Состав доходной части бюджетной системы

В соответствии с законодательством государственные и местные бюдже­ты состоят из доходной и расходной частей. Все доходы и расходы рас­пределяются (или разграничиваются) между бюджетами.

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распо­ряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Распределение (разграничение) доходов и расходов «бюджетов — это опре­деление видов и объемов доходов и расходов, подлежащих включению в каждый тип бюджетов.

Различают следующие группы методов бюджетного регулирования:

Ø установление и распределение регулирующих источников доходов бюд­жета;

Ø перераспределение самих бюджетных источников;

Ø безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящего бюджета;

Ø ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других бюджетов.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законода­тельством Российской Федерации федеральные, региональные и мест­ные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учи­тывается в доходах соответствующего бюджета.

К неналоговым доходам относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, нахо­дящегося в государственной и муниципальной собственности;

доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами го­сударственной власти, органами местного самоуправления, а также бюд­жетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно фе­деральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправ­ления;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принуди­тельного изъятия;

доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюд­жетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

иные неналоговые доходы.

В зависимости от порядка зачисления в бюджет различают доходы, зак­репленные за бюджетом каждого уровня, и регулирующие доходы.

Закрепленные доходы бюджетной системы - это доходы, которые в со­ответствии с законодательством полностью или в твердо фиксирован­ной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе (не менее 5 лет) поступают в соответствующий бюджет.

Регулирующие доходы бюджета - это доходы, которые передаются в бюд­жет в целях сбалансирования его доходов и расходов в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год.

Для полного сбалансирования бюджета могут применяться дотация и субвенция.

Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уров­ня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмезд­ной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ). Закон подразделяет субвенции на два вида:

Ø текущие, к которым относятся субвенции, направленные на финанси­рование текущих расходов;

Ø инвестиционные — направляемые на финансирование инвестиционной, инновационной деятельности и других затрат, связанных с расширен­ным воспроизводством.

Нормы отчислений утверждаются вышестоящим органом представитель­ной власти ежегодно по бюджетам разных уровней. Они могут быть еди­ными для бюджетов определенного уровня или дифференцированными в зависимости от объема закрепленных доходов и предстоящих расходов.

В средствах бюджета в зависимости от права собственности на них законо­дательство выделяет собственные источники доходов и заемные средства.

К собственным источникам доходов бюджетов относятся:

закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета;

отчисления по регулирующим доходным источникам;

дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно предста­вительными органами власти субъектов федерации и местного самоуп­равления.

При недостаточности собственных источников при необходимости по­крыть расходы, превышающие минимальный бюджет, а также в случа­ях временных финансовых затруднений в процессе исполнения бюдже­та используются заемные средства.

Источниками заемных средств, используемых для пополнения бюдже­та, могут быть:

Ø получение органами исполнительной власти бюджетных ссуд (бюджет­ные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, без­возмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года);

Ø выпуск государственных или муниципальных займов (передача в соб­ственность РФ, субъекта РФ или муниципального образования денеж­ных средств, которые РФ, субъект Российской Федерации или муни­ципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа);

Ø банковский кредит.

Наши рекомендации