Понятие и цели регулирования фондового рынка

Экономическое развитие страны во многом определяется наличием эффективно функционирующего фондового рынка. Для того чтобы рынок успешно развивался и выполнял свое назначение – мобилизацию свободных ресурсов для развития экономики и их перераспределение между отраслями и сферами народного хозяйства, необходимо построение системы регулирования, отвечающей интересам и потребностям всех его участников. На фондовом рынке встречаются продавцы и покупатели ценных бумаг. С одной стороны, компании эмитенты посредством ценных бумаг привлекают инвестиции для целей своего развития. Это способствует росту производства и увеличению количества рабочих мест. С другой стороны, для инвесторов создается возможность разнообразить инструменты инвестирования и обеспечить доходность своих вложений при заданном уровне риска. При этом если фондовый рынок достаточно развит, инвестор может быть уверен в надежности и ликвидности этих инструментов, а, следовательно, будет заинтересован во все новых инвестициях. Таким образом, эффективно функционирующий фондовый рынок создает определенные выгоды не только для его участников, но и помогает решению общеэкономических задач, преодолению социальных проблем в стране.

Регулирование фондового рынка – это многоуровневый процесс воздействия на деятельность всех участников рынка в соответствии с установленными целями и принципами со стороны организаций, уполномоченных на эти действия. Регулирование осуществляется как государством путем наделения различных государственных органов соответствующими полномочиями, так и самими участниками рынка путем создания саморегулируемых организаций и разработки внутренних документов, определяющих их деятельность.

Объектами регулирования выступают участники фондового рынка:

· эмитенты ценных бумаг, а также организации, занимающиеся размещением ценных бумаг;

· инвесторы и организации, привлекаемые для управления инвестициями и ценными бумагами;

· фондовые посредники;

· саморегулируемые организации (СРО).

Цели регулирования определяются приоритетами в развитии экономики, направлениями социально-экономического развития страны. Исходя из этого регулирование рынка должно быть направлено на создание благоприятных условий для деятельности экономических субъектов и привлечения инвестиций в экономику. Таким образом, основную цель можно сформировать как – обеспечение стабильности и инвестиционной направленности этого рынка и поддержание баланса между потоками сбережений и инвестиций.

Крупные международные организации, объединяющие государственные органы различных стран и профессиональных участников рынка проводят обобщение лучшей международной практики в области регулирования фондового рынка и разрабатывают требования и рекомендации, которых должны придерживаться национальные регуляторы фондовых рынков. Одной из авторитетных организаций, разрабатывающих методические и рекомендательные документы, является Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO). Данной организацией издан основополагающий документ «Цели и принципы регулирования в области ценных бумаг». в котором отмечается, что регулирование должно способствовать формированию капиталов в хозяйстве и экономическому росту. В нем определены три цели регулирования в этой области:

· защита инвесторов (против манипулятивной, мошеннической и инсайдерской практики);

· обеспечение справедливости, эффективности и прозрачности рынка (равенство участников на рынке, равный и широкий доступ к информации, предупреждение нечестной торговой практики);

· снижение системного риска (эффективное управление рисками).

Структура органов, регулирующих фондовый рынок зависит от принятой модели рынка и степени централизации управления страной. В государствах, имеющих федеративное устройство часть полномочий центральных государственных органов передается муниципальным образованиям. Но, как правило, в каждой стране создается самостоятельное ведомство (комиссия) по ценным бумагам, регулирующее фондовый рынок.

В зависимости от степени участия государства в рыночных процессах в мире сложились и действуют две модели регулирования фондового рынка.

Наиболее развитой системой регулирования рынка ценных бумаг считается англоамериканская (США, Великобритания). Особенность данной модели заключается в том, что большая часть функций передается саморегулируемым организациям, функции государства в процессе регулирования минимальны. Такая система создана в США в начале 30-х годов с принятием Закона о фондовых биржах. В соответствии с этим законом в США создана Комиссия по ценным бумагам и биржам, представляющая собой орган государственного надзора с ограниченными полномочиями. В задачи КЦББ входит контроль над соблюдением федерального законодательства о ценных бумагах профессиональными участниками рынка, а также разработка правил и инструкций, которые обеспечивают защиту интересов инвесторов и равные условия торговли для всех участников фондового рынка. Выполнение этих функций КЦББ основано на соблюдении всеми участниками рынка требования о полном раскрытии информации об эмитентах и операциях с ценными бумагами.

В задачи КЦББ входят: утверждение регистрационных документов и периодической отчетности эмитентов; организация проверок брокерско-дилерских, управляющих компаний и др. учреждений этой сферы; разработка законодательных норм; контроль за соблюдением законодательства и привлечение к ответственности нарушителей. Все остальные функции регулирования (разработка норм и правил поведения профучастников рынка, контроль за соблюдением профессиональных стандартов, разработка правил осуществления операций и др.) переданы саморегулируемым организациям.

Рейнская (германская) модель предполагает, что регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынка. Органы государственного регулирования в Германии имеют широкие полномочия в целях приведения биржевой системы в соответствие с общественными интересами. Государство выступает в активной роли, как при защите интересов инвесторов, так и при защите интересов корпораций. Немецкое законодательство в целом значительно строже американского. Оно, в частности, содержит документы, регламентирующие порядок государственного надзора за деятельностью профессиональных посредников, причем, как при проведении биржевых, так и внебиржевых операций.

При построении национальной системы регулирования фондового рынка нельзя не учитывать признанные практикой принципы регулирования, поскольку построение эффективного отечественного рынка невозможно без его интеграции с международным. Вместе с тем, существующая в каждой стране модель фондового рынка имеет свои особенности, обусловленные историческими традициями обращения ценных бумаг на данной территории, а также современными потребностями в развитии экономики и направлениями социально-экономического развития. Так как фондовый рынок является одним из эффективных механизмов аккумуляции и перераспределения финансовых ресурсов, при формировании системы его регулирования необходимо учитывать весь комплекс экономических и социальных задач государства, приоритеты в развитии тех или иных отраслей, инвестиционную политику.

Наши рекомендации