Разрыв причинно-следственных связей
Иногда вы можете оказаться в эмоциональном состоянии, вызванном ситуацией, которая до того невыносима, что вы становитесь отрезанным от обычных возможностей изменить свои чувства. В подобных случаях происходящее обладает над вами такой властью, что вы не в состоянии ни изменить перцептивные компоненты, ни задействовать обычно хорошо срабатывающие паттерны поведения, которые вызывают к жизни стратегию эмоционального выбора. В таких ситуациях даже ранее установленные якоря могут слать бесполезными в преодолении влияния текущей ситуации.
Мы говорим о ситуациях, в которых конкретный идентифицируемый стимул заставляет вас испытывать нежелательные чувства. (На самом деле многие люди полагают, будто все их эмоции являются результатом воздействия разнообразных внешних стимулов, а потому пытаются установить контроль над чувствами через контроль над окружением – стратегия, обреченная на провал.) Такими ситуациями могут быть случаи, когда вы испытываете опустошительный гнев, обнаруживая, что дядюшка Джо, закоренелый расист, снова сел на своего «конька», или вас охватывает печаль, когда вы слушаете новости, или на вас орут, или вы чувствуете тревогу, получив от налоговой службы уведомление о ревизии. В подобных ситуациях вас контролируют, не оставляя вам выбора, стимулы, в роли которых выступают дядюшка Джо, новости, громкость и тон голоса или Внутренняя налоговая служба США.
Когда такое случается, лучшим выбором будет сделать нечто, способное разорвать причинно-следственные связи, – то есть начать с того, чтобы свести к нулю контроль стимула над вами. Когда причинно-следственная связь будет нарушена, вы сможете, если это необходимо, переместиться в формат «Во время», что явится способом восстановления возможности эмоционального выбора. Разрыв причинно-следственной связи приносит двойную выгоду: выводит вас из-под влияния ситуаций в достаточной мере, чтобы поколебать неприятные и неблагоприятные эмоции, которые вам приходится терпеть, а также предоставляет вам возможность распределить свои перцептивные и поведенческие ресурсы так, чтобы вернуться в ситуацию уже на ваших собственных условиях.
Существует три способа ликвидации контролирующего эффекта стимула, которые все подразумевают то или иное устранение себя из ситуации. Первый способ заключается в том, чтобы заменить свою точку зрения на другую, отстраненную от происходящего. Вы можете добиться этого, либо рассмотрев ситуацию с точки зрения будущего – так, чтобы взирать на нее как на событие, оставшееся в прошлом, – либо выйдя из нее визуально и наблюдая за ней с позиции безучастного стороннего наблюдателя: примерно так, как вы следите за телевизионным шоу.
Второй способ устранения эффекта контролирующего стимула требует переключения внимания на другой стимул. Если вам, например, невыносимо скучно на лекции, вы можете целенаправленно обратить свое внимание на какую-нибудь привлекательную особу из числа слушателей или на какой-то предмет в помещении, который выглядит достаточно странно, чтобы возбудить в вас любопытство, – короче говоря, на любой стимул, достаточно мощный, чтобы вызвать у вас иную эмоцию. Сродни разрыву причинно-следственных связей оказывается постановка вопросов, приводящих к обработке информации. Если в минуту, когда на вас давит некая эмоция, вы приметесь задавать себе вопросы, касающиеся решения проблем, то результатом этого часто будет оказываться эмоциональное отрешение от эффектов, оказываемых стимулом. Например, чтобы свести к нулю невыносимое чувство, вызванное расизмом дядюшки Джо, вы можете задавать себе вопросы: «Как он дошел до такой жизни?», «Как я дошел до таких мыслей?», «Что мне сделать, чтобы изменить то, что делает он?»
Третьим способом является физический выход из ситуации. Если стимул лишает вас возможности выбирать себе чувства, то не обязательно его терпеть. Между бегством и уходом существует огромная разница. Может статься, что вам придется физически оградиться от стимула, чтобы восстановить свой эмоциональный выбор. Так, в главе 7 мы рассказали, как Лесли сочла нужным выйти из ресторана, чтобы подумать, чего ей хочется в плане эмоций и вызвать в себе эти чувства. Как только она восстановила в себе способность выбирать чувства, она была готова вернуться в ресторан, но теперь уже на собственных эмоциональных, условиях. Вот некоторые примеры действий, посредством которых вы можете устраняться из невыносимых, парализующих ситуаций.
Вас раздражает и выводит из себя чей-то насмешливый и скрипучий голос.
• Переключите все внимание на других присутствующих.
• Постарайтесь вычислить, какие паттерны мышечного напряжения порождают столь омерзительное звучание.
• Сымитируйте тон.
• Вообразите, что данный тон – симптом смертельной болезни.
• Уйдите.
• Завладейте взаимодействием, пользуясь своим естественным голосом.
Вы гостите у друга, квартира которого пребывает в таком запустении, что вы испытываете отвращение и гадливость.
• Приберите в квартире.
• Выберите себе чистый уголок, который сможете назвать своим пристанищем.
• Погасите свет.
• Уйдите.
• Рассматривайте окружающую обстановку как специально созданное произведение искусства.
• Для каждого слоя грязи постарайтесь представить, какие события привели к его накоплению.
Вас игнорирует коллектив, и это вызывает у вас чувство униженности и негодования.
• Уйдите.
• Устройте сцену.
• Пошепчите кому-нибудь на ухо.
• Наслаждаясь своей невидимостью, понаблюдайте, как забавно ведут себя люди.
• Подслушайте разговоры и подумайте, как использовать услышанное.
• Отведите кого-нибудь в сторонку и втяните в беседу.
Эти примеры приведены ради стимуляции ваших раздумий над рядом возможностей, позволяющих вам просто-напросто прервать ход вещей, заставляющий вас реагировать неблагоприятным и неудачным образом. Теперь вам имеет смысл подыскать несколько примеров невыносимых ситуаций, в которых вы чувствовали и вели себя не так, как хотели. Вы познакомились с процессом создания соответствующих альтернатив, и в следующий раз, оказавшись в эмоционально гнетущей ситуации, сможете воспользоваться следующим форматом.
1. Установите, что именно заставляет вас испытывать неприятную или неблагоприятную эмоцию (то есть идентифицируйте причину).
2. Выберите способ, позволяющий свести эффект этой причины к нулю путем либо а) изменения перспективы, превращения в стороннего наблюдателя или наблюдения за ситуацией из будущего, либо б) переключения внимания на другой стимул, либо в) физического устранения из ситуации.
3. Устранитесь из ситуации способом, который предпочли. Если вы все еще чувствуете себя перегруженным, вернитесь к этапу 2 и выберите другой – возможно, не такой радикальный, – способ ликвидации причинно-следственной связи.
4. При желании, устранив эффект стимула, перейдите к формату «Во время» и другим оценочным подходам.
Возможно, что того облегчения, которое вы ощутите, оградившись от причины ситуации, будет достаточно, чтобы почувствовать себя удовлетворенным. В этом случае вы можете остановиться на третьем этапе. Однако прежде чем двинуться дальше, подумайте, не следует ли вам в конечном счете овладеть такой ситуацией – попробуйте подчинить себе ваши переживания так, как это произошло. Если вам приглянется подобный исход, воспользуйтесь возможностью либо перейти к формату «Во время», изменяя свою эмоциональную реакцию на текущую ситуацию, либо к формату «После», изменяя будущую эмоциональную реакцию на похожую ситуацию. Независимо от того, что вы выберете, – воспользуетесь преимуществом указанных форматов или просто сведете к нулю причинно-следственную связь и обратитесь к другим вещам, – цель состоит в том, чтобы поставить ситуацию под контроль и не давать ей контролировать вас.
Реконструкция эмоций
Когда в главе 5 мы знакомили вас с временными рамками, мы рассказали о Стивене, маленький сын которого едва не привел его в ярость своей привычкой постоянно встревать в разговор. Затем, когда Стивен уже готов был взорваться, «воображение внезапно перенесло его в будущее. В этом будущем он увидел своего сына уже совсем взрослым человеком, грубым и несдержанным, а потому одиноким и несчастным. Разговор, который пытался поддерживать Стивен, сразу показался неважным. Пламя в его глазах угасло. Он присел на корточки рядом с сыном и стал объяснять ему, что значит быть грубым, и что нужно сделать, чтобы этого избежать». Стивен очень тонко, хотя и непреднамеренно, изменил свое эмоциональное состояние, перенесясь из временных рамок настоящего в рамки будущего. В тот самый миг, когда он изменил временной компонент, его эмоции сместились от нетерпения к терпению.
В главе 5 мы также рассказывали о Френсис и ее ссоре с банком. Ей не удалось заставить банк исправить ошибку, так что она была крайне недовольна собой. Но когда друг призвал ее найти в состоявшейся конфронтации хоть что-то ей удавшееся, Френсис вспомнила: «Пусть я перепугалась, но сказала им: „Вы еще меня не знаете“, – и ушла». Как только Френсис признала, что добилась маленького успеха, она почувствовала себя удовлетворенной.
Многие из нас, как и Френсис, недовольны собой, когда дела идут не так, как нам хочется. Чтобы почувствовать себя удовлетворенной, Френсис пришлось сосредоточить внимание на том, что она сделала для реализации своих ожиданий. Ей это не удавалось до тех пор, пока она не стала разбивать инцидент на все более мелкие фрагменты поведения (разукрупнять), в итоге добравшись до тех паттернов и результатов, которых она все же добилась, и которые принесли ей удовлетворение.
Временами бывает, что вам лучше приобретать доступ к эмоции по частям, как это делали Стивен и Френсис, и не погружаться в нее сразу, как это происходит при пользовании форматами «Поиск эмоции» и «Самоякорение». Вы можете оказаться настолько захвачены своим эмоциональным состоянием, что вам не удастся из него вырваться и переключиться на желаемые эмоции. Неплохо иметь в запасе несколько способов изменения эмоциональных переживаний, и одним из лучших методов является изменение чувств путем видоизменения ощущений на уровне компонентов.
Реконструкция эмоции с превращением ее в более благоприятную требует прежде всего осознания компонентов, значимых для ее возникновения. Одним из простейших способов идентификации компонентов эмоции является постановка вопроса: «По каким признакам я узнаю, что ощущаю эту эмоцию?» и ответ на него. Зная компоненты, вы можете начать экспериментировать с их изменением. Из ранее приведенных в других главах примеров вам известно, что компоненты, лежащие в основе отдельной эмоции, образуют уникальный комплекс взаимно влияющих ощущений. Измените любой из этих компонентов, и ваши чувства тоже мгновенно изменятся. Кроме того, изменения, произведенные в каких-то одних компонентах, окажут более глубокий эффект на изменение отдельной эмоции, чем изменения, произведенные в других компонентах.
Мы не предлагаем вам изменять тот или иной аспект внутреннего переживания лишь ради замены вашей эмоции на что-то – «что угодно» – еще. Наверное, вы и сами знаете, какие эмоции вам лучше испытывать вместо тех, которыми вы обременены в настоящий момент. Конечная цель, к которой вы хотите прийти с вашим эмоциональным состоянием, должна быть мерилом для измерения качества вашего переживания, когда вы намереваетесь его изменить. Перестраивая ощущения, задайтесь вопросом: «Это ли я хочу чувствовать, и если нет, то каких качеств мне все еще не хватает?» Знание конечного пункта эмоционального путешествия позволяет вам продолжать приспосабливать эмоции до тех пор, пока вы не добьетесь намеченной эмоции.
Представим, например, что вы испытываете нетерпение, а хотите испытывать терпение. Осознав свое внутреннее переживание, вы понимаете, что ваш темп чересчур быстр. Вы также понимаете, что относите достижение цели к очень близкому будущему, тогда как модальностью выступает модальность необходимости («Я должен это заполучить!»). Экспериментируя, вы начинаете с замедления темпа. Это изменяет ваше эмоциональное состояние, но не так, как вы того хотите. Теперь вам нужно добиться цели быстро, одновременно действуя в медленном темпе, что заставляет вас ощутить собственную несостоятельность. Поэтому возобновите эксперимент и на сей раз переместите исход в более отдаленное будущее. Это изменение в сочетании с замедленным темпом действительно приведет вас к чувству терпения.
Можно испытать практически любую эмоцию, набор компонентов которой вы в состоянии описать. На первый взгляд это кажется более сложным и проблематичным подходом к получению доступа к эмоциям, но процесс упрощается уже после нескольких попыток. Выигрыш при использовании данного метода выходит за пределы приобретения доступа к конкретным эмоциям; этот метод также вооружает вас настроем и растущей информационной базой, которые сделают ваше текущее переживание и эмоциональные реакции окружающих неиссякаемым источником новых знаний, касающихся структуры человеческих переживаний. И с этим знанием вы вознесетесь на такой уровень выбора и к такому диапазону эмоциональных переживаний, каких не смогли бы добиться никакими иными способами.
Предлагаемые ниже примеры, которые наполнят вас пониманием процесса реконструкции эмоций, вполне заурядны. Мы имеем в виду, что изменения, которым подвергаются компоненты с целью преобразования нежелательной эмоции в желательную, являются теми, в которых нуждается большинство людей, задавшихся целью вызвать указанную желательную эмоцию. Знакомясь с каждым примером, найдите в себе описанные компоненты и посмотрите, как изменятся ваши чувства. Если вы не ощутите эмоцию, которую призван вызвать данный конкретный набор компонентов, то подумайте, чего не хватает, и попробуйте добавить недостающее ощущение.