Анализ доходов и расходов банка
Студент-практикант должен продемонстрировать, что разобрался с такими понятиями, как «процентные доходы», «процентные расходы», «непроцентные доходы», «непроцентные расходы», «доходы будущих периодов», «расходы будущих периодов», «прибыль», «убыток».
Студент-практикант должен показать, что изучил статьи доходов «Отчета о прибылях и убытках» (форма № 102) и определил удельный вес процентных и непроцентных доходов/расходов в общем итоге за отчетный период. Необходимо уяснить, что отчет о прибылях и убытках коммерческого банка составляется нарастающим итогом с начала года.
Кроме того, в данном разделе отчета о преддипломной производственной практике должно быть отражено, что студент-практикант:
-получил практические навыки по начислению процентов, зачислению их на счет доходов и списанию со счета расходов;
-усвоил порядок начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками по «кассовому методу» и «методу начислений»;
-разобрался в порядке формирования, источниках и регламентации доходов и расходов коммерческого банка;
-обработал несколько первичных документов по конкретной статье доходов и расходов.
После проведенного исследования студент должен провести анализ структуры доходов и расходов исследуемой организации.
Таблица 4
Динамика процентных доходов (тыс.руб.)
Показатели | Годы | |
1.Процентные доходы | ||
2.Удельный вес процентных доходов % |
Таблица 5
Динамика доходов от расчетно-кассового обслуживания
Показатели | Годы | |
1.Комиссионные доходы | ||
2. Удельный вес к сумме дохода % | ||
3. Удельный вес к сумме операционных доходов % | ||
Прирост % |
Таблица 6
Динамика объема активных операций, тыс. руб.
Показатель | Годы | ||
Потребительские кредиты | |||
Кредитные карты |
Таблица 7
Динамика активов и прибыли до налогообложения,
Показатель | Годы | ||
Активы | |||
Собственные средства | |||
Прибыль |
Таблица 8
Основные финансово – экономические показатели
Показатель | Годы | ||
Уставный капитал, | |||
Собственные средства (капитал), млн.. руб. | |||
Прибыль, млн. руб. | |||
Рентабельность (%) |
Таблица 9
Обязательные нормативы банков, %
№ | Статья | Норматив | Годы | |
Н1 | Достаточности капитала | Min 10 (K<5 млн. евро) Min 11 (K>5 млн. евро) | ||
Н2 | Мгновенной ликвидности | Min 15 | ||
Н3 | Текущей ликвидности | Min 50 | ||
Н4 | Долгосрочной ликвидности | Max 120 | ||
Н5 | Общей ликвидности | Min 20 | ||
Н6 | Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков | Max 25 | ||
Н7 | Максимальный размер крупных кредитных рисков | Max 800 | ||
H9.1 | Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных акционерам (участникам) | Max 50 | ||
H10.1 | Совокупная величина риска по инсайдерам | Max 3 | ||
H12 | Использование собственных средств для приобретения акций (долей) др. юр. лиц | Max 25 |
Банковская отчетность
В этом разделе отчета о преддипломной производственной практике студент-практикант должен продемонстрировать, что он ознакомился со всеми существующими формами банковской отчетности, с методологией, сроками и адресами их предоставления. Необходимо систематизировать, какие формы отчетности относятся к разовой отчетности, оперативной, ежемесячной, ежеквартальной и годовой. Необходимо обратить внимание на увязку показателей банковской отчетности, представленных в различных отчетных формах.
Заключение
В заключении отчета о преддипломной производственной практике обобщается, какие участки работы коммерческого банка были изучены; насколько успешна деятельность банка в целом; какие проблемы, в первую очередь, стоят у банка на повестке дня. По возможности должны быть сделаны предложения по совершенствованию отдельных участков работы в данном конкретном банке.
Источники информации о деятельности коммерческого банка:
1. Бухгалтерский баланс.
2. Отчет о прибылях и убытках.
3. Налоговые декларации.
4. Первичные документы по расчетно-платежным операциям.
5. Документация по кредитному процессу.
6. Документация по вкладным операциям (депозитам).
7. Документация по валютным операциям.
8. Документация по операциям с ценными бумагами.
4 Содержание практики в органах государственной власти и бюджетных учреждениях
В разделе об организационно-экономической характеристике организации информацию необходимо изложить в следующем порядке:
1. Общие сведения о организации: наименование, организационно-правовая форма и нормативно-правовая база создания предприятия, дата регистрации, местонахождение, вышестоящая организация.
2. Информация о системе управления:
- о виде (линейная, функциональная, линейно-функциональная, командная) и структуре управляющей системы (структурные организационные схемы, штатное расписание);
- о процессах управления (комплекты положений об отделах, службах, должностные инструкции, функциональные таблицы, регламентация прав, распорядок рабочего дня, графики проведения совещаний, системы оценки качества работы и контроля исполнения, системы обработки внешнего и внутреннего документооборота, подготовки распорядительной документации, доставки и хранения документации);
- об оргтехнике (системы внутренней связи, автоматизация учета, анализа деятельности, каналы передачи информации, автоматизация рабочих мест, оборудование служебных помещений);
- о финансовой структуре организации, выделяются центры управления финансовыми ресурсами и потоками денежных средств и центры ответственности затрат, доходов, прибыли и инвестиций;
- о форме бухгалтерского учета, наличии внутреннего контроля, системе налогообложения.
3. Сведения о системе финансового планирования и прогнозирования бюджетных показателей: система планов, бюджетов и программ; первичные документы.
В разделе о нормативно-правовом и информационном обеспечении деятельности государственного учреждения по формированию и использованию государственных финансовых ресурсов необходимо дать характеристику законодательному регулированию деятельности органа государственной власти или бюджетного учреждения, особенностям разграничения финансовых полномочий.
Дается описание взаимодействия объекта исследования с другими хозяйствующими субъектами и органами государственной власти и управления. Характеризуется порядок представления и сроки сдачи промежуточной и итоговой отчетной документации. На основании внутреннего положения о функционировании объекта исследования дается краткая характеристика важнейших целей, задач и функций.
Производится описание структуры органов государственной власти и управления или бюджетного учреждения, соподчиненности и взаимосвязанности его структурных подразделений. Дается краткая характеристика документооборота организации.
В ходе анализа деятельности организации следует раскрыть следующие вопросы:
1. Исполнение бюджета (сметы) по доходам. Организация и учет поступления финансовых ресурсов.
Дается характеристика порядка планирования бюджетных показателей. Описывается исходная информация для плановых расчетов; методы ее получения, порядок финансовых расчетов, виды планов, период планирования, сроки финансовых расчетов и порядок утверждения планов.
Исследуется сметное планирование. Порядок представления контрольных цифр (показателей), порядок расчета или получения экономических нормативов. Особенности планирования доходов и расходов. Дается описание долгосрочного стратегического планирования.
Дается описание источников, порядка поступления доходов, учета средств. Проводится анализ динамики и структуры доходов объекта исследования за 2-3 года, предшествующих отчетному периоду. Исследуются качественные структурные сдвиги доходной базы и факторы, их определяющие. Определяются резервы роста объема доходов и совершенствования процесса управления доходами.
Дается описание роли и значения Казначейства в движении бюджетных средств. Исследуется порядок учета доходов на счетах Казначейства и особенности разграничения доходных, полномочий.
Рассматриваются порядок и сроки представления промежуточных и итоговых отчетов о поступлении доходов. Проводится анализ полноты поступления доходов, степени и качества исполнения плановых показателей. Дается характеристика внебюджетных источников доходов. Оценивается их место в структуре доходов и надежность поступления. Исследуется полнота исполнения налоговых обязательств по внебюджетным источникам доходов.
Дается описание работы по взысканию недоимок (недофинансирования) с неплательщиков. Описывается порядок предоставления отсрочки и рассрочки в платежах.
2. Исполнение бюджета (сметы) по расходам. Целевой характер использования бюджетных средств.
Дается характеристика направлений расходования средств и расходных полномочий объекта исследования. Описывается порядок учета расходов. Проводится анализ динамики и структуры расходов объекта исследования за 2-3 года, предшествующих отчетному периоду. Исследуются качественные структурные сдвиги расходов и факторы, их определяющие. Определяются резервы снижения объема расходов и основные направления совершенствования процесса управления расходами.
Исследуется порядок учета расходов на счетах Казначейства и особенности разграничения расходных полномочий. Описывается порядок ведения и обслуживания лицевых счетов получателей бюджетных средств.
Исследуется порядок и сроки представления промежуточных и итоговых отчетов о финансировании обязательств. Проводится анализ полноты финансирования расходов, степени и качества исполнения плановых показателей. Дается оценка целевому характеру использования средств.
Дается характеристика динамики и структуры направлений расхода внебюджетных источников доходов. Оценивается их целесообразность и эффективность.
Проводится сравнительная характеристика доходов и расходов. Оценивается степень надежности покрытия расходов поступающими доходами.
3. Организация финансового контроля и методы финансового регулирования расчетной дисциплины.
Описывается порядок и сроки проведения плановых и внеплановых проверок и ревизий. Проводится анализ динамики и структуры проведенных работ по контролю и размеров взысканных сумм недоимок. Анализ статистической информации по организации контрольной деятельности. Анализ финансовых санкций. Анализ методов регулирования расчетной дисциплины.
При обработке данных и установлении причинно-следственных связей следует использовать аналитические возможности программ ««Excel»», «Straz», «Statistica» и др. и применять такие методы анализа, как корреляционно-регрессионный анализ, индексный метод анализа, метод абсолютных разниц и метод цепных подстановок; анализ рядов динамики и т.д.
Таблица 1
Анализ структуры активов
Показатели | ||||||||||
2007/2008 | 2008/2009 | |||||||||
Руб. | Уд. Вес, % | Руб. | Уд. Вес, % | Руб. | Уд. Вес, % | Руб. | Уд. Вес, % | Руб. | Уд. Вес, % | |
Нефинансовые активы | 101,68946 | 105,65005 | 100,5701689 | -337847 | -3,9605808 | -5,0798763 | ||||
Основные средства | 25,499433 | 21,273426 | 99,59076955 | -358178 | 4,2260067 | 78,317344 | ||||
Материальные ценности | 6,9362037 | 8,0341999 | 0,009793994 | -1,0979962 | -29862 | -8,0244059 | ||||
Вложения во внефинансовые активы | 69,253828 | 76,342419 | -7,0885913 | -4000000 | -76,342419 | |||||
Финансовые активы | -97581 | -1,6894644 | -296037 | -5,6500452 | -227680 | -0,570168945 | -198456 | 3,9605808 | 5,0798763 | |
Денежные средства | 3,9327171 | 2,1898441 | 0,00725846 | -112410 | 1,742873 | -2,1825857 | ||||
Расчеты по выданным авансам | ||||||||||
Расчеты с подотчетными лицами | ||||||||||
Расчеты с дебиторами по доходам | -324729 | -5,6221816 | -410775 | -7,8398893 | -517525 | -1,296014948 | -86046 | 2,2177077 | -106750 | 6,5438744 |
Итого | 98,31180706 | -536303 | -1,6881929 |
Таблица 2
Анализ структуры пассивов
Обязательства | Отклонение | |||||||||
2007/2008 | 2008/2009 | |||||||||
Руб. | Уд. Вес, % | Руб. | Уд. Вес, % | Руб. | Уд. Вес, % | Руб. | Уд. Вес, % | Руб. | Уд. Вес, % | |
1,120232 | -1756 | -0,03351 | 0,002 | -66459 | -1,15375 | 0,036 | ||||
Расчеты с поставщиками и подрядчиками | 0,50 | 0,570354 | 0,123 | 0,061529 | -0,447 | |||||
Расчеты по платежам в бюджет | 0,611407 | -31640 | -0,60387 | -58625 | -0,147 | -66954 | -1,21528 | -26985 | 0,457 | |
Прочие расчеты | 0,026 | 0,026 | ||||||||
Финансовый результат | 98,87977 | 100,0335 | 99,998 | -469846 | 1,153747 | -0,036 | ||||
Финансовый результат | 98,87977 | 7,433138 | 99,998 | -5321689 | -91,4466 | 92,564 | ||||
Финансовый результат прошлых отчетных периодов | 0,000 | |||||||||
Доходы будущих периодов | 0,000 | |||||||||
Итого | -536305 | 0,000 |
Таблица 3
Анализ структуры финансовых результатов
№ п/п | Показатели | Изменения | ||||||
Абсолютное | Относительное | |||||||
2007/2008 | 2008/2009 | 2007/2008 | 2008/2009 | |||||
Доходы | 105,6 | 1028, | ||||||
Расходы | -1148625 | 95,32 | 130,5 | |||||
Чистый операционный результат | -20789546 | -19425848 | 93,44 | -54,77 | ||||
Операции с нефинансовыми активами | -407160 | -337847 | 82,97 | -10248,46 | ||||
Операции с финансовыми активами и обязательстами | -20382386 | -19088001 | -23983382 | -4895381 | 93,65 | 125,6 | ||
Операции с финансовыми активами | -20369879 | -19154460 | -23980652 | -4826192 | 94,03 | 125,2 | ||
Операции с обязательствами | -66459 | -78948 | -532,14 | -4,10 |
Анализ динамики и структуры расходов (по бюджету), тыс. руб. Таблица 5
Год | Исполнено ассигнований | Рост, тыс. руб | Темп роста, % | Удельный вес,% | Абсолютное изменение удельного веса, % | ||||||||
Наименование показателя | 2008-2007 | 2009-2008 | На конец 2008 | На конец 2009 | 2008-2007 | 2009-2008 | |||||||
Расходы бюджета, всего | 20190,4 | 18956,0 | 24049,0 | -1234,4 | 93,9 | 126,9 | 100,0 | 100,0 | |||||
в том числе | |||||||||||||
Заработная плата | 8891,8 | 11742,1 | 1991,8 | 2850,3 | 128,9 | 132,1 | 34,2 | 46,9 | 48,8 | 12,7 | 1,9 | ||
Прочие выплаты | 78,9 | -3 | 15,9 | 95,5 | 125,2 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,0 | 0,0 | |||
Начисления на оплату труда | 1754,2 | 2309,8 | 3010,8 | 555,6 | 131,7 | 130,3 | 8,7 | 12,2 | 12,5 | 3,5 | 0,3 | ||
Услуги связи | 34,7 | -26,3 | 141,9 | 56,9 | 0,2 | 0,3 | 0,1 | 0,1 | -0,2 | ||||
Транспортные услуги | 16,8 | 6,8 | 500,0 | 168,0 | 0,0 | 0,1 | 0,1 | 0,0 | 0,0 | ||||
Коммунальные услуги | 2399,9 | 3293,3 | 893,4 | 298,7 | 137,2 | 109,1 | 11,9 | 17,4 | 14,9 | 5,5 | -2,4 | ||
Услуги по содержанию имущества | 5398,6 | 262,6 | -5136 | 52,4 | 4,9 | 120,0 | 26,7 | 1,4 | 1,3 | -25,4 | -0,1 | ||
Прочие услуги | 425,4 | 207,4 | 101,4 | 195,1 | 1,1 | 1,2 | 1,8 | 0,1 | 0,6 | ||||
Социальное обеспечение | 702,7 | 245,3 | 134,9 | 105,4 | 3,5 | 5,0 | 4,2 | 1,5 | -0,8 | ||||
Прочие расходы | 2675,5 | 3204,7 | 504,5 | 529,2 | 123,2 | 119,8 | 10,8 | 14,1 | 13,3 | 3,4 | -0,8 | ||
Увеличение стоимости основных средств | 3,6 | -272 | -26,4 | 9,9 | 12,0 | 1,5 | 0,2 | 0,0 | -1,3 | -0,1 | |||
Увеличение стоимости материальных запасов | -43 | 81,8 | 324,4 | 1,2 | 1,0 | 2,6 | -0,2 | 1,6 |
Анализ динамики и структуры расходов (по внебюджетной деятельности), тыс. руб.
Таблица 5
Год | Исполнено ассигнований | Рост, тыс. руб | Темп роста, % | Удельный вес,% | Абсолютное изменение удельного веса, % | |||||||||
Наименование показателя | 2008-2007 | 2009-2008 | На конец 2008 | На конец 2009 | 2008-2007 | 2009-2008 | ||||||||
Расходы бюджета, всего | 4061,9 | 4077,4 | 3753,8 | 15,5 | -323,6 | 100,4 | 92,1 | 100,0 | 100,0 | |||||
в том числе | ||||||||||||||
Заработная плата | 2684,8 | 2455,5 | 2575,3 | -229,3 | 119,8 | 91,5 | 104,9 | 66,1 | 60,2 | 68,6 | -5,9 | 8,4 | ||
Прочие выплаты | 11,4 | 17,3 | 5,9 | -17,3 | 151,8 | 0,0 | 0,3 | 0,4 | 0,0 | 0,1 | -0,4 | |||
Начисления на оплату труда | 760,7 | 89,3 | -202 | 111,7 | 76,2 | 18,7 | 20,8 | 17,3 | 2,1 | -3,6 | ||||
Услуги связи | 47,7 | 28,8 | 91,7 | -18,9 | 62,9 | 60,4 | 318,4 | 1,2 | 0,7 | 2,4 | -0,5 | 1,7 | ||
Транспортные услуги | 22,5 | 28,3 | 5,8 | -28,3 | 125,8 | 0,0 | 0,6 | 0,7 | 0,0 | 0,1 | -0,7 | |||
Коммунальные услуги | 36,4 | 98,3 | 117,1 | 61,9 | 18,8 | 270,1 | 119,1 | 0,9 | 2,4 | 3,1 | 1,5 | 0,7 | ||
Услуги по содержанию имущества | 69,4 | 42,1 | 20,0 | -27,3 | -22,1 | 60,7 | 1,7 | 1,0 | 0,5 | |||||
Прочие услуги | 36,9 | 120,8 | 13,1 | 83,9 | -107,7 | 327,4 | 10,8 | 0,9 | 3,0 | 0,3 | 2,1 | -2,6 | ||
Социальное обеспечение | 25,9 | 3,5 | -22,4 | -3,5 | 13,5 | 0,0 | 0,6 | 0,1 | 0,0 | -0,6 | -0,1 | |||
Прочие расходы | 19,1 | 13,8 | 6,9 | -3,2 | -6,9 | 81,2 | 50,0 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | -0,1 | -0,2 | ||
Увеличение стоимости основных средств | 210,9 | 29,2 | -42,9 | -138,8 | 79,7 | 17,4 | 5,2 | 4,1 | 0,8 | -1,1 | -3,3 | |||
Увеличение стоимости материальных запасов | 136,2 | 252,5 | 114,8 | 1,5 | 184,3 | 100,6 | 3,4 | 6,2 | 6,7 | 2,8 | 0,6 | |||
Анализ кассовых расходов, тыс. руб. Таблица 5
Год | ||||||||||
Наименование показателя | Бюджетные ассигнования | Исполнено | Неисполненные назначентя | Бюджетные ассигнования | Исполнено | Неисполненные назначентя | Бюджетные ассигнования | Исполнено | Неисполненные назначентя | |
Расходы бюджета, всего | ||||||||||
в том числе | ||||||||||
Заработная плата | ||||||||||
Прочие выплаты | ||||||||||
Начисления на оплату труда | ||||||||||
Услуги связи | ||||||||||
Транспортные услуги | ||||||||||
Коммунальные услуги | ||||||||||
Услуги по содержанию имущества | ||||||||||
Прочие услуги | ||||||||||
Прочие расходы | ||||||||||
Социальное обеспечение | ||||||||||
Увеличение стоимости основных средств | ||||||||||
Увеличение стоимости материальных запасов | ||||||||||
5 Содержание практики в учреждений Федеральной налоговой службы
В разделе о организационно-экономической характеристике организации информацию необходимо изложить в следующем порядке:
1. Общие сведения об организации: наименование, организационно-правовая форма и нормативно-правовая база создания предприятия, дата регистрации, местонахождение, вышестоящая организация.
2. Информация о системе управления:
- о виде (линейная, функциональная, линейно-функциональная, командная) и структуре управляющей системы (структурные организационные схемы, штатное расписание);
- о процессах управления (комплекты положений об отделах, службах, должностные инструкции, функциональные таблицы, регламентация прав, распорядок рабочего дня, графики проведения совещаний, системы оценки качества работы и контроля исполнения, системы обработки внешнего и внутреннего документооборота, подготовки распорядительной документации, доставки и хранения документации);
- об оргтехнике (системы внутренней связи, автоматизация учета, анализа деятельности, каналы передачи информации, автоматизация рабочих мест, оборудование служебных помещений);
- о финансовой структуре предприятия, выделяются центры управления финансовыми ресурсами и потоками денежных средств;
- о форме бухгалтерского учета, наличии внутреннего контроля.
Сведения о системе налогового планирования и прогнозирования бюджетных поступлений; первичные документы.
Налоговое планирование и прогнозирование на макроуровне включает в себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления за ряд периодов, расчет уровней поступления налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т. п.
Таблица 1