Принципы привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

1. Основания и порядок привлечения к ответственности должны быть предусмотрены НК РФ

2. Недопустимость повторного привлечения к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения

3. Ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления

4. Привлечение организации к ответственности не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности

5. Привлечение лица к ответственности не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени.

6. Презумпция невиновности налогоплательщика. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности

1) отсутствие события налогового правонарушения;

2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельства, исключающие вину

· совершение деяния, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств

· совершение деяния, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния

· выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) … данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции

· иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

Обстоятельства, смягчающие ответственность

· совершение вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

· под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

· тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

· иные обстоятельства.

Обстоятельства, отягчающие ответственность

· совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Срок давности привлечения к ответственности

· Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли 3 года.

Защита прав налогоплательщика

1) Судебный порядок (арбитражные суды и суды общей юрисдикции). ФЛ - общей юрисдикции , организация – арбитражный.

2) Внесудебный порядок (административный). При подаче жалобы в административном порядке не требуется уплата гос пошлины.


43. Правовые основы государственного и муниципального долга.

Характеристики гос долга

  • Одной из сторон является государство
  • Государство — должник; кредиторы — физ и юр лица
  • Направление использования полученных средств — финансирование бюджетных расходов

Государственным долгом Российской Федерации являются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ

Муниципальный долг - это совокупность долговых обязательств муниципального образования

Виды долга

  • внешний долг- обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов РФ и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)
  • внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте РФ, а также обязательства субъектов РФ и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)

Право на осуществление внешних заимствований принадлежит только Российской Федерации.

В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве финансов РФ.

Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Максимальные сроки погашения долга: для субъекта 30 лет, для МО 10 лет

Классификация госзаймов

  • По срокам действия

— краткосрочные - до одного года

— среднесрочные – от года до пяти лет

— долгосрочные – до 30 лет

  • По праву эмиссии

— выпускаемые Правительством РФ

— выпускаемые правительством субъектов РФ или ОМСУ

  • По признаку субъектов— держателей ценных бумаг

— только среди населения

— только среди юр.лиц

— среди физ и юр. лиц

  • По форме

— облигационные (предполагают эмиссию цен бумаг)

— безоблигационные

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

· основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;

· объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;

· объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;

· объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

· объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

· объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

Наши рекомендации