Как дядя Степан рассказывал про то, что с ним в лесу было
Поехал я раз зимою в лес за деревами. Срубил три дерева, обрубил сучья, обтесал, смотрю - уж поздно, надо домой ехать. А погода была дурная: снег шёл, и мело. Думаю: «Ночь захватит, и дороги не найдёшь». Погнал я лошадь. Еду, еду - всё выезду нет. Всё лес. Думаю: «Шуба на мне плохая, замёрзнешь». Ездил, ездил - нет дороги, и темно. Хотел уж сани отпрягать да под сани ложиться, слышу, недалеко бубенцы погромыхивают. Поехал я на бубенчики, вижу - тройка коней саврасых, гривы заплетены лентами, бубенцы светятся и сидят двое молодцов.
- Здорово, братцы!
- Здорово, мужик!
- Где, братцы, дорога?
- Да вот мы на самой дороге.
Выехал я к ним, смотрю: что за чудо - дорога гладкая и не заметённая.
- Ступай, - говорят, - за нами, - и погнали коней. Моя кобылка плохая, не поспевает. Стал я кричать: - Подождите, братцы!
Остановились, смеются.
- Садись, - говорят, - с нами. Твоей лошади порожнём легче будет.
- Спасибо, - говорю.
Перелез я к ним в сани. Сани хорошие, ковровые. Только сел я, как свистнут:
- Ну, вы, любезные!
Завились саврасые кони так, что снег столбом. Смотрю: что за чудо? Светлей стало, и дорога гладкая, как лёд, и палим мы так, что дух захватывает, только по лицу ветками стегает. Уж мне жутко стало. Смотрю вперёд: гора крутая-прекрутая, и под горой пропасть. Саврасые прямо в пропасть летят. Испугался я, кричу:
- Батюшки! Легче, убьёте!
Куда тут, только смеются, свищут. Вижу я - пропадать. Над самой пропастью сани. Гляжу, у меня над головой сук «Ну, - думаю, - пропадайте одни». Приподнялся, схватился за сук и повис. Только повис и кричу:
-Держи!
А сам слышу тоже - кричат бабы:
- Дядя Семён! Чего ты? Бабы, а бабы! Дуйте огонь. С дядей Семёном что-то недоброе, - кричат.
Вздули огонь. Очнулся я. А я в избе, за полати ухватилcя руками, вишу и кричу непутёвым голосом. А это я - всё во сне видел.
Бывают ли сны похожими на явь?
Верили ли Вы в начале этой истории, что произошедший случай – быль?
Может ли человек перепутать сон и реальность и считать, что то, что ему приснилось – было на самом деле?
Ованес Туманян
ЛЖЕЦ
Было ли, не было - жил на свете царь. Объявил этот царь по всей своей стране:
- Кто сумеет так мне соврать, что я скажу: да, это ложь,- тому отдам полцарства.
Приходит один пастух и говорит:
- Долгие лета тебе, царь! У моего отца была такая дубинка, что он, бывало, поднимет ее и до самого неба достает - все звезды в нем перемешает.
- Всякое случается,- отвечает царь.- У моего деда была такая трубка - одной рукой в зубах ее держит, а другою от солнышка прикуривает.
Пастух почесал в затылке и ушел. Приходит портной:
- Прости меня, царь,- говорит он,- я еще вчера должен был прийти, да задержался. Дождь вчера лил, гроза гремела, небо молниями разорвало, пришлось мне отправиться его зашивать.
- Очень хорошо ты поступил,- отвечал царь, только не крепко зашил, утром опять дождило.
И этот ушел ни с чем.
Является крестьянин-бедняк. Под мышкой у него большая мера.
- Эй, человек, чего тебе надо? - спрашивает царь.
- Ты должен мне меру золота, вот я за ним и пришел.
- Мера золота?! - удивился царь.- Лжешь ты, не должен я тебе золота.
- Ну, а коли я лгу, отдавай мне обещанные пол-царства.
- Нет, нет,- спохватился царь,- ты правду говоришь.
- Что ж, если правду сказал, насыпай меру золота.
Почему пастух и портной не получили полцарства?
Почему крестьянину-бедняку король отдал меру золота?
Кто из героев сказки использовал ложь-фантазию, а кто ложь-хитрость?
Осуждаете ли Вы героев сказки за их ложь?
Может ли ложь быть честной?
Л.Н. Толстой
Ж и заяц
Повстречал заяц ежа и говорит:
- Всем бы ты хорош, ёж, только ноги у тебя кривые, заплетаются.
Ёж рассердился и говорит:
- Ты что ж смеёшься; мои кривые ноги скорее твоих прямых бегают. Вот дай только схожу домой, а потом давай побежим наперегонки!
Ёж пошёл домой и говорит жене:
- Я с зайцем поспорил: хотим бежать наперегонки! Ежова жена и говорит:
- Ты, видно, с ума сошёл! Где тебе с зайцем бежать? У него ноги быстрые, а у тебя кривые и тупые.
А ёж говорит:
- У него ноги быстрые, а у меня ум быстрый. Только ты делай, что я велю. Пойдём в поле.
Вот пришли они на вспаханное поле к зайцу; ёж и говорит жене:
- Спрячься ты на этом конце борозды, а мы с зайцем побежим с другого конца; как он разбежится, я вернусь назад; а как прибежит к твоему концу, ты выходи и скажи: «А я уже давно жду». Он тебя от меня не узнает - подумает, что это я.
Ежова жена спряталась в борозде, а ёж с зайцем побежали с другого конца.
Как заяц разбежался, ёж вернулся назад и спрятался в борозду. Заяц прискакал на другой конец борозды: глядь! - а ежова жена уже там сидит. Она увидала зайца и говорит ему:
- А я уже давно жду!
Заяц не отличил ежову жену от ежа и думает: «Что за чудо! Как это он меня обогнал?»
- Ну, - говорит, - давай ещё раз побежим!
-Давай!
Заяц пустился назад, прибежал на другой конец: глядь! а ёж уже там, да и говорит:
- Э, брат, ты только теперь, а я уже давно тут.
«Что за чудо! - думает заяц, - уж как я шибко скакал, а всё он обогнал меня».
- Ну, так побежим ещё раз, теперь уж не обгонишь.
- Побежим!
Поскакал заяц, что было духу: глядь! - ёж впереди сидит и дожидается. И так заяц до тех пор скакал из конца в конец, что из сил выбился.
Заяц покорился и сказал, что вперёд никогда не будет спорить.
Вы одобряете или осуждаете действия ежа, который обманул зайца?
Почему еж решил прибегнуть к обману?