Инструкция партнеру (партнерам).
Всамом общем виде эта инструкция звучит так: «Веди себя так, как тебе захочется, совершенно спонтанно, но старайся не создавать чрезмерных трудностей для участника. Твоя задача — дать ему выполнить его инструкцию на максимально возможном для него уровне трудности. (Эта инструкция не обязательно должна быть слышна участникам группы.)
Инструкция группе.
Тренер еще раз повторяет, какие именно компоненты навыка сейчас тренируются и за чем конкретно должны следить члены группы. Иногда группе раздают специальные бланки наблюдения за ролевой игрой, которые структурируют обратную связь.
Ролевая игра.
Участники партнер (партнеры) разыгрывают ситуацию ролевой игры. Тренер может остановить ролевую игру в том случае, если кто-либо грубо нарушает инструкции или ситуация неверно понята участниками ролевой игры.
5. Обратнаясвязь от участника(участник ролевой игры говорит, что ему удалось или не удалось выполнить).
Этот этап очень важен, так как дает возможность участнику группы самому отметить возможные недостатки.
Обратная связь от партнера (как он воспринял поведение участника, что он чувствовал и какие особенности поведения участника заметил).
Обратная связь от группы(все члены группы оценивают степень, в которой участнику удалось продемонстрировать целевые компоненты навыка).
Обратная связь от тренера(если участник получил слишком много негативных оценок, тренер находит и отмечает позитивные моменты в поведении участника).
6. Пункты1-5 повторяются два-три или большее количество раз, пока участник не достигнет ясного для него самого и для участников группы успеха.
Если сложность ситуации оказалась слишком высокой или слишком низкой для участника, то описание ситуации и инструкцию партнеру можно скорректировать, меняя переменные ситуации. Если же выполнить инструкцию и в этих условиях для участника сложно, то в качестве партнера в ролевой игре может участвовать тренер или ко-тренер. Его задача в этом случае — так выстроить свое поведение, чтобы тренинг обязательно привел к положительному результату.
Генерализация навыка
Для облегчения трансфера выученных навыков в реальную жизнь необходимо применить продемонстрированный в «модельных» играх навык к реальной жизни каждого клиента. Для этого клиентов просят вспомнить ситуации из своей собственной жизни, в которых тренируемый навык им был необходим, и записать эти ситуации на стандартных бланках. Предложенные клиентами варианты альтернативного поведения анализируются и уточняются группой и затем разыгрываются в ролевой игре по описанной ранее схеме.
47
Интеракционные или психодраматические сеансы
Довольно часто на этапе генерализации навыка группе и тренерам становится очевидным личностный (а не поведенческий) характер затруднений, испытываемых клиентом. В этом случае с согласия группы поведенческий тренинг обычно прерывают од-ним-двумя интеракционными или психодраматическими сеансами с тем, чтобы обсудить личностные проблемы клиента и наметить (или найти) пути их коррекции.
Действия тренеров
Вбольшинстве поведенческих тренинговых групп тренер на первых занятиях занимает лидирующую позицию, и в группе, проводимой начинающим тренером, эта позиция лидера может сохраниться до самого конца работы. Ничего страшного в этом нет, и особенно повредить стандартному проведению тренинга это не может. Однако самому тренеру будет легче и приятнее работать в группе, если он сумеет постепенно отойти «на второй план » и передать инициативу (особенно во время групповых обсуждений) самой группе.
Нужно помнить о том, что в определенной степени в ходе работы группы тренер является образцом для подражания для всех ее членов. Ни в коем случае нельзя нарушать принципы, которым обучает сам тренер, хотя бы в ходе работы группы. Можно даже сразу попросить группу саму следить за соблюдением тренером правил, и каждый раз, когда им или кем-либо из членов группы эти правила нарушаются, говорить об этом.
Все сказанное полностью относится и к действиям ко-тренера.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПЮГРАММОЙ ТРЕНИНГА
Исходя из принципов терапии поведения, отправным пунктом любой поведенческой программы служит определенная поведенческая проблема, ставшая типичной для большей или меньшей части людей. Если эта группа людей (предположительно) обладает платежеспособным спросом на устранение этой проблемы, или же существуют другие организации, которые в состоянии оплачивать вашу работу, то разработка программы имеет определенные перспективы.
48
В этом случае целесообразно совершить следующие действия: 1. Определение целей и перспектив разработки программы
1.1.Определите и назовите группу клиентов, для которых пишется эта программа.
1.2. Сформулируйте и запишите проблемы этих клиентов, которые вы собираетесь решить своей программой.
1.3. Сформулируйте и запишите проблемы людей, которые сталкиваются с вашими клиентами.
1.4. Назовите навыки, которые вы будете формировать или от которых вам нужно будет отучить ваших клиентов.
Если вам удалось точно выполнить эту задачу, то перспективы формирования поведенческой программы достаточно ясны и реальны.
Примеры:
1) Люди, которые не могут отказаться от настойчивого предложения выпить за праздничным столом.
2) Практически в любой компании быстро приходит в состояние нежелательного опьянения, совершает в этом состоянии необдуманные поступки, тратит на алкоголь лишние деньги, о чем потом сожалеет.
3) Неожиданные «финты» и обиды в компании приводят к тому, что этого человека остерегаются приглашать в гости. Семья страдает от частого появления этого человека в пьяном виде. На работе перестают ему доверять. Возникает опасность в связи с управлением машиной в пьяном виде.
4) Умение определить для себя конечную дозу спиртного и умение принимать участие в застолье, не превышая эту дозу. Умение вежливо и аргументированно сказать «нет» в ответ на настойчивые предложения спиртного. Устранение нерациональных убеждений в связи с выпивкой в компании.
Примеры групп клиентов
• Люди, испытывающие чрезмерное волнение перед экзаменом или ответственным публичным выступлением.
• Люди, стесняющиеся своей внешности и отказывающиеся вследствие этого от социальных контактов.
• Люди, с ненавистью относящиеся к присутствию в их городе лиц иной национальности или иной религии.
• Люди, решившие порвать с сектой, но не имеющие достаточных навыков, чтобы освободиться от возникшей зависимости.
2. Анализ литературы
Вам, конечно, необходимо познакомиться с соответствующей литературой по проблеме, например, алкоголизма или религиозного шовинизма. Очень большой удачей будет, если вам удастся найти опубликованную программу, полностью соответствующую вашим целям. Из литературы выпишите важнейшие сведения о сути интересующих вас поведенческих нарушений, имеет смысл также схематически изобразить для себя пути их преодоления, предлагаемые специалистами. Проверьте все возможные источники информации, включая сеть Интернет, обратитесь к известным вам специалистам в этой области с просьбой о помощи.
Если в результате этой работы ничего интересного обнаружить не удастся — попробуйте применить стандартные темы тренинга поведения или попытайтесь найти собственные, авторские решения проблем.
3. Конкретизация навыков
Теперь можно перейти к конкретизации навыков и их элементов, которые вы будете тренировать в вашей программе. Постарайтесь выделить как можно более мелкие и ясно описываемые навыки. Если это возможно, проранжируйте выделенные навыки, выделите первоочередные и самые важные навыки.