Проверка бюджетных полномочий Минфина России по обеспечению предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов показала следующее.

5.4.1. В соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации Минфин России обладает бюджетными полномочиями поосуществлению управления государственными финансовыми активами Российской Федерации на основании полномочий, предоставленных Правительством Российской Федерации, а также по установлению оснований, порядка и условий списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц.

В соответствии с положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г.
№ 329, Минфин России обладает полномочиями по обеспечению предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовой год.

Анализ отчета о предоставлении и погашении бюджетных кредитов (ссуд), балансовый учет которых осуществляется Министерством финансов Российской Федерации (далее – отчет о бюджетных кредитах (ссудах), представленного одновременно с отчетом Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2016 год на основании статьей 2649 и 26410 Бюджетного кодекса Российской Федерации, показал следующее.

5.4.2. Общая сумма задолженности, числящаяся на балансе Минфина России, по отчету о бюджетных кредитах (ссудах) по состоянию на 1 января 2016 года составляла 3 476 616,9млн. рублей,в том числе: основной долг – 3 136 978,8 млн. рублей, или 90,2% общей суммы задолженности, начисленные и неуплаченные проценты – 258 764,8 млн. рублей, или 7,4%, начисленные пени и штрафы за несвоевременный возврат основного долга и уплату процентов –80 748,6млн. рублей, или2,3 %,штрафы за нецелевое использование бюджетных средств –124,7млн. рублей.

Структура задолженности по бюджетным кредитам (ссудам), числящаяся на балансе Минфина России, сложилась следующим образом:

5.4.2.1. По коду бюджетной классификации источников финансирования дефицитов бюджета 01 06 05 02 01 0000 000 «Бюджетные кредиты, предоставленные другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации из федерального бюджета в валюте Российской Федерации» (далее – бюджетные кредиты субъектам Российской Федерации) отчет о бюджетных кредитах (ссудах) содержит данные по 4 видам задолженности.

Общая сумма задолженности, числящаяся на балансе Минфина России по бюджетным кредитам субъектам Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2016 года составляла 797 336,2млн. рублей, в том числе основной долг –797 265,8 млн. рублей, или 100 % общей суммы задолженности.

В 2016 году субъектам Российской Федерации предоставлены бюджетные кредиты в сумме 355 000,0 млн. рублей, или 100 % предусмотренного объема.

По состоянию на 1 января 2017 года просроченная задолженность субъектов Российской Федерации по возврату бюджетных кредитов составила 6,2 млн. рублей.

В соответствии с отчетом о бюджетных кредитах (ссудах) задолженность, числящаяся на балансе Минфина России по состоянию на 1 января 2017 года, составила 979 681,6 млн. рублей (всего), в том числе основной долг – 979 675,3 млн. рублей.

Увеличение суммы задолженности, числящейся на балансе Минфина России составило 182 345,3 млн. рублей, в том числе по основному долгу на 182 409,5 млн. рублей.

5.4.2.2. По коду бюджетной классификации источников финансирования дефицитов бюджета 01 06 07 00 01 0000 000 «Бюджетные кредиты, предоставленные федеральным бюджетом внутри страны за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований)», отчет о бюджетных кредитах (ссудах) содержит данные по 3 видам задолженности.

Сумма задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным федеральным бюджетом внутри страны за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), по состоянию на 1 января 2016 года составляла 140 037,9 млн. рублей, в том числе: основной долг – 63 159,5 млн. рублей, или 45,1 % общей суммы задолженности, начисленные и неуплаченные проценты – 18 927,2 млн. рублей, или 13,5 %, и начисленные штрафы за несвоевременный возврат основного долга и уплату процентов – 57 951,3 млн. рублей, или 41,4 %.

В графе «Предоставлено по основному долгу, начислено процентов, штрафов и пеней» отчета о бюджетных кредитах (ссудах) сумма начисленных Минфином России в 2016 году процентов и штрафных санкций составила 2 239,8 млн. рублей, в том числе: начисленные проценты по выданным бюджетным кредитам – 255,4 млн. рублей, штрафы за несвоевременный возврат основного долга и уплату процентов – 1 984,4 млн. рублей.

В графе «Погашено основного долга, процентов, штрафов и пеней» сумма 1 640,0 млн. рублей, по основному долгу – 1 445,5 млн. рублей, уплата процентов осуществлена в сумме 194,4 млн. рублей, погашение штрафов за несвоевременный возврат основного долга и уплату процентов составило 0,1 млн. рублей.

В соответствии с отчетом о бюджетных кредитах (ссудах) задолженность по бюджетным кредитам, предоставленным федеральным бюджетом внутри страны за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), по состоянию на 1 января 2017 года составила 117 323,1 млн. рублей, из них основной долг – 52 224,8 млн. рублей, или 44,5 % общей суммы задолженности, начисленные и неуплаченные проценты, и штрафные санкции – 65 098,3 млн. рублей, или 55,5 % общей суммы задолженности.

По состоянию на 1 января 2017 года просроченная задолженность составила 103 798,0 млн. рублей, в том числе: основной долг – 38 699,7 млн. рублей, проценты и штрафные санкции (пени) – 65 098,3 млн. рублей.

5.4.2.3. По коду бюджетной классификации источников финансирования дефицитов бюджета 01 06 08 00 01 0000 000 «Прочие бюджетные кредиты (ссуды), предоставленные внутри страны» (далее – прочие бюджетные кредиты (ссуды) отчет о бюджетных кредитах (ссудах) содержит данные по 20 видам задолженности.

Общая сумма задолженности, числящаяся на балансе Минфина России по прочим бюджетным кредитам (ссудам), по состоянию на 1 января 2016 года составила 59 879,7 млн. рублей, в том числе: основной долг – 34 972,2 млн. рублей, или 58,4 % общей суммы задолженности, начисленные и неуплаченные проценты – 1 985,5 млн. рублей, или 3,3 % общей суммы задолженности, начисленные пени и штрафы за несвоевременный возврат основного долга и уплату процентов – 22 797,4 млн. рублей, или 38,1 % общей суммы задолженности, штрафы за нецелевое использование бюджетных средств – 124,7 млн. рублей, или 0,2 % общей суммы задолженности.

В 2016 году прочие бюджетные кредиты (ссуды) не предоставлялись.

В графе «Предоставлено по основному долгу, начислено процентов, штрафов и пеней», отражена сумма 526,8 млн. рублей, в том числе: начисленные проценты по ранее выданным прочим бюджетным кредитам (ссудам) – 445,7 млн. рублей, штрафы (пени) за несвоевременный возврат основного долга и уплату процентов – 81,1 млн. рублей.

Сумма погашения бюджетных кредитов (ссуд), приведенных в отчете в графе «Погашено основного долга, процентов, штрафов и пеней», составила 3 467,2 млн. рублей, в том числе основной долг – 3 050,7 млн. рублей.

В соответствии с отчетом о бюджетных кредитах (ссудах) задолженность, числящаяся на балансе Минфина России по бюджетным кредитам (ссудам) по состоянию на 1 января 2017 года, составила 50 067,0 млн. рублей, в том числе: основной долг – 28 398,6 млн. рублей, или 56,7 % общей суммы задолженности, начисленные и неуплаченные проценты – 1 763,7 млн. рублей, или 3,5 % общей суммы задолженности, начисленные пени и штрафы за несвоевременный возврат основного долга и уплату процентов – 19 780,0 млн. рублей, или 39,5 % общей суммы задолженности, штрафы за нецелевое использование бюджетных средств – 124,7 млн. рублей, или 0,2 % общей суммы задолженности.

5.4.2.4. По коду бюджетной классификации источников финансирования дефицитов бюджета 02 4 02 00 01 0000 000 «Государственные финансовые и государственные экспортные кредиты» отчет о бюджетных кредитах (ссудах) содержит данные по 3 видам задолженности.

Общая сумма задолженности, числящаяся на балансе Минфина России, по государственным кредитам по состоянию на 1 января 2016 года составляла 2 479 363,0 млн. рублей, в том числе: основной долг – 2 241 581,4 млн. рублей, или 90,4 % общей суммы задолженности, начисленные и неуплаченные проценты – 237 781,6 млн. рублей, или 9,6 %.

В графе «Предоставлено по основному долгу, начислено процентов, штрафов и пеней» по данным кредитам отражена сумма 203 682,3 млн. рублей, или 9,1 % общей суммы задолженности по основному долгу.

В графе «Погашено основного долга, процентов, штрафов и пеней» отражена сумма, поступившая в счет погашения задолженности по основному долгу на сумму 92 602,3 млн. рублей, или 4,1 % общей суммы задолженности по основному долгу.

В соответствии с отчетом о бюджетных кредитах (ссудах) задолженность по государственным по кредитам состоянию на 1 января 2017 года составила2 159 957,2 млн. рублей, в том числе: основной долг – 1 891 039,4 млн. рублей, или 87,5 % общей суммы задолженности, начисленные и неуплаченные проценты – 268 917,8 млн. рублей, или 12,5 %.

5.4.3. Общая сумма задолженности, числящаяся на балансе Минфина России, по отчету о бюджетных кредитах (ссудах) по состоянию на 1 января 2017 года составила 3 307 028,9 млн. рублей, в том числе: основной долг – 2 951 338,1 млн. рублей, или 89,2 % общей суммы задолженности, начисленные и неуплаченные проценты – 286 251,9 млн. рублей, или 8,7 %, начисленные пени и штрафы за несвоевременный возврат основного долга и уплату процентов – 69 314,2 млн. рублей, или 2,1 %, штрафы за нецелевое использование бюджетных средств – 124,7 млн. рублей.

5.4.3.1. Просроченная задолженность по бюджетным кредитам (ссудам) по состоянию на 1 января 2017 года уменьшилась на 67 174,7 млн. рублей, или на 8,8 %, и составила 696 474,3 млн. рублей, или 21,1 % общей суммы задолженности.

5.4.4. Проверкой установлено, что в ф. 0507019 «Баланс исполнения федеральногобюджета на 1 января 2017 года, представленной одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета за 2016 год, по состоянию на начало года на конец отчетного периода по строке «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)» по бюджетной деятельности отражена задолженность в сумме3 494 897,9 млн. рублей и 3 308 243,2 млн. рублей соответственно.

В ф. 0507013 «Отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов (ссуд), балансовый учет которых учитывается Министерством финансов Российской Федерации», также представленной одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета за 2016 год, отражен объем задолженности по кредитам и ссудам по состоянию на начало года и конец отчетного периода в сумме 3 476 616,9 млн. рублей и 3 307 028,9 млн. рублей соответственно.

Соответствующие показатели ф. 0507013 меньше показателей ф. 0507019 связи с тем, что в соответствии со статьей 26410 Бюджетного кодекса Российской Федерации в составе годового отчета об исполнении федерального бюджета Правительством Российской Федерации представляется отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов (ссуд), балансовый учет которых осуществляется Министерством финансов Российской Федерации, и не учитывают задолженность по выданным кредитам по состоянию на 1 января 2017 года, которая учитывается отдельными главными распорядителями средств федерального бюджета, в том числе Минсельхозом России на общую сумму 1 203,7 млн. рублей и ФТС России 8,5 млн. рублей.

5.5. Результаты проверки и анализа исполнения Федеральным казначейством бюджетных полномочий по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

5.5.1. В целях реализации бюджетных полномочий, установленных статьей 1661 Бюджетного кодекса Российской Федерации и приказом Минфина России от 23 декабря 2014 г. № 163н, в 2016 году Федеральное казначейство формировало и вело реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (далее – Реестр УБП и НУБП).

По состоянию на 1 января 2017 года в Реестре УБП и НУБП зарегистрировано
217 405 организации, в том числе:

на федеральном уровне – 20 694 организации;

на уровне субъектов Российской Федерации – 36 387 организаций;

на уровне муниципальных образований субъектов Российской Федерации – 157 696 организаций;

на уровне государственных внебюджетных фондов 2 628 организаций.

По состоянию на 1 января 2017 года в органах Федерального казначейства бюджетным и автономным учреждениям всех уровней бюджетов открыто 102 254 лицевых счета, из них: федеральным бюджетным учреждениям – 10 610 лицевых счетов, федеральным автономным учреждениям – 593 лицевых счета.

5.5.2. Согласно отчету кассовые расходы федерального бюджета составили 16 416 446,8 млн. рублей, или 98,7 % сводной бюджетной росписи с учетом изменений и103,3 % общего объема лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями по подведомственным учреждениям за отчетный период.Казначейское исполнение федерального бюджета по расходам составило 16 122 254,1 млн. рублей, или 98,2 % общей суммы кассовых расходов федерального бюджета.

Сумма по операциям федерального бюджета, осуществленным минуя счета Федерального казначейства, составила 294 192,7 млн. рублей, или 1,8 % общей суммы кассовых расходов федерального бюджета, что на 45,4 % меньше, чем в 2015 году
(538 891,6 млн. рублей),в том числе у Министерства финансов Российской Федерации 172 017,3 млн. рублей, или 58,5 %,из них 168 261,7 млн. рублей - обслуживание государственного долга Российской Федерации, у Министерства иностранных дел Российской Федерации - 83 405,9 млн. рублей, из них 49 129,1 млн. рублей – расходы на обеспечение функций зарубежного аппарата, у Министерства экономического развития Российской Федерации - 7 169,1 млн. рублей, из них 4 449,4 млн. рублей – расходы на обеспечение функций зарубежного аппарата, уФедерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству - 2 656,0 млн. рублей, из них – 2 528,6 млн. рублей расходы на обеспечение функций зарубежного аппарата.

Общее сальдо некассовых операций, отраженных в отчете об исполнении федерального бюджета за 2016 год, составило - 2 925,4 млн. рублей, из них:

4 556,4 млн. рублей - реализация соглашений с международными финансовыми организациями;

97,1 млн. рублей – вознаграждение за выполнение функций агента по размещению облигаций внешнего облигационного займа Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 статьи 18 Федерального закона от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ;

(-) 7 579,0 млн. рублей - уменьшение расходов федерального бюджета на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации в рамках проведенной некассовой операции обмена облигаций федерального займа (разница, возникшая в результате выкупа ОФЗ по цене ниже цены размещения).

Операции по реализации соглашений с международными финансовыми организациями были проведены в 2016 году 9 главными распорядителями бюджетных средств: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации,Федеральное агентство лесного хозяйства, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации,Министерство финансов Российской Федерации,Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральная служба государственной статистики,Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографиии отражены в отчете об исполнении федерального бюджета за 2016 год как некассовые операции на общую сумму 4 556,4 млн. рублей.

Исполнение расходов на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации отражено в отчете об исполнении федерального бюджета за 2016 год в сумме 458 951,1 млн. рублей с учетом проведенной некассовой операции в сумме минус 7 579,0 млн. рублей, связанной с обменом ОФЗ, на сумму разницы, возникшей в связи с выкупом ценных бумаг по цене ниже цены размещения, и на сумму накопленного купонного дохода и поступлений в сумме, превышающей номинальную стоимость.

Общий объем некассовых операций в 2015 году составил 102 655,6 млн. рублей.

5.5.3. В 2016 году общая сумма невыясненных поступлений в целом по Российской Федерации, отражающая объем оборотов этих поступлений за год на балансовом счете № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», составила минус 5 881,47 млн. рублей. Сумма невыясненных поступлений на балансовом счете № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» за 2015 год составила минус 10 056,07 млн. рублей.

5.5.4.Статьей 5 Федерального закона № 359-ФЗ установлено, что казначейскому сопровождению в 2016 году подлежали:

договоры (соглашения) о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям), в том числе государственным корпорациям и Государственной компании «Российские автомобильные дороги», и бюджетных инвестиций юридическим лицам в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

договоры о предоставлении взносов в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются субсидии государственным корпорациям и Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и бюджетные инвестиции;

контракты (договоры) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемые юридическими лицами, получающими бюджетные инвестиции, юридическими лицами, получающими субсидии, указанные выше, а также юридическими лицами, в уставные (складочные) капиталы которых предоставляются взносы, с юридическими лицами - исполнителями по контрактам (договорам), источником финансового обеспечения которых являются данные бюджетные инвестиции, субсидии и взносы в уставные (складочные) капиталы, если условиями данных контрактов (договоров) предусмотрены авансовые платежи;

контракты (договоры) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемые в целях исполнения контрактов (договоров), их исполнителями и соисполнителями, если условиями данных контрактов (договоров) предусмотрены авансовые платежи;

государственные контракты о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов, заключаемых в рамках реализации государственного оборонного заказа, и государственных контрактов, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) на сумму более 100 000,0 тыс. рублей, если условиями данных государственных контрактов предусмотрены авансовые платежи;

контракты (договоры) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемые исполнителями и соисполнителями по государственным контрактам, в рамках исполнения указанных государственных контрактов, если условиями данных контрактов (договоров) предусмотрены авансовые платежи;

государственные контракты (контракты, договоры) об осуществлении отдельных закупок товаров, работ, услуг в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

Также положениями пункта 36 постановления Правительства Российской Федерации № 1456 было предусмотрено казначейское сопровождение государственных контрактов (договоров) на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции, при включении в указанные государственные контракты (договоры) размера авансового платежа свыше 30 и до 80 процентов.

Кроме того, в 2016 году Правительством Российской Федерации в постановлении о государственном оборонном заказе было установлено требование о казначейском сопровождении государственных контрактов, заключаемых государственными заказчиками государственного оборонного заказа (за исключением государственных контрактов Минобороны России), в случае, если условиями таких государственных контрактов предусмотрено авансирование свыше 30 и до 80 процентов.

Правила казначейского сопровождения государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2016 г. № 70 «О порядке казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения» в 2016 году.

С 2016 года средства из бюджета предоставлялись юридическим лицам через счета, открытые им в Казначействе России.

По состоянию на 1 января 2017 года в территориальных органах федерального казначейства 4 728 юридическим лицам, являющимся получателями субсидий, бюджетных инвестиций и авансовых платежей по государственным контрактам, контрактам (договорам), в том числе по государственному оборонному заказу, были открыты 9 353 отдельных лицевых счета для учета операций неучастника бюджетного процесса, из них: 4 053 юридическим лицам, являющимся получателями субсидий, бюджетных инвестиций и исполнителями (соисполнителями) по государственным контрактам, контрактам (договорам) открыты 8 102 отдельных счета, 675 юридическим лицам, являющимся исполнителями (соисполнителями) по государственным контрактам, контрактам, заключенным в рамках исполнения государственного оборонного заказа, открыты 1 255 отдельных счетов.

По данным Федерального казначейства, всего на указанные отдельные счета в 2016 году поступили 1 014 544,2 млн. рублей, в том числе 901 847,3 млн. рублей – в рамках исполнения государственных контрактов, контрактов, соглашений (договоров), 112 696,9 млн. рублей – в рамках исполнения государственных контрактов, контрактов, заключенных для исполнения государственного оборонного заказа.

Кассовый расход с отдельных счетов составил 730 255,0 млн. рублей, в том числе:
656 232,1 млн. рублей – в рамках исполнения государственных контрактов, контрактов, соглашений (договоров), 74 022,9 млн. рублей – в рамках исполнения государственных контрактов, контрактов, заключенных для исполнения государственного оборонного заказа.

В 2016 году в соответствии с отдельными решениями Правительства Российской Федерации Федеральным казначейством осуществлялось казначейское сопровождение:

контрактов (договоров), на строительство космодрома «Восточный»;

строительство транспортного перехода через Керченский пролив (особенностью данного проекта является интеграция казначейского и банковского сопровождения государственного контракта);

контрактов (договоров) на строительство (реставрацию) стадионов для проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года (особенностью данного проекта является осуществление Федеральным казначейством контроля за соответствием информации, содержащейся в документах, предоставляемых для санкционирования операций, условиям государственного контракта (контракта, договора) в части сроков поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), количества товаров (объема работ, услуг);

финансово-хозяйственной деятельности АО «Особые экономические зоны» и его управляющих компаний (особенностью данного проекта является казначейское сопровождение не только целевых средств, но и средств финансово-хозяйственной деятельности АО «Особые экономические зоны» и его управляющих компаний).

В 2016 году в соответствии с положениями части 4 статьи 5 Федерального закона
№ 359-ФЗ Федеральным казначейством была проведена инвентаризация неиспользованных юридическими лицами до 1 января 2016 года остатков средств в валюте Российской Федерации источником образования которых являются не использованные в 2015 году субсидии и бюджетные инвестиции юридическим лицам. Подробный анализ возврата неиспользованных остатков указанных средств на счета Федерального казначейства приведен в разделе 12 настоящего Заключения.

5.5.5. В течение 2016 года осуществлялось размещение средств федерального бюджета на банковских депозитах в кредитных организациях в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2011 г. № 1121
«О порядке размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах».

На протяжении 2016 года проведено 78 отборов заявок кредитных организаций на заключение договоров банковского депозита, по результатам которых на банковских депозитах в кредитных организациях размещено 7 702 678,0 млн. рублей. Сумма зачисленных в федеральный бюджет процентов по заключенным договорам банковского депозита составила 46 908,9 млн. рублей.

Кроме того, за 2016 год проведено 17 отборов заявок кредитных организаций на заключение договоров банковского депозита в долларах США, по результатам которых на банковских депозитах в кредитных организациях размещено 5 300,0 млн. долларов США, уплачено процентов на сумму 2,0 млн. долларов США.

В рамках постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. № 777 «О порядке осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части покупки (продажи) ценных бумаг по договорам репо и открытия счетов для осуществления таких операций» в 2016 году продолжено осуществление операций покупки (продажи) ценных бумаг по договорам репо с привлечением Банка России и небанковской кредитной организации акционерное общество «Национальный расчетный депозитарий».

Всего в 2016 году проведено 303 отбора заявок, в которых приняли участие 25 кредитных организаций. По результатам проведенных отборов заключено 2 211 договоров репо и размещено средств федерального бюджета на сумму 37 414,6 млрд. рублей. Сумма зачисленных в федеральный бюджет процентов по заключенным договорам репо составила 27,9 млрд. рублей, что в 4,3 раза больше, чем в 2015 году.

5.5.6.В 2016 году взаимодействие органов Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет в процессе исполнения федерального бюджета регламентировалось приказом Минфина России от 18 декабря 2013 г. № 125н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», приказами Федерального казначейства от 17 октября 2016 г. № 21н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства» и от 10 октября 2008 г. № 8н «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов».

По состоянию на 1 января 2017 года в органах Федерального казначейства открыто 18 лицевых счетов финансовым органам субъектов Российской Федерации, 37 лицевых счетов открыто в соответствии с Соглашением об осуществлении органом Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации при кассовом обслуживании им исполнения бюджета. 30 субъектов Российской Федерации выбрали «смешанный» вариант кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта Российской Федерации.

По состоянию на 1 января 2016 года в органах Федерального казначейства открыто 6 555 лицевых счетов финансовым органам муниципальных образований. 11 593 муниципальных образований выбрали порядок кассового обслуживания исполнения своего бюджета с открытием лицевых счетов в соответствии с Соглашением об осуществлении органами Федерального казначейства отдельных функциях по кассовому обслуживанию исполнения своего бюджета, 4 623 муниципальных образований выбрали «смешанный» вариант кассового обслуживания исполнения бюджета муниципальных образований.

По состоянию на 1 января 2017 года в органах Федерального казначейства осуществлялось обслуживание 367 321 лицевого счета участников бюджетного процесса, из них:

42 366 лицевых счетов участников бюджетного процесса федерального уровня;

35 286 лицевых счетов участников бюджетного процесса субъектов Российской Федерации;

172 378 лицевых счетов участников бюджетного процесса муниципальных образований;

4 766 лицевых счетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

363 лицевых счета участников бюджетного процесса территориальных государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

112 162 лицевых счета, предназначенных для отражения операций со средствами организаций, а также бюджетных (автономных) учреждений.

По состоянию на 1 января 2017 года в органах Федерального казначейства бюджетным и автономным учреждениям открыто 102 254 лицевых счета, из них

федеральным бюджетным и федеральным автономным учреждениям – 11 203 лицевых счета, в том числе:

федеральным автономным учреждениям – 10 610 лицевых счетов,

из них:

5 647 лицевых счетов, предназначенных для учета операций со средствами, полученными в виде субсидий на выполнение государственного задания, а также от оказания платных услуг;

4 565 лицевых счетов, предназначенных для учета операций со средствами, полученными в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций;

398 лицевых счетов бюджетного учреждения для учета операций со средствами обязательного медицинского страхования;

федеральным бюджетным учреждениям – 593 лицевых счета,

из них:

321 лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами, полученными в виде субсидий на выполнение государственного задания, а также от оказания платных услуг;

249 лицевых счетов, предназначенных для учета операций со средствами, полученными в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций;

23 лицевых счета автономного учреждения для учета операций со средствами обязательного медицинского страхования.

По состоянию на 1 января 2017 года в органах Федерального казначейства бюджетным и автономным учреждениям всех уровней бюджетов открыто 102 254 лицевых счета, из них:

федеральным бюджетным учреждениям – 10 610 лицевых счетов;

федеральным автономным учреждениям – 593 лицевых счета.

5.5.7. Анализ отчета о результатах проведения Федеральным казначейством контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере за 2016 год (далее в этом разделе – отчет), представленного одновременно с отчетом Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2016 год на основании статьей 2649 и 26410 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и постановления Правительства Российской Федерации от 11 мая 2006 г. № 281 «Об утверждении Положения о предоставлении в Правительство Российской Федерации ежеквартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета» показал следующее.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 г. № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» функции упраздняемого Росфинадзора в части контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству.

5.5.7.1. По данным отчета в 2016 году Федеральным казначейством проведено 4 900 ревизий и проверок, что на 5 015, или в два раза, меньше, чем в 2015 году (Росфинадзором было осуществлено 9 915 проверок).

Общий объем проверенных Федеральным казначейством средств в 2016 году составил 5 040 938,2 млн. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета – 3 442 750,6 млн. рублей (68,3 % общего объема проверенных средств), что на 5 805 183,3 млн. рублей, или в 2,7 раза, меньше, чем в 2015 году;

средства государственных внебюджетных фондов Российской Федерации – 1 254 463,4 млн. рублей (24,9 %);

средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – 119 622,0 млн. рублей (2,4 %);

средств региональных операторов – 36 917,9 млн. рублей (0,7 %);

другие средства – 187 184,3 млн. рублей (3,7 %).

5.5.7.2.В 2016 году Федеральным казначейством выявлены нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере на общую сумму 681 982,9 млн. рублей, что составляет 13,5 % общего объема проверенных средств и на 1 773 156,5 млн. рублей, или в 3,6 раза, меньше, чем в 2015 году (2 455 139,4млн. рублей).

Данные о выявленных Федеральным казначейством нарушениях представлены в следующей таблице.

(млн. рублей)

Всего выявлено нарушений в финансово-бюджетной сфере 681 982,9
в том числе: при осуществлении внутреннего государственного финансового контроля 662 549,6
в % 97,1
при осуществлении контроля за использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 15 419,0
в % 2,3
при осуществлении контроля за использованием средств региональных операторов 4 014,3
в % 0,6

Объем и структура выявленных в 2016 году нарушений в использовании бюджетных средств по видам нарушений, выявленных при осуществлении внутреннего государственного финансового контроля, представлены в следующей таблице.

(в млн. рублей)

Итого 634 682,9 в %
Прочие нарушения 367 165,1 57,9
Нарушения правил ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и представления бухгалтерской (бюджетной) отчетности 101 216,9 15,9
Несоблюдение порядка, целей и условий предоставления средств из бюджета (инвестиций), предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями 64 579,3 10,2
Неправомерное использование бюджетных средств (кроме нецелевого использования) 36 525,0 5,8
Нарушения процедур составления и исполнения бюджета по расходам, установленных бюджетным законодательством 32 042,7 5,0
Нарушения в сфере закупок 31 887,4 5,0
Нецелевое использование бюджетных средств 1 266,4 0,2
Нарушения порядка администрирования доходов бюджета 0,0 0,0

Нецелевоеиспользование средств федерального бюджета, выявленное Федеральным казначейством в 2016 году,составило 1 266,4 млн. рублей, что на 2 800,1 млн. рублей, или в 3,2 раза, меньше, чем в 2015 году.

Объемы выявленного нецелевого использования бюджетных средств Росфиннадзором в 2008 – 2015 годах и Федеральным казначейством в 2016 году представлены в диаграмме.

Проверка бюджетных полномочий Минфина России по обеспечению предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов показала следующее. - student2.ru

В Отчете Федерального казначейства содержатся сведения о выявленных в 2016 году нарушениях порядка осуществления закупок товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных нужд на сумму31 887,4 млн. рублей (5 % общей суммы выявленных нарушений), что меньше чем в 2015 году на 207 466,5 млн. рублей, или в 7,5 раза.

Федеральным казначейством в проверенные организации направлено2 418 представлений о ненадлежащем исполнении бюджета при использовании432 547,2 млн. рублей, из них2 019представлений по средствам федерального бюджета нарушениям в сумме 354 860,5 млн. рублей средств федерального бюджета.

По фактам выявленных нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, подлежащих устранению в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами, в 2016 году Федеральным казначейством направлено655 предписаний по нарушениям в использовании 35 652,4 млн. рублей, в том числе590 предписаний по нарушениям в использовании средств федерального бюджетана сумму34 257,8 млн. рублей.

В 2016 году направлены 56 уведомлений о применении бюджетных мер принуждения на сумму 20 368,1 млн. рублей. Возмещено средств, использованн

Наши рекомендации