Стратегии поведения по отношению к партнерам

Для описания типов поведения К. Томасом были выделены два показателя: - ориентация человека на интересы других людей;

- внимание к своим собственным интересам.

Стратегия взаимодействия– это совокупность доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми, проявляющихся в той или иной социальной ситуации.

Выделяют 5 основных стратегий взаимодействия.

Соперничествозаключается в стремлении человека добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Конкуренция и соревнование представляют собой виды соперничества. Данная стратегия часто ведет к конфликту, поскольку соперничающие субъекты стремятся добиться своего любой ценой, настойчиво защищая свою точку зрения.

Компромиссзаключается в стремлении субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учетом интересов противоположной стороны. В большинстве социальных ситуаций взаимодействия используется именно эта стратегия, так как социальные ситуации редко бывают благоприятны настолько, чтобы интересы обеих сторон были удовлетворены полностью.

Сотрудничество–это стратегия взаимодействия, позволяющая партнерам придти к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Это довольно редко встречающаяся стратегия, так как для ее реализации необходимо сочетания нескольких условий: 1) относительно благоприятная социальная ситуация; 2) психологическая совместимость участников взаимодействия; 3) их желание идти навстречу друг другу.

Приспособление – это жертвование собственными интересами ради интересов другого человека.

Для избеганияхарактерно как отсутствие стремления к удовлетворению интересов другого человека, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

Стили взаимодействия

С.Л. Братченко под стилем взаимодействия понимает индивидуальную модель межличностного общения, предпочитаемую конкретным человеком.

Критерии выделения стилей:

1) соотношение позиций собеседника (свобода, власть, подчинение);

2) степень взаимопонимания;

3) результаты, последствия и возможности взаимодействия.

Таблица 6. Стили межличностного взаимодействия (по С.Л. Братченко)

Стиль Соотношение позиций Степень взаимопонимания Возможности
1. Диалогический Полное равноправие, обоюдная свобода, доверие, уважение Высокий уровень взаимопонимания Максимальные возможности для самораскрытия, саморазвития обоих партнеров
2. Авторитарный Неравноправие в отношениях, власть одного над другим Нежелание понимать и сопереживать, требование быть понятым Отсутствие возможностей для одного при максимальных возможностях для другого
3. Манипулятивный Неравноправие в отношениях, власть одного над другим Стремление скрыть свою позицию и желание раскрыть уязвимые стороны партнера Развитие за счет другого
4.Альтруистический Неравноправие в ущерб себе Стремление к пониманию, сопереживанию; игнорирование своих проблем Возможности развития собеседника за свой счет
5. Конформный Отсутствие собственной позиции, присоединение к мнению партнера или группы Стремление к некритическому согласию Отсутствие возможностей для саморазвития
6. Индифферентный Прагматическая позиция Игнорирование психологических проблем взаимодействия Отсутствие возможностей для развития другого

Типы взаимодействий.

Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперацию и конкуренцию.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие,означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Важным показателем кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников совместной деятельности.

Выделяют три вида кооперативного взаимодействия:

Ø объединение индивидуальных усилий (например, учителя в одной школе);

Ø последовательная совместная деятельность (например, конвейер);

Ø собственно совместная деятельность (например, актеры, играющие в одном спектакле)

Конкуренция заключается в соперничестве. Наиболее яркой формой конкуренции является конфликт.

Конфликт – это – противоречие, возникающие между людьми по значимым для них аспектам взаимодействия и нарушающее их нормальное взаимодействие, а потому вызывающее со стороны участников конфликта определённые действия по разрешению возникшей проблемы в своих интересах.

Побробнее мы рассмотрим конфликты, их виды и функции в следующей главе.

У. Шутц является автором концепции динамики межличностных отношений.Выделил 3 основных этапа межличностных отношений:

1) включение во взаимодействие;

2) этап контроля – установление иерархии в отношении, стремление контролировать ситуацию или, в противном случае, находиться под контролем другого человека;

3) интимность.

Экспериментальная схема регистрации взаимодействий Р.Ф. Бейлза. Бейлз разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды взаимодействия людей. При помощи метода наблюдения фиксируются реальные проявления взаимодействия в соответствии с 4 категориями или областями взаимодействия:

1. Область позитивных эмоций: а) солидарность
  б) снятие напряжения
  в) согласие  
2. Область решения проблем: а) предложение, указание
  б) мнение
  в) ориентация других  
3. Область постановки проблем: а) просьба об информации
  б) просьба высказать мнение
  в) просьба об указании  
4. Область негативных эмоций а) несогласие
  б) создание напряженности
  в) демонстрация антагонизма.
   

Теория транзактного анализа Э. Берна

Э. Берн (2003) для обозначения функциональной единицы общения ввел понятие трансакции. Трансакцияпредставляет собой взаимодействие двух эго-состояний индивидов, где под эго-состояниемпонимается актуальный способ существования Я – субъекта. Выделено три основных эго – состояния, в которых может находиться человек:

1. Эго-состояние Родительпроявляется в стремлении человека соответствовать нормам социального контроля, реализовывать идеальные требования, запреты, догмы и т.п.

2. Эго-состояние Взрослый обнаруживает себя в стремлении человека реально оценить ситуацию, рационально и компетентно решить все вопросы.

3. Эго-состояние Ребеноксвязано с эмоциональными переживаниями индивида.

Таблица 6. Внешние проявления эго-состояний

Проявления Родитель Взрослый Ребенок
Характерные слова и выражения o Все знаю, что… o Ты никогда не должен… o Я не понимаю, как это допускают… o и т.п. Как? Что? Когда? Где? Почему? Возможно… Вероятно… и т.п. o Я сердит на тебя… o Здорово… o Отлично… o Отвратительно…
Интонации Обвиняющие, снисходительные, критические, пресекающие и т.п. Связанные с реальностью. Очень эмоциональные.
Характерное состояние Надменное, сверхправильное, очень приличное и т.п. Внимательность, поиск информации. Неуклюжее, игривое, подавленное, угнетенное.
Выражение лица Нахмуренное, недовольное, обеспокоенное. Открытые глаза, максимум внимания. Угнетенное, подавленное, удивленное, восторженное и т.п.
Характерные позы. Руки в бока, «указующий перст», руки сложены на груди. Тело наклонено к собеседнику, голова поворачивается вслед за ним. Спонтанная подвижность (сжимает кулаки, дергает пуговицу и т.п.

Виды транзакций:

Стратегии поведения по отношению к партнерам - student2.ru Дополнительные или параллельные: трансакции – стимул и трансакция – ответ не пересекаются, но дополняют друг друга. Бывают равные и неравные дополнительные трансакции.

Стратегии поведения по отношению к партнерам - student2.ru Пересекающиеся:трансакции – стимул и трансакции – ответ не совпадают (на схеме изображаются в виде пересекающихся векторов). Именно пересекающиеся трансакции часто являются причиной или следствием конфликта.

Стратегии поведения по отношению к партнерам - student2.ru Скрытые:те трансакции, смысл которых не связан с наблюдаемым поведением; включают в себя одновременно два уровня – явный, выраженный вербально (социальный) и скрытый, подразумеваемый (психологический). Явное и скрытое взаимодействие происходит с различных позиций. Обычно явное, открытое другим присутствующим, происходит с позиций Взрослый – Взрослый, скрытое взаимодействие, направленное только к партнеру, происходит с иной позиции. Скрытые трансакции бывают угловые и двойные.

Стандартные цепочки трансакций образуют игры, которые противопоставляется спонтанному, открытому общению. Игры осуществляются для получения определенных «вознаграждений»: снятия напряжения, похвалы, структурирования времени, сочувствия и т.д. Различают 3 типа игр: в жертву, преследователя и избавителя.

Кроме анализа игр Э.Берн считал важным анализировать жизненные сценарии. Под сценарием он понимал «то, что человек собирается сделать в будущем» (Берн Э., 2003). То, что получается на самом деле, он называл жизненным путем. Основой жизненного сценария человека является его Родительское программирование.

Задания.

1. Какой из феноменов взаимодействия людей наглядно проиллюстрирован в небезынтересном опыте, проводившемся в 20-ые годы в Берлине в школе К.Левина. Испытуемыми выступали студенты – люди по большей части малообеспеченные, буквально недоедавшие. Их усаживали за стол, полный яств, и предлагали угощаться вволю. Единственной помехой выступал сам экспериментатор, который тоже усаживался за стол, но ничего не ел, а лишь внимательно следил за испытуемыми и что-то записывал в блокнот. Можно себе представить, что в такой ситуации у испытуемых «кусок не лез в горло», и в большинство вставали из-за стола голодными.

2. Прочитайте отрывок из гоголевской "Женитьбы".

АРИНА ПАНТЕЛЕЙМОНОВНА. Прошу, прошу, Алексей Дмитриевич; хоть шерсти не продам, а приходу рады. Прошу покорно садиться. (Все уселись. Молчание).

ЯИЧНИЦА. Странная погода нынче: поутру совершенно было похоже на дождик, а теперь как будто и прошло.

АГАФЬЯ ТИХОНОВА. Да-с, уж эта погода ни на что не похожа: иногда ясно, а в другое время совершенно дождливая. Очень большая неприятность.

ЖЕВАКИН. Вот в Сицилии, матушка, мы были с эскадрой в весеннее время: если пригонять, так выйдет к нашему февралю; выйдешь, бывало из дому: день солнечный, а потом этак дождик, и смотришь, точно как будто дождик.

О каком стиле общения между героями пьесы Н. В. Гоголя в данном случае можно сказать?

3. О каком стиле общения Павла Ивановича Чичикова со старухой, хозяйкой трактира, мы можем говорить?

"Старуха пошла копаться и принесла тарелку, салфетку, накрахмаленную до того, что дыбилась как засохшая кора, потом нож с пожелтевшею костяного колодочкою, тоненький, как перочинный, двузубую вилку и солонку, которую никак нельзя было поставить прямо на стол.

Герой наш по обыкновению сейчас вступил с нею в разговор и расспросил, сама ли она держит трактир или есть хозяин, и сколько дает доходу трактир, и сними ли живут сыновья, и что старший сын - холостой или женатый человек, и какую взял жену, с большим ли приданым или нет, и доволен ли был тесть, и не сердился ли, что мало подарков получил на свадьбе, словом, не пропустил ничего".

4. Какой стиль общения мы можем наблюдать в разговоре между Чичиковым и Коробочкой при обсуждении возможности продажи последней "мертвых душ"?

- Право, не знаю, - произнесла хозяйка с расстановкой. - Ведь я мертвых еще не продавала.

- Еще бы! Это бы скорей походило бы на диво, если бы вы их кому-нибудь продали. Или вы думаете, что в них есть в самом деле какой-нибудь прок?

- Нет, этого-то я не думаю. Что же в них за прок, проку никакого нет. Меня только то и затрудняет, что они уже мертвые.

- Ну баба, кажется, крепколобая! - подумал про себя ЧИЧИКОВ. -Послушайте, матушка. Да вы рассудите только хорошенько: ведь вы разоряетесь, платите за него подать, как за живого...

- Ох, отец мой, и не говори об этом! - подхватила помещица. - Еще третью неделю взнесла больше полутораста. Да заседателя подмаслила.

- Ну, видите, матушка. А теперь примите в соображение только то, что заседателя вам подмасливать больше не нужно, потому что теперь я плачу за них; а не вы; я принимаю на себя все повинности. Я совершу даже крепость на свои деньги, понимаете ли вы это?... Отерши пот, Чичиков решился попробовать, нельзя ли ее навести на путь какою-нибудь иного стороною.

- Вы матушка, - сказал он, или не хотите понимать слов моих, или так нарочно говорите, лишь бы что-нибудь говорить...

Наши рекомендации