полном надел: 1) орг представ и исполнит власти (гос дума РФ) и (минфин, минэконом развит, фин и налог орг на местах); 2) фин и налог органы; 3) орг денеж-кред регулир и гос финан контроля.; 4) глав распор бюдж средств и распор бюдж средств (минобраз и науки РФ и др); 5) гос целев внебюдж фонды.
Распоряд бюдж средств – орган испол власти, распред бюдж средства между бюджетополуч. Бюджетополуч –казен учрежден. Финансир посредст сметы.
Бюджет процесс вкл в себя:
- сводн финн планир и прогнозир;
- составл перспект финн плана;
- составл, рассмотр, утвержд проекта бюджета;
- исполн бюдж в течен бюдж периода;
- анализ и контр испол бюджета.
29. Прибыль организ и её распредел. Прибыль— выступ как превыш доход над расход.
Прибыль выполн след ф-ии:1) хар-ет экон эффект, получ в резул деятел предпр. 2) облад стимулир ф-ей. Это связано с тем, что прибыль явл не только финан результ, но и основ эл-ом фин ресурс предпр. Предпр заинтерес в получ максим приб, 3) прибыль явл одним из важнейш источник формир бюджет разн ур-ей. Механизм распред приб д.б. построен таким обр, чтобы способст повыш эффект произ-ва, стимулир развит нов форм хозяйств.
Одной из важнейш пробл распред прибявл оптим соотнош доли приб, аккумулируем в доход бюдж и остающ в распоряж фирмы.. Распред прибл на предприятии.
Валовой доход предпр - выручка от реализ продук (работ, услуг) за вычетом материал затрат, т. е. включ в себя опл труда и прибыль.
Фонд накопл, образ за счет приб, использ на приобрет и строит осно фондов производст и непроизвод назнач и осуществ др капитал вложен, кот не носят безвозвр хар-ер. Часть средств фонда накоплен, направлен на долгосроч инвестиц, не расход безвозвр. Вместо потрач денеж средств, кот числил в активе баланса на расчет счете, появл эквивалент стоим др имущ, создан на эти средства и также отраж в активе баланса, но подр статье. Для контр за движ средстврекоменд в сос-ве фонда накопл раздел фонд накопл образов и фонд накопл использов. Фонд потребл использ на финансир социал нужд и материал стимулир работн. Расходы по фонду потребл носят безвозвр хар-ер.
Резервн фонд предназн для покрытия непредвид потерь, вызван стихийн бедств, и баланс убытк.
Фонд социал сферы целесообр создав, когда предпри имеет на балансе нескол объектов непроизводст назнач, чтобы не смешив средства на их содерж с расход по фонду потребл.
30.Страхование, его формы и виды. Страхов– совокуп эконом отнош, возник на основе замкнут, безвозврат перераспредел финан ресурс во врем и простран, по поводу формир страх фонда и его испол для возмещ вероятн ущерба, нанесен экономич субъект в резул непредвиден неблагопр событ. Обязател страхов выраж граждан-право отнош, связан с образ и испол ресурс страхов фонда в силу закона. Через издание закон гос-во устан обязат форму страхов. В РФ виды, услов и поряд провед обязат страх опред действ законодател. К обл-ти обязат страх относ:
* обязат соц страхов граждан;
* обязат страхов имущ и имущ интерес сельскохоз организац;
* обязат страхов недвижим имущ, принадл граждананам и др.
Добровол страхов отлич от обязат страх тем, что граждан-правов отнош возник в силу волеихъявлен сторон – страх компан и физ или юр лица и затем они закрепл в закл между ними письмен догов страхов. Этот вид страх не явл принудит. Существует:
* личн страх – это отрасль страх, где в кач-ве объект страх выступ жизнь, здоров и трудоспособ чел;
* имущест страх представ собой отрасоь страхов, в кот объект страх отнош явл имущ в различ видах;
* страхов ответствен – отрасль страх, где объек явл ответст перед 3-ми лицами, кот м.б. причин ущерб вследст к-л действ или бездейст страховат;
* страх экон рисков – это отрасль страхов, где объектом явл ущерб, котор возник в процесс предприн деятел. В страх экон рисков выдел: страх риска прям и косвен потерь. К прямым относ – потери от недополуч приб,убытки от простоя оборуд и др. Косвен – страх упущ выгоды, банкротст предпр и пр.
В соц страх объект выступ уров дох граждан. В его состав вкл страх пособ, пенсии, льготы.
Пенсионный фонд РФ.
Классифик внебюджет фондов:
1) по целевой направленности:
- социальные (ПФ, ФОМС, ФСС);
- экономические (отрасл и межотрасл фонды ВНИОКР);
2) по уров управления:
- централизов (госуд), котор использ как финан гарант. конститут прав гражд на социал защиту;
- децентрализ, формир для решен террит и отрасл задач.
Источн формир средств:
* страх взносы предпр и организ;
* трансферты (межбюджетн);
* прибыль от коммерч деятельнос;
* заёмные средства;
* добровол взносы гражд и организац.
Внебюдж фонды автоном, но наход в собств гос-ва.
Пенсион фонд РФ.Основ в 1991 г. Особен пенс фонда, как звена финан сис-мы: 1) запланир орг власти и имеет целев направ; 2) денеж средст испол для фин гос расх не вкл в бюдж;
3) денеж ресурсы наход в гос собств и изъятию на к-л цели, не предусмот, не подлеж; 4) расходов средств из фонда осущ по распоряж правит или спец уполномоч орг правлен фонда.
Направления использования средств:
- государственные пенсии;
- пенсии инвалидам;
- компенсац выпл пенсион и инвал;
- социал програм госуд поддержки ивалидов и пенсионеров.
Рук-во ПФ осущ правлен и его действ орган – исполнительн дирекция.
35.Финансы в сис-ме денеж отнош.Финан выступ в денеж форме, но не все денеж отнош явл финан. Финан отлич от денег, как по содерж, так и по выполн ф-иям. Денеж отнош превращ в финан, когда в резул произ товар и оказ усл при их реализ созд фонды денеж средств. Финан возник на основе движ реал денег в наличч и безнал форме. Это движ самост, не эквивален, т.е. когда не возник товар возмещен. При финан одностор движ денег, т.к. деньги движ безвозврат. Двусторон движ присуще кредиту. Финан отнош возник между:1) работодат и сотруд; 2) госуд и предприят; 3) предпр и контрагент; 4) предпр и выше стоящ организ и т.д.
Деньги | Финансы |
Всеобщ эквивал, с помощ котор измер затраты произ водител | Экон инструм распр и перераспр ВВП, НД, орудие контр за образ и испол денеж средств |
Мера стоим на комплен денег, средство платежа, миров деньги | Иные функции |
Возник раньше финан | Позже денег |
Более общ экон категор | Вторич катег, производн от денег |
Охват широк экон отнош | Охват отнош, связ с формир денеж фондов |
Функции финансов.
Как экон катег, финан облад ф-ми: ф-ия проявл сущн экон категор и круг тех обязан, котор эта категор долж выполн. Ф-ия объектив, стабил и раскрыв общест назнач экон категор. В рын эк-ке финан выпол 3 ф-ии: 1) распределит; 2) контрол; 3) регулир. Распредел ф-ия осущ во всех сферах общест жизни. Субъекты распред на микро-ур: юр и и физ лица. На макро-ур: гос-ва. Объек распр явл: ВВП и НД в ден форме. Распред ф-ия охват 3 ступени:
- формир фонд ден средств. На микро-ур созд финн ресур ораганиз и денеж средст домохоз. На макро – централиз средства госуд;
- распред ден фонд через фин инструм. На микро-ур образ обособл фонда предпр и дом хоз-ва; на микро – распред ВВП и НД. Получ дох часть бюджета всех уровн и внебюдж фонд;
- испол ден средств (фондов), обеспеч на микро-ур – расшир воспр и сущ член об-ва.; на макро – улучш народ-хоз пропорц; удовл потреб страны.
В резул распред ВВП и НД, созд на микро-основ или первич дох. Первич распред продолж на макро и обеспеч созд вторич или производ доходов.
Контрол ф-ия сигнализ об отклон в пропорц расперд ВВП и НД, образ целев денеж фондов, об обеспеч произ процесс необход ресурсами. Проявл:
- ещё до наступ распредел процесс, когда составл прогн сметы, программы, бюджета;
- в процесс испол фондов денеж средств;
- в процесс подвед итогов.
Реализ через: 1) финн-хоз контр в организ; 2) финн-бюдж контр при выполн налог платеж и финан из бюдж; 3) кредит-банк контр при испол присущ кредит и денеж расчёт.
Регулир ф-ия тесно связ с вмешат гос с помощ финан в процесс воспр-ва. Проявл через: налог полит; ставок налога; ставок исчислен; цены, кредиты, расходы.
37.Фискал методы регулир эк-ки.Гос-во может регулир эк-ку с помощ налог и госуд расх, но эти методы регулир ограничены. А налоги и расходы взаимосвяз. Основ инструм налог регулир эк-киявл манипулир налогов нагруз на эк-ку. Увелич налог нагрузки негатив влияет на эк-ку, поскол уменьш велич дох потребит; 2) возраст спрос фирм на финан ресурсы; 3) подавляется предприним активн и желан людей трудится, поскол их труд приносит им меньш вознаграж.
Поэтому более действен средст стимулир эк-ки может оказаться измен структ налогов. Например, для увелич потреб спроса выгодно перенести налог нагрузку на наибол обеспеч граждан. Если налоги явл способом изъятия части дохода из эк-ки, то госуд расходы, наоборот, увелич дох субъек эк-ки. Поэтому рост госуд расх может увелич произ-во во время кризиса, но в то же время рост госрасх во время экон бума может вызвать не рост произ-ва, а ускор инфл. Измен структуры госуд расх также способно влиять на эк-ку. Например, если гос увелич спрос на продукц капиталоем отрасл, то это вызов больш прирост инвестиц и более быстр рост эк-ки. Но для быстр сниж безработ необход направл средства гос-ва в отрасли с повыш трудоемк произв-ва.
39. Основ этапы развит фин сис-мы РФ. Финансы— это совокуп денеж отнош, организов госуд, в процессе котор осущ формир и использ общегосуд фондов денеж средств для осущест экон, социал и политич задач. 2 основ этапа развит финан. Первый этап- неразвит форма финан, кот был присущ непроизводит хар-ер, т.е. основ масса денеж средств (2/3 бюджета) расходов на воен цели и практичес не оказ воздейст на эк-ку. Этому этапу свойствен узость фин сис-мы, т.к. она сост из 1-го звена - бюджет, и кол-во финан отнош было огранич. Все они были связаны с формир и использ бюджета. По мере развит товарно-денеж отнош, государст-ти возник необход в новобщегос фондах денеж средств и соответ в новых группах денеж отнош по поводу их формир и использ. Этапы развит финан в СССР и России. Строит-во социалистич финан начал после гражд войны. Крупн предпр промышл и торгов национализир, но все еще велика доля частника, особен в оптовой и рознич торговле. Эти годы характериз неупорядоч снабж, стихийн ценами, непредсказ результ хозяйст деятельн, отсутств услов для планир таких показат, как доход, прибыль, себестоим. Гос-во создает 3 основ общегосуд фонда денеж средств и 3 группы денеж отнош, связан с их формир и использ. Первымобщегосуд фондом стал государс бюджет, главн источн поступл - налоги. Вторым по значен общегосуд фондом денеж средств был фонд государств имуществ и личного страхов. Третьим был фонд государ социал страхования,обеспечив сохр, воспр-во трудов ресурс.
40. Экономич содерж и знач налогов. Налоги представ собой обязател сборы, взимаем госуд с хозяйств субъект и с граждан по ставке, установл в законодат порядке. Эконом содерж налог выраж взаимоотнош хозяйств субъек и граждан, с однстор, и гос - с др стороны, по поводу формир госуд финан.
Объектив потребн налог поступл: содерж госуд аппарата и армии требует средств, кот гос не получ в достат кол-ве от эксплуат собств имущ и ссудных операций, также налоги формир бюджет гос. Таким образ, налоги имеют историч, социаль, юридич, общегражд, экономич и территориал корни. Кроме перечисл, важную роль в формир потребн уплач налоги гос играет культур и образоват уровень насел. Социал аспект сущест при любой организ общ-ва. Необход содерж за счет работающ пенсионер, инвалидов, детей-сирот. Общегражда знач налог закл в том, что все члены об-ва нуждаются в поддерж правопоряд и госуд неприкоснов. Обеспеч эти ф-ии самост насел не может, т.к. их должны выпол профес сотрудники внутр органов и армия. Территорзащита интерес страны должна строиться на налог, точнее на сборах при въезде (выезде) физич лиц и ввозе товар на террит страны (их вывозе). Эта си-ма только частично направ на собств насел страны, т.к. больш часть налог собир при въезде (ввозе). Культурный и образоват уров граждан опред этику отнош госуд -- налогоплател.
Чем быстрее гос развив рыноч эк-ка тем быстрее растут расх, следоват для их обеспеч нужны ресурсы и мощное произв. Чем налоги и обеспеч гос-во.
Роль: В структуре бюджет всех уров налоги состав достат значим удел вес пример 60 %, важн инструм в пол-ке гос-ва.
41. Сис-ма органов управл финан в РФ. Общ управ финан в РФ в соотв с ее Констит возлож на высш орг гос власти– Федер собран, аппарат Президента, прав-во. Именно эти органы приним окончат реш при утверж федер бюдж и отчета о его исполн.
Всю работу по управ гос финан осущес Минист финансов, его нижестоящ фин органы, а также Федер налоговая служба. Среди всех органов выдел Минист финан РФ комплекс хар-ом своих ф-ий, направл в разн стороны финан деятельн гос-ва. Этот гос орган исполнит власти обеспеч провед единой финан, бюджет и налог полит в России и координир деятельн в этой сфере др федер органов исполнит власти.
На Минист финан возлож след задачи: 1) разраб и реализ единой госуд финансов политики;
2) составл проекта и исполн федерал бюджета;
3) осуществ финан контроля за рацион и целев расход бюджет средств и средств федерал внебюджет фондов;
4) обеспеч устойчив госуд финансов и осуществ мер по развит финан рынка.
42.Финансы организац, их хар-ка. Коммер орг осущ свою деятел в разл организ-правов формах. Одна из основ целей деятел коммер организ – получ прибыли.
Некоммер оргсозд для достиж конкр цели и могут осщу предприн деят только ради достиж основ цели.
Финан организ созд ВВП и НД
Финан коммерч организ – это финан или денеж отнош, возник в ходе предпр деят в проц формир созд капит, целев центр и децентрализ фондов денеж средств.
Ф-ии финан коммер организац:
* распределительная
* контролирующая
* регулирующая
Принц организ фин коммерч предпр:1) принц хоз самостоят;
2) принц самофинансир. Собств источ финан - прибыль, амортиз фонд;
3) принцип материал заинтересован;
4) принцип материл ответствен; 5) принц обеспеч финан резерв; 6) принц осущ контр за финан хоз деятел. Объектив основа реализ это дейст контрол ф-ии финансов.
Бюджетная система РФ.
Бюджет уст-во опред организ бюдж, взаимноотнош между его звеньями, правов основы функцион, состав и структ бюдж. Составн частью бюджет устройства явл бюджет сис-ма.
Бюджет сис-ма – совок бюдж гос-ва, админ-террит образов, гос учрежд и фондов, основ на экон отнош в гос устройст и право нормах.
От формы гос устр-ва завис построен бюдж сис-мы страны. Гос-ва бывают:
1) унитарные (единые); 2) федеративные (объединён); 3) конфедеративные (союз). В унитар гос-ве бюджет сис-ма состоит из 2-х звеньев:
- государственный бюджет;
- местный бюджет.
В федератив гос-ве бюджет сис-ма состоит из 3 звеньев:
- федеративный бюджет;
- бюджеты члены федерации;
- местные бюджеты.
В конфедератив гос-ве бюджет формир из взносов, входящ в конфедерац гос-в.У гос-в членов конфедерации действуют свои бюджет и налоговые системы.
Соглас БК, бюджет сис-ма сост из 3 уров: 1) федератив бюдж+гос целев внебюдж фонды (ПФ, ФСС, ФОМС);
2) регионал бюдж+террит внебюдж фонды (ФОМС); 3) местные бюджеты.
Бюдж, входящ в бюдж сис-му РФ, самостоят и не вкл др в др, т.е. бюдж субъект не вкл в федерал, а местн бюдж не вкл в регионал.
Принципы функцион бюдж сис-мы:
1) единство бюджетной системы;
2) разгранич дох и расх между уровн бюдж системы;
3) самостоят бюджет разн уровней;
4) рав-во бюджет прав субъек РФ, муницип образований;
5) полнота отраж дох и расх бюдж-в, бюдж-в гос внебюдж фондов;
6) сбалансированность бюджета;
7) результатив и эффектив испол бюджетных средств;
8) прозврачность;
9) достоверность бюджета;
10) адресность и целев хар-р испол бюджетных средств;
11) подведомствен расх бюджета;
12) единство кассы;
13) общ совокуп покрытия расходов бюджетных средств.
44. Сис-ма органов фин контр в РФ. Финан контр — механизм обеспеч закон финан деятел исполнит органов гос власти и муницип образов.
Финан контр явл важнейш средством обеспеч законности в финан и хозяйст деятельн гос-ва. Для этого созд орг финан контроля:счет палата РФ и федерал казначейство.
Счётн палата РФ явл пост дейст орг финн контр, образуем федерал собран РФ и подотчётн ему. Контр полном распрост на орг местн самоуправ, организ, банки, страх комп и др финн-кред учрежд, вне завис от видов и форм собствен. Если они получ, перечисл, испол средства федер бюдж или испол федер собствен или имеют предостав федер закон налог, тамож или иные льготы и преимущества.
Федерал казнач осуществл предвар и текущ контр за ведением операц с бюдж средств. В нач XXI в. структ, аналог федер казнач, стали созд и субъек РФ. В соответ с БК РФ, федер казнач осущ контроль:
- за не превыш лимита бюдж обяз-в;
- не превыш бюджет ассигнований;
- за соответ проводим операц коду бюджет классификации;
- за налич и получ средств федер бюдж документ, подтв возникн денеж обязательств.
Фискальная политика РФ.
Фиска́л поли-ка — правительст пол-ка, один из основ метод вмешат госуд в эк-ку с целью уменьш колебан бизнес-циклов и обеспеч стабил эконом си-мы в краткоср перспект. Основ инструм фискал полит явл дох и расх госуд бюджета, т.е: налоги, трансферты и госуд закупки товар и услуг. Фискал полит в стране провод правител госуд.
Целями фискал полит как любой стабилизац (антицикличес) полит, направл на сглажив циклич колебан эк-ки, явл обеспеч: 1) стабил экон роста; 2) полной занятости ресурсов; 3) стабил уровня цен.
В зависим от фазы цикла, в котор находится эк-ка, инструм фискал полит использ по-разному. Выдел 2 вида фискал полит: 1) стимулир и 2) сдержив. Стимулир фискал полит примен при спаде, имеет целью сокращ рецессион разрыва выпуска и снижен уровня безраб и направ на увелич совокуп спроса (совокуп расх). Ее инструм выступ: а) увелич госуд закупок; б) сниж налог; в) увелич трансферт. Сдерживающ фискал полит использ при буме (при перегреве эк-ки), имеет целью сокращ инфляцион разрыва выпуска и сниж инфляц и направ на сокращ совокуп спроса (совокуп расх). Ее инструм явл: а) сокращ госуд закупок; б) увелич налог; в) сокращ трансфертов.
Кроме того, различ фискал полит: 1) дискрецион и 2) автоматич (недискрец). Дискрецион представ собой законодат (официал) измен правительс велич госуд закупок, налог и трансфер с целью стабилиз эк-ки.
Автоматич связана с действ встроен (автоматич) стабилизат. Встроен (или автоматич) стабилиз предста собой инструм, велич кот не меняется, но само наличие кот автомат стабилиз эк-ку, стимулир делов активн при спаде и сдерживая ее при перегреве.
46.Бюджетное планирование.
Финан планир на общегос и территор уровнях обеспеч сис-й финан, планов, котор увязыв с матер и трудов балансами в стоим выраж. Сводн фин баланс – баланс финан ресурс, созд и и ипол в гос или на опред террит. Он охват средст всех бюджет, фондов, предпр, распол на дан террит и домохоз. Разраб МинЭконРазвития при участ МинФина. Преимущ террит сводн финн планир:
- достижен единства в эконом и социал развитии территории;
- повышен кач-ва бюдж планир;
- концентр финан ресурс на наибол важн направл экон и соц развития территории;
- сочет террит и ведомств интерес.
47. Доходы бюджет сис-мы: их классифик и хар-ка. Дох бюдж сис-мыможно опред как экон категор, т.е. совокуп опред эконом отнош, возник между плательщ доход, в кач-ве кот выступ юр и физ лица, и получател средств, госуд, в лице орг его власти. Эти отнош возник по поводу изъят части средств плательщ в пользу получат.Классифик дохпредусмат следу группы, кот состоят из статей доход, объединяющ конкрет виды д