Прогнозные и фактические показатели мировых цен на нефть марки «Юралс» и курса доллара США к рублю в 2008 – 2016 годах
Изменение основных макроэкономических показателей в 2016 году и отклонение фактических показателей от прогнозных значений (прирост (+), снижение (-) представлено в следующей таблице.
Показатели | В расчетах к Федеральному закону | Факт | |||||
от 14.12.2015 № 359-ФЗ | от 22.11.2016 № 397-ФЗ | ||||||
прогноз | отклонение факта от прогноза | прогноз | отклонение факта от прогноза | ||||
абс. | % (п.п.) | абс. | % (п.п.) | ||||
ВВП, млрд. рублей | 78 673,0 | +7 370,6 | +9,4 | 82 815,0 | +3 228,0 | +3,9 | 86 043,6 |
Уровень инфляции (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года), % | 6,4 | -1 | 5,8 | -0,4 | 5,4 | ||
Мировая цена на нефть марки «Юралс», долларов США за 1 баррель | -8,3 | -16,6 | +0,7 | +1,7 | 41,7 | ||
Среднегодовой курс доллара США к рублю, рублей за доллар США | 63,3 | +3,6 | +5,7 | 67,5 | -0,6 | -0,9 | 66,9 |
Индекс промышленного производства, % | 100,6 | +0,5 | 100,4 | +0,7 | 101,1 | ||
Инвестиции в основной капитал, % | 98,4 | +0,7 | 96,3 | +2,8 | 99,1 | ||
Оборот розничной торговли, % | 100,4 | -5,0 | 95,4 | 0,0 | 95,4 | ||
Объем платных услуг населению, % | 100,2 | -0,5 | 99,5 | +0,2 | 99,7 | ||
Реальная заработная плата, % | 99,8 | -1,0 | 100,3 | +0,5 | 100,8 | ||
Реальные располагаемые денежные доходы населения | 99,3 | -5,2 | 94,4 | -0,3 | 94,1 | ||
Экспорт товаров, млрд. долларов США | 330,8 | -49,0 | -14,8 | 279,0 | +2,8 | +1,0 | 281,8 |
Импорт товаров, млрд. долларов США | 200,4 | -8,8 | -4,4 | 187,4 | +4,2 | +2,2 | 191,6 |
По мнению Счетной палаты, низкая точностьосновных макроэкономических показателей, используемых в расчетах к проектам федерального бюджета, приводит к необходимости неоднократного внесения изменений в федеральные законы о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.
2.11. Анализ макроэкономических показателей, содержащихся в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов, одобренных Советом директоров Банка России 10 ноября 2015 года (далее ‒ Основные направления денежно-кредитной политики), показал следующее.
Банк России прогнозировал сохранение достаточно сложных условий реализации денежно-кредитной политики в 2016 - 2018 годах, что в значительной степени связано с внешнеэкономической ситуацией. В Основных направлениях денежно-кредитной политики рассматривались 3 сценария развития российской экономики с различными вариантами траектории изменения цен на нефть на мировых рынках.
Все 3 сценария прогноза предполагали сохранение внешних санкций, а также структурных ограничений для роста российской экономики, в том числе связанных с неблагоприятными демографическими тенденциями. При этом во всех сценариях предполагалось проведение активной денежно-кредитной политики, направленной на обеспечение ценовой стабильности, то есть на снижение инфляции до целевого уровня 4 % в 2017 году и поддержание ее вблизи этого уровня в дальнейшем.
В части цен на нефть базовый вариант прогноза Банка России близок к базовому сценарию прогноза Правительства Российской Федерации, который был взят за основу при разработке параметров федерального бюджета на 2016 год, а в части экономического роста ‒ консервативному варианту прогноза Правительства Российской Федерации (снижение ВВП на 1 % в 2016 году при ценах на нефть на уровне 40 долларов США за баррель).
В целом прогнозы Банка России и Правительства Российской Федерации на 2016 год были в достаточной степени согласованными, в них представлялись сходные условия и ожидаемые результаты развития российской экономики. При этом правительственный прогноз оценивал перспективы развития экономики несколько более оптимистично, чем Банк России.
Сравнительный анализ основных показателей по 3 вариантам макроэкономического прогноза Банка России на 2016 год и отчетных статистических данных за 2016 год представлен в следующей таблице. Показатели рискового сценария в Основных направлениях денежно-кредитной политики приведены частично.
Показатели | Факт | Прогноз Банка России на 2016 год | |||
2015 год | 2016 год | базовый вариант | оптимистичный вариант | рисковый вариант | |
Среднегодовая цена на нефть марки «Юралс», долларов США за баррель | 51,23* | 41,9* | ниже 40 | ||
Уровень инфляции (в %, декабрь к декабрю предыдущего года) | 12,9 | 5,4 | 5,5-6,5 | 5,5-6,5 | 7,0-9,0 |
Прирост ВВП (в % к предыдущему году в сопоставимых ценах) | -2,8** | -0,2 | -(0,5-1,0) | 0,0-0,5 | до -5 % и более |
Счет текущих операций, млрд. долларов США | 68,9 | 25,0 | - | ||
Профицит торгового баланса, млрд. долларов США | 148,5 | 90,0 | - | ||
Экспорт товаров, млрд. долларов США | 341,4 | 281,7 | - | ||
Импорт товаров, млрд. долларов США | -193,0 | -191,7 | -194 | -213 | - |
Чистый отток капитала, млрд. долларов США | -58,2 | -19,2 | -(50-60) | -(55-65) | - |
* По информации Минфина России.
** По ранее опубликованным данным, снижение ВВП в 2015 году составляло 3,7 %, что отражено, в частности, в Заключении Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении Федерального закона «О федеральном бюджета на 2016 год». Однако согласно информационному сообщению Росстата от 31 марта 2017 года данные о ВВП за 2014 - 2016 годы были актуализированы. На момент подготовки настоящего материала показатель спада ВВП в 2015 году, по уточненным данным Росстата, составляет 2,8 %.
По итогам 2016 года внешние условия сложились хуже, чем в базовом варианте прогноза, в том числе по среднегодовой цене на нефть марки «Юралс», и оказались близкими к параметрам рискового сценария. Тем не менее прогноз рискового сценария о спаде ВВП в 2016 году на 5 % и более при падении цен на нефть ниже 40 долларов США за баррель не реализовался. Показатели прироста ВВП и уровня инфляции оказались немного лучше, чем в базовом сценарии, а чистый отток частного капитала - в 2,5 - 3 раза меньше, чем прогнозировалось. В IV квартале 2016 года впервые с 2014 года был зафиксирован рост ВВП по сравнению с тем же периодом прошлого года – на 0,3 % (в I квартале 2017 года рост ВВП продолжился и составил 0,5 %).
При этом снижение инфляции в 2016 году было достигнуто без ужесточения денежно-кредитной политики, а, напротив, при некотором ее смягчении. Ключевая ставка Банка России, которая на начало 2016 года составляла 11,00 %, дважды снижалась на 0,5 процентного пункта и на конец 2016 года составляла 10,00 %. Денежная масса М2 возросла на 9,2 %, что выше уровня инфляции (5,4 %). Для сравнения: в 2015 году прирост денежной массы М2 составил 11,3 % при инфляции 12,9 %, то есть в реальном выражении она сократилась.
Вместе с тем необходимо отметить и определенные проблемы, связанные с реализацией денежно-кредитной политики в 2016 году.
С января 2016 года реальное значение ключевой ставки Банка России оставалось положительным, и к концу отчетного года она превышала уровень инфляции на 4,6 процентного пункта.
Реальное значение процентных ставок по кредитам в 2016 году также было положительным и в течение года значительно повысилось. В декабре 2015 года средняя процентная ставка по кредитам на срок свыше одного года, предоставленным кредитными организациями нефинансовым организациям, составляла 12,95 % при уровне инфляции 12,9 %, то есть ее реальное значение было около 0 %. В декабре 2016 года средняя процентная ставка по аналогичным кредитам составила 11,7 % годовых, что на 6,3 процентного пункта выше уровня инфляции.
Положительные и сравнительно высокие реальные процентные ставки способствуют снижению инфляции и повышают привлекательность сбережений, однако ограничивают спрос на кредиты и сдерживают инвестиционную активность. Совокупный объем кредитов экономике за 2016 год снизился на 6,9 % (за 2015 год возрос на 7,6 %) - до 40,9 трлн. рублей. Отношение объема кредитов экономике к ВВП за 2016 год сократилось с 52,8 % до 47,7 %. Больше всего сократилась задолженность по кредитам, предоставленным строительным организациям (на 13,7 %), а также обрабатывающим производствам (на 12,9 %).
В то же время в 2016 году в банковском секторе наблюдался переход от дефицита к профициту ликвидности. Основной причиной этого стало поступление денежных средств по бюджетному каналу в связи с расходованием средств Резервного фонда Российской Федерации. Валовой кредит Банка России коммерческим банкам в 2016 году сократился в 1,9 раза (с 4,4 трлн. рублей до 2,3 трлн. рублей). При этом объем средств на счетах банков нередко превышал уровень, необходимый им для выполнения нормативов обязательных резервов и осуществления текущей деятельности. Депозиты кредитных организаций в Банке России увеличились в 2016 году на 40,8 % (с 557,8 млрд. рублей до 785,6 млрд. рублей), средства на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России ‒ на 14,3 % (с 1 594,0 млрд. рублей до 1 822,7 млрд. рублей). Избыточная ликвидность банковского сектора в 2016 году стала одним из факторов значительного увеличения объема вывоза капитала в начале 2017 года.
Для оказания поддержки отдельным значимым с точки зрения структурных преобразований в экономике направлениям кредитования, развитие которых в настоящее время не может быть в полной мере обеспечено действием рыночных механизмов, в 2016 году Банк России продолжил использовать специализированные инструменты рефинансирования. Это позволило организациям ряда секторов экономики получать кредиты на более выгодных условиях по сравнению с рыночными (уровень процентных ставок варьировался в зависимости от направления кредитования от 6,5 % до 9 %). В отчетном году были увеличены лимиты по кредитам, предоставляемым в рамках механизма поддержки кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства с 50 млрд. рублей до 125 млрд. рублей, несырьевого экспорта ‒ с 50 млрд. рублей до 75 млрд. рублей, инвестиционных проектов ‒ с 100 млрд. рублей до 150 млрд. рублей. В целом за 2016 год задолженность по специализированным инструментам рефинансирования увеличилась со 157,15 млрд. рублей до 324,0 млрд. рублей.
В условиях умеренно жесткой денежно-кредитной политики это сыграло определенную роль в развитии указанных секторов экономики. Однако влияние таких инструментов на инвестиции и экономический рост в целом было ограниченным, средства, выданные в рамках их использования, составили лишь около 2 % общего объема инвестиций в основной капитал.
Существенное снижение инфляции на фоне наметившегося перехода к восстановительному росту и устойчивого функционирования финансового сектора указывает на то, что проводимая Банком России в 2016 году денежно-кредитная политика в целом соответствовала складывающимся в экономике России условиям.
Анализ выполнения положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (далее - Концепция), и Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года показывает следующее.
2.12.1. Ключевые цели и задачи долгосрочной государственной политики Российской Федерации в сфере социально-экономического развития определены в Концепции.
В своих заключениях на законопроекты о федеральном бюджете Счетная палата неоднократно обращала внимание на необходимость корректировки Концепции.
Проведенный Счетной палатой анализ Концепции в части макроэкономических индикаторов показал, что, учитывая недостижение целевых ориентиров на первом этапе реализации Концепции (2007 – 2012 годы) и в период 2013 – 2016 годов, а также принимая во внимание текущие и прогнозные тенденции в российской экономике, представляется маловероятным достижение намеченных Концепцией целевых значений макроэкономических параметров (в том числе по ВВП, производительности труда, инвестициям в основной капитал, реальным располагаемым доходам населения).
2.12.2.Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (далее – ОНДП) определяют на среднесрочный период целевое состояние социально-экономического развития Российской Федерации и необходимые для его достижения приоритеты и задачи Правительства Российской Федерации. При этом в ОНДП прогнозный период расширен до 2020 года, а целевые показатели не в полной мере соответствуют параметрам, содержащимся в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Так, в ОНДП поставлена задача «повышения доли общего объема инвестиций в ВВП (нормы накопления основного капитала) до 22 – 24 % к 2020 году», что не соответствует параметрам Указа № 596, в котором предполагается увеличение инвестиций не менее чем до 25 % ВВП к 2015 году и до 27 % – к 2018 году. В части сопоставимости данных и показателей необходимо отметить, что в соответствии с приказом Росстата от 30 января 2014 г. № 56 при анализе данных об инвестициях в основной капитал и о валовом внутреннем продукте в расчетах необходимо использовать показатель «валовое накопление основного капитала».
Производительность трудав соответствии с ОНДП иво исполнение Указа № 596 должна увеличиться к 2018 году в 1,5 раза по сравнению с уровнем 2011 года. По оценке Минэкономразвития России, в 2016 году по сравнению с 2015 годом производительность труда увеличилась на 0,1 %. Для достижения целевого значения по темпам роста производительности труда, установленного в ОНДП (новая редакция), среднегодовые темпы роста производительности труда в 2016 – 2018 годах должны быть не ниже 113,5 % (расчетно), что представляется маловероятным.
Таким образом, отмечается несоответствие значений отдельных целевых показателей документов стратегического планирования, а также риски недостижения ряда целевых значений макроэкономических индикаторов (производительность труда, отношение объема инвестиций в основной капитал к объему ВВП), установленных как в Указе № 596, так и в ОНДП (новая редакция), что требует принятия Правительством Российской Федерации дополнительных мер по обеспечению достижения заявленных в ОНДП целевых показателей в установленные сроки, а также по их согласованности с учетом реально складывающейся социально-экономической ситуации.
3. Анализ доходов, расходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета, установленных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2016 год» (с изменениями), прогнозом поступлений и сводной бюджетной росписью, и их исполнение, по отчету об исполнении федерального бюджета за 2016 год и по результатам проверок Счетной палаты
3.1. Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» первоначально утверждены показателифедерального бюджета на 2016 год: доходы – 15 905,7 млрд. рублей (18,3 % ВВП); расходы – 16 392,2 млрд. рублей (18,9 % ВВП); дефицит федерального бюджета – 486,5 млрд. рублей (0,6 % ВВП); нормативная величина Резервного фонда – 6 078,6 млрд. рублей; верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2017 года – 9 335,5 млрд. рублей; верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2017 года –88,5 млрд. долларов США, или 68,1 млрд. евро.
Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»утверждены следующиепоказателифедерального бюджета на 2016 год: доходы – 15 795,5 млрд. рублей (19 % ВВП); расходы – 16 271,8 млрд. рублей (19,6 % ВВП); дефицит федерального бюджета – 476,3 млрд. рублей (0,6 % ВВП); нормативная величина Резервного фонда – 5 824,6 млрд. рублей; верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2017 года –7 733,1 млрд. рублей; верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2017 года – 71,5 млрд. долларов США, или 55 млрд. евро.
Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» утверждены следующие показателифедерального бюджета на 2016 год: доходы – 13 738,5 млрд. рублей (17,5 % ВВП); расходы - 16 098,7 млрд. рублей (20,5 % ВВП); дефицит федерального бюджета – 2 360,2 млрд. рублей (3 % ВВП); нормативная величина Резервного фонда – 5 507,1 млрд. рублей; верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2017 года –8 817,8 млрд. рублей; верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2017 года – 55,1 млрд. долларов США, или 50,1 млрд. евро.
Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. № 397-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2016 год» утверждены следующие показателифедерального бюджета на 2016 год: доходы – 13 368,6 млрд. рублей (16,1 % ВВП); расходы – 16 403,0 млрд. рублей (19,8 % ВВП); дефицит федерального бюджета – 3 034,4 млрд. рублей (3,7 % ВВП); нормативная величина Резервного фонда – 5 797,1 млрд. рублей; верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2017 года – 9 867,8 млрд. рублей; верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2017 года – 55,1 млрд. долларов США, или 49,7 млрд. евро.
Основные макроэкономические показатели (ВВП и уровень инфляции) и основные характеристики федерального бюджета на 2016 год, утвержденные соответствующими федеральными законами, и их исполнение в 2016 году представлены в следующей таблице.
Показатели | Федеральный бюджет на 2016 год, утвержденный Федеральным законом | Исполнено в 2016 году | |||||
от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ | от 1 декабря 2014 г. 384-ФЗ | от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ | от 22 ноября 2016 г. № 397-ФЗ | сумма | % (гр. 5/гр.4*100) | ||
А | |||||||
ВВП, млрд. рублей | 86 837,0 | 83 208,0 | 78 673,0 | 82 815,0 | 86 043,6 | 103,9 | |
Уровень инфляции, % | 4,5 | 5,5 | 6,4 | 5,8 | 5,4 | х | |
Доходы, млрд. рублей | 15 905,7 | 15 795,5 | 13 738,5 | 13 368,6 | 13 460,0 | 100,7 | |
в % к ВВП | 18,3 | 17,5 | 16,1 | 15,6 | х | ||
Расходы, млрд. рублей | 16 392,2 | 16 271,8 | 16 098,7 | 16 403,0 | 16 416,5 | 100,1 | |
в % к ВВП | 18,9 | 19,6 | 20,5 | 19,8 | 19,1 | х | |
Дефицит (-) / профицит (+), млрд. рублей | -486,5 | -476,3 | -2 360,2 | -3 034,4 | -2 956,4 | х | |
в % к ВВП за соответствующий период | -0,6 | -0,6 | -3 | -3,7 | -3,4 | х | |
Нормативная величина Резервного фонда, млрд. рублей | 6 078,6 | 5 824,6 | 5 507,1 | 5 797,1 | 972,1 | 16,8 | |
Верхний предел внутреннего долга на 1 января 2017 года, млрд. рублей | 9 335,5 | 7 733,1 | 8 817,8 | 9 867,8 | 8 803,5 | 89,2 | |
Верхний предел внешнего долга на 1 января 2017 года, млрд. долларов США | 88,5 | 71,5 | 55,1 | 55,1 | 51,2 | 92,9 |
Необходимо отметить, что в 2013 – 2016 годах основные характеристики федерального бюджета на 2016 год устанавливались четырежды– последовательно федеральными законами от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год», от 22 ноября 2016 г. № 397-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2016 год». При этом объем доходов федерального бюджета последовательно уменьшался, такая же, тенденция распространялась и на объем расходов (за исключением Федерального закона № 397-ФЗ), при этом дефицит федерального бюджета увеличивался.
Доходы федерального бюджета в 2016 году составили 13 460,0 млрд. рублей, что на 91,4 млрд. рублей, или на 0,7 %, больше показателя (13 368,6 млрд. рублей), установленного Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями), расходы – 16 416,5 млрд. рублей, что на 13,5 млрд. рублей, или на 0,1 %, больше (16 403,0 млрд. рублей). Дефицит федерального бюджета составил 2 956,4 млрд. рублей при утвержденном годовом дефиците в сумме 3 034,4 млрд. рублей.
3.2. Анализ доходов федерального бюджета показал следующее.
3.2.1.На формирование доходной части федерального бюджета в 2016 году повлияли следующие основные изменения налогового, таможенного и бюджетного законодательства Российской Федерации:
1) изменения законодательства в рамках проведения «налогового маневра»:
повышение базовой ставки НДПИ на нефть с 766 рублей до 857 рублей за тонну;
повышение ставки НДПИ на газовый конденсат с 185 рублей до 231 рубля за тонну;
изменение ставки налога на добычу полезных ископаемых для добычи газа и газового конденсата для налогоплательщиков, являющихся собственниками Единой системы газоснабжения (изменение порядка расчета базового значения единицы условного топлива (Еут), используемого в формуле расчета ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче газа горючего природного и газового конденсата, и установление дополнительного коэффициента Кгп, характеризующего экспортную доходность единицы условного топлива с особыми условиями его применения в 2016 году, а также корректирующего коэффициента Ккм к налоговой ставке по налогу на добычу газового конденсата (в 2016 году составляет 5,5 против 4,4 в 2015 году);
рост ставок вывозной таможенной пошлины на «темные» нефтепродукты при снижении ставок на иные товары, выработанные из нефти (изменение ставок вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти (% ставки пошлины на нефть): на «темные» нефтепродукты - с 76 % до 82 %, на «светлые» нефтепродукты - с 48 % до 40 %, на бензины прямогонные - с 85 % до 71 %, на бензины товарные - с 78 % до 61 % ставок пошлины на нефть) при сохранении ставки вывозной пошлины на нефть на уровне 2015 года (42 %) по сравнению с ранее предполагавшимся снижением до 36 % в рамках «налогового маневра»;
2) индексация специфических ставок акцизов на подакцизные товары, в том числе установление ставок акцизов:
на табачную продукцию: с 1 января 2016 года специфическая ставка акциза на сигареты и папиросы увеличена по отношению к ставке, применявшейся в 2015 году, в 1,3 раза; адвалорная составляющая комбинированной ставки акциза на сигареты и папиросы увеличена с 11 % стоимости сигарет, исчисленной в максимальных розничных ценах, до 12 % максимальной розничной цены;
на автомобили легковые и мотоциклы: с 1 января 2016 года ставки акциза на автомобили легковые с мощностью двигателя до 150 л. с. увеличены на 10,8 %, на автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 л. с. – на 10,1 %;
снижение коэффициентов возмещения по бензолу, параксилолу, ортоксилолу и авиационному керосину предусмотренных статьей 200 Налогового кодекса Российской Федерации.
3) зачисление с 1 июня 2016 года акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет по нормативу 12 %, в бюджеты субъектов Российской Федерации – по нормативу 88 %. В 2015 году акцизы на нефтепродукты зачислялись в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 %;
4) увеличение на 65 % ставок утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси и введение утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним;
5) индексация ставки водного налога в 1,32 раза;
6) индексация ставок платы за пользование водными объектами в 1,32 раза;
7) индексация ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений в 1,43 раза; индексация ставок платы за единицу объема лесных ресурсов (кроме платы за единицу объема древесины лесных насаждений) и ставки платы за единицу площади лесного участка в 1,24 раза;
8) установление норматива перечисления в доходы федерального бюджета 90 % прибыли Центрального банка Российской Федерации, подлежащей зачислению в федеральный бюджет по итогам 2015 года (в 2015 году – 75 %);
9) сохранение до конца 2016 года нормы в отношении зачисления в федеральный бюджет доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;
10) изменение норматива распределения ввозных таможенных пошлин в бюджет Российской Федерации в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, с 86,97 % в 2015 году до 85,32 % в 2016 году в связи с присоединением Республики Армения и Республики Кыргызстан к Договору о Евразийском экономическом союзе, в соответствии с протоколами о внесении изменений в договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и международные договоры, заключенные в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, в связи с присоединением Республики Армения и Республики Кыргызстан к договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года;
11) снижение средневзвешенных ставок импортного тарифа в 2016 году для стран дальнего зарубежья с 6,09 % до 5,26 % в рамках присоединения Российской Федерации к ВТО, рост ставки импортного тарифа для стран СНГ (с 0,7 % до 3,92 %), в связи с приостановлением Российской Федерацией действия договора о зоне свободной торговли в отношении Украины.
Кроме того, на формирование доходной части федерального бюджета в 2016 году оказало влияние увеличение дивидендных выплат акционерными обществами, в том числе в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 705-р, предусматривающим увеличение доли прибыли акционерных обществ, направляемой на выплату дивидендов, до 50 %, а также поступление дивидендов от АО «Роснефтегаз» по результатам продажи 19,5 % акций ПАО «Нефтяная компания «Роснефть».
3.2.2. В связи с подготовкой проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» и проекта федерального закона о внесении в него изменений Минфином России были подготовлены прогнозы поступлений доходов в федеральный бюджет на 2016 год в разрезе кодов классификации доходов по главным администраторам доходов федерального бюджета. Общие суммы прогнозируемых доходов федерального бюджета к федеральным законам № 359-ФЗ и № 397-ФЗ соответствуют объему доходов федерального бюджета, утвержденному статьей 1 указанных федеральных законов.
Анализ исполнения федерального бюджета в 2016 году свидетельствует о том, что остается актуальной проблема обеспечения точности прогнозирования показателей, принимаемых при расчете доходов федерального бюджета. Прогнозирование поступлений доходов осуществляется главными администраторами доходов бюджета на основе параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, представляемого Минэкономразвития России, с учетом ожидаемой оценки поступлений и фактических поступлений налогов и сборов. При этом ежегодно повторяется ситуация, когда уточнение прогноза социально-экономического развития Российской Федерации требует внесения изменений в бюджет.
Федеральным законом № 359-ФЗ предусмотрен прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2016 год в сумме 13 738 468,7 млн. рублей.
Федеральным законом № 397-ФЗ объем доходов на 2016 год предусмотрен в сумме 13 368 595,3 млн. рублей, что на 369 873,4 млн. рублей, или на 2,7 %, меньше первоначально установленного объема.
Данные о прогнозе доходов федерального бюджета на 2016 год по группам доходов представлены в следующей таблице.
(млн. рублей)
Наименование показателя | Федеральный закон | |
от 14.12.2015 № 359-ФЗ | от 22.11.2016 № 397-ФЗ | |
Налоговые доходы, всего | 9 202 652,0 | 8 653 692,1 |
в том числе: | ||
налоговые доходы без НДПИ в виде углеводородного сырья | 5 572 391,6 | 5 835 208,3 |
НДПИ в виде углеводородного сырья | 3 630 260,4 | 2 818 483,8 |
Неналоговые доходы, всего | 4 339 598,4 | 4 475 041,7 |
в том числе: | ||
неналоговые доходы без учета вывозных таможенных пошлин на нефть, газ и товары, выработанные из нефти | 1 924 956,0 | 2 516 008,4 |
вывозные таможенные пошлины на нефть, газ и товары, выработанные из нефти | 2 414 642,4 | 1 959 033,3 |
Безвозмездные поступления | 196 218,2 | 239 861,5 |
Структура прогноза доходов федерального бюджета на 2016 год представлена в следующей таблице.
(млн. рублей)
Наименование показателя | Прогноз доходов федерального бюджета на 2016 год к федеральным законам | Изменение прогноза доходов от 22.11.2016 № 397-ФЗ к прогнозу от 14.12.2015 № 359-ФЗ | ||
от 14.12.2015 № 359-ФЗ | от 22.11.2016 № 397-ФЗ | млн. рублей | % | |
Доходы, всего | 13 738 468,7 | 13 368 595,3 | -369 873,4 | -2,7 |
в том числе: | ||||
Нефтегазовые доходы | 6 044 902,9 | 4 777 517,1 | -1 267 385,8 | -21,0 |
Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов, в % | 44,0 | 35,7 | ||
НДПИ на углеводородное сырье | 3 630 260,4 | 2 818 483,8 | -811 776,7 | -22,4 |
вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, газ природный, товары, выработанные из нефти | 2 414 642,4 | 1 959 033,3 | -455 609,2 | -18,9 |
Ненефтегазовые доходы | 7 693 565,8 | 8 591 078,3 | 897 512,5 | 11,7 |
Доля ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов, в % | 56,0 | 64,3 | ||
НДС | 2 592 763,5 | 2 636 731,7 | 43 968,1 | 1,7 |
Налог на прибыль организаций | 426 321,0 | 464 797,9 | 38 477,0 | 9,0 |
Акцизы | 523 923,6 | 623 229,7 | 99 306,1 | 19,0 |
НДПИ (без нефтегазовых доходов) | 31 196,4 | 32 656,6 | 1 460,1 | 4,7 |
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) | 38 052,4 | 40 212,7 | 2 160,3 | 5,7 |
Прочие ненефтегазовые доходы | 4 081 308,8 | 4 793 449,7 | 712 140,9 | 17,4 |
Сокращение прогнозируемого объема нефтегазовых доходов главным образом обусловлено падением прогнозируемой цены на углеводородное сырье (на нефть марки «Юралс» – с 50,0 доллара США за баррель, учтенных при формировании параметров федерального бюджета, утвержденного Федеральным законом № 359-ФЗ, до 41,0 доллара США за баррель; на газ природный в страны дальнего зарубежья – с 199,0 доллара США до 165,2 доллара США за тыс. куб. м), которое частично компенсируется ростом курса доллара США по отношению к рублю (с 63,3 рубля до 67,5 рубля за доллар США).
Правительством Российской Федерации прогноз поступлений ненефтегазовых доходов был увеличен на 897 512,5 млн. рублей, что связано с прогнозируемым увеличением поступления доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации (на 759 335,2 млн. рублей), в основном за счет дополнительных поступлений дивидендов от АО «Роснефтегаз» по результатам продажи 19,5 % акций ПАО «Нефтяная компания «Роснефть» (в сумме 703 514,0 млн. рублей), а также за счет увеличения доходов от уплаты налога на добавленную стоимость (137 051,6 млн. рублей).
Информация о наиболее значительных изменениях прогноза по видам доходов федерального бюджета представлена в следующей таблице.
(млн. рублей)
Наименование дохода | Прогноз доходов на 2016 год в соответствии с Федеральными законами | Отклонение уточненного прогноза № 397-ФЗ от № 359-ФЗ | |||
от 14.12.2015 № 359-ФЗ | от 22.11.2016 № 397-ФЗ | ||||
млн. рублей | в % | ||||
Налог на прибыль организаций | 426 321,0 | 464 797,9 | 38 476,9 | 109,0 | |
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации | 2 592 763,5 | 2 636 731,7 | 43 968,1 | 101,7 | |
Акцизы на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации | 414 556,8 | 460 814,6 | 46 257,8 | 111,2 | |
Акциз на автомобильный бензин, производимый на территории Российской Федерации | 0,0 | 24 666,8 | 24 666,8 | ||
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации | 1 817 143,7 | 1 910 227,1 | 93 083,5 | 105,1 | |
НДПИ при добыче нефти | 3 075 250,8 | 2 335 811,1 | -739 439,7 | 76,0 | |
НДПИ на газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья | 445 366,7 | 372 708,6 | -72 658,1 | 83,7 | |
Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую | 1 197 329,0 | 1 018 955,1 | -178 373,9 | 85,1 | |
Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти | 740 993,2 | 455 265,7 | -285 727,4 | 61,4 | |
Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации | 140 542,5 | 899 877,7 | 759 335,2 | в 6,4 раза | |
Доходы от размещения средств федерального бюджета | 133 110,3 | 167 428,2 | 34 318,0 | 125,8 | |
Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, при пользовании недрами на территории Российской Федерации | 25 744,3 | 46 580,4 | 20 836,1 | в 1,8 раза | |
Доходы от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации | 336 000,0 | 101 142,3 | -234 857,7 | 30,1 | |
Поступления сумм в возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн | 39 572,3 | 19 831,3 | -19 741,0 | 50,1 | |
Безвозмездные поступления | 196 218,2 | 239 861,5 | 43 643,3 | 122,2 |
Увеличение безвозмездных поступлений в основном прогнозировалось в части доходов федерального бюджета от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов субъектов Российской Федерации, и превышает объем, учтенный при формировании параметров Федерального закона № 359-ФЗ, в 5,9 раза.
В отчете об исполнении федерального бюджета за 2016 год учтены фактические доходы, получаемые за рубежом, в общей сумме 12 413,4 млн. рублей (из них консульские сборы - в сумме 9 560,9 млн. рублей, доходы, взимаемые в возмещение фактических расходов, связанных с консульскими действиями, - в сумме 2 532,7 млн. рублей, доходы от использования федерального имущества, расположенного за пределами территории Российской Федерации, получаемые за рубежом, - в сумме 319,8 млн. рублей), которые не прогнозируются, так как законодательством Российской Федерации федеральным государственным загранучреждениям предоставлено право использовать доходы, получаемые от разрешенных видов деятельности, и остатки этих средств на начало текущего финансового года в качестве дополнительного источника финансового обеспечени