И муниципального финансового контроля
В целях рассмотрения системы государственного и муниципального финансового контроля нам необходимо, используя дедуктивный метод, дать определения понятий финансового контроля и государственного (муниципального) финансового контроля; обозначить место государственного (муниципального) финансового контроля в системе финансового контроля, для чего провести классификацию финансового контроля. Определить основные элементы системы государственного и муниципального финансового контроля и дать их подробную характеристику, обозначив при этом актуальные проблемы функционирования изучаемой системы.
С точки зрения теории менеджмента контроль является обязательным элементом управления, обеспечивающим обратную связь в процессе управленческого воздействия. Управление финансами осуществляется в рамках двух подсистем: операционной, построенной для достижения заданных целей, и контролирующей. Контролирующая подсистема пронизывает операционную, организационно обеспечивает обратную связь в управленческом процессе на необходимых участках. Особенностью контрольной функции управления является то, что она дает данные для других основных функций управления, не утрачивая при этом своего самостоятельного значения[108].
Финансовый контроль - это важнейшая функция управления не только финансовыми, но и экономическими процессами в обществе[109]. Выполняя контрольную функцию, финансовый контроль решает следующие задачи:
· выявление нарушений и отклонений в осуществлении финансово-хозяйственных операций;
· установление причин выявленных нарушений и отклонений, а также степени их влияния на состояние объекта контроля;
· устранение выявленных нарушений и отклонений;
· предупреждение возможных нарушений и отклонений.
Целью финансового контроля в широком смысле является реализация успешной финансовой политики государства и хозяйствующихсубъектов, обеспечение эффективности процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны. В качестве стратегической цели финансового контроля можно рассматривать достижение целей, поставленных перед субъектом управления финансами. С тактической точки зрения финансовый контроль ориентирован на получение информации для принятия решений, касающихся повышения эффективности финансовых отношений.
Содержание финансового контроля заключается в том, что он является системой наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью объекта управления, проверки соблюдения финансового законодательства субъектами финансовых отношений, защиты финансовых интересов всех субъектов хозяйствования и управления. Исходя из содержания, финансовый контроль можно рассматривать как регламентированную деятельность надлежащим образом уполномоченных субъектов по контролю достижения законности, целесообразности, эффективности и результативности на всех уровнях управления финансами.
Круг субъектов финансового контроля очень широк. К ним относятся уполномоченные государственные (муниципальные) органы финансового контроля, уполномоченные структурные подразделения государственных (муниципальных) органов, специализированные подразделения и службы организаций, а также их руководители и должностные лица, аудиторские организации и аудиторы, кредитные организации и др. Все субъекты финансового контроля должны быть наделены необходимыми полномочиями в установленном законом порядке.
Контроль в сфере финансовых отношений со стороны субъектов, обладающих государственными, властными полномочиями играет важнейшую роль в финансовой системе. Именно государственный финансовый контроль является гарантом соблюдения законности, эффективности и результативности в формировании и использовании как государственных, так и частных финансов. Исследуя роль государственного элемента в регулировании различных финансовых отношений, можно выделить следующие самостоятельные виды государственного финансового контроля: бюджетный, налоговый, таможенный, банковский, страховой, валютный, контроль за отношениями на финансовых рынках, контроль в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (финансовый мониторинг) и др. (рис. 9.1.1).
Виды государственного финансового контроля |
Бюджетный |
Налоговый |
Таможенный |
Страховой |
Банковский |
Валютный |
За отношениями на финансовых рынках |
Финансовый мониторинг |
Финансовый контроль также можно классифицировать по различным критериям:
1) по предмету, субъектам и объектам.
На уровне государственной власти и местного самоуправления предметом финансового контроля является совокупность финансовых отношений в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления, субъектами - органы государственного и муниципального финансового контроля. Объекты государственного и муниципального финансового контроля устанавливаются в законодательном порядке. Финансовый контроль выступает как форма реализации контрольной функции государственных и муниципальных финансов, охватывающей всю совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования централизованных денежных фондов.
На уровне хозяйствующего субъекта объектом финансового контроля является сам хозяйствующий субъект, предметом - совокупность финансовых отношений, субъектами - надлежащим образом уполномоченные должностные лица и (или) специально создаваемые структурные подразделения этого хозяйствующего субъекта. В данном случае финансовый контроль выступает как форма реализации контрольной функции финансов хозяйствующих субъектов и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на достижение законности, целесообразности, эффективности и результативности финансовой деятельности.
Аудиторский контроль - это регламентированная нормами права деятельность аудиторов по проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Ведомственный финансовый контроль осуществляется специализированными структурными подразделениями органов государственного власти и местного самоуправления в отношении подведомственных объектов;
2) по времени проведения:
· предварительный финансовый контроль;
· текущий (оперативный) финансовый контроль;
· последующий финансовый контроль.
Данная классификация, при всей ее кажущейся простоте, является одной из наиболее неоднозначных, поскольку ее практическая реализация в различных отраслях финансового контроля также различна. В частности, на уровне хозяйствующего субъекта отправной точкой для разделения финансового контроля на предварительный, текущий и последующий является конкретная финансовая операция. Что же касается государственного и муниципального финансового контроля, то в рамках БК РФ используется более сложный критерий, объединяющий в себе как время проведения операции, так и стадию бюджетного процесса[110];
3) по характеру взаимоотношений между субъектом и объектом:
· внешний финансовый контроль - субъект и объект финансового контроля с организационной точки зрения независимы друг от друга;
· внутренний финансовый контроль - субъект находится внутри организационной структуры объекта финансового контроля;
4) по направлениям деятельности субъектов финансового контроля:
· финансовый контроль, направленный на выявление причин выявляемых отклонений и нарушений, разработку предложений по устранению и предотвращению нарушений и отклонений, оценку эффективности, результативности и целесообразности (экспертно-аналитическая деятельность);
· финансовый контроль, направленный на выявление и пресечения нарушений законодательства и локальных актов объекта контроля (контрольно-ревизионная деятельность);
5) по регламенту осуществления:
· обязательный;
· инициативный;
6) по формам (приемам и способам организации совокупности контрольных процедур):
· проверка;
· ревизия;
· надзор;
· наблюдение (мониторинг).
Данная классификация также имеет дискуссионный характер, поскольку БК РФ проверку и ревизию, наряду с обследованием и санкционированием операций относит к методам государственного (муниципального) финансового контроля.
Экономическая сущность государственного (муниципального) финансового контроля (далее - ГМФК) заключается в выполнении функции обратной связи в системе управления государственными финансами.
Переходя к определению системы государственного (муниципального) финансового контроля следует отметить, что под системой понимается нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей[111]. Общепринято выделять такие свойства системы как целостность, структурность, эмерджентность, синергичность, мультипликативность. Система – это целостная упорядоченная совокупность элементов, обладающих устойчивыми взаимосвязями. Эмерджентность предполагает наличие таких свойств, которые присущи системе в целом, но не свойственны ни одному из ее элементов в отдельности. Синергичность характеризуется однонаправленностью действий в системе, которая приводит к усилению конечного результата. Мультипликативность отражает умножение возникающих в системе эффектов.
Применяя системный подход, государственный и муниципальный финансовый контроль можно представить как совокупность взаимосвязанных элементов, опосредующих процесс финансового контроля, инициируемого государством (местным самоуправлением). Правовое закрепление понятия «система государственного (муниципального) финансового контроля», а также перечня входящих в нее элементов и принципов ее функционирования отсутствует. Дискуссия относительно состава и содержания элементов системы ГМФК в научном сообществе продолжается. По нашему мнению, к наиболее обоснованным решениям проблемы определения элементов системы финансового контроля подходят В.М. Родионова, В.И. Шлейникова и В.В. Бурцев. Обобщая их подходы, можно выделить следующие элементы системы ГМФК: предмет (что контролируют), теоретическая база (определения понятий, целей, задач, принципов и т.д.), субъект (кто контролирует), объект (кого контролируют), нормативная база, методическое обеспечение, научно-исследовательская и учебная базы, кадровое обеспечение, материально-техническое и финансовое обеспечение (в том числе финансовые ресурсы, соответствующие условиям работы техника, помещения и т.д.), информационно-коммуникативная инфраструктура (информационное обеспечение, система коммуникаций).
Предметом государственного финансового контроля являются государственные финансы, традиционно рассматриваемые как система денежных отношений, установленных государством, в процессе реализации которых происходит формирование и расходование централизованных денежных фондов.
В соответствии с БК РФ под государственным финансовым контролем понимается контроль в бюджетной сфере. Целью такого контроля является обеспечение соблюдения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Аналогично муниципальный финансовый контроль осуществляется в сфере бюджетных отношений на местном уровне. В качестве предмета муниципального контроля можно рассматривать бюджетные отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов местных бюджетов, осуществления муниципальных заимствований, регулирования муниципального долга, осуществления бюджетного процесса.
С организационной точки зрения ГМФК представляет собой деятельность уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления по контролю:
· за обеспечением соблюдения бюджетного законодательства РФ и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
· подтверждением достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюджетной отчетности;
· повышением экономности, результативности и эффективности использования средств бюджетов бюджетной системы РФ.
Реализация функции обратной связи в системе управления государственными и муниципальными финансами обеспечивается посредством осуществления контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения принципов законности, эффективности, результативности и целесообразности управления бюджетными средствами и государственным (муниципальным) имуществом на всех стадиях бюджетного процесса.
Современное бюджетное законодательство делит ГМФК на внешний и внутренний (по характеру взаимоотношений между субъектом и объектом), а также на предварительный и последующий (по времени проведения). Исходя из данных критериев, схематически структуру органов власти, осуществляющих ГМФК можно представить следующим образом (рис. 9.1.2).
Органы власти, осуществляющие государственный (муниципальный) финансовый контроль (ГМФК)1.2. |
Органы власти, осуществляющие внутренний ГМФК1.3. Принципы и методы руковод |
Органы власти, осуществляющие внешний ГМФК1.4. Организационная структура, в т.ч. |
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор)1.5. Политика и |
Финансовые органы субъекта РФ и муниципального |
Федеральное казначейство |
Счетная палата РФ |
Контрольно-счетные органы субъекта РФ и муниципального образования |
последующий контроль |
Органы ГМФК, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций 3.7. Анализ операций, процедур, направ |
предварительный контроль |
Рис. 9.1.2. Структура органов власти, осуществляющих государственный и муниципальный финансовый контроль
Предварительный государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях предупреждения и недопущения нарушений бюджетного законодательства в процессе санкционирования операций и контроля бюджетных обязательств. Он играет важнейшую превентивную роль в системе ГМФК, не допуская совершения нарушений.
Последующий государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется после завершения финансово-хозяйственных операций. Основная цель последующего ГМФК заключается в выявлении и пресечении нарушений бюджетного законодательства. Органы ГМФК, осуществляющие последующий финансовый контроль, обращают особое внимание на проверку полной и достоверной отчетности о непосредственных результатах использования бюджетных средств (в рамках целевых программ и государственных (муниципальных) заданий). Кроме того, важнейшей задачей, выполняемой в ходе последующего ГМФК, является надзор за надлежащим обеспечением соблюдения бюджетного законодательства РФ и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в объекте контроля.
Вопрос о выделении текущего (оперативного) государственного (муниципального) финансового контроля остается дискуссионным в связи с отсутствием данного понятия в БК РФ. Однако в качестве последнего можно рассматривать осуществление оперативного анализа исполнения федерального бюджета Счетной палатой РФ.
Органы, осуществляющие внутренний ГМФК, входят в организационную структуру исполнительной власти и местных администраций. В соответствии с БК РФ к таким органам относятся: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) и органы ГМФК, являющиеся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций. ГМФК осуществляется данными органами исполнительной власти посредством реализации контрольно-ревизионной деятельности, направленной на проверку соблюдения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (далее - бюджетное законодательство), а также полноты и достоверности отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) осуществляет контроль соблюдения бюджетного законодательства в ходе использования средств федерального бюджета, межбюджетных трансфертов, поступающих из федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности. В ходе проведения контрольных мероприятий в 2013 г. Росфиннадзором, было проверено распределение и использование 4 711 207,1 млн. рублей, в том числе: средств федерального бюджета в объеме 2 720 242,1 млн. рублей. Нарушения законодательства в бюджетной сфере были выявлены при использовании 1 454 236,1 млн. рублей, что составило порядка 31 % проверенных средств. По материалам, переданным в правоохранительные органы, было возбуждено более 133 уголовных дел, отдельные виновные лица были привлечены к уголовной ответственности[112].
Согласно последним изменениям, внесенным в БК РФ, приоритетным направлением деятельности Росфиннадзора в бюджетной сфере станет контроль полноты и достоверности отчетности о реализации государственных программ, в том числе отчетности об исполнении государственных заданий.
В связи с вступлением в силу большинства положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок и достоверности учета и отчетности по таким расходам органы внутреннего ГМФК осуществляют контроль в отношении:
1) обоснованности закупок и соблюдения требований к их обоснованию при формировании плана закупок и плана-графика;
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок;
3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Федеральное казначейство и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований также наделены полномочиями по осуществлению внутреннего ГМФК. При этом, Федеральное казначейство (финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований) посредством санкционирования операций осуществляют контроль:
· за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;
· соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе;
· наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета.
Необходимо обратить особое внимание на внутренний финансовый контроль, осуществляемый со стороны главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств - органов исполнительной власти, распределяющих бюджетные средства по подведомственным учреждениям. Например, федеральное министерство, являясь главным распорядителем бюджетных средств, распределяет средства федерального бюджета по подведомственным федеральным государственным казенным учреждениям. Главные распорядители не являются органами государственного финансового контроля, но обладают рядом контрольных полномочий. С другой стороны они сами наряду с подведомственными им распорядителями и получателями бюджетных средств могут выступать объектами внутреннего финансового контроля, который в данном случае направлен на проверку соблюдения внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовки и организации мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств помимо внутреннего финансового контроля осуществляют внутренний финансовый аудит. Внутренний аудит - это деятельность по представлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности экономического субъекта[113]. Внутренний финансовый аудит в бюджетной сфере включает в себя оценку надежности внутреннего финансового контроля и подготовку рекомендаций по повышению его эффективности, подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета наравне, а также подготовку предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Необходимо отметить особую роль Росфиннадзора как системообразующего органа внутреннего ГМФК благодаря полномочиям по осуществлению надзора за исполнением законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также формированию и ведению единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
Органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля с организационной точки зрения независимы от объектов контроля и находятся в структуре законодательной (представительной) ветви власти. В их состав входят:
· Счетная палата РФ;
· контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется данными органами посредством реализации контрольно-ревизионной деятельности, в процессе которой исследуется соблюдение бюджетного законодательства РФ в ходе исполнения бюджета и достоверность, полнота и соответствие нормативным требованиям отчетов об исполнении бюджета, а также осуществление главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Создание Счетной палаты РФ в 1995 г. было связано с практическим внедрением в государственное устройство демократических принципов и являлось адаптацией на российской почве передового международного опыта в сфере государственного финансового контроля. Счетная палата РФ создается Федеральным собранием РФ и осуществляет разнообразные полномочия в сфере бюджетного контроля: предварительный контроль на этапе формирования проекта закона о федеральном бюджете, оперативный контроль за своевременным исполнением доходных и расходных частей федерального бюджета, последующий контроль на этапе утверждения заключения об исполнении федерального бюджета. Единая система контроля за формированием и исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондом представлена на рис. 9.1.3.
Предварительный контроль в ходе формирования бюджетов |
Оперативный анализ в ходе исполнения бюджетов |
Последующий контроль после исполнения бюджетов |
Федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов |
Рис. 9.1.3. Система контроля Счетной палаты РФ
На первый взгляд может показаться, что между Росфиннадзором и Счетной палатой РФ существует дублирование контрольных полномочий. Однако, во-первых, задачи и полномочия данных органов различны и лишь отчасти дополняют друг друга, во-вторых, активная позиция Счетной палаты РФ играет важную роль «сдержек и противовесов» в системе разделения властей, предусмотренных Конституцией РФ в целях соблюдения демократических принципов.
Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований также осуществляют бюджетные полномочия:
· по аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств;
· экспертизе проектов законов (решений) о бюджете, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджета;
· анализу и мониторингу бюджетного процесса, в том числе подготовке предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства РФ.
Важным вопросом является определение объектов государственного (муниципального) финансового контроля. В общем виде их можно разделить на две группы. К первой группе объектов ГМФК непосредственно относятся:
· главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
· финансовые органы (иные уполномоченные исполнительные органы государственной власти и местной администрации) в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы РФ;
· государственные (муниципальные) учреждения;
· государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
· государственные корпорации и компании;
· хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах.
ГМФК в отношении второй группы объектов осуществляется только в части соблюдения ими условий предоставления средств из бюджета, в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, их предоставивших. В их числе:
· юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций и компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица - производители товаров, работ, услуг в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, договоров (соглашений) о предоставлении государственных или муниципальных гарантий;
· органы управления государственными внебюджетными фондами;
· юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;
· кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.
Государственный и муниципальный финансовый контроль реализуется на основе применения ряда специфических методов, перечень которых установлен Бюджетным кодексом РФ. К ним относятся ревизия, проверка, обследование и санкционирование операций.
Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий, осуществляемых преимущественно сплошным способом, по документальной и фактической проверке финансово-хозяйственных операций, совершенных ревизуемым объектом в определенном периоде, а также их отражения в бухгалтерском учете и отчетности. При проведении ревизии проверяются все финансово-хозяйственные операции, при этом в обязательном порядке осуществляются следующие сплошные проверки наиболее значимых однотипных и взаимосвязанных операций: ревизия денежных средств, ревизия расчетов и ревизия материальных ценностей; другие финансово-хозяйственные операции могут проверяться выборочным способом.
Под проверкой понимается совокупность контрольных действий по исследованию основных или отдельных вопросов и (или) направлений финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых, как правило, выборочным способом. Проверка финансово-хозяйственной деятельности и ревизия отличаются тем, что при проведении ревизии обязательно осуществление проверки сплошным способом особо значимых однотипных и взаимосвязанных операций, тогда как при проверке финансово-хозяйственной деятельности осуществляются выборочные проверки однотипных и взаимосвязанных операций.
Бюджетный кодекс РФ разделяет проверки на выездные и камеральные. Под выездными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов. Под камеральными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной (бухгалтерской) отчетности и иных документов, представленных по его запросу.
Обследование заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы деятельности объекта контроля.
Санкционирование операций заключается в совершении разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Рассматривая контрольные мероприятия с точки зрения развития во времени можно выделить следующие этапы: получение информации о состоянии объекта контроля, сравнение полученных данных с плановыми показателями, оценка величины отклонений и степени их влияния на функционирование объекта контроля, разработка мер по устранению выявленных отклонений, обеспечение выполнения разработанных мер. Указанные этапы практически реализуются посредством следующих процедур: планирование контрольного мероприятия, его проведение, реализация полученной информации, контроль за выполнением принятых на ее основе решений.
В рамках масштабной реформы управления государственными финансами реализован важнейший этап реформирования государственного финансового контроля[114]: в БК РФ включены положения, соответствующие принципам и стандартам ИНТОСАИ[115] и ЕВРОСАИ[116], уточнены полномочия государственных органов (органов местного самоуправления) по осуществлению государственного и муниципального финансового контроля, разработан комплекс мер ответственности за нарушения бюджетного законодательства, введены перечни и определения видов, методов и объектов ГМФК, созданы предпосылки для организации действенного контроля (аудита) за эффективностью использования бюджетных средств. На платформе электронного бюджета планируется внедрение подсистемы государственного финансового контроля, способной удовлетворять современные потребности в получении информации о функционировании системы государственных финансов в режиме реального времени, обеспечивая необходимую детализацию и группировку данных[117].
Однако существует ряд проблем, требующих скорейшего разрешения. Отсутствие полной и непротиворечивой законодательно закрепленной теоретической и методической базы ГМФК, недостаток системной регламентации и стандартизации процессов осуществления проверочных мероприятий на всех этапах существенным образом тормозит процесс реформирования государственного (муниципального) финансового контроля. Следует продолжить формирование системы органов финансового контроля и выработать реальные механизмы, обеспечивающие независимость органов ГМФК, а также привлечение и удержание квалифицированных служащих, и бесперебойное функционирование каналов информационного обмена между органами ГМФК и обществом. Необходимо понимать, что задержки в решении указанных проблем повышают риски использования ГМФК в качестве оружия политической борьбы, нарушения прав подконтрольных объектов, неэффективного распределения бюджетных средств, риск недостижения социально значимого результата, и, в конечном итоге, приводят к отсутствию достоверной, объективной информации об объекте управления - государственных финансах.