Состав расходной части бюджетной системы
В соответствии с законодательством государственные и местные бюджеты состоят из доходной и расходной частей. Все доходы и расходы распределяются (или разграничиваются) между бюджетами.
Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Распределение (разграничение) доходов и расходов бюджетов - это определение видов и объемов доходов и расходов подлежащих включению в каждый тип бюджетов.
Расходы распределяются между бюджетами, исходя из следующих основных принципов:
Ø соответствие состава расходов компетенции органов власти РФ, субъектов федерации или органов местного самоуправления (по принадлежности);
Ø учет подчиненности (подведомственности) предприятий, организаций,
учреждений при формировании расходов каждого бюджета;
Ø учет значения определенных мероприятий, учреждений, масштабов и
последствий их влияния на развитие общества;
Ø самостоятельность субъектов федерации и органов местного самоуправления в определении направлений и состава расходов своих бюджетов.
Все эти принципы действуют в совокупности, характеризуют состав расходов бюджетов всех уровней.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы.
Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации (ст. 66 Бюджетного кодекса РФ).
Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается имущество или увеличивается его стоимость.
В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития.
Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.
Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах.
Ø ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
Ø средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и
юридическими лицами по государственным или муниципальным кон
трактам;
Ø трансфертов населению, включающих в себя: ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством; ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
Ø бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других
обязательств);
Ø субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
Ø инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых
юридических лиц;
Ø бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;
Ø кредитов иностранным государствам;
Ø средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.
Дефицит бюджета
Под дефицитом бюджета понимается превышение расходов над доходами. В настоящее время в условиях кризисного состояния экономики и финансов дефицит в бюджетной системе РФ стал трудно преодолимым явлением.
В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом (решением) об этом бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.
Текущие расходы бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета не могут превышать объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации, объем доходов местного бюджета.
Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации.
Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 5 процентов объема доходов его бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение долга субъекта РФ.
Размер дефицита местного бюджета не может превышать 3 процента
объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из
федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. Поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета
могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга (ст. 92 Бюджетного кодекса РФ).
Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.
Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета (ст. 93 Бюджетного кодекса РФ).
В бюджете текущих расходов выделяются защищенные статьи, по которым гарантируется производство расходов в полном объеме в условиях применения механизма секвестра. Перечень защищенных статей устанавливается ежегодно при утверждении соответствующего бюджета. К ним относятся статьи, предусматривающие выплату заработной платы, пенсий, стипендий, расходы на аренду помещений, отопление, освещение и др.
В составе бюджетов утверждается сумма, образуемая за счет остатков
средств по соответствующему бюджету, которая используется в течение
бюджетного года на покрытие временных кассовых разрывов. Данная
сумма называется оборотной кассовой наличностью. Оборотная кассовая
наличность должна быть восстановлена в течение бюджетного года до
размеров, утвержденных на начало года.
В условиях бюджетного дефицита предусмотрено применение следующих мер:
Ø при превышении уровня бюджетного дефицита вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении
государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи;
Ø покрытие дефицита бюджета развития осуществляется также за счет вы
пуска государственных займов или использования кредитных ресурсов.
Такие средства привлекаются на основании разрешений соответствующих представительных органов.
Тема № 9 Бюджетный процесс
Понятие бюджетного процесса
Стадии бюджетного процесса