Ошибка, повторенная трижды, становится коронным номером.

Если вы оступились и упали, одни бросятся вас поднимать, другие засмеются, третьи испугаются за вас. Если вы перевернули тарелку с кашей за столом, одни будут сердиться, другие бросятся помогать, третьи засмеются. Если вы потеряли варежки, одни посчитают вас растеряшей, другие пообещают никогда больше не покупать обновки, третьи начнут подшучивать. Ну и какую реакцию вы предпочтете? Лучше всего отнестись к ошибке с юмором и поддержать тех, кто реагирует легко и весело на ситуации, в которых мог оказаться каждый. Если вы тут же повторите свой «подвиг» трижды (трижды упадете, или трижды изобразите, как обнаружили пропажу, или трижды перевернете тарелку), всем покажется, что вы, словно клоун, хотели всех позабавить. И смех – единственно правильная реакция на непроизвольный промах. Нельзя же менять мнение о человеке только потому, что он оступился! «Страшно не упасть, а не подняться» – гласит немецкая поговорка. Клоун – это ангел великодушия, подыгрывающий людям в их стремлении казаться более компетентными, чем они есть. Если ребенок попал в переплет, например упал на ровном месте, он будет вам очень благодарен, если вы тут же к нему присоединитесь. В крайнем случае про вас скажут: «Странная парочка – отец и сын», а это не так обидно, как услышать: «Какой ужасно неловкий мальчик у этого интересного молодого мужчины».

Правило № 115. Родителю предстоит делить с ребенком его репутацию, какой бы она ни была, ведь его больше некому защитить от давления публичного мнения.

26 АПРЕЛЯ

Научите ребенка общаться с рекламными куклами.

Большинство рекламных кукол мечтают, чтобы их принимали за людей, потому что внутри громоздких, тяжелых костюмов находятся люди. Как правило, это молодые, крепкие парни, которым нужно немного подзаработать, чтобы купить приличный костюм и устроиться на работу получше. Пешеходы спешат мимо, хорошо если хватают на ходу рекламки и флаеры. А ведь идея уличных кукол рассчитана на то, чтобы веселить и забавлять, тем самым привлекая внимание. Если вы прогуливаетесь по улице с ребенком, найдите несколько минут, чтобы пообщаться с кукольным «монстром». Когда еще представится такая возможность? Ведь ребенок видит кукол такого размера только по телевизору. А здесь появилась возможность поздороваться за руку, похлопать по плечу, угостить чем-нибудь, спросить дорогу, поговорить о погоде, поинтересоваться любимым блюдом, любимой песней. Да мало ли какие темы придут на ум в разговоре с симпатичным, но случайным знакомым! Вот вам и упражнение по преодолению коммуникативных барьеров.

Правило № 116. Чтобы у ребенка не формировались коммуникативные барьеры и недоверчивость, папа и мама должны демонстрировать свою способность к спонтанному общению.

27 АПРЕЛЯ

Пойте с ребенком под караоке.

Дети любят петь на публике, причем всё подряд. Точнее, они любят вызывать у окружающих сильные эмоции, а взрослые просто ликуют, когда ребенок затянет что-то вроде: «Щорс идет под знаменем, командир полка». Родители поступают нечестно, предлагая устаревший репертуар песен, слова которых непонятны детям. Но раз уж так получилось, пойте вместе или хотя бы подпевайте, разделив в конце шквал аплодисментов и гиканья. Так вы прикроете малыша от сильного внешнего давления. Детская психика уязвима, потому что дети пока не могут критично относиться к реакции посторонних и ожидают, что их эмоции – проявление вечной и искренней любви, а не благодарность за удовольствие.

Правило № 117. Хоровое пение как никакой другой способ передает детям ощущение резонанса с чувствами других людей.

28 АПРЕЛЯ

Гримасничайте перед зеркалом, если вам грустно.

Старый спор, что первично – эмоции или способы их выражения, чувства или экспрессия в рамках системы Станиславского, – разрешается в пользу формы, а не содержания. У животных и детей эмоции сильнее связаны с их состоянием. Но в мире взрослых ценится умение управлять собой и манипулировать другими. Ребенок не сразу обучается искусству распознания своих и чужих эмоций. Классическое гримасничанье перед зеркалом поможет в этом. Это же упражнение лежит в основе актерского мастерства.

Правило № 118. Чтобы изменить эмоцию, нужно ее увидеть.

29 АПРЕЛЯ

Наши рекомендации