Договор перевозки пассажира: понятие и особенности правового регулирования

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установ­ленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК). (двусторонний, возмездный, консенсуальный).

Предметом договора перевозки пассажира (как отдельного вида договора перевозки) являются действия перевозчика по доставке пасса­жира в пуню назначения, а при сдаче пассажиром багажа - и указанно­го багажа, который должен быть выдан управомоченному на получение его лицу, а также действия пассажира по уплате установленной платы за проезд и провоз багажа.

Особенность субъектного состава договора перевозки пассажира состоит в том, что в качестве пассажира здесь выступает физическое лицо. Как известно, в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК, а также правами, предоставленными потребителю Законом РФ «О защите прав потребителей».

Транспортная организация, относящаяся, как правило, к транспорту общего пользования признается субъектом публичного права, на которую распространяются правила публичного договора (ст. 426 ГК РФ).

Правительство РФ вправе издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении данного договора, например, Постановление Правительства от 2 марта 2005 г. №11 «Об утверждении правил оказания услуг по перевозкам на ж/д транспорте пассажиров, а также багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности»

Также специальным транспортным законодательством устанавливаются особенности перевозки пассажиров:

1. Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 №60-ФЗ регулирует правоотношения, возникающие из договора воздушной перевозки пассажиров

2. КВВТ РФ от 7 03 2001 №24-ФЗ

3. ФЗ от 8 11 2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (особенность: заключение договора – удостоверяется билетом)

4. ФЗ от 10 01 2003 №18-ФЗ «УЖТ РФ»

ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств ми один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодек­сами (ст. 787 ГК).

В настоящее время нормы о договоре фрахтования (чартер) имеются лишь в ВК и КТМ. При этом ВК ограничился лишь определением указанного договора: согласно ст. 104 ВК по договору фрахтования воз­душного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется I см предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Какие-либо нормы о порядке заключения воздушного чартера, его форме и содержании, как это предписывалось ГК РФ, в действующей редакции ВК отсутствуют.

Иное дело - КТМ, который содержит подробные правила, регули­рующие порядок заключения чартера.

Согласно ст. 115 КТМ под чартером понимается договор морской перевозки груза, заключенный с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых по­мещений. Как правило, с помощью чартера регулируются отношения, связанные с перевозкой массовых однородных грузов (нефть, зерно, лес)

Чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта (плата за перевозку груза), наименование места по­грузки груза, а также наименование места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные ус­ловия и оговорки. Чартер подписывается перевозчиком и фрахтовате­лем или их представителями (ст. 120 КТМ).

При перевозке груза по чартеру, так же как и в остальных случаях, составляется коносамент. Вопрос о соотношении этих двух докумен­тов - чартера и коносамента решается в ст. 119 КТМ. Отношения между перевозчиком и не являющимся стороной договора перевозки груза по­лучателем определяются коносаментом (удостоверяет право собственности, а также указываются все характеристики груза).

Что же касается чартера, его условия становятся обязательными для получателя только в том случае, если коносамент содержит ссылку на соответствующие условия.

КТМ (ст. 121) допускает уступку прав по чартеру. Фрахтователь вправе с согласия перевозчика уступать свои права по договору морской перевозки груза третьим лицам. При этом фрахтователь, а также трети лицо, которому он уступил свои права, несут перед перевозчиком соли­дарную ответственность за неисполнение обязательств, вытекающих из договора морской перевозки груза.

Наши рекомендации