Страхование предпринимательских рисков, перспективы развития.
Предпринимательские риски представляют собой опасность потерь или неопределенность результатов в бизнесе, угрозу неплатежей или опасность банкротства. Тесно связаны с рисками банк. сферы::экпортный, депоз., др. фин. риски. Наиб.часто страх-й риск-риск неплатежа осн.долга по кредиту, % по кредиту. По данному виду-тарифн.ст. тем выше, чем выше срок кредитов-я. Налоговый риск связан с потерями в связи с неправ. исчисл. налогообл. базы и несвоевр. уплатой налогов.Инфляц. риск – опереж. обесцен. денег с т.зр. реальной покупательной спос. по сравн. с ростом цен.Валютные риски-опасн. потерь ин. вал. по отн-ю к валюте платежа в период между подпис-м внешнеторг или кредит контракта и осущ. платежа по нему. Риск ликвидности связан с возм убытком при реализ ликвидных ценностей из-за сниж-я их потребит. стоим-и.Инвестиц риски-вер-ть потери средств, влож. потенц. инвестором.Риск банкротства-опасн. потерь в рез-те неправ. выбора влож. капитала, полной потери предприн. собств. капитала и неспос. его рассчит по взятым на себя обязат-м. В международной практике является особенностью то, что страх политические. риски.
28. Сфера страхования ВЭ рисков, их специфика. Условия транспортировки и термины «INCOTERMS»
Страх-е во ВЭД-комплекс видов страх-я, обеспеч-их защиту от рисковых интересов уч-ков межд сотр-ва. ВЭ риски связаны с опер-ми во внешней торговле, трансп-ой эк-им-ых грузов, внеш кредитами, проведением межд выставок, туризмом. В сферу страх-я ВЭ рисков включено страх-е строит-х и монт-х работ, осущ-ых ин фирмами в нашей стране, имущ-ва и персонала иностр посольств и консульств, вал интересов гос-ва. Спец-ой орг-ей в сфере страх-я во ВЭД на бел страх рынке явл ЗСАО "Белингосстрах". Осн долю его страх портфеля сост-т страх-е грузов, ср-в тран-та, гражд отв-ти перев-ов, гражд отв-ти владельцев ср-в тр-та, авиац рисков, кредитов и банк опер-ий, страх-е от несч случаев, мед страх-е и тд. Страх-ся также риски, касающиеся деят-ти ин посольств, консульств. Условия страх-я "Белингосстрах" ориентируются на действующие в странах ЕЭС. Помимо Белингосстрах" на внешнем страх рынке успешно функ-ют: Белгосстрах, "ТАСК","Белкоопстрах", "Белвнешстрах" и т.д.
Стр-я явл непрем-ым условием соврем внеш торговли и трансп-ки тов. Торг условия осущ-ся на базисных услов-ях поставки. Это условия регламент-ны Межд правилами интерпрет. коммерч терминов, подгот Межд торг палатой (ИНКОТЕРМС 2010). Она включ 11 терминов, сгруппир-х в 4 категории: Е, F, C,D- исходя из различия в объеме обязат-в контрактов по дост-ке товаров. В правилах ИНКОТЕРМС оговорено примен-е терминов в завис-ти от способов транс-ки и видов трансп средств.
- группа Е: обязательства продавца минимальны и ограничиваются предоставлением товара в распоряжение покупателя; - группа F: обязательства продавца ограничиваются отправкой товара, основная перевозка им не оплачена; - группа С: продавец организует и оплачивает перевозку без принятия на себя связанных с ней рисков;
- группа D: расходы и риски продавца максимальны, так как он обязан предоставить товары в распоряжение покупателя в оговоренном месте назначения (обеспечить прибытие).
Название терминов получено от сочетания нач букв англ слов, опред-х условия поставки. В каждом термине имеется 10 позиций, в кот зафиксир обяз-ва сторон: поставка тов в соотв с контрактом; лицензии и разрешения, договор перевозки и страх-я; доставка тов; переход риска. Эти обяз-ва предназнач для продавца и покуп-ля. Категория D:
DAT-доставка на терминале
DAP – доставка в пункте
DDP – доставка с оплатой пошлины
29. Перестрахование, его экономическое содержание, классификация перестрахования.
Перестрах-ем явл страх-ие одним страх-ком (перестрах-ком) на опред дог-ом перестрах-ия усл-х части страх риска, принятого им на себя по дог страх-я, у др страх-ка (перестрах-ка).
Эк сущностью перестрах-я явл прераспр-ие между страх орг-ми созданного первичного страх фонда. Перестрах-ие явл основным способом распр-я ответств-ти по принятым рискам. Основной страховщик (цедент, перестрах-ль) оставляет на своей ответств-ти от кажд крупного риска опред, соотв-ую его фин возможностям долю, кот наз-ся собств удержанием. Все, что по величине страх суммы превышает лимит собств удерж-я (эксцендент), передается в перестр-е. Цедент удерживает вознаграждение (оригинальная или перестрах комиссия) из передаваемой перестр-ям доли страх премии по этим рискам. Кроме того, по благоприятным рискам цедент требует от перестрах-ков участия в их будущ. прибыли по данным рискам (тантьема).Перестр-е чужих рисков явл вполне рентаб делом,т к перестр-ки, кроме комиссии, а иногда тантьемы, не несут др расходов по приобр-ю страх-ий (содерж-е аппарата, помещ-я, оплата агентов, брокеров). Принятые в перестр-е риски м.б. переданы во вторичн перестр-е (ретроцессию), перестр-ик, передающ риск – ретроцессионер.Перестрах-ые операции делятся на факультативные и облигаторные (договорные).
При факультативном перестрах-ии вопрос о перестрах-ии рассматр-ся по каждому страх риску отдельно. В перестрах-ие может быть предложен риск полностью или частично, в опред доле. Перестрах-к не имеет никаких обяз-в перед передающей комп-ей по приему предлагаемых в перестрах-ие рисков. Недостаток: т.к. перестрах-ки имеют свободу в выборе принять или отклонить предлагаемый в перестрах-е риск, то риск может оказаться неперестрах-ым к моменту наступл-я стр случая.
При облигаторном перестрах-ии страх-к (перестрах-к) передает опред часть от всех страх рисков, принятых на страхование, т.е. дог престрах-я носит обязательный хар-р. В РБ перестр-е рег-ся инструкцией о порядке заключ-я договоров перестр-я. Перестр-е возм-но как у страховщиков РБ, так и у иностранных.При передаче страх рисков ин страх-кам на пропорц основе применяются след соотнош размера обязательств: по добр страх-ию воздуш судов, гражд отв-ти перевозчика и экспедитора, Добров стр-ю экспортн кредитов размер обяз-в, размещаемсреди перестрах-ков РБ,и размер собств удержания страх-ка не должен быть менее 10 %; по добр страх-ию строительно-монтажных рисков, гражд отв-ти перевозчика перед тамож органами, гражд отв-ти орг-ий, создающих повышенную опасность для окружающих -не менее 30 %; по добр страх-ию грузов - не менее 5 %; . по др видам страх-я если у страх-ка РБ не превышается норматив ответ-ти - не менее 60 %; по обязат страх-ию гражд ответ-ти владельцев трансп ср-в, выезжающих за пределы РБ - не менее 70 %. Расчеты по дог-м перестр-я - только в денежн форме. Передача рисков по видам стр-я, отн-ся к стр-ю жизни запрещена. Бел страх-к не вправе закл-ть договоры перестр-я с иностр перестр-м, наход-ся в оффшорной зоне.