Ситуация проверки взрослого.
4.1 «Девочка 4 лет при появлении в окружении мамы (при папе она себя так не ведёт) нового взрослого начинает вести себя вызывающе по отношению к этим взрослым: может выключить свет, вмешаться в разговор, чем-нибудь кинуть, обозвать, имитировать падение и т.д. Мама реагирует бурно, начинает кричать на дочь, шлёпать её».
4.2. «В гости пришла сестра матери девочки. После чаепития она усадила племянницу на колени и стала читать ей детскую книгу. Через пару минут ребёнок плюнул своей тёте на руку».
4.3 «Бабушка на даче просит внучку полить цветы. Внучка отвечает: «Вам надо, Вы и делайте».
4.4 «На даче вместе с Вами и Вашими детьми отдыхает подруга. Подруга работает учителем и всячески старается взаимодействовать с детьми. Однажды вечером к ней в комнату приходит Ваша пятнадцатилетняя дочь, просит сохранить разговор в тайне и обращается с вопросом, суть которого в следующем: «Я его так люблю, так люблю… И он меня так любит, так любит. Ему уже 18 и он говорит, что больше не может терпеть и предлагает начать половые отношения. Что Вы мне посоветуете?»
Ситуация эмоционального выплеска.
5.1 «Восьмилетняя Лена находилась не в духе, ссорилась с братом, баловалась. Она что-то не поделила с братом и громко произнесла слово из ненормативной лексики».
5.2 «Восьмилетний мальчик сидел в кресле, смотрел телевизор и держал в руках кота. На столе около мальчика стояла кружка с чаем. Кот стал выпрыгивать из рук мальчика, мальчик пытался его удержать. Кот спрыгнул на пол и задел чашку. Весь чай вылился на палас, а кружка разбилась. Вошедшая в комнату мама стала ругать мальчика и поставила сына в угол. Ребёнок плакал и говорил, что это не он, а кот разбил чашку. Мама сказала, что сваливать на кота стыдно, что коту чашка не нужна. Тогда мальчик назвал маму дурой».
5.3 «Девочку 6 лет отправили летом на дачу. Она скучала без родителей, обижалась на них, а свою обиду выливала на бабушку. Вечером, когда дела заканчивались, к ней возвращались обиды. Бабушка вечером приходила пожелать ей спокойной ночи и слышала в ответ: «Ты – старая корова, ты мне не нужна, ты плохая».
5.4 «Ребёнок учил уроки и не знал, как сделать домашнее задание по математике. Попросил маму помочь ему. Когда мама начала ему помогать, она увидела, что предыдущая часть задания выполнена неправильно. Она стала ругать его за то, что он сначала делает, потом думает. В ответ на это ребёнок выхватывает тетрадь, учебник и кричит: «Да ты вообще ничего не знаешь, ты сама идиотка».
5.5 Девушка 15 лет вернулась домой с прогулки очень расстроенной. Папа пытается поинтересоваться, в чём дело. Дочь отвечает: «Да пошёл ты!»
Ситуация педагогического конфликта.
6.1 Девочка 7 лет собирается ехать в больницу на лечение. Она отказывается переодеть домашнюю одежду, говорит, что она ей нравится, капризничает, кричит: «Нет и всё, не буду одевать!»
6.2 Девочка шести лет брала деньги у мамы с папой из коробки и тратила их на то, что хотела: на сладости, угощение подружек, безделушки, игрушечки, заколочки и т.д. Родители пытались объяснить ребёнку, что так делать нельзя. В ответ она говорила, что не понимает, почему нельзя, ведь сами родители берут деньги из коробки и тратят на то, что им надо, почему ей нельзя. Аргументы родителей о том, что они тратят деньги на нужные и полезные для всей семьи вещи и еду её не убеждали – ей не хотелось их слышать, ведь по-прежнему брать деньги было гораздо приятнее.
6.3 Родители уехали на два дня. Девочка восьмиклассница осталась дома за хозяйку. Она очень старалась, сделала генеральную уборку и даже постирала половички из прихожей. Когда родители вернулись, отец обвинил девочку в том, что она не гуляла с собакой. Он решил, что собака, устав терпеть, испачкала половики, поэтому девочка их и выстирала.
6.4 Ребёнок 8 лет посещал сразу три школы: общеобразовательную, музыкальную и спортивную. Так как это было тяжело, он решил бросить сразу две школы и заявил об этом родителям. Маме очень этого не хотелось. Мальчик кричал, что он очень устал, ему всё надоело.
Ситуация проступка.
7.1 Ребёнок привязывает к хвосту кошки консервную банку, заведомо зная, что он поступает плохо, так как животное будет пугаться, мучиться, ему будет больно. Он делает это не потому, что ему самому приятно мучить животных. Ему хочется показать своим друзьям, что он смелый человек, который может позволить себе то, что запрещено, и который может их удивить и повеселить.
7.2 Домой пришли гости и родители долго общались с ними, не обращая внимания на пятилетнего сына. Если ребёнок приходил к взрослым, его отправляли поиграть в свою комнату. Ребёнок налил в туфли тёте Марине воды.
7.3 Ученица 8 класса взяла дома крупную сумму денег, разменяла её и раздавала деньги желающим у входа в школьную столовую.
7.4 Семья, где росла девочка Оля, переехала в другой город. Двенадцатилетней девочке пришлось поменять класс, школу. Он хорошо училась, и поэтому с лёгкостью поступила в класс местной престижной школы. Отношения с новыми одноклассниками не заладились, особенно, с девочками. Они не хотели с ней общаться, поддразнивали её. Родители заметили, что дома стали пропадать деньги. Они не могли поверить, что их берёт дочь и решили обратиться за помощью к классному руководителю. Учительница понаблюдала за поведением Оли и выяснила, что она дарит своим одноклассникам подарки, угощает их. Так она покупает их общение и дружбу.
Решения.