Снижение поступлений акцизов на природный газ, предусмотренных международными договорами, составило 2,0 млрд. рублей.

Минфин России осуществлял прогнозирование доходов федерального бюджета исходя из фактического исполнения федерального бюджета по состоянию на 1 сентября 2016 года и прогноза социально-экономического развития, подготовленного Минэкономразвития России и одобренного Правительством Российской Федерации.

Уточненный прогноз поступления доходов к Федеральному закону № 397-ФЗ по 88 видам доходов превышен на более чем 15 %, в то же время по 16 видам доходов поступление составило менее 85 % прогнозируемых сумм.

Так, доходы от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по государственным контрактам или иным договорам, финансирование которых осуществлялось за счет ассигнований Федерального дорожного фонда, расторгнутым в связи с нарушением исполнителем (подрядчиком) условий государственного контракта или иного договора, превысили уточненный прогноз в более чем 78,5 раза, денежные взыскания (штрафы) за нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета – в 23,9 раза, доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений), в части реализации основных средств по указанному имуществу – в 12,2 раза, доходы от оказания информационных услуг федеральными государственными органами, федеральными казенными учреждениями – в 9,1 раза.

При этом сумма денежных взысканий (штрафов) за непредставление ходатайств, уведомлений (информации), сведений (информации) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, зачисленная в бюджет в 2016 году, составила только 1,8 % прогноза, денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком – 8,4 %, разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, при пользовании недрами на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации – 9,5 %.

Сведения о количестве главных администраторов доходов федерального бюджета и закреплении за ними кодов классификации доходов бюджетов, а также о количестве иных кодов доходов, администрирование которых может осуществляться главными администраторами доходов федерального бюджета в пределах их компетенции, сведения о суммах прогноза доходов федерального бюджета, учтенных в Федеральном законе № 359-ФЗ и в Федеральном законе № 397-ФЗ, приведены в следующей таблице.



Наименование показателя К Федеральному закону от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ К Федеральному закону от 22 ноября 2016 г. № 397-ФЗ
Утверждено Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ Учтено в прогнозе при формировании параметров Федерального закона № 359-ФЗ Утверждено Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. № 397-ФЗ Учтено в прогнозе при формировании параметров Федерального закона № 397-ФЗ
Доходы федерального бюджета, всего, (млн. рублей) 13 738 468,7 13 738 468,7 13 368 595,3 13 368 595,3
Количество главных администраторов доходов федерального бюджета (ед.)
Сумма доходов федерального бюджета по кодам видов доходов, закрепленным за главными администраторами доходов федерального бюджета, учтенная в прогнозе (млн. рублей)   13 738 468,7   13 368 595,3
Количество главных администраторов, за которыми приложением № 5 к федеральному закону о бюджете закреплены коды видов доходов (ед.)
в % к общему количеству главных администраторов доходов федерального бюджета 62,2 100,0 62,2 100,0
Количество главных администраторов, за которыми приложением № 5 к федеральному закону о бюджете коды видов доходов не закреплены (ед.)    
в % к общему количеству главных администраторов доходов федерального бюджета 37,8   37,8  
Количество иных кодов доходов, администрирование которых может осуществляться главными администраторами доходов федерального бюджета в пределах их компетенции (ед.)    
в % к общему количеству главных администраторов доходов федерального бюджета 65,6   65,6  


Федеральным законом № 397-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2016 год» (далее – уточненный прогноз доходов) в части доходов федерального бюджета внесены изменения: общий объем доходов федерального бюджета на 2016 год предусмотрен в сумме 13 368 595,3 млн. рублей, что на 369 873,4 млн. рублей, или на 2,7 %, меньше первоначально установленного объема.

Федеральным законом № 397-ФЗ в приложение 1 «Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год» и в приложение 5 «Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета» изменения не вносились.

В уточненном прогнозе доходов дополнительно предусмотрены прогнозы поступлений доходов по 10 главным администраторам доходов федерального бюджета на общую сумму 5 406,94 млн. рублей, в том числе: по Минприроды России - в сумме 4 992,4 млн. рублей, Ростуризму – 318,9 млн. рублей, ЦИК России – 54,0 млн. рублей, ФАДН России – 29,6 млн. рублей, Счетной палате Российской Федерации – 5,1 млн. рублей, Минвостокразвития России – 4,2 млн. рублей, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации – 2,1 млн. рублей, Росмолодежи – 0,6 млн. рублей, Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – 0,03 млн. рублей, Конституционному Суду Российской Федерации – 0,01 млн. рублей.

По 4 главным администраторам доходов федерального бюджета (Росграница, ФМС России, Росфиннадзор, ФСКН России) доходы федерального бюджета не прогнозировались в связи с их упразднением.

В приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее – приказ № 65н) были внесены изменения в части введения (в том числе детализация кодов бюджетной классификации) и закрепления новых кодов бюджетной классификации, введения нового главного администратора доходов федерального бюджета, а также исключения кодов бюджетной классификации. Указанные изменения были связаны с закреплением (44 кода по 18 главным администраторам доходов федерального бюджета) и исключением (15 кодов по 11 главным администраторам доходов федерального бюджета) кодов бюджетной классификации.

Кроме того, внесены изменения в части исключения 16 кодов иных доходов федерального бюджета, администрирование которых может осуществляться главными администраторами доходов федерального бюджета в пределах их компетенции, с последующим закреплением за соответствующими главными администраторами.

Введен новый главный администратор доходов федерального бюджета (приказ Минфина России от 12 октября 2016 г. № 180н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 65н») – «Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации».

С учетом изложенного внесенные изменения в приказ № 65н не были отражены в приложении 5 при формировании Федерального закона № 397-ФЗ.

Уточненный прогноз объема доходов федерального бюджета составил 13 368 595,3 млн. рублей (сформированный только по кодам видов доходов, закрепленным за 85 главными администраторами доходов федерального бюджета), и соответствует прогнозируемому общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному статьей 1 Федерального закона № 359-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом
№ 397-ФЗ).

В 2016 году отсутствовали поступления доходов федерального бюджета по Росгранице и Росфиннадзору в связи с их упразднением в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 г. № 40 и № 41. При этом по упраздненным главным администраторам доходов федерального бюджета – ФМС России и ФСКН России - в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 поступление доходов составило 18,1 млн. рублей и 40,7 млн. рублей соответственно.

По 34 главным администраторам доходов федерального бюджета, за которыми приложением 5 не закреплены конкретные коды видов доходов федерального бюджета, наибольшие поступления доходов сложились от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов субъектов Российской Федерации - в сумме 11 924,9 млн. рублей (13 главных администраторов доходов федерального бюджета), прочих поступлений от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба – 3 828,1 млн. рублей (22), прочих доходов от компенсации затрат федерального бюджета – 5 225,5 млн. рублей (33), доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий, – 1 937,7 млн. рублей (9), денежных взысканий (штрафов) и иных сумм, взыскиваемых с лиц, виновных в совершении преступлений, и в возмещение ущерба имуществу, – 677,9 млн. рублей (3), прочих государственных пошлин за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий – 476,4 млн. рублей (5).

При внесении изменений в федеральный бюджет 29 главными администраторами доходов суммы прогнозируемых ими поступлений были увеличены по сравнению с первоначальными объемами в более чем 1,5 раза, в том числе отдельными главными администраторами доходов прогноз был увеличен в десятки, а иногда и сотни раз (Минтранс России, Росжелдор, Роспечать, Верховный Суд Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации и другие).

Одной из причин значительной корректировки прогноза поступлений является тот факт, что при формировании федерального бюджета на очередной финансовых год главными администраторами доходов федерального бюджета определяются прогнозы поступлений не по всем администрируемым доходам (так, например, по доходам от использования имущества, находящегося в государственной собственности, по доходам от продажи материальных и нематериальных активов, штрафам, санкциям, возмещению ущерба, прочим неналоговым доходам, безвозмездным поступлениям).

3.2.3.По отчету об исполнении федерального бюджета за 2016 год и результатам проверки Счетной палаты,доходы федерального бюджета в 2016 году составили 13 460 040,7 млн. рублей, что на 91 445,4 млн. рублей, или на 0,7 %, больше прогнозируемого объема доходов, утвержденного Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями).

Доходы федерального бюджета в 2016 году по сравнению с 2015 годом уменьшились на 199 202,2 млн. рублей, или на 1,5 %, и по отношению к объему ВВП составили 15,7 %, что на 0,7 процентного пункта ниже уровня 2015 года (16,4 %).

Налоговые доходы составили 8 734 199,4 млн. рублей, или 100,9 % суммы, рассчитанной исходя из показателей уточненного прогноза к Федеральному закону
№ 359-ФЗ (с изменениями), неналоговые доходы – 4 573 731,5 млн. рублей, или 102,2 %, безвозмездные поступления – 152 109,8 млн. рублей, или 63,4 %.

3.2.3.1. Данные о доходах федерального бюджета, поступивших в 2015 и 2016 годах, представлены в следующей таблице.

Наименование Прогноз доходов федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями) Отчет об исполнении федерального бюджета за 2016 год Отклонение Отчет об исполнении федерального бюджета за 2015 год Отклонение  
 
млн. рублей струк-тура в % к ВВП млн. рублей % млн. рублей струк-тура в % к ВВП млн. рублей %  
Доходы, всего 13 368 595,3 13 460 040,7 100,0 15,6 91 445,4 100,7 13 659 242,9 100,0 16,4 -199 202,2 98,5  
нефтегазовые доходы 4 777 517,1 4 844 028,5 36,0 5,6 66 511,5 101,4 5 862 651,1 42,9 7,0 -1 018 622,6 82,6  
ненефтегазовые доходы 8 591 078,3 8 616 012,2 64,0 10,0 24 933,9 100,3 7 796 591,8 57,1 9,4 819 420,3 110,5  
Налоговые доходы 8 653 692,1 8 734 199,4 64,9 10,2 80 507,4 100,9 8 590 560,5 62,9 10,3 143 639,0 101,7  
из них:                        
Налог на прибыль организаций 464 797,9 491 023,2 5,6 0,6 26 225,3 105,6 491 379,9 5,7 0,6 -356,6 99,9  
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 2 636 731,7 2 657 395,3 30,4 3,1 20 663,6 100,8 2 448 348,4 28,5 2,9 209 046,9 108,5  
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации 1 910 227,1 1 913 565,9 21,9 2,2 3 338,8 100,2 1 785 219,8 20,8 2,1 128 346,1 107,2  
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территорию Российской Федерации 623 229,7 632 156,3 7,2 0,7 8 926,6 101,4 527 889,4 6,1 0,6 104 266,9 119,8  
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации 56 754,7 62 086,6 0,7 0,1 5 331,9 109,4 53 974,7 0,6 0,1 8 111,8 115,0  
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 2 870 546,1 2 882 960,1 33,0 3,4 12 414,0 100,4 3 181 153,3 37,0 3,8 -298 193,2 90,6  
из них:                        
НДПИ 2 851 140,3 2 863 497,6 32,8 3,3 12 357,3 100,4 3 159 991,9 36,8 3,8 -296 494,3 90,6  
Государственная пошлина 90 644,9 94 206,1 1,1 0,1 3 561,2 103,9 101 741,6 1,2 0,1 -7 535,5 92,6  
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и другим обязательным платежам 760,0 805,9 0,01 0,001 45,9 106,0 853,4 0,01 0,001 -47,4 94,4  
Неналоговые доходы 4 475 041,7 4 573 731,5 34,0 5,3 98 689,8 102,2 4 808 406,9 35,2 5,8 -234 675,5 95,1  
из них:                        
Ввозные таможенные пошлины, всего 541 670,1 563 946,2 12,3 0,7 22 276,0 104,1 565 167,3 11,8 0,7 -1 221,1 99,8  
Вывозные таможенные пошлины, всего 1 999 246,0 2 054 066,8 44,9 2,4 54 820,8 102,7 2 780 367,2 57,8 3,3 -726 300,5 73,9  
Таможенные сборы 16 755,1 16 912,3 0,4 0,02 157,2 100,9 15 965,3 0,3 0,02 946,9 105,9  
Таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа 5 278,5 5 605,0 0,1 0,01 326,5 106,2 8 761,3 0,2 0,01 -3 156,2 64,0  
Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации 899 877,7 918 969,1 20,1 1,1 19 091,5 102,1 259 772,0 5,4 0,3 659 197,2 в 3,5 раза  
Доходы по остаткам средств на счетах федерального бюджета и от их размещения, кроме средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния 65 097,4 84 888,0 1,9 0,1 19 790,6 130,4 75 253,6 1,6 0,1 9 634,3 112,8  
Доходы от управления средствами Резервного фонда 32 207,5 26 401,5 0,6 0,03 -5 806,0 82,0 50 484,0 1,0 0,1 -24 082,5 52,3  
Доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния 70 123,3 61 465,8 1,3 0,1 -8 657,5 87,7 83 245,5 1,7 0,1 -21 779,7 73,8  
Проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов внутри страны за счет средств федерального бюджета 3 221,5 3 362,6 0,1 0,004 141,2 104,4 7 018,6 0,1 0,01 -3 656,0 47,9  
Проценты по государственным кредитам 55 113,6 51 728,5 1,1 0,1 -3 385,1 93,9 45 634,7 0,9 0,1 6 093,8 113,4  
Доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) 15 346,0 18 706,9 0,4 0,02 3 360,9 121,9 16 721,5 0,3 0,02 1 985,4 111,9  
Доходы от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации 101 142,3 101 142,3 2,2 0,1 0,0 100,0 137 508,7 2,9 0,2 -36 366,4 73,6  
Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий 9 008,3 9 471,9 0,2 0,01 463,6 105,1 9 285,2 0,2 0,01 186,7 102,0  
Прочие доходы от использования имущества и прав, находящихся в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) 5 352,0 7 110,8 0,2 0,01 1 758,8 132,9 4 859,9 0,1 0,01 2 250,9 146,3  
Прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных) 958,5 2 422,8 0,1 0,003 1 464,3 в 2,5 раза 916,0 0,02 0,001 1 506,8 в 2,6 раза  
Плата за негативное воздействие на окружающую среду 1 013,9 1 107,3 0,02 0,001 93,4 109,2 5 354,8 0,1 0,01 -4 247,5 20,7  
Платежи при пользовании недрами 52 360,5 55 264,1 1,2 0,1 2 903,6 105,5 41 548,7 0,9 0,05 13 715,4 133,0  
Плата за использование лесов 18 860,9 19 251,2 0,4 0,02 390,4 102,1 17 734,9 0,4 0,02 1 516,3 108,6  
Плата за пользование водными объектами 12 247,8 13 263,8 0,3 0,02 1 016,1 108,3 11 256,6 0,2 0,01 2 007,2 117,8  
Утилизационный сбор 136 033,8 137 108,8 3,0 0,2 1 075,0 100,8 84 723,6 1,8 0,1 52 385,2 в 1,6 раза  
Доходы от оказания платных услуг (работ) 104 166,0 107 256,1 2,3 0,1 3 090,2 103,0 118 220,2 2,5 0,1 -10 964,1 90,7  
из них:                        
Плата за услуги, предоставляемые на договорной основе подразделениями органов внутренних дел Министерства внутренних дел Российской Федерации по охране имущества юридических и физических лиц, и иные услуги, связанные с обеспечением охраны и безопасности граждан 31 381,7 32 466,5 0,7 0,04 1 084,8 103,5 42 676,0 0,9 0,1 -10 209,5 76,1  
Плата за услуги, предоставляемые на договорной основе учреждениями аварийно-спасательных формирований противофонтанных военизированных частей, находящихся в ведении Министерства энергетики Российской Федерации, по предотвращению и ликвидации аварий, связанных с открытыми фонтанными проявлениями 76,2 77,5 0,002 0,0001 1,4 101,8 632,9 0,01 0,001 -555,4 12,3  
Плата за услуги, предоставляемые договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 10 862,0 9 253,7 0,2 0,01 -1 608,4 85,2 10 620,0 0,2 0,01 -1 366,3 87,1  
Прочие доходы от оказания платных услуг (работ) получателями средств федерального бюджета 25 862,4 28 732,2 0,6 0,03 2 869,8 111,1 27 120,1 0,6 0,03 1 612,1 105,9  
Доходы от компенсации затрат государства 27 419,1 35 112,5 0,8 0,04 7 693,5 128,1 260 310,6 5,4 0,3 -225 198,0 13,5  
из них:                        
Прочие доходы от компенсации затрат федерального бюджета 24 279,8 28 515,3 0,6 0,03 4 235,5 117,4 252 129,6 5,2 0,3 -223 614,3 11,3  
Доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) 8 488,0 8 334,8 0,2 0,01 -153,2 98,2 13 222,8 0,3 0,02 -4 888,0 63,0  
Доходы от выпуска материальных ценностей из государственного запаса специального сырья и делящихся материалов (в части доходов от реализации, от предоставления во временное заимствование и иного использования материальных ценностей по указанному имуществу 512,7 512,7 0,01 0,001 0,0 100,0 2 500,1 0,1 0,003 -1 987,3 20,5  
Доходы в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашений о разделе продукции 12 702,6 15 286,8 0,3 0,02 2 584,2 120,3 22 158,2 0,5 0,03 -6 871,4 69,0  
Доходы от продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности (за исключением земельных участков федеральных бюджетных и автономных учреждений) 1 094,0 2 112,7 0,05 0,002 1 018,7 193,1 1 633,7 0,03 0,002 479,0 129,3  
Доходы от проведения товарных интервенций из запасов федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия -208,8 -252,5   -0,0003 -43,7 120,9 54,7 0,001 0,0001 -307,2    
Доходы от выпуска материальных ценностей из государственного резерва 39 425,8 39 580,9 0,9 0,0 155,1 100,4 44 609,8 0,9 0,1 -5 028,9 88,7  
Доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду (в части реализации готовой продукции) 25 653,7 22 873,0 0,5 0,03 -2 780,7 89,2 25 360,1 0,5 0,03 -2 487,1 90,2  
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ 14 475,5 25 937,1 0,6 0,03 11 461,6 в 1,8 раза 25 945,8 0,5 0,03 -8,7 100,0  
из них:                        
Исполнительский сбор 9 600,3 10 579,4 0,2 0,01 979,1 110,2 9 597,9 0,2 0,01 981,5 110,2  
Консульские сборы 0,0 9 560,9 0,2 0,01 9 560,9   11 318,2 0,2 0,01 -1 757,3 84,5  
Патентные и иные пошлины 3 074,3 3 646,4 0,1 0,004 572,0 118,6 3 232,7 0,07 0,004 413,7 112,8  
ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА 53 750,6 56 717,4 1,2 0,07 2 966,9 105,5 33 866,4 0,7 0,04 22 851,0 в 1,7 раза  
из них:                        
Поступления сумм в возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн 19 831,3 16 434,3 0,4 0,02 -3 397,0 82,9 1 396,6 0,03 0,002 15 037,7 в 11,8 раза  
ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 137 187,1 134 124,8 2,9 0,2 -3 062,2 97,8 110 684,2 2,3 0,1 23 440,6 121,2  
из них:                        
Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет 0,0 -5 881,5     -5 881,5   -10 056,1     4 174,6 171,0  
Поступление средств, удерживаемых из заработной платы осужденных 4 434,1 4 461,1 0,1 0,01 27,0 100,6 4 282,0 0,1 0,01 179,1 104,2  
Прочие неналоговые доходы федерального бюджета 118 016,5 120 737,1 2,6 0,1 2 720,7 102,3 101 859,3 2,1 0,1 18 877,8 118,5  
Средства отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания 13 711,3 13 672,0 0,3 0,02 -39,3 99,7 13 731,6 0,3 0,02 -59,6 99,6  
Целевые отчисления от государственных лотерей 932,4 1 038,1 0,02 0,001 105,7 111,3 774,1 0,0 0,00 264,0 134,1  
Безвозмездные поступления 239 861,5 152 109,8 1,1 0,2 -87 751,8 63,4 260 275,5 1,9 0,3 -108 165,7 58,4  
из них:                        
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 189 652,0 96 082,3 63,2 0,1 -93 569,8 50,7 179 270,9 68,9 0,2 -83 188,6 53,6  
из них:                        
Дотация на сбалансированность, передаваемая федеральному бюджету из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования 91 203,3 0,0     -91 203,3   92 122,7 35,4 0,1 -92 122,7    
Межбюджетные трансферты, передаваемые федеральному бюджету, на финансовое обеспечение оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования 90 729,3 88 961,0 58,5 0,1 -1 768,3 98,1 77 644,4 29,8 0,1 11 316,6 114,6  
Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и организациями остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет 48 232,3 54 011,0 35,5 0,1 5 778,7 112,0 80 915,4 31,1 0,1 -26 904,4 66,7  
из них:                        
Доходы федерального бюджета от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов субъектов Российской Федерации 36 641,8 41 868,6 27,5 0,05 5 226,8 114,3 21 915,7 8,4 0,03 19 952,9 в 1,9 раза  
Доходы федерального бюджета от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов государственных внебюджетных фондов 11,7 11,5 0,01 0,00001 -0,2 98,4 55 017,5 21,1 0,1 -55 006,0 0,0  
Доходы федерального бюджета от возврата организациями остатков субсидий прошлых лет 11 578,8 12 130,9 8,0 0,01 552,1 104,8 3 982,1 1,5 0,005 8 148,7 в 3 раза  

* В структуре доходов удельный вес конкретных видов доходов приведен к общей сумме по соответствующей группе доходов.

Следует отметить, что снижение общего объема доходов(на 199 202,2 млн. рублей), поступивших в федеральный бюджет в 2016 году, по сравнению с 2015 годом произошло за счет снижения неналоговых доходов (на 234 675,5 млн. рублей). При этом отмечается снижение вывозных таможенных пошлин – на 726 300,5 млн. рублей (на 26,1 %), доходов от управления средствами Резервного Фонда – на 24 082,5 млн. рублей (на 47,7 %), доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния – 21 779,7 млн. рублей (на 26,2 %), доходов от перечисления части прибыли Банка России – 36 366,4 млн. рублей (на 26,4 %), прочих доходов от компенсации затрат федерального бюджета – на 223 614,3 млн. рублей (на 88,7 %) при увеличении доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, – на 659 197,2 млн. рублей (в 3,5 раза), утилизационного сбора – на 52 385,2 млн. рублей (в 1,6 раза), платежей при пользовании недрами – на 13 715,4 млн. рублей (на 33 %), поступлений сумм в возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, – на 15 037,7 млн. рублей (в 11,8 раза), прочих неналоговых доходов федерального бюджета – на 18 888,5 млн. рублей (на 18,5 %).

По налоговым доходампо сравнению с 2015 годомрост составил 143 639,0 млн. рублей (1,7 %) в основном за счет увеличения поступлений налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, – на 209 046,9 млн. рублей (на 8,5 %), акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, – на 104 266,9 млн. рублей (на 19,8 %), а также налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, – на 128 346,1 млн. рублей (на 7,2 %) при снижении налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами – на 298 193,2 млн. рублей (на 9,4 %), в основном за счет уменьшения поступлений НДПИ в виде углеводородного сырья – на 300 436,2 млн. рублей (на 9,6 %)

Снижение безвозмездных поступлений по сравнению с 2015 годом составило 108 165,7 млн. рублей (в 1,7 раза), что связано с непоступлением в 2016 году дотации на сбалансированность, передаваемой федеральному бюджету из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (в 2015 году объем указанных дотаций составил – 92 122,7 млн. рублей).

Динамика поступления общего объема доходов федерального бюджета, в том числе нефтегазовых и ненефтегазовых доходов, в 2008 – 2016 годах характеризуется данными следующей диаграммы.

Снижение поступлений акцизов на природный газ, предусмотренных международными договорами, составило 2,0 млрд. рублей. - student2.ru

Анализ приведенных данных показывает, что в 2016 году доходы федерального бюджета в номинальном выражении превысили уровень докризисного 2008 года на 45,1 %, в том числе нефтегазовые доходы – на 10,4 %, ненефтегазовые доходы – на 76,3 %.

Динамика соотношения доходов федерального бюджета в структуре соответствующих лет и объема ВВП за 2008 – 2016 годы представлена на следующей диаграмме.

Снижение поступлений акцизов на природный газ, предусмотренных международными договорами, составило 2,0 млрд. рублей. - student2.ru

Снижение соотношения объема доходов федерального бюджета к ВВП, начавшееся в 2008 году, продолжалось до 2010 года (с 22,5 % в 2008 году до 17,9 % в 2010 году) и было в основном обусловлено снижением цены на нефть марки «Юралс» (с 94,4 доллара США за баррель в 2008 году до 61,1 доллара США за баррель в 2009 году и 78,2 доллара США за баррель в 2010 году) и объемов экспорта, а также изменением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (в основном за счет снижения ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, с 6,5 % до 2 %, снижения ставки НДПИ на нефть за счет повышения необлагаемой минимальной цены на нефть с 9 долларов США до 15 долларов США, реформы социальных платежей в части отмены единого социального налога, введения заявительного порядка возмещения НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации). В 2011 году указанное соотношение увеличилось до 20,3 %, в 2012 году – до 19,2 %, что обусловлено ростом цены на нефть марки «Юралс» (109,3 доллара США за баррель в 2011 году и 110,5 доллара США за баррель в 2012 году), экспортной цены на газ природный (в 2010 году – 271,2 доллара США/тыс. куб. м, в 2011 году – 338,8 доллара США/тыс. куб. м, в 2012 году – 345,6 доллара США/тыс. куб. м), курса доллара США по отношению к рублю (в 2010 году – 30,4 рубля за доллар США, в 2011 году – 29,4 рубля за доллар США, в 2012 году – 31,1 рубля за доллар США), объемов ВВП и импорта, а также изменением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и бюджетного законодательства, однако оно не достигло уровня докризисного 2008 года.

В 2013 году по сравнению с 2012 годом в процентах к ВВП поступление доходов снизилось на 0,9 % и составило 18,3 %, в том числе нефтегазовых доходов (с 9,6 % до 9,2 % к ВВП), за счет: снижения мировых цен на нефть марки «Юралс» - с 110,5 доллара США до 107,9 доллара США за баррель, снижения среднеконтрактных цен на газ природный – с 345,6 доллара США до 342,3 доллара США/тыс. куб. м и объемов экспорта нефти при росте курса доллара США по отношению к рублю с 31,1 рубля до 31,8 рубля за доллар США; снижения ненефтегазовых доходов (с 9,6 % до 9,1 % к ВВП) в основном за счет уменьшения поступлений налога на прибыль организаций, НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, ввозных таможенных пошлин, дивидендов, доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосост

Наши рекомендации