Прогнозные и фактические показатели мировых цен на нефть марки «Юралс» и курса доллара США к рублю в 2008 – 2016 годах

Прогнозные и фактические показатели мировых цен на нефть марки «Юралс» и курса доллара США к рублю в 2008 – 2016 годах - student2.ru

Изменение основных макроэкономических показателей в 2016 году и отклонение фактических показателей от прогнозных значений (прирост (+), снижение (-) представлено в следующей таблице.

Показатели В расчетах к Федеральному закону Факт
от 14.12.2015 № 359-ФЗ от 22.11.2016 № 397-ФЗ
прогноз отклонение факта от прогноза прогноз отклонение факта от прогноза
абс. % (п.п.) абс. % (п.п.)
ВВП, млрд. рублей 78 673,0 +7 370,6 +9,4 82 815,0 +3 228,0 +3,9 86 043,6
Уровень инфляции (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года), % 6,4   -1 5,8   -0,4 5,4
Мировая цена на нефть марки «Юралс», долларов США за 1 баррель -8,3 -16,6 +0,7 +1,7 41,7
Среднегодовой курс доллара США к рублю, рублей за доллар США 63,3 +3,6 +5,7 67,5 -0,6 -0,9 66,9
Индекс промышленного производства, % 100,6   +0,5 100,4   +0,7 101,1
Инвестиции в основной капитал, % 98,4   +0,7 96,3   +2,8 99,1
Оборот розничной торговли, % 100,4   -5,0 95,4   0,0 95,4
Объем платных услуг населению, % 100,2   -0,5 99,5   +0,2 99,7
Реальная заработная плата, % 99,8   -1,0 100,3   +0,5 100,8
Реальные располагаемые денежные доходы населения 99,3   -5,2 94,4   -0,3 94,1
Экспорт товаров, млрд. долларов США 330,8 -49,0 -14,8 279,0 +2,8 +1,0 281,8
Импорт товаров, млрд. долларов США 200,4 -8,8 -4,4 187,4 +4,2 +2,2 191,6

По мнению Счетной палаты, низкая точностьосновных макроэкономических показателей, используемых в расчетах к проектам федерального бюджета, приводит к необходимости неоднократного внесения изменений в федеральные законы о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

2.11. Анализ макроэкономических показателей, содержащихся в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов, одобренных Советом директоров Банка России 10 ноября 2015 года (далее ‒ Основные направления денежно-кредитной политики), показал следующее.

Банк России прогнозировал сохранение достаточно сложных условий реализации денежно-кредитной политики в 2016 - 2018 годах, что в значительной степени связано с внешнеэкономической ситуацией. В Основных направлениях денежно-кредитной политики рассматривались 3 сценария развития российской экономики с различными вариантами траектории изменения цен на нефть на мировых рынках.

Все 3 сценария прогноза предполагали сохранение внешних санкций, а также структурных ограничений для роста российской экономики, в том числе связанных с неблагоприятными демографическими тенденциями. При этом во всех сценариях предполагалось проведение активной денежно-кредитной политики, направленной на обеспечение ценовой стабильности, то есть на снижение инфляции до целевого уровня 4 % в 2017 году и поддержание ее вблизи этого уровня в дальнейшем.

В части цен на нефть базовый вариант прогноза Банка России близок к базовому сценарию прогноза Правительства Российской Федерации, который был взят за основу при разработке параметров федерального бюджета на 2016 год, а в части экономического роста ‒ консервативному варианту прогноза Правительства Российской Федерации (снижение ВВП на 1 % в 2016 году при ценах на нефть на уровне 40 долларов США за баррель).

В целом прогнозы Банка России и Правительства Российской Федерации на 2016 год были в достаточной степени согласованными, в них представлялись сходные условия и ожидаемые результаты развития российской экономики. При этом правительственный прогноз оценивал перспективы развития экономики несколько более оптимистично, чем Банк России.

Сравнительный анализ основных показателей по 3 вариантам макроэкономического прогноза Банка России на 2016 год и отчетных статистических данных за 2016 год представлен в следующей таблице. Показатели рискового сценария в Основных направлениях денежно-кредитной политики приведены частично.

Показатели Факт Прогноз Банка России на 2016 год
2015 год 2016 год базовый вариант оптимистичный вариант рисковый вариант
Среднегодовая цена на нефть марки «Юралс», долларов США за баррель 51,23* 41,9* ниже 40
Уровень инфляции (в %, декабрь к декабрю предыдущего года) 12,9 5,4 5,5-6,5 5,5-6,5 7,0-9,0
Прирост ВВП (в % к предыдущему году в сопоставимых ценах) -2,8**   -0,2 -(0,5-1,0) 0,0-0,5 до -5 % и более
Счет текущих операций, млрд. долларов США 68,9 25,0 -
Профицит торгового баланса, млрд. долларов США 148,5 90,0 -
Экспорт товаров, млрд. долларов США 341,4 281,7 -
Импорт товаров, млрд. долларов США -193,0 -191,7 -194 -213 -
Чистый отток капитала, млрд. долларов США -58,2 -19,2 -(50-60) -(55-65) -

* По информации Минфина России.

** По ранее опубликованным данным, снижение ВВП в 2015 году составляло 3,7 %, что отражено, в частности, в Заключении Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении Федерального закона «О федеральном бюджета на 2016 год». Однако согласно информационному сообщению Росстата от 31 марта 2017 года данные о ВВП за 2014 - 2016 годы были актуализированы. На момент подготовки настоящего материала показатель спада ВВП в 2015 году, по уточненным данным Росстата, составляет 2,8 %.

По итогам 2016 года внешние условия сложились хуже, чем в базовом варианте прогноза, в том числе по среднегодовой цене на нефть марки «Юралс», и оказались близкими к параметрам рискового сценария. Тем не менее прогноз рискового сценария о спаде ВВП в 2016 году на 5 % и более при падении цен на нефть ниже 40 долларов США за баррель не реализовался. Показатели прироста ВВП и уровня инфляции оказались немного лучше, чем в базовом сценарии, а чистый отток частного капитала - в 2,5 - 3 раза меньше, чем прогнозировалось. В IV квартале 2016 года впервые с 2014 года был зафиксирован рост ВВП по сравнению с тем же периодом прошлого года – на 0,3 % (в I квартале 2017 года рост ВВП продолжился и составил 0,5 %).

При этом снижение инфляции в 2016 году было достигнуто без ужесточения денежно-кредитной политики, а, напротив, при некотором ее смягчении. Ключевая ставка Банка России, которая на начало 2016 года составляла 11,00 %, дважды снижалась на 0,5 процентного пункта и на конец 2016 года составляла 10,00 %. Денежная масса М2 возросла на 9,2 %, что выше уровня инфляции (5,4 %). Для сравнения: в 2015 году прирост денежной массы М2 составил 11,3 % при инфляции 12,9 %, то есть в реальном выражении она сократилась.

Вместе с тем необходимо отметить и определенные проблемы, связанные с реализацией денежно-кредитной политики в 2016 году.

С января 2016 года реальное значение ключевой ставки Банка России оставалось положительным, и к концу отчетного года она превышала уровень инфляции на 4,6 процентного пункта.

Реальное значение процентных ставок по кредитам в 2016 году также было положительным и в течение года значительно повысилось. В декабре 2015 года средняя процентная ставка по кредитам на срок свыше одного года, предоставленным кредитными организациями нефинансовым организациям, составляла 12,95 % при уровне инфляции 12,9 %, то есть ее реальное значение было около 0 %. В декабре 2016 года средняя процентная ставка по аналогичным кредитам составила 11,7 % годовых, что на 6,3 процентного пункта выше уровня инфляции.

Положительные и сравнительно высокие реальные процентные ставки способствуют снижению инфляции и повышают привлекательность сбережений, однако ограничивают спрос на кредиты и сдерживают инвестиционную активность. Совокупный объем кредитов экономике за 2016 год снизился на 6,9 % (за 2015 год возрос на 7,6 %) - до 40,9 трлн. рублей. Отношение объема кредитов экономике к ВВП за 2016 год сократилось с 52,8 % до 47,7 %. Больше всего сократилась задолженность по кредитам, предоставленным строительным организациям (на 13,7 %), а также обрабатывающим производствам (на 12,9 %).

В то же время в 2016 году в банковском секторе наблюдался переход от дефицита к профициту ликвидности. Основной причиной этого стало поступление денежных средств по бюджетному каналу в связи с расходованием средств Резервного фонда Российской Федерации. Валовой кредит Банка России коммерческим банкам в 2016 году сократился в 1,9 раза (с 4,4 трлн. рублей до 2,3 трлн. рублей). При этом объем средств на счетах банков нередко превышал уровень, необходимый им для выполнения нормативов обязательных резервов и осуществления текущей деятельности. Депозиты кредитных организаций в Банке России увеличились в 2016 году на 40,8 % (с 557,8 млрд. рублей до 785,6 млрд. рублей), средства на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России ‒ на 14,3 % (с 1 594,0 млрд. рублей до 1 822,7 млрд. рублей). Избыточная ликвидность банковского сектора в 2016 году стала одним из факторов значительного увеличения объема вывоза капитала в начале 2017 года.

Для оказания поддержки отдельным значимым с точки зрения структурных преобразований в экономике направлениям кредитования, развитие которых в настоящее время не может быть в полной мере обеспечено действием рыночных механизмов, в 2016 году Банк России продолжил использовать специализированные инструменты рефинансирования. Это позволило организациям ряда секторов экономики получать кредиты на более выгодных условиях по сравнению с рыночными (уровень процентных ставок варьировался в зависимости от направления кредитования от 6,5 % до 9 %). В отчетном году были увеличены лимиты по кредитам, предоставляемым в рамках механизма поддержки кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства с 50 млрд. рублей до 125 млрд. рублей, несырьевого экспорта ‒ с 50 млрд. рублей до 75 млрд. рублей, инвестиционных проектов ‒ с 100 млрд. рублей до 150 млрд. рублей. В целом за 2016 год задолженность по специализированным инструментам рефинансирования увеличилась со 157,15 млрд. рублей до 324,0 млрд. рублей.

В условиях умеренно жесткой денежно-кредитной политики это сыграло определенную роль в развитии указанных секторов экономики. Однако влияние таких инструментов на инвестиции и экономический рост в целом было ограниченным, средства, выданные в рамках их использования, составили лишь около 2 % общего объема инвестиций в основной капитал.

Существенное снижение инфляции на фоне наметившегося перехода к восстановительному росту и устойчивого функционирования финансового сектора указывает на то, что проводимая Банком России в 2016 году денежно-кредитная политика в целом соответствовала складывающимся в экономике России условиям.

Анализ выполнения положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (далее - Концепция), и Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года показывает следующее.

2.12.1. Ключевые цели и задачи долгосрочной государственной политики Российской Федерации в сфере социально-экономического развития определены в Концепции.

В своих заключениях на законопроекты о федеральном бюджете Счетная палата неоднократно обращала внимание на необходимость корректировки Концепции.

Проведенный Счетной палатой анализ Концепции в части макроэкономических индикаторов показал, что, учитывая недостижение целевых ориентиров на первом этапе реализации Концепции (2007 – 2012 годы) и в период 2013 – 2016 годов, а также принимая во внимание текущие и прогнозные тенденции в российской экономике, представляется маловероятным достижение намеченных Концепцией целевых значений макроэкономических параметров (в том числе по ВВП, производительности труда, инвестициям в основной капитал, реальным располагаемым доходам населения).

2.12.2.Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (далее – ОНДП) определяют на среднесрочный период целевое состояние социально-экономического развития Российской Федерации и необходимые для его достижения приоритеты и задачи Правительства Российской Федерации. При этом в ОНДП прогнозный период расширен до 2020 года, а целевые показатели не в полной мере соответствуют параметрам, содержащимся в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.

Так, в ОНДП поставлена задача «повышения доли общего объема инвестиций в ВВП (нормы накопления основного капитала) до 22 – 24 % к 2020 году», что не соответствует параметрам Указа № 596, в котором предполагается увеличение инвестиций не менее чем до 25 % ВВП к 2015 году и до 27 % – к 2018 году. В части сопоставимости данных и показателей необходимо отметить, что в соответствии с приказом Росстата от 30 января 2014 г. № 56 при анализе данных об инвестициях в основной капитал и о валовом внутреннем продукте в расчетах необходимо использовать показатель «валовое накопление основного капитала».

Производительность трудав соответствии с ОНДП иво исполнение Указа № 596 должна увеличиться к 2018 году в 1,5 раза по сравнению с уровнем 2011 года. По оценке Минэкономразвития России, в 2016 году по сравнению с 2015 годом производительность труда увеличилась на 0,1 %. Для достижения целевого значения по темпам роста производительности труда, установленного в ОНДП (новая редакция), среднегодовые темпы роста производительности труда в 2016 – 2018 годах должны быть не ниже 113,5 % (расчетно), что представляется маловероятным.

Таким образом, отмечается несоответствие значений отдельных целевых показателей документов стратегического планирования, а также риски недостижения ряда целевых значений макроэкономических индикаторов (производительность труда, отношение объема инвестиций в основной капитал к объему ВВП), установленных как в Указе № 596, так и в ОНДП (новая редакция), что требует принятия Правительством Российской Федерации дополнительных мер по обеспечению достижения заявленных в ОНДП целевых показателей в установленные сроки, а также по их согласованности с учетом реально складывающейся социально-экономической ситуации.

3. Анализ доходов, расходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета, установленных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2016 год» (с изменениями), прогнозом поступлений и сводной бюджетной росписью, и их исполнение, по отчету об исполнении федерального бюджета за 2016 год и по результатам проверок Счетной палаты

3.1. Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» первоначально утверждены показателифедерального бюджета на 2016 год: доходы – 15 905,7 млрд. рублей (18,3 % ВВП); расходы – 16 392,2 млрд. рублей (18,9 % ВВП); дефицит федерального бюджета – 486,5 млрд. рублей (0,6 % ВВП); нормативная величина Резервного фонда – 6 078,6 млрд. рублей; верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2017 года – 9 335,5 млрд. рублей; верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2017 года –88,5 млрд. долларов США, или 68,1 млрд. евро.

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»утверждены следующиепоказателифедерального бюджета на 2016 год: доходы – 15 795,5 млрд. рублей (19 % ВВП); расходы – 16 271,8 млрд. рублей (19,6 % ВВП); дефицит федерального бюджета – 476,3 млрд. рублей (0,6 % ВВП); нормативная величина Резервного фонда – 5 824,6 млрд. рублей; верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2017 года –7 733,1 млрд. рублей; верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2017 года – 71,5 млрд. долларов США, или 55 млрд. евро.

Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» утверждены следующие показателифедерального бюджета на 2016 год: доходы – 13 738,5 млрд. рублей (17,5 % ВВП); расходы - 16 098,7 млрд. рублей (20,5 % ВВП); дефицит федерального бюджета – 2 360,2 млрд. рублей (3 % ВВП); нормативная величина Резервного фонда – 5 507,1 млрд. рублей; верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2017 года –8 817,8 млрд. рублей; верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2017 года – 55,1 млрд. долларов США, или 50,1 млрд. евро.

Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. № 397-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2016 год» утверждены следующие показателифедерального бюджета на 2016 год: доходы – 13 368,6 млрд. рублей (16,1 % ВВП); расходы – 16 403,0 млрд. рублей (19,8 % ВВП); дефицит федерального бюджета – 3 034,4 млрд. рублей (3,7 % ВВП); нормативная величина Резервного фонда – 5 797,1 млрд. рублей; верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2017 года – 9 867,8 млрд. рублей; верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2017 года – 55,1 млрд. долларов США, или 49,7 млрд. евро.

Основные макроэкономические показатели (ВВП и уровень инфляции) и основные характеристики федерального бюджета на 2016 год, утвержденные соответствующими федеральными законами, и их исполнение в 2016 году представлены в следующей таблице.

Показатели Федеральный бюджет на 2016 год, утвержденный Федеральным законом Исполнено в 2016 году  
от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ от 1 декабря 2014 г. 384-ФЗ от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ от 22 ноября 2016 г. № 397-ФЗ сумма % (гр. 5/гр.4*100)  
 
 
А  
ВВП, млрд. рублей 86 837,0 83 208,0 78 673,0 82 815,0 86 043,6 103,9  
Уровень инфляции, % 4,5 5,5 6,4 5,8 5,4 х  
Доходы, млрд. рублей 15 905,7 15 795,5 13 738,5 13 368,6 13 460,0 100,7  
в % к ВВП 18,3 17,5 16,1 15,6 х  
Расходы, млрд. рублей 16 392,2 16 271,8 16 098,7 16 403,0 16 416,5 100,1  
в % к ВВП 18,9 19,6 20,5 19,8 19,1 х  
Дефицит (-) / профицит (+), млрд. рублей -486,5 -476,3 -2 360,2 -3 034,4 -2 956,4 х  
в % к ВВП за соответствующий период -0,6 -0,6 -3 -3,7 -3,4 х  
Нормативная величина Резервного фонда, млрд. рублей 6 078,6 5 824,6 5 507,1 5 797,1 972,1 16,8  
Верхний предел внутреннего долга на 1 января 2017 года, млрд. рублей 9 335,5 7 733,1 8 817,8 9 867,8 8 803,5 89,2  
Верхний предел внешнего долга на 1 января 2017 года, млрд. долларов США 88,5 71,5 55,1 55,1 51,2 92,9  

Необходимо отметить, что в 2013 – 2016 годах основные характеристики федерального бюджета на 2016 год устанавливались четырежды– последовательно федеральными законами от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год», от 22 ноября 2016 г. № 397-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2016 год». При этом объем доходов федерального бюджета последовательно уменьшался, такая же, тенденция распространялась и на объем расходов (за исключением Федерального закона № 397-ФЗ), при этом дефицит федерального бюджета увеличивался.

Доходы федерального бюджета в 2016 году составили 13 460,0 млрд. рублей, что на 91,4 млрд. рублей, или на 0,7 %, больше показателя (13 368,6 млрд. рублей), установленного Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями), расходы – 16 416,5 млрд. рублей, что на 13,5 млрд. рублей, или на 0,1 %, больше (16 403,0 млрд. рублей). Дефицит федерального бюджета составил 2 956,4 млрд. рублей при утвержденном годовом дефиците в сумме 3 034,4 млрд. рублей.

3.2. Анализ доходов федерального бюджета показал следующее.

3.2.1.На формирование доходной части федерального бюджета в 2016 году повлияли следующие основные изменения налогового, таможенного и бюджетного законодательства Российской Федерации:

1) изменения законодательства в рамках проведения «налогового маневра»:

повышение базовой ставки НДПИ на нефть с 766 рублей до 857 рублей за тонну;

повышение ставки НДПИ на газовый конденсат с 185 рублей до 231 рубля за тонну;

изменение ставки налога на добычу полезных ископаемых для добычи газа и газового конденсата для налогоплательщиков, являющихся собственниками Единой системы газоснабжения (изменение порядка расчета базового значения единицы условного топлива (Еут), используемого в формуле расчета ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче газа горючего природного и газового конденсата, и установление дополнительного коэффициента Кгп, характеризующего экспортную доходность единицы условного топлива с особыми условиями его применения в 2016 году, а также корректирующего коэффициента Ккм к налоговой ставке по налогу на добычу газового конденсата (в 2016 году составляет 5,5 против 4,4 в 2015 году);

рост ставок вывозной таможенной пошлины на «темные» нефтепродукты при снижении ставок на иные товары, выработанные из нефти (изменение ставок вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти (% ставки пошлины на нефть): на «темные» нефтепродукты - с 76 % до 82 %, на «светлые» нефтепродукты - с 48 % до 40 %, на бензины прямогонные - с 85 % до 71 %, на бензины товарные - с 78 % до 61 % ставок пошлины на нефть) при сохранении ставки вывозной пошлины на нефть на уровне 2015 года (42 %) по сравнению с ранее предполагавшимся снижением до 36 % в рамках «налогового маневра»;

2) индексация специфических ставок акцизов на подакцизные товары, в том числе установление ставок акцизов:

на табачную продукцию: с 1 января 2016 года специфическая ставка акциза на сигареты и папиросы увеличена по отношению к ставке, применявшейся в 2015 году, в 1,3 раза; адвалорная составляющая комбинированной ставки акциза на сигареты и папиросы увеличена с 11 % стоимости сигарет, исчисленной в максимальных розничных ценах, до 12 % максимальной розничной цены;

на автомобили легковые и мотоциклы: с 1 января 2016 года ставки акциза на автомобили легковые с мощностью двигателя до 150 л. с. увеличены на 10,8 %, на автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 л. с. – на 10,1 %;

снижение коэффициентов возмещения по бензолу, параксилолу, ортоксилолу и авиационному керосину предусмотренных статьей 200 Налогового кодекса Российской Федерации.

3) зачисление с 1 июня 2016 года акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет по нормативу 12 %, в бюджеты субъектов Российской Федерации – по нормативу 88 %. В 2015 году акцизы на нефтепродукты зачислялись в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 %;

4) увеличение на 65 % ставок утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси и введение утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним;

5) индексация ставки водного налога в 1,32 раза;

6) индексация ставок платы за пользование водными объектами в 1,32 раза;

7) индексация ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений в 1,43 раза; индексация ставок платы за единицу объема лесных ресурсов (кроме платы за единицу объема древесины лесных насаждений) и ставки платы за единицу площади лесного участка в 1,24 раза;

8) установление норматива перечисления в доходы федерального бюджета 90 % прибыли Центрального банка Российской Федерации, подлежащей зачислению в федеральный бюджет по итогам 2015 года (в 2015 году – 75 %);

9) сохранение до конца 2016 года нормы в отношении зачисления в федеральный бюджет доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;

10) изменение норматива распределения ввозных таможенных пошлин в бюджет Российской Федерации в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, с 86,97 % в 2015 году до 85,32 % в 2016 году в связи с присоединением Республики Армения и Республики Кыргызстан к Договору о Евразийском экономическом союзе, в соответствии с протоколами о внесении изменений в договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и международные договоры, заключенные в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, в связи с присоединением Республики Армения и Республики Кыргызстан к договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года;

11) снижение средневзвешенных ставок импортного тарифа в 2016 году для стран дальнего зарубежья с 6,09 % до 5,26 % в рамках присоединения Российской Федерации к ВТО, рост ставки импортного тарифа для стран СНГ (с 0,7 % до 3,92 %), в связи с приостановлением Российской Федерацией действия договора о зоне свободной торговли в отношении Украины.

Кроме того, на формирование доходной части федерального бюджета в 2016 году оказало влияние увеличение дивидендных выплат акционерными обществами, в том числе в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 705-р, предусматривающим увеличение доли прибыли акционерных обществ, направляемой на выплату дивидендов, до 50 %, а также поступление дивидендов от АО «Роснефтегаз» по результатам продажи 19,5 % акций ПАО «Нефтяная компания «Роснефть».

3.2.2. В связи с подготовкой проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» и проекта федерального закона о внесении в него изменений Минфином России были подготовлены прогнозы поступлений доходов в федеральный бюджет на 2016 год в разрезе кодов классификации доходов по главным администраторам доходов федерального бюджета. Общие суммы прогнозируемых доходов федерального бюджета к федеральным законам № 359-ФЗ и № 397-ФЗ соответствуют объему доходов федерального бюджета, утвержденному статьей 1 указанных федеральных законов.

Анализ исполнения федерального бюджета в 2016 году свидетельствует о том, что остается актуальной проблема обеспечения точности прогнозирования показателей, принимаемых при расчете доходов федерального бюджета. Прогнозирование поступлений доходов осуществляется главными администраторами доходов бюджета на основе параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, представляемого Минэкономразвития России, с учетом ожидаемой оценки поступлений и фактических поступлений налогов и сборов. При этом ежегодно повторяется ситуация, когда уточнение прогноза социально-экономического развития Российской Федерации требует внесения изменений в бюджет.

Федеральным законом № 359-ФЗ предусмотрен прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2016 год в сумме 13 738 468,7 млн. рублей.

Федеральным законом № 397-ФЗ объем доходов на 2016 год предусмотрен в сумме 13 368 595,3 млн. рублей, что на 369 873,4 млн. рублей, или на 2,7 %, меньше первоначально установленного объема.

Данные о прогнозе доходов федерального бюджета на 2016 год по группам доходов представлены в следующей таблице.

(млн. рублей)

Наименование показателя Федеральный закон
от 14.12.2015 № 359-ФЗ от 22.11.2016 № 397-ФЗ
Налоговые доходы, всего 9 202 652,0 8 653 692,1
в том числе:    
налоговые доходы без НДПИ в виде углеводородного сырья 5 572 391,6 5 835 208,3
НДПИ в виде углеводородного сырья 3 630 260,4 2 818 483,8
Неналоговые доходы, всего 4 339 598,4 4 475 041,7
в том числе:    
неналоговые доходы без учета вывозных таможенных пошлин на нефть, газ и товары, выработанные из нефти 1 924 956,0 2 516 008,4
вывозные таможенные пошлины на нефть, газ и товары, выработанные из нефти 2 414 642,4 1 959 033,3
Безвозмездные поступления 196 218,2 239 861,5

Структура прогноза доходов федерального бюджета на 2016 год представлена в следующей таблице.

(млн. рублей)

Наименование показателя Прогноз доходов федерального бюджета на 2016 год к федеральным законам Изменение прогноза доходов от 22.11.2016 № 397-ФЗ к прогнозу от 14.12.2015 № 359-ФЗ
  от 14.12.2015 № 359-ФЗ от 22.11.2016 № 397-ФЗ млн. рублей %
Доходы, всего 13 738 468,7 13 368 595,3 -369 873,4 -2,7
в том числе:        
Нефтегазовые доходы 6 044 902,9 4 777 517,1 -1 267 385,8 -21,0
Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов, в % 44,0 35,7    
НДПИ на углеводородное сырье 3 630 260,4 2 818 483,8 -811 776,7 -22,4
вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, газ природный, товары, выработанные из нефти 2 414 642,4 1 959 033,3 -455 609,2 -18,9
Ненефтегазовые доходы 7 693 565,8 8 591 078,3 897 512,5 11,7
Доля ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов, в % 56,0 64,3    
НДС 2 592 763,5 2 636 731,7 43 968,1 1,7
Налог на прибыль организаций 426 321,0 464 797,9 38 477,0 9,0
Акцизы 523 923,6 623 229,7 99 306,1 19,0
НДПИ (без нефтегазовых доходов) 31 196,4 32 656,6 1 460,1 4,7
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) 38 052,4 40 212,7 2 160,3 5,7
Прочие ненефтегазовые доходы 4 081 308,8 4 793 449,7 712 140,9 17,4

Сокращение прогнозируемого объема нефтегазовых доходов главным образом обусловлено падением прогнозируемой цены на углеводородное сырье (на нефть марки «Юралс» – с 50,0 доллара США за баррель, учтенных при формировании параметров федерального бюджета, утвержденного Федеральным законом № 359-ФЗ, до 41,0 доллара США за баррель; на газ природный в страны дальнего зарубежья – с 199,0 доллара США до 165,2 доллара США за тыс. куб. м), которое частично компенсируется ростом курса доллара США по отношению к рублю (с 63,3 рубля до 67,5 рубля за доллар США).

Правительством Российской Федерации прогноз поступлений ненефтегазовых доходов был увеличен на 897 512,5 млн. рублей, что связано с прогнозируемым увеличением поступления доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации (на 759 335,2 млн. рублей), в основном за счет дополнительных поступлений дивидендов от АО «Роснефтегаз» по результатам продажи 19,5 % акций ПАО «Нефтяная компания «Роснефть» (в сумме 703 514,0 млн. рублей), а также за счет увеличения доходов от уплаты налога на добавленную стоимость (137 051,6 млн. рублей).

Информация о наиболее значительных изменениях прогноза по видам доходов федерального бюджета представлена в следующей таблице.

(млн. рублей)

Наименование дохода Прогноз доходов на 2016 год в соответствии с Федеральными законами Отклонение уточненного прогноза № 397-ФЗ от № 359-ФЗ  
от 14.12.2015 № 359-ФЗ от 22.11.2016 № 397-ФЗ  
млн. рублей в %  
Налог на прибыль организаций 426 321,0 464 797,9 38 476,9 109,0  
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 2 592 763,5 2 636 731,7 43 968,1 101,7  
Акцизы на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации 414 556,8 460 814,6 46 257,8 111,2  
Акциз на автомобильный бензин, производимый на территории Российской Федерации 0,0 24 666,8 24 666,8    
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации 1 817 143,7 1 910 227,1 93 083,5 105,1  
НДПИ при добыче нефти 3 075 250,8 2 335 811,1 -739 439,7 76,0  
НДПИ на газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья 445 366,7 372 708,6 -72 658,1 83,7  
Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую 1 197 329,0 1 018 955,1 -178 373,9 85,1  
Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти 740 993,2 455 265,7 -285 727,4 61,4  
Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации 140 542,5 899 877,7 759 335,2 в 6,4 раза  
Доходы от размещения средств федерального бюджета 133 110,3 167 428,2 34 318,0 125,8  
Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, при пользовании недрами на территории Российской Федерации 25 744,3 46 580,4 20 836,1 в 1,8 раза  
Доходы от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации 336 000,0 101 142,3 -234 857,7 30,1  
Поступления сумм в возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн 39 572,3 19 831,3 -19 741,0 50,1  
Безвозмездные поступления 196 218,2 239 861,5 43 643,3 122,2  

Увеличение безвозмездных поступлений в основном прогнозировалось в части доходов федерального бюджета от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов субъектов Российской Федерации, и превышает объем, учтенный при формировании параметров Федерального закона № 359-ФЗ, в 5,9 раза.

В отчете об исполнении федерального бюджета за 2016 год учтены фактические доходы, получаемые за рубежом, в общей сумме 12 413,4 млн. рублей (из них консульские сборы - в сумме 9 560,9 млн. рублей, доходы, взимаемые в возмещение фактических расходов, связанных с консульскими действиями, - в сумме 2 532,7 млн. рублей, доходы от использования федерального имущества, расположенного за пределами территории Российской Федерации, получаемые за рубежом, - в сумме 319,8 млн. рублей), которые не прогнозируются, так как законодательством Российской Федерации федеральным государственным загранучреждениям предоставлено право использовать доходы, получаемые от разрешенных видов деятельности, и остатки этих средств на начало текущего финансового года в качестве дополнительного источника финансового обеспечени

Наши рекомендации