Средства аварийной радиосвязи.

Радиомаяки:

· Стационарные;

· Переносные.

1. Частота 406 Мегагерц – спутниковая частота. Имеют 3 передачи. ARM работает 24 часа.

2. Частота 121,5 Мегагерц – частота ГА. Частота 243 Мегагерц – частота Военной Авиации. Работает от 48-50 часов.

Работают при температуре 25˚ + 50˚С.

Стационарный – срабатывает при жесткой посадке и разрушении ВС. Располагается в хвостовой части в туалете за панелью.

Переносной аварийный радиомаяк АДТ-406.

Предполетный контроль:

· На штатном месте, закреплен, опломбирован, отсутствуют видимые повреждения;

· Переключатель находится в режиме (положении) «AUTO».

Применение на сушу:

1. Установить АРМ вертикально (антенной вверх);

2. Установить антенну в вертикальном положении;

3. Перевести переключатель в положение «ON» (вверх);

4. Звуковые и световые сигналы подтверждают включение АРМ;

5. Продолжительность работы АРМ обычно не менее 48 часов на частоте 121,5 МГц и не менее 24 часов на частоте 406 МГц.

Применение на воде:

1. Раскрутить и прикрепить шнур (фал), имеющийся не АРМ, к плавательному средству;

2. Установить антенну в вертикальное положение;

3. Перевести переключатель в положение «ON» (вверх);

4. Поместите АРМ внутри плавательного средства антенной вверх или на воду рядом с плавательным средством.

В положении переключателя АРМЕД АРМ включится автоматически при нахождении его в воде.

(PLB) Type 500-12 (переносной радиомаяк).

Частоты те же самые.

Порядок использования:

1. Извлечь контейнер с радиостанцией из портфеля/ ящика для документов;

2. Потянуть кольцо для разрушения пломбы ремня фиксации радиостанции в контейнере;

3. Снять ремень фиксации с верхней части контейнера;

4. Извлечь радиостанцию из контейнера;

5. Повернуть антенну из нижнего положения на 180˚ и вытянуть 2 телескопические секции антенны;

6. Включить радиостанцию, потянув для этого вытяжной шнур и убедиться, что сдвижной переключатель находится в положении «ON».

Работа после включения подтверждается звучанием тональных аудиосигналов и миганием индикатора.

После включения сигнал для спутника излучается 24 часа, после чего он может быть включен на следующие 24 часа установкой переключателя включения до разрядки батарейки (не менее 48ч.).

Прослушивание аварийной частоты 121,5/243 МГц через демомин возможно сразу после включения.

При нажатии на клавишу «PPESS TO TALK» начинается передача аудиосигналов (речи) со встроенного микрофона на частоте 121,5/243 МГц, при этом время работы радиостанции уменьшится.

Рекомендуется использовать функцию передачи на частоте 121,5/243 МГц для связи со спасателями в пределах видимости или слышимости (на удалении около 300 метров).

Бытовое оборудование:

Освещение:

1. CELLING – кнопка потолочного освещения пассажирского салона.

2. SIDE WALL – кнопка освещения боковых панелей пассажирского салона.

3. Переключатели имеют положения:

· BRIGHT – освещение яркое.

· DIM – освещение тусклое.

· ON – освещение включено.

· OFF – освещение выключено.

EMERGLIGHT – включение аварийного освещения.

Индивидуальное освещение:

Лампы индивидуального освещения находятся над каждым пассажирским креслом. Включение и выключение производится путем нажатия кнопки на пассажирской панели PSU.

Освещение туалетов:

Туалеты освещаются лампами дневного света. Когда самолет на земле и источник питания подключен, туалеты освещаются ярко, не смотря на положение дверей. Освещение горит тускло, когда дверь не закрыта, и ярко – при закрытой изнутри двери.

Меры предосторожности при работе с освещением:

1. Включать и проверять освещение на земле можно с разрешения КВС при наличии электропитания на борту.

2. Бортпроводникам запрещается самостоятельно исправлять неисправности в работе электроосвещения и повторно включать его при срабатывании защиты (автоматическом отключении).

3. При работе с переключателями освещения руки должны быть сухими.

Аварийное освещение.

Аварийное освещение делится на внутреннее и внешнее. Внутреннее освещение предназначено для обозначения расположения аварийных выходов, освещения путей и зон эвакуации из ВС, облегчения эвакуации в условиях задымления салона, для облегчения проведения эвакуации, когда после аварийной посадки основная система электроснабжения отключена.

Внешнее аварийное освещение облегчает проведение эвакуации в темное время суток.

К внутреннему аварийному освещению относятся: указатели EXIT, расположенные по центру пассажирского салона на потолочной панели в районе аварийных выходов: лампа у входной двери слева на уровне пола; лампы световой дорожки вдоль прохода.

На ВС световая дорожка фотолюминесцентная, установленная по обе стороны прохода и в районе аварийных выходов на крыло. На данных ВС необходимо во время стоянки включать в салоне максимальное освещение для аккумулирования света дорожкой. Цвет дорожки – салатовый.

Система аварийного освещения управляется переключателем EMER LIGHTS на панели в кабине пилотов.

На панели освещения бортпроводника №1 расположен переключатель EMERG LIGHT для включения всего аварийного освещения в аварийной ситуации.

Питание системы аварийного освещения осуществляется независимо от основной сети электроснабжения самолета. Все лампы аварийного освещения работают от индивидуальных батарей и подзаряжаются в полете от генератора двигателя.

Продолжительность работы аварийного освещения не менее 15мин.

Предполетный контроль по чек листу:

Проверяются все виды освещения, для этого необходимо кратковременно установить переключатель «EMER» в положение «ON» на панели бортпроводника №1:

· Исправность указательных и маркировочный табло EXIT.

· Исправность лампочек световой дорожки.

После проверки установить переключатель в положение OFF.

Аварийный фонарь:

Пауза между вспышками 3-6 сек. – 4 часа работы, 10сек. – 30 мин., более 10 сек. – не работает.

Вылет запрещен, если:

1. Не горит одно табло «exit»;

2. Не горит световая дорожка;

3. Не работает аварийный фонарь.

Система связи включает в себя:

1. Систему внутренней связи.

2. Систему оповещения.

3. Систему светосигнальных табло.

4. Систему вызова кабинного экипажа.

Система связи состоит из:

1. Бортовых интерфонов (телефонных трубок).

2. Световых индикаторов вызовов.

3. Сервисной панели пассажиров PSU.

4. Сервисной панели туалетных комнат LSU.

5. Светосигнальных табло.

Предназначено для связи с пилотами, между бортпроводниками, а также информирования пассажиров по громкоговорящей связи.

Состоит из:

1. Телефонной трубки с нажимной клавишей. Нажимная клавиша используется для информирования пассажиров по громкоговорящей связи.

2. Панели управления связью:

· ATTD – связь с бортпроводником.

· PILOT – связь с пилотами.

· PA – для оповещения пассажиров.

Внизу каждой кнопки находится зеленая лампа, которая загорается при соответствующем вызове.

· EMER PILOT – оповещение пилотов и других бортпроводников об аварийной ситуации или какой либо опасности (оранжевая).

· BKUP INPH – резервная кнопка, устанавливает связь в случае отказа системы связи.

Система вызовов и панель контроля вызова бортпроводника.

При вызове пилотами бортпроводника, при нажатии кнопки CALL звучит звуковой сигнал (двойная тональность), на панели контроля вызова бортпроводника под надписью PILOT загорается зеленая лампа. При аварийной ситуации загорается красная лампа под надписью EMER PILOT и звучит звуковой сигнал.

При вызове пассажиром с места бортпроводника загорается зеленая лампа с надписью PA. На панели пассажира загорается красная лампа. Световой сигнал отключается на панели бортпроводника №1 или на панели пассажира.

При вызове бортпроводника пассажиром, находящимся в туалетной комнате звучит звуковой сигнал (одна тональность), на панели контроля вызова бортпроводника загорается зеленая лампа под надписью LAV. В туалетной комнате горит красная лампа, которая отключается только в туалетной комнате.

В аварийной ситуации при нажатии кнопки EMR бортпроводником в кабине загорается и мигает красная лампа EMR и звучит звуковой сигнал.

Предполетный контроль по чек листу:

Перед каждым рейсом бортпроводники должны убедиться в исправности системы оповещения.

Приоритет обращения к пассажирам:

1. Летный экипаж.

2. Бортпроводники.

3. Заранее записанная информация (опция).

4. Музыкально-развлекательная программы (опция).

Сообщения с более высоким приоритетом прерывают сообщения с более низким приоритетом.

Система световых табло.

Включает в себя: световые табло NO SMOKING и FASTEN SEAT BELT, расположенные в салонах на пассажирских сервисных панелях – PSU, они хорошо видны всем пассажирам.

Все табло включаются из кабины экипажа вручную или автоматически при:

· Рулении.

· Взлете.

· Наборе высоты.

· Прохождении зон турбулентности.

· Снижении.

· Посадке.

· Заруливании на стоянку.

Световые табло NO SMOKING горит в течении всего полета. Табло FASTEN SEAT BELT гаснет, когда шасси убрано и высота полета равна 10000 футов (3300м).

Система водоснабжения имеет одну водную систему в туалетной комнате. Система обеспечивает подачу теплой воды в раковину для мытья рук. Система из бака вместимостью 20 литров, насоса и электрических элементов для нагрева воды.

Система удаления воды сбрасывает воду за борт самолета через обогреваемые дренажные устройства.

Система канализации. В туалетной комнате отбросы собираются и дезинфицируются в баке с помощью химической жидкости. Жидкость подается к унитазу насосом смыва. Включается насос смыва кнопкой, расположенной около унитаза.

Электрооборудование кухни.

Водонагреватели (HOT JYGS). Используются для поддержания температуры воды до 74˚С. В водонагреватели заливается уже горячая вода. Система электропитания – переменный ток 115V. Управление состоит из тумблеров «ON» и «OFF».

Предполетный осмотр:

· Санитарное состояние и отсутствие посторонних предметов.

· Наличие воды.

· Исправность (отсутствие надписи «INOP»).

«INOP» - inoperative.

Меры предосторожности.

1. Перед включением водоподогревателя необходимо убедиться в наличии воды.

2. При работе с кипятком помнить о вероятности получения ожога.

3. Перед взлетом и посадкой отключить водонагреватели.

4. При сильных морозах и при длительной стоянке ВС вода из водонагревателей сливается.

Вода привозится на борт в термосах в горячем виде и заливается и заливается в водоподогреватель для поддержания температуры.

Электропечь.

Предполетный осмотр:

1. Санитарное состояние и отсутствие посторонних предметов.

2. Наличие резинового уплотнителя, решеток, вкладышей.

3. Исправность.

Порядок использования:

· Нажать на кнопку POWER.

· Выставить температуру.

· Выставить время приготовления.

· Нажать на кнопку ON.

Меры предосторожности:

1. Во избежание получения ожога не открывать дверцу в течении 1 минуты после окончания цикла приготовления.

2. При работе использовать перчатки и щипцы.

3. Не размещать внутри печи посторонние предметы.

4. Не включать печку при открытой двери.

5. Не оставлять печь во включенном состоянии без контроля бортпроводника.

Аварийные процедуры.

Классы пожаров:

А – (древесина, ткань, бумага) Дым серого или коричневого цвета.

В – (ГСМ, легковоспламеняющиеся жидкости) Дым черного цвета, очень густой с запахом нефтепродуктов.

С – (газы).

Д – (металл).

Е – (возникает в электрическом оборудовании) Дым светлый, серый или белый с синеватым оттенком, не густой. Имеет отличительный резкий запах (горящей пластмассы, электропроводки).

При возникновении задымления или любого пожара на борту ВС бортпроводники действуют согласно «Инструкции по тушению пожара.

Инструкция по тушению пожара:

Огонь и дым Обнаружить источник огня и сообщить другому б/пр. (КВС) Первый бортпроводник (пожаротушитель)
Источник огня Тушить немедленно 1 б/пр.
Дымозащитный капюшон Надеть, если нужно 1 б/пр.
Экипаж и 2 б/пр Информировать 2б/пр. (б/пр.)
Дополнительное оборудование Поднести к огню Другой б/пр. (пилот)
Связь с кабиной экипажа Поддерживать СБЭ (стар. б/пр. экипажа)

При возникновении пожара в LAV, не открывать дверь, пока не будут приготовлены средства тушения и надет дымозащитный капюшон.

· Кислородные баллоны убрать.

· Отключить электричество.

· Пересадить пассажиров.

· Убрать ручную кладь от пожара.

· Подготовить дополнительные (запасные) средства пожаротушения.

· Закрыть вентиляторы в зоне пожара.

· Подготовить пледы, тушащие жидкости.

· Подготовить топор, перчатки.

· При задымлении в салоне проинформировать пассажиров дышать через ткань (влажную).

· Держать под контролем место пожара.

· Доклады.

Принципы тушения пожара.

· Вертикальный.

· Горизонтальный.

Тушим от периферии к центру.

После пожара убрать сгоревшие предметы.

Команды при задымлении:

· Прижать мокрую ткань, салфетку, подголовник к носу и рту. Press wet clothes, napkins, headrest cover to your nose and mouth.

· Пристегнитесь. Lean down.

Разгерметизация.

Медленная.

Действия б/пр.

1. Доложить.

Быстрая

Характеристика:

· Хлопок.

· Понижение температуры.

· Выпадение тумана.

· Боли.

Действие:

· Надеть маску, пристегнуться, подавать команды.

Время полезного сознания:

высота Медленная разгерметизация Быстрая разгерметизация
7500м 5 мин. 2 мин. 30 сек.
9000м 2 мин. 30 сек. – 1 мин.
12000м 18 сек. 18 сек.

Команды!:

Аварийное снижение! Emergency decent!

Потянуть ближайшую маску! Pull the nearest mask!

Пристегнуть ремни! Fasten seat belts!

Наши рекомендации