Факторы, дестабилизирующие экономику: инфляция. Измерение инфляции, виды и источники инфляции. Инфляция спроса и инфляция предложения
Инфляция («inflation» - от итальянского слова «inflatio», что означает «вздутие») представляет собой устойчивую тенденцию роста общего уровня цен.
В этом определении важны следующие слова:
1) устойчивая, что означает, что инфляция – это длительный процесс, устойчивая тенденция, и поэтому ее следует отличать от скачка цен;
2) общего уровня цен. Это значит, что инфляция не означает роста всех цен в экономике. Цены на отдельные товары могут вести себя по-разному: повышаться, понижаться, оставаться без изменения. Важно, чтобы увеличился общий индекс цен, т.е. дефлятор ВВП.
Процессом, противоположным инфляции, является дефляция (deflation) – устойчивая тенденция снижения общего уровня цен. Существует также понятие дезинфляции (desinflation), что означает снижение темпа инфляции.
Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции (rate of inflation - p), который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года:
или или
где Pt - общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года, а Pt – 1 - общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года. Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен.
Рост уровня цен приводит к снижению покупательной способности денег. Под покупательной способностью (ценностью) денег понимают количество товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу. Если цены на товары повышаются, то на одну и ту же сумму денег можно купить меньше товаров, чем раньше, поэтому ценность денег падает.
Виды инфляции
В зависимости от критериев выделяют разные виды инфляции. Если критерием служит темп (уровень) инфляции, то выделяют: умеренную инфляцию, галопирующую инфляцию, высокую инфляцию и гиперинфляцию.
· Умеренная инфляция измеряется процентами в год, и ее уровень составляет
3-5% (до 10%). Этот вид инфляции считается нормальным для современной экономики и даже считается стимулом для увеличения объема выпуска.
· Галопирующая инфляция также измеряемую процентами в год, но ее темп
выражается двузначными числами и считается серьезной экономической проблемой для развитых стран.
· Высокая инфляция измеряется процентами в месяц и может составить 200
- 300% и более процентов в год (заметим, что подсчете инфляции за год используется формула «сложного процента»), что наблюдается во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой.
· Гиперинфляцию, измеряемую процентами в неделю и даже в день, уровень
которой составляет 40-50% в месяц или более 1000% в год. Классическими примерами гиперинфляции являются ситуация в Германии в январе 1922- декабре 1924 г. когда темпы роста уровня цен составили 1012 и в Венгрии (август 1945 – июль 1946 г.), где уровень цен за год вырос в 3.8 * 1027 раз при среднемесячном росте в 198 раз.
Если критерием выступают формы проявления инфляции, то различают: явную (открытую) инфляцию и подавленную (скрытую) инфляцию.
· Открытая (явная) инфляция проявляется в наблюдаемом росте общего уровня
цен.
· Подавленная (скрытая) инфляция имеет место в случае, когда цены
устанавливает государство, причем на уровне ниже, чем равновесный рыночный (устанавливаемый по соотношению спроса и предложения на товарном рынке) (рис. 12.1.). Главная форма проявления скрытой инфляции – дефицит товаров.
PM – равновесная рыночная цена, при которой спрос равен предложению, PG – цена, установленная государством, YS – величина совокупного выпуска (количество продукции, которое произведено и предложено к продаже производителями), YD – величина совокупного спроса (количество продукции, которую хотели бы купить потребители). Разница между YD и YS есть не что иное, как дефицит. Главная форма проявления скрытой инфляции – дефицит товаров Дефицит служит формой проявления инфляции, поскольку одной из характерных черт инфляции является снижение покупательной способности денег. Дефицит означает, что деньги вообще не обладают покупательной способностью, поскольку человек не может на них ничего купить.
Причины инфляции
Выделяют две основные причины инфляции: 1) увеличение совокупного спроса и 2) сокращение совокупного предложения. В соответствии с причиной, обусловившей рост общего уровня цен различают два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек.
· Если причиной инфляции служит рост совокупного спроса, то такой тип
называется инфляцией спроса (demand-pull inflation).
Рост совокупного спроса может быть вызван либо увеличением любого из
компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных и чистого экспорта), либо увеличением предложения денег.
Основной причиной инфляции спроса большинство экономистов (особенно представители школы монетаризма) считают увеличение денежной массы (предложения денег), приходя к этому выводу из анализауравнения количественной теории денег (также называемого уравнением обмена или уравнением Фишера). Как отмечал глава монетаризма, известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман: «Инфляция всегда и повсеместно есть чисто денежное явление».
Вспомним уравнение количественной теории денег: , где M (money supply)– номинальное предложе-ние денег (масса денег в обращении), V (velocity of money) – скорость обращения денег (величина, которая показывает, сколько оборотов в среднем в год делает одна денежная единица, например, 1 рубль, 1 доллар и т.п. или какое количество сделок в среднем в год обслуживает одна денежная единица), P (price level) – уровень цен и Y(yield) – реальный выпуск (реальный ВВП). Произведение уровня цен на величину реального выпуска (P × Y) представляет собой величину номинального выпуска (номинального ВВП). Скорость обращения денег практически не меняется и обычно считается величиной постоянной, поэтому увеличение предложения денег, т.е. рост левой части уравнения ведет к росту правой его части. Рост денежной массы ведет к росту уровня цен и в краткосрочном периоде (поскольку в соответствии с современными представлениями кривая совокупного предложения имеет положительный наклон) (рис.12.2.(а)), и в долгосрочном периоде (которому соответствует вертикальная кривая совокупного предложения) (рис.12.2.(б)). При этом в краткосрочном периоде инфляция сочетается с ростом реального выпуска, а в долгосрочном периоде реальный выпуск не меняется и находится на своем естественном (потенциальном) уровне.
В долгосрочном периоде проявляется принцип нейтральности денег, означающий, что изме-нение предложения
денег не оказывает вли-яния на реальные пока-затели (величина реаль-ного выпуска не изме-ни-лась и осталась на уровне Y*)(рис.12.2.(б)).
Уравнение обмена может быть представлено в темповой записи (для небольших изменений входящих в него величин): , где (DМ/М х 100%) – темп прироста денежной массы, обычно обозначаемое m, (DV/V x 100%) – темп прироста скорости обращения денег, (DP/P x 100%) – темп прироста уровня цен, т.е. темп инфляции p, (DY/Y x 100%) – темп прироста реального ВВП, обозначаемого g.
Поскольку предполагается, что скорость обращения денег практически не меняется, то перегруппировав уравнение, получим: p = m – g,т.е. темп инфляции равен разнице в темпах прироста денежной массы и реального выпуска. Отсюда можно сделать вывод, который носит название «монетарного правила»: чтобы уровень цен в экономике был стабилен, правительство должно поддерживать темп прироста денежной массы на уровне средних темпов роста реального ВВП.
Возникает вопрос: почему же правительства (особенно в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой) увеличивают предложение денег, представляя себе негативные последствия этого процесса? Дело в том, что эмиссия денег проводится в целях финансирования дефицита государственного бюджета, что и является объяснением увеличения темпов роста денежной массы и основной причиной высокой инфляции в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.
· Если инфляция вызвана сокращением совокупно- го предложения (что происходит в результате увеличе-ния издержек), то такой тип инфляции называется инфляцией издержек (cost-push inflation). Инфляция издержек ведет к уже известной нам ситуации стагфляции - одновременному спаду производства и росту уровня цен (рис.12.3.)
В результате сочетания инфляции спроса и инфляции издержек возникает инфляционная спираль (рис.12.4.). Предположим, что центральный банк увеличил предложение денег, что ведет к росту рост совокупного спроса. Кривая совокупного спроса AD1 сдвигается вправо до AD2. В результате уровень цен увеличивается с Р1 до Р2, а поскольку ставка заработной платы остается прежней (например, W1), то реальные доходы падают (реальный доход = номинальный доход/уровень цен, поэтому чем выше уровень цен, тем ниже реальные доходы). Рабочие требуют повышения ставки заработной платы пропорционально росту уровня цен (например, до W2). Это увеличивает издержки фирм и приводит к сдвигу кривой совокупного предложения SRAS1 влево-вверх до SRAS2. Уровень цен при этом повысится до Р3. Реальные доходы снова снизятся (W2/P3 < W2/P2). Рабочие снова начнут требовать повышения номинальной заработной платы. Ее рост рабочие обычно поначалу воспринимают как повышение реальной заработной платы и увеличивают потребительские расходы. Совокупные расходы растут, кривая совокупного спроса сдвигается вправо до AD3, уровень цен возрастает до Р4. При этом растут издержки фирм, и кривая совокупного предложения сдвигается влево-вверх до SRAS3, что обусловливает еще больший рост уровня цен до Р5. Падение реальных доходов ведет к тому, что рабочие опять начинают требовать повышения заработной платы и все повторяется снова. Движение идут по спирали, каждый виток которой соответствует более высокому уровню цен, т.е. более высокому темпу инфляции (из т. А в т.В, затем в т.С, далее в т.D, потом в т.F и т.д.). Поэтому этот процесс получил название инфляционной спирали или спирали «заработная плата – цены». Рост уровня цен провоцирует повышение заработной платы, а рост заработной платы ведет к повышению уровня цен.
Последствия инфляции
Главными последствиями инфляции выступают: 1) снижение реальных доходов и 2) снижение покупательной способности денег.
· Доходы различают номинальные и реальные. Номинальный доход – это денеж-
ная сумма, которую получает человек за продажу экономического ресурса, собственником которого он является. Реальный доход – это то количество товаров и услуг, которое человек может купить на свой номинальный доход (на полученную сумму денег).
реальный доход | = | номинальный доход | = | номинальный доход |
уровень цен | 1 + p |
где p - темп инфляции. Чем выше уровень цен на товары и услуги (т.е. чем выше темп инфляции), тем меньшее количество товаров и услуг могут купить люди на свои номинальные доходы, поэтому тем меньше реальные доходы. Особенно неприятные последствия имеет в этом отношении гиперинфляция, которая ведет не просто к падению реальных доходов, а к разрушению благосостояния.
· Покупательная способность денег – это то количество товаров и услуг,которое
можно купить на одну денежную единицу. Если уровень цен повышается, то покупательная способность денег падает. Если Р – уровень цен, т.е. стоимость товаров и услуг, выраженная в деньгах, то покупательная способность денег будет равна 1/ Р, т.е. это стоимость (value) денег, выраженная в товарах и услугах, на которые могут быть обменены деньги. Например, если корзина товаров и услуг стоит $5, то Р = $5. Цена доллара тогда составит 1/ Р или 1/ 5 корзины товаров. Это означает, что один доллар обменивается на 1/5 корзины товаров. Если цена корзины товаров удваивается так, что теперь она стоит $10, цена денег падает наполовину своей исходной величины. Поскольку цена корзины теперь равна $10 или Р = $10, цена денег упала до 1/ Р или 1/10 корзины товаров. Таким образом, когда цена корзины товаров и услуг удваивается с $5 до $10, цена денег падает от 1/5 до 1/10 корзины товаров.
Чем выше уровень цен, т.е. чем выше темп инфляции, тем меньше покупательная способность денег, и, следовательно, тем меньшее количество денег хотят иметь люди, поскольку те люди, которые хранят наличные деньги в период инфляции платят своеобразный инфляционный налог – налог на покупательную способность денег, который представляет собой разницу между величинами покупательной способности денег в начале и в конце периода, в течение которого происходила инфляция. Чем больше наличных денег имеет человек и чем выше темп инфляция, тем больше величина инфляционного налога, поскольку тем на большую величину снижается покупательная способность (ценность) денег. Поэтому в периоды высокой инфляции и особенно гиперинфляции происходит процесс, называемый «бегством от денег» («run from money»). Все большее значение приобретают реальные ценности, а не деньги. В своей книге «Монетарная история США» Милтон Фридман, анализируя гиперинфляцию в Германии октября 1923 г., остроумно описал отличие инфляции от гиперинфляции следующим образом: если человек, который везет тележку, груженную мешками денег, оставляет ее у входа в магазин, и, выйдя из магазина, обнаруживает, что тележка на месте, а мешки с деньгами исчезли – то это инфляция; а если он видит, что исчезла тележка, а мешки с деньгами целы – то это гиперинфляция.
Издержки инфляции
Инфляция имеет серьезные издержки. К ним относятся:
· издержки «стоптанных башмаков» (shoeleather costs). Это так называемые
трансакционные издержки инфляции, т.е. издержки, связанные с получением наличных денег. Поскольку инфляция влечет за собой налог на наличные деньги, то, стараясь избежать этого налога, люди стараются хранить меньше наличных денег на руках и либо вкладывают их в банк, либо покупают ценные бумаги, приносящие доход. Если доход человека перечисляется на его счет в банке, то при росте уровня цен человек, чтобы снять деньги со счета, должен чаще ходить в банк, тратить деньги на проезд или стаптывать башмаки, идя туда пешком, тратить время на стояние в очереди и т.п. Если человек вкладывает деньги в ценные бумаги – акции или облигации, то он должен их продать, чтобы получить наличные деньги, т.е. потратить время, найти брокера (посредника рынка ценных бумаг), заплатить ему комиссионные, следовательно, и в этом случае он сталкивается с трансакционными издержками.
· издержки «меню» (menu costs). Этот вид издержек несут фирмы-продавцы. При
изменении цен они должны а) часто менять ценники, прейскуранты, перепечатывать каталоги своей продукции, что требует немалых полиграфических затрат, б) нести почтовые издержки по их распространению и по рекламированию новых цен, в) нести издержки принятия решений относительно самих новых цен.
· издержки на микроэкономическом уровне, связанные с изменением относитель-
ных цен и снижением эффективности в результате ухудшения распределения ресурсов (relative-price variability and the misallocation of resources). Поскольку изменение цен обходится дорого (высоки издержки меню), фирмы стараются менять цены как можно реже. В условиях инфляции относительные цены тех товаров, цены на которые в течение некоторого периода времени фирмы держат без изменения, падают и по отношению к ценам тех товаров, на которые фирмы быстро меняют цены, и по отношению к среднему уровню цен. Это ухудшает размещение ресурсов, поскольку экономические решения основываются на относительных ценах, т.е. ресурсы направляются в те виды производств, которые производят более дорогостоящие товары. Между тем, изменение относительных цен в период инфляции не отражает действительного различия в эффективности производства разных видов товаров, а лишь разницу в скорости изменения цен на товары разными фирмами. Товар, цена которого меняется только один раз за год, является искусственно завышенной в начале года и искусственно заниженной в конце года.
· издержки, связанные с искажениями в налогообложении, порожденные
инфляцией (inflation-induced tax distortions). Инфляция увеличивает налоговое бремя на доходы, полученные по сбережениям, и, таким образом, снижает стимулы к сбережениям, и, следовательно, ухудшают условия и возможности экономического роста. Инфляция оказывает воздействие на два вида доходов на сбережения:
- на доходы от продажи ценных бумаг (сapital gains), которые представляют собой разницу между более высокой ценой, по которой продается ценная бумага, и более низкой ценой, по которой она была куплена. Этот номинальный доход является объектом налогообложения. Предположим, что человек покупает облигацию за $20, а продает ее за $50. Если за время, пока он владел облигацией, уровень цен удвоился, то его реальный доход составит не $30 ($50 – $20), а только $10, так как он должен будет продать облигацию за $40, чтобы только возместить ее стоимость, уплаченную при покупке, и заплатить налог не с $10 ($50 - $40), а с $30 номинального дохода, потому что шкала налогообложения (tax code) не учитывает инфляцию.
- на номинальную ставку процента, котораяоблагается налогом, даже несмотря на то, что часть номинальной ставки процента в соответствии с эффектом Фишера (о котором речь пойдет в следующем параграфе) просто компенсирует инфляцию.Когда правительство берет в качестве налога фиксированный процент от номинальной ставки процента, то остающийся после выплаты налога реальный доход увеличивается тем меньше, чем выше темп инфляции. Это происходит, потому что номинальная ставка процента увеличивается на ту же величину, что и темп инфляции, а с увеличением номинальной ставки процента налоги растут, поэтому на реальный доход до выплаты налога инфляция воздействия не оказывает. Однако реальный доход после выплаты налога уменьшается.
Так как с номинального дохода от продажи ценных бумаг и с номинальной ставки процента взимается налог, инфляция снижает реальный доход от сбережений после выплаты налога и, таким образом, инфляция снижает стимулы к сбережениям и сокращает возможности для экономического роста.
· издержки, связанные с тем, что деньги перестают выполнять свои функции,
что порождает путаницу и неудобство (confusion and inconvenience). Деньги служат единицей счета, с помощью которой измеряется стоимость всех товаров и услуг. Так же как расстояние измеряется в метрах, масса – в килограммах, а температура – в градусах, стоимость измеряется в денежных единицах (рублях, долларах, фунтах стерлингов и т.п.). Когда центральный банк увеличивает предложение денег, что провоцирует инфляцию, стоимость (покупательная способность) денег падает, т.е. уменьшается размер «экономической измерительной палочки». Например, на 1 обесценившийся рубль можно купить столько товаров, сколько раньше на 50 копеек, т.е. измеритель уменьшился вдвое, что эквивалентно тому, как если бы мы пытались измерить расстояние линейкой, на которой написано 1 метр, но в которой в действительности только 50 см. Это, с одной стороны, делает более запутанными трансакции (сделки), а, с другой стороны, затрудняет подсчет прибыли фирм и, таким образом, делает выбор в пользу инвестиций более проблематичным и сложным.
Все эти издержки существуют даже, если инфляция стабильна и предсказуема. Инфляция однако имеет дополнительную цену для экономики, если она непредвиденная (a special cost of unexpected inflation).