Формы государственного регулирования хозяйственной деятельности.
У Лазаренковой выдел. 2 формы воздействия гос-ва на экономику:прямая и косвен.
К прямым формам относ-ся: принятие и реал-ция планов развития,устан-е таможен.пошлин,налогов и сборов,квот,осущ-е контр.и правоохранит. ф-ций в сфере экономики и т.д.
К косвенным:лицензирование, приватизация,развитие форм хозяйчтв-я на основе гос.собств-ти и др.
У Сидорчука:гос. регулир-е хоз.деят-ти вкл. следующие формы:
1).Регулир-е усл-й хоз. деят-ти; - Осущ-ся Нац.Собранием, През-том, СМ, др.ГО, орг. МУиСУ. Оно призвано обеспечить созд-е для суб-тов хоз. деят-ти стабильных и благопр.х усл-й хоз-я.
Для гос. регул-я условий хоз. дея-ти использ-ся следующие пути: Денежно-кредитная политика, сис-ма налогов, провед-е амортизацион. пол-ки, инвестицион.пол-ка, лицензире-и, . антимонопольные меры и развитие конкуренции и др.
2).Прямое управление хоз. деят-тью; - осущ-ся Минист-ми, др. РОГУ, гос. орг-циями, подчин. Прав-ву, МУиСУ..
Оно вкл. устан-е гос. заданий и заказов, выдачу плановых актов на получ-е (поставку) продукции (товаров), экспертизу инвестицион. проектов и иные конкретные действия по орг-ции и осущ-ю хоз. деят-ти.
3).Контроль за хоз. деят-тью.- осущ. Соотв-е ГО (КГК, Нац. банк, Мин-во экономики, Мин-во финансов, Мин-во по налогам и сборам, Гос. таможенный комитет, Гос. комитет по стандартизации и др.) контролируют собл-е зак-ва о предпринимат-ве, антимонопольного закон-ва, банковского закон-ва, зак-ва о рынке ценных бумаг, требований к кач-ву и порядку реал-ции товаров, работ и услуг, порядку ценообразования, осущ-ния внешнеэкономической деят-ти и валютных операций и т.д
Виды (формы) государственного регулирования хоз. деят-ти закрепляются в законод. актах и другом действующем закон-ве, как правило, применительно к соответствующей хоз. деятельности.
В мировой практике считается нормой государственное стимулирование малого бизнеса.При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и иные ресурсы. Государство призвано создать такой правовой режим, который позволит малому бизнесу не только держаться на плаву, но и расти и набирать силу.
Понятие и источники регулирования предпринимательства(ПД)
Право на занятие ПД – констит. право гр-н! «предпр-тво» - в ст. 1 ГК: " - самост. деят-ть ю. и ФЛ, осущ. ими в гражд. обор. от своего имени, на свой риск и под свою имущ. отв-сть и направл. на сист. получ. приб. от польз-ния им-вом, продажи вещей, произв-нных, перераб-нных или приобр-нных указ.лицами для продажи, а также от вып-ния работ или оказ.услуг, если эти работы или услуги предназн-тся для реал-ции др.лицам и не использ-тся для собств. потребл.".
{ст. 30НК: «работа» - деят-ть, рез-ты кот-ой имеют мат. выраж. и м.б. реализ-ны для удовл-ния потребностей орг-ции и\или физ. л. «Услуга» деят-ть, рез-ты кот. не имеют мат.выраж., реализ-ся и потребл-ся в процессе осущ-ния этой деят-ти.}
ПД м. осуществляться в виде индивид. труд. деят-ти и орг.-прав. формах предприятий(ю.л). *К ПД не отн.: ремесл. Д; Д. по оказ. услуг в сф. агроэкотуризма, Д. ф.лиц по исп. собств. ценных бумаг, банк. счетов в кач-ве средств платежа или сохр. ден. приобр-ний; разовая реализация на торг. местах на рынках произв., перераб. ими товаров. Зак. актами м.б. определены и др. такие виды деят-ти.
Признаки предприним-ва:
1)самост. деят-ть. (Гр-не и ю.л. сам-но принимают реш. о том, заниматься ли им ПД, в какой именно сф., сами выб-ют партнеров…) Эта черта=принципам: 1.своб. хоз.деят. 2.недоп-сти вмеш-ва гос-ва в ч.дела.
2)это Д. в хоз. обороте. (Гл. призн. Хоз.об-та –сист.осущ.Д не для удовл. собств. нужд, а в расч. на получ. прибыли.
3) Д, осущ. от своего имени. Имя – ср-во индив-ции предпр-лей в комм. обороте. Можно использовать песевд. или анонимно -ст. 8З. "Об авт.пр. и см.пр-ах» {Гр-ин вправе переменить имя, но это не основание для прекр.\изм. его прав и об.,. приобретение прав и об. под именем др.лица не допуск.}. ГК: ю.л. имеет свое наим-ние, содерж. указ. на его орг-прав.форму. В Наим-ниях неком. орг-ций и УП д.б. указание на характер дея-т. **НЕЛЬЗЯ исп-ть в наим.: «РБ», элементы гос.символики., только в порядке, опр.през-том(указ№372,172)., «национальный», «белорусский» - Указ 31.05.2005 N 247 "О доп. мерах по упоряд. исп. слов "нац." и "бел"; !!!Если комм.орг-ция –д.б. фирм.наимен. (Порядок: «ПСМ№154-полож.) **{ГК- Фирм.наим. должно содержать: *Если это ООО - наим.общ-ва+слова «с огр.отв-тью» *ОДО – наим.общ-ва+«с доп.отв-тью» *Акц.общ-во – наим.+указ.на то,что оно акц-ное. *Кооператив - наим.+"произв.кооператив"\"артель" *Ассоциация - указ. на осн.предмет ее деят. +"ассоциация"\"союз"}.
4) Д на свой риск. Риск-вероятность наст.негат.посл-вий
5)Д под свою имущ.отв-ть. Неблагопр. последствия м. наступать не только вследствие объект.факторов, но и –неисп.\ненадл.исп. им своих обяз-ств. Это и есть им.отв-ть препр-ля. Она м.б. в случаях: наруш. Зак-ва; невып. заключ. догов.; наруш. прав собств-ка; загрязн.окр.ср. +следует помнить о КоАП ,УК.
6) Д, направл. на сист. получ.приб. Цель ПД также-общ.польза.
7) ПД носит професс. Хар-р, т.е. осущ-ют лица с опр.квал.//Вывод:При отcут.полн. набора сущностн.признак.: экон.Д. не м.б. предпр-ой.
+иные НПА, как ист.рег-ния: 1)Зак.№148-З «о подд.мал.и ср.пр-ва» 2)Декр.№6 «о стимул. ПД на тер.ср.\мал. гор.поселений и с\м.»