Организация не может быть привлечена к ответственности по НК РФ при отсутствии ее вины или истечении сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

При этом к обстоятельствам, исключающим вину организации в совершении налогового правонарушения, в ст. 111 НК РФ отнесены:

- совершение налогового правонарушения вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств <1>;

--------------------------------

<1> Указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, которые не нуждаются в специальных средствах доказывания.

- обстоятельства, которые признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, в качестве таких обстоятельств;

- выполнение организацией письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных этой организации или неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии документа этого органа, который по смыслу и содержанию относится к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа). При этом указанные положения не применимы в том случае, если письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной организацией.

Следует обратить особое внимание на последнее из перечисленных обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, поскольку данное обстоятельство, по нашему мнению, также может применяться организацией в качестве способа снижения налоговых рисков. В частности, одним из органов, уполномоченных давать письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является Министерство финансов Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> См.: п. 1 ст. 34.2 НК РФ.

Таким образом, при наличии у организации сомнений в правильности применения (толкования) какой-либо нормы законодательства о налогах и сборах, рекомендуем направить письменный запрос в Министерство финансов Российской Федерации, четко и полно изложив все обстоятельства такого запроса.

Соответствующий запрос можно направить заказным письмом или письмом с описью вложения, доказательства направления письма (квитанцию об оплате почтовых услуг, опись вложения), и полученные организацией от Минфина РФ разъяснения необходимо сохранить. Если организация примет решение следовать полученным от Минфина РФ разъяснениям, то соблюдение указанных выше правил позволит ей ссылаться на ст. 111 НК РФ в случае последующего предъявления претензий налоговыми органами.

Сроки давности привлечения к ответственности

за правонарушения в налоговой сфере

Согласно ст. 113 НК РФ организация не может быть привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в котором было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года.

Следует отметить, что исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода, в котором было совершено налоговое правонарушение, применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120 НК РФ <1> и ст. 122 НК РФ <2>.

--------------------------------

<1>Статья 120 НК РФ - грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

<2>Статья 122 НК РФ - неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора).

В отношении всех иных налоговых правонарушений применяется порядок исчисления срока давности со дня совершения налогового правонарушения.

Также законодательство предусматривает возможность приостановления течения срока давности, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

В таком случае срок давности приостанавливается с даты составления акта о воспрепятствовании в доступе на проверяемые территории (п. 3 ст. 91 НК РФ) и возобновляет свое течение со дня, когда вынесено решение о возобновлении налоговой проверки.

§ 5. Специальные налоговые режимы:

упрощенная система налогообложения

Понятие упрощенной системы налогообложения

Упрощенная система налогообложения (далее - УСН) - это специальный налоговый режим, смысл которого состоит в замене уплаты для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нескольких налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности.

В частности, применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций <1>, налога на добавленную стоимость (НДС) <2>, налога на имущество организаций <3>.

--------------------------------

<1> За исключением налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов и доходов по отдельным видам долговых обязательств (п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ).

<2> За исключением НДС, который подлежит уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ), а также НДС при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации (ст. 174.1 НК РФ).

<3> С 01.01.2015 организации, перешедшие на УСН, будут должны налог на имущество организаций в отношении тех объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с положениями НК РФ.

НК РФ в п. 3 ст. 346.12 содержит полный перечень организаций, которые не могут применять УСН. К ним, в частности, относятся организации, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек; организации, не уведомившие о переходе на УСН в установленные законодательством сроки; организации, у которых остаточная стоимость основных средств (амортизируемое имущество по ст. 256 НК РФ), определяемая в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. руб.; организации, занимающиеся производством подакцизных товаров; организации, имеющие филиалы и (или) представительства, и другие.

Необходимо учитывать, что наличие у организации филиала и (или) представительства за пределами РФ также лишает ее возможности применять УСН. Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 12.08.2011 по делу N А42-4040/2009 отмечается, что налоговая инспекция установила факт создания обществом торгового представительства за пределами территории РФ, а это лишает возможности заявителя применять УСН.

Разъяснения финансовых органов. Однако наличие у организации обособленных подразделений <1> не препятствует применению УСН. Аналогичный вывод поддерживается и в разъяснениях Министерства финансов Российской Федерации (см., например, письма Минфина РФ от 20.06.2013 N 03-11-06/2/23305, от 14.03.2013 N 03-11-06/2/7715).

--------------------------------

<1> Понятие обособленного подразделения раскрывается в параграфе 1.

Условия и порядок перехода организации на УСН

Переход на УСН является правом, а не обязанностью налогоплательщика, то есть переход организаций и индивидуальных предпринимателей на УСН происходит в добровольном порядке.

Организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на УСН, доходы организации (определяемые по ст. 248 НК РФ) не превысили 45 млн. руб.

Таким образом, организации, желающие перейти на УСН со следующего календарного года, должны уведомить <1> об этом налоговый орган по месту нахождения организации (или месту жительства индивидуального предпринимателя) не позднее 31 декабря текущего года. Нарушение срока подачи уведомления влечет невозможность применения УСН.

--------------------------------

<1> Рекомендуемая форма уведомления о переходе на УСН утверждена Приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@.

Вновь созданная организация вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет. При этом организация признается в качестве применяющей УСН с даты постановки ее на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Организации, уже применяющие УСН, вправе перейти на иной режим налогообложения (например, вернуться к общему режиму налогообложения) с начала календарного года, уведомив <1> об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на иной режим налогообложения.

--------------------------------

<1> Рекомендуемая форма уведомления об отказе от применения УСН утверждена Приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@.

Таким образом, переход на УСН, так же как и отказ от применения УСН, происходит в добровольно-уведомительном порядке. Получение специального разрешения от налогового органа не требуется. Однако нарушение условий или сроков перехода на УСН (или с УСН на иной режим) является нарушением законодательства о налогах и сборах и повлечет негативные налоговые последствия.

Объект налогообложения. Налоговые ставки

Организация, применяющая УСН, самостоятельно выбирает объект налогообложения по УСН. В качестве объекта могут быть выбраны:

- доходы;

- доходы, уменьшенные на величину расходов.

Объект налогообложения указывается организацией в уведомлении о переходе на УСН и может изменяться организацией ежегодно, при условии уведомления <1> организацией налогового органа до 31 декабря года, предшествующего году, в котором организация предлагает изменить объект налогообложения. При этом возможность изменения организацией объекта налогообложения в течение налогового периода (календарный год) законом исключается (ст. 346.14 НК РФ).

--------------------------------

<1> Рекомендуемая форма уведомления утверждена Приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@.

Наши рекомендации