Лабораторная работа №2. Разработка иерархии диаграмм потоков данных
Целью лабораторной работы является изучение процесса специфицирования функциональных требований к программному обеспечению, осуществляемого на уровне диаграмм потоков данных.
Требования к содержанию, оформлению и порядку выполнения
Отчет по выполнению лабораторной работы должен содержать: титульный лист, название работы, цель работы и содержательную часть.
В содержательной части отчета по выполнению лабораторной работы для своего варианта требуется привести иерархию диаграмм потоков данных, спецификации процессов и словарь данных с подробными комментариями к принятым решениям и построенным диаграммам.
Теоретическая часть
Теоретические сведения для выполнения лабораторной работы приведены в разделе 3.3.1, 3.3.2 и 3.3.3 учебно-методического пособия.
В настоящее время в мировой практике разработки программного обеспечения широко используются так называемые CASE–технологии и средства. CASE (Computer–Aided Software/System Engineering)–технология представляет собой совокупность методологий анализа, проектирования, разработки и сопровождения сложных систем программного обеспечения, поддержанную комплексом взаимосвязанных CASE–средств автоматизации.
Одним из представителей CASE–средств является программный продукт EasyCASE Professional 4.21, разработанный фирмой Evergreen CASE tools. EasyCASE – это инструментальное средство автоматизированной разработки программного обеспечения, в котором используется структурный анализ, структурное проектирование и моделирование поведения данных и информации вообще.
Функциональные возможности EasyCASE включают ряд действий, которые можно разделить на четыре основные группы:
· действия по управлению проектом;
· действия по редактированию и анализу диаграмм;
· действия по составлению отчетов;
· действия по синтезу схем баз данных.
Проект, создаваемый в EasyCASE, включает иерархию диаграмм различных типов и единый для всего проекта словарь данных. EasyCASE позволяет работать со следующими типами диаграмм в различных нотациях:
· диаграммы потоков данных (DFDs);
· схемы преобразований (DFDs в реальном масштабе времени);
· диаграммы переходов-состояний (STDs);
· структурные карты (STCs);
· диаграммы сущность-связь (ERDs);
· некоторые другие типы диаграмм, моделирующие данные и отношения между ними.
Действия по управлению проектом включают:
· создание или открытие уже существующего проекта;
· автоматическую генерацию контекстной диаграммы потоков данных для вновь создаваемого проекта;
· построение иерархии диаграмм и перемещение по уровням этой иерархии;
· установку параметров проекта, в том числе, касающихся администрирования и разделения ресурсов между пользователями, вплоть до парольного доступа и дифференциации в уровнях привилегий.
Действия по редактированию и анализу диаграмм включают:
· функции создания, сохранения, удаления и модификации существующих диаграмм;
· выбор, нанесение на диаграмму и перемещение ее элементов;
· связывание элементов диаграммы со словарем данных;
· печать диаграмм;
· проверку корректности построенных диаграмм, в том числе: анализ диаграмм с прямой проверкой правил методологии, который проводится по ходу их создания, проверка правил, которая выполняется для обнаружения наличия характерных ошибок в расположении, логической или методологической структуре элементов в пределах одной диаграммы, и уровневую проверку, при которой анализируется несколько диаграмм, связанных общими иерархическими отношениями. Процедуры анализа и проверки диаграмм выявляют не связанные ни с чем элементы, ошибки связей, фрагменты диаграмм, нарушающие основополагающие концепции выбранного методологического подхода.
Действия по созданию отчетов позволяют получить сводную обобщенную информацию о создаваемом проекте. Используя отчеты, можно получить сведения о том, где применяется данный объект (элемент проекта), в каких связях состоит данный объект с другими объектами иерархии диаграмм, состав компонентов в каждой записи словаря данных и так далее.
В EasyCASE предусмотрено пять встроенных типов отчетов:
· по объектам диаграммы;
· по диаграммам;
· по элементам;
· по записям;
· по управляющим таблицам.
Каждый из них представляет сведения об элементах соответствующих его классу видимости.
Действия по созданию схем баз данных позволяют для разработанной модели данных на уровне диаграмм сущность–связь автоматически генерировать текст на языке описания данных, представляющий собой описание структуры базы данных. Однако для того, чтобы воспользоваться этой возможностью необходима специальная компонента Database Engineer, обычно не входящая в стандартную поставку EasyCASE.
Общая постановка задачи
Выполните структурный анализ функциональности задачи, выбранной в первой лабораторной работе, и оформите результат данного анализа в виде иерархии диаграмм потоков данных, спецификаций процессов и словаря данных, при этом используйте программный продукт EasyCASE Professional Version 4.21.016 (см. приложение 1). Прокомментируйте принятые решения.