Республиканская Федерация спортивного туризма

Республиканская Федерация спортивного туризма

И туристского многоборья

УТВЕРЖДЕНО:

Постановлением Президиума ТСК

и Республиканской Федерацией спортивного туризма и туристского многоборья РК

№ 2 от « 17» декабря 2005 г.

Туристское многоборье

Выполнение технических приемов на дистанциях

Туристского многоборья

(методические рекомендации)

Общая редакция – Бородулин В.В. г.Шымкент.

В разработке использованы следующие материалы:

«Меры безопасности при выполнении технических приемов» ТСС России,

«Руководства для судей и участников соревнований по технике

пешеходного и лыжного туризма» В.В.Теплоухов,

«Специальное и страховочное снаряжение, страховка на этапах,

связанных с высотой» Н.Н.Устиновский.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основной целью данных Рекомендаций является унификация и достижение единообразия требований к выполнению и безопасности технических приемов на соревнованиях по туристскому многоборью в различных видах спортивного туризма, а также определение единого подхода к оценке применяемого снаряжения как в плане его технических характеристик, так пределов допустимого применения.

В пособии даны основные термины и определения, применяемые в туристском многоборье. Рекомендации помогут сократить объем Условий соревнований.

Отдельные положения настоящих Рекомендаций не должны дублироваться при составлении Условий соревнований, ограничиваясь общими ссылками на соответствующий раздел или полностью на Рекомендации.

В случаях, если Условия соревнований допускают отклонения от данных Рекомендаций, каждый такой факт должен быть отражен в Условиях соревнований со ссылкой на пункт Рекомендаций, претерпевший изменения в условиях.

Знание Рекомендаций обязательно для судей на этапах.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1. На старте, команда предъявляет судье при участниках групповое и личное снаряжение для проверки.

1.2. Судья при участниках обязан проверить:

- наличие разрешения технической комиссии на применение нестандартного снаряжения;

- исправность снаряжения;

- правильность крепления личной страховочной системы, каски, самостраховки и т.д.

- соответствие одежды участников условиям соревнований.

1.3. Перед стартом капитан сообщает судье о готовности команды к работе на дистанции.

1.4. Началом движения участника на этапе считается пересечение им линии, ограничивающей этап или снятие его с самостраховки.

1.5. Если при работе на дистанции нарушилось качество страховочного снаряжения, оно запрещается к применению.

1.6. При падении каски с головы участника, движение на опасном участке прекращается до устранения нарушения.

1.7. При ошибочных действиях участника связанных с безопасностью судья обязан:

- назвать номер участника, дать команду остановиться;

- объявить характер ошибки и ДОБИТЬСЯ полного её устранения;

- зафиксировать штраф.

1.8. При ошибочных действиях участника несвязанных с безопасностью судья обязан:

- назвать номер участника;

- объявить характер ошибки;

- зафиксировать штраф.

1.9. Участникам запрещено изменять состояние дистанции соревнований.

1.10. Если действия участника нельзя квалифицировать настоящими рекомендациями, то они рассматриваются с точки зрения безопасности.

1.11. Не допускается перебрасывать снаряжение и контрольный груз без его подстраховки на опасных участках дистанции соревнований.

1.12. Официальные комментарии по условиям соревнований дают главный судья, заместители по видам дистанций и начальники дистанций.

СНАРЯЖЕНИЕ

На соревнованиях по туристскому многоборью применяется, как правило, стандартное снаряжение в исправном состоянии, по возможности имеющее сертификат. Все самодельное снаряжение, применяемое командой на дистанции для организации страховки, натяжения перил и движения по перилам, независимо от качества изготовления, соответствия ГОСТом и технической документации, а также независимо от наличия актов ОТК, в обязательном порядке должно быть представлено в комиссию по снаряжению перед началом соревнований.

К страховочному снаряжению относятся: личные страховочные системы участников, карабины, страховочные восьмерки и их аналоги, механические зажимы типа жумар, кроль и др., блоки, страховочные и перильные веревки, скальные крючья и закладки, страховочные ледобуры, и другое снаряжение, применяемое в системе страховки.

К защитному снаряжению относится: каска, верхняя одежда, солнцезащитные очки, обувь и бахилы, страховочные и рабочие рукавицы. Форма одежды должна максимально защищать участников от неблагоприятных климатических, погодных и других условий.

ВЕРЕВКИ

2.1.1. Основная веревка - веревка из синтетических материалов диаметром не менее 10 мм с оплеткой, выдерживающая статическую нагрузку не менее 1500 кг. Основная веревка применяется для организации страховки, самостраховки, перил и т.д.

2.1.2. Вспомогательная веревка (репшнур) - веревка из синтетических материалов диаметром 6-9 мм с оплеткой, выдерживающие статическую нагрузку не менее 400 кг.

2.1.3. Веревки не должны иметь повреждений оплетки и прядей, имеющие изношенную оплетку, разрывы или так называемую грыжу (выпирание сердечника), веревки, имеющие обожженные или оплавленные участки на рабочей части, веревки, испачканные краской, битумом, смолой и др. материалами и др.

2.1.4. Использование вместо веревок строп и тесьмы для применения по п.3.1.1. не разрешается, даже при условии равнопрочности указанного сортамента веревке диаметром 10 мм.

2.1.5. Двойной веревкой является: сдвоенная (т.е. сложенная вдвое) и имеющая во всех нагружаемых сечениях две ветви; две отдельные веревки.

2.1.6. Если в ходе выступления веревка повреждена (перебита и т.п.), ее эксплуатация должна быть немедленно прекращена. Команда может заблокировать поврежденный участок с помощью узла или, вырезав поврежденный участок, использовать получившиеся части или их соединения.

2.1.7. Не допускается при прохождении этапа разрезать узел и обрезать навешенные основные веревки.

Примечание: в особом случае, с разрешения судьи этапа, допускается срезать на этапе веревки, если команда исчерпала контрольное время прохождения и не может иным способом снять снаряжение.

КАРАБИНЫ

2.2.1. Карабины с муфтой применяются:

- для соединения элементов страховочных, силовых и др. технических систем и их крепления;

- как элемент трения: в цепи динамической страховки; при спуске по веревке (карабинный дюльфер и узел УИАА); при торможении веревкой спуска участников и грузов;

- как элемент самостраховки и подвески участников на горизонтальных и наклонных перилах и навесных переправах;

- для замены в некоторых случаях блока;

- для организации перил и транспортных веревок на спуске (подъеме) участников;

- для организации пункта страховки;

- для организации натяжения веревок с помощью блоков и полиспастов;

- для подключения носилок к "пострадавшим" и к перилам навесной переправы и транспортным веревкам на подъеме (спуске).

Применяются стандартные карабины из стальных, алюминиевых и титановых сплавов, имеющие защелку с контрольной муфтой и не имеющие каких-либо доработок, могущих снизить их прочность.

2.2.2. Карабины без муфты применяются:

- для работы с грузом и контрольным грузом;

- для создания искусственных точек опоры (лесенки, петли);

- на спуске при наличии верхней страховки;

- в комбинации с крючьевой оттяжкой (см. Крючьевая оттяжка) на промежуточных точках нижней страховки, на скалах большой трудности, а так же в спортивном скалолазании на стендах, где наличие муфты сильно осложняет действия участника;

- для вспомогательных целей, вне системы страховки, сопровождения, силовых и других ответственных систем.

2.2.3. Карабин всегда должен быть строго ориентирован по направлению нагрузки, а петли грузовых веревок или узлов должны ложиться в его крайние вершины.

2.2.4. Запрещается:

- применение самодельных, монтажных и др. карабинов, не приспособленных для работы с веревкой (острые края и др.);

- приложение к карабину трех (и более) сил, направленных не по одной линии.

- применение карабина без муфты на промежуточном крюке страховки без крючьевой оттяжки.

БЛОКИ И ПОЛИСПАСТЫ

2.3.1.Блок - техническое устройство для работы с веревкой, значительно уменьшающее потери на трение. Блок состоит из колесика и двух щечек с проушинами для подключения карабина. Применяются блоки с двумя или тремя независимо вращающимися колесиками. Для работы с двойной веревкой применяется блок с широким колесиком.

В технических системах различают неподвижный блок и подвижный блок. Сочетание подвижных и неподвижных блоков образуют систему, называемую полиспастом.

2.3.2. Блоки должны иметь ось из стали или титана диаметром не менее 8 мм и толщину щечек не менее 2 мм. Материал щечек – сталь или титан.

2.3.3. Ось блока должна быть расклепана или зашплинтована.

2.3.4. Суммарное количество шкивов на полиспасте не должно превышать 4 штук.

2.3.5. Нагружаемые элементы полиспаста не должны иметь деталей, присоединенных методом сварки, а также не должны иметь деталей в виде открытых скоб, гаков и т.п.

2.3.6. Натяжение полиспастов должно производиться веревкой диаметром не менее 10 мм.

2.3.7. Блоки и тележки, используемые для движения людей по навесной переправе, должны иметь конструкцию, исключающую попадание рук под шкивы.

2.3.8. При использовании блоков и тележек для движения по перилам (подъеме и т.д.) людей должно быть соблюдено условие: в случае развала конструкции (выпадение шкивов, разрушение щечек, осей и т.д.) движущийся участник должен остаться подключенным к перилам через стандартное снаряжение (карабин, веревка).

2.3.9. Самодельные блоки могут применяться только как исключение. Их конструкция должна исключать: порчу веревки острыми краями, заклинивание, затягивание в блок рук, волос или одежды участников.

2.3.10. Блок, работающий в полиспасте или другой силовой системе должен иметь прочность не менее 2200кГ. Применение менее прочных блоков запрещается.

2.3.11. Блок на транспортировке отдельных участников и рюкзаков на навесной переправе должен иметь прочность не менее 500кГ. На один блок подвешивается только один участник или груз, общим весом не более 100кГ.

ТРАНСПОРТНАЯ КАРЕТКА

2.4.1. Транспортная каретка применяется для транспортировки участников и грузов по навесной переправе. Каретка имеет два разнесенных транспортных колесика и точку пристегивания карабина подвески участника или груза.

2.4.2. Каретка замкнутого типа. На веревке переправы каретка замыкается карабином подвески участника (груза) и не может отстегнуться. Стандартная каретка замкнутого типа может не блокироваться к переправе дополнительным карабином или короткой самостраховкой участника.

2.4.3. Каретка открытого типа (накидная каретка). Такая каретка удобнее при подвеске участника на переправе и снятии с нее. Но каретка требуют обязательной блокировки на переправе карабином или короткой самостраховкой участника (груза).

Приложение Страховочные системы (разработка UIAA)

1. Ширина ремней (лент) грудной обвязки и беседки не менее 40 мм, толщина - не менее 2 мм. Ширина бретель обвязки не менее 28 мм, толщина - не менее 1,5 мм. Длинна сшивки ремней и бретелей составляет три ширины материала. Швы выполняются капроновой нитью. Цвет нитей должен отличатся от цвета ремней. Направление строчек швов должно совпадать с направлением, действующих на сшивку нагрузок.

2. Конструкция должна позволять самостоятельно надеть и снять систему.

3. Обеспечение свободного висения без болевых ощущений в течение 10 мин в расслабленном состоянии. Нагрузка при этом должна равномерно распределяться между обвязкой и беседкой. При этом должна быть обеспечена возможность свободно шевелить конечностями. Место подвески системы не должно быть ниже грудины человека. Из положения зависания вниз головой он должен самостоятельно вернуться в положение вверх головой. При раздельной системе место привязывания беседки к обвязке должно быть несколько выше грудины. Грудная обвязка должна плотно огибать грудь подмышками.

4. Позвоночник не должен прогибаться во время свободного висения в системе.

5. Пряжки системы не должны оставлять следа на теле человека. Они должны располагаться не подмышками, а в районе почек и между ног.

6. При любой нагрузке пряжки должны располагаться параллельно телу человека.

7. Грудная обвязка должна выдерживать нагрузку в 1600 кг. При этом не должно быть повреждений в лентах и швах. При испытании обвязка должна выдерживать нагрузку в течение 1 мин. Затем испытание повторяется - обвязка должна выдерживать такую же нагрузку, но уже в течение 5 мин. Если перенести эту нагрузку на петли обвязки, то они должны выдерживать по 800 кг каждая.

8. Система должна иметь достаточную прочность плечевых бретель. Согласно требованиям UIAA, плечевые лямки в первую очередь служат для того, чтобы предотвратить выпадение из системы в случае падения или зависания вверх ногами.

9. При спусках на петли, соединяющие концы системы, приходится тройная нагрузка - три веса человека. Поэтому их прочность с учетом возможных экстремальных условий должна быть не менее 1000 кг.

10. Обвязка должна сохранять свои прочностные показатели при эксплуатации в условиях низких температур (-20°С и ниже). Прочность х/б лент при понижении температуры ниже 20°С снижается, прочность капроновых остается без изменения.

11. Швы должны иметь контрастный цвет, чтобы можно было определить степень потертости.

12. Металлические части должны иметь радиус кривизны кромок не менее 3 мм (толщина пряжки не менее 8 мм).

13. Применение страховочных систем, основой которых является широкий поясной ремень (лента) не удовлетворяет основным требованиям UIAA, также не отвечает этим требованиям и система "Тролль", представляющая собой глубокую беседку, поэтому данные системы не допускаются в качестве элемента страховки.

Рекомендации ЦРИБ "Турист" по изготовлению ЛСС

- если можно, обойтись без пряжек;

- все концевые петли должны быть заделаны по принципу коуша;

- категорически запрещается прожигать ленты для удобства прошивания нитей шва и применять заклепки;

- обязательна проверка готового предмета и всей системы.

При выборе лент для изготовления страховочного снаряжения необходимо учитывать, что разрывная нагрузка синтетических материалов, применяемых туристами, составляет 17-24 кг/кв.мм (при условии, что материал не подвергался покраске в кустарных условиях; в случае окрашивания материала даже при температуре 30 градусов разрывная нагрузка может снизиться до 30-50% от первоначальной).

Не допускается сшивание силовых элементов системы из лент разной толщины и эластичности. Швы, как правило, выполняются на машине, но возможно и вручную. При этом недопустимо применение шва одной ниткой - только встречный (сапожный) шов.

САМОСТРАХОВКА ЛСС

2.6.1. ЛСС обычно имеет одну или две самостраховки выполненные из основной, динамической веревки сечением не менее 10 мм. На ЛСС они крепятся стандартными узлами. Их рабочие концы посредством узлов оснащаются карабинами с муфтами. Карабин фиксируется в проводнике изолентой, скотчем или др. способом, в удобном для работы положении. Длина самостраховок нормируется условиями работы в следующих режимах:

- короткая - при зависании на ней участник должен свободно дотягиваться и браться руками до точки ее пристегивания (перил, жумара и др.);

- длинная - длина самостраховки вместе с карабином составляет 1,5-2 м. Применяется при работе на широкой полке, на берегу реки или каньона, на склоне, крутизной не более 40О;

- самостраховка регулируемой длины - длина может изменяться в соответствии с условиями работы, но не должна превышать 1,5-2 м. Регулировка ее длины производится специальным, стандартным фиксирующим устройством, закрепленном на передней части ЛСС;

- самостраховкой на навесной переправе является подвесной страховочный карабин, закрепленный на передней части беседки ЛСС. При подвеске на блоке, при развороте участника, карабин не должен образовывать на ее веревке карабинный тормоз защемления.

- при страховке за параллельные к переправе перила страховки длина самостраховки определяется расстоянием от перил до навесной переправы.

2.6.2. Запрещается:

- использовать для самостраховки нестандартные веревки, ленты, сдвоенный или счетверенный репшнур, оплетки основной веревки, металлический трос и др.;

- подвеска участника на навесной переправе на двух карабинах, на грудном (без удлинителя) и беседочном. Такая подвеска образует на переправе карабинный тормоз при попытке участника, развернуться и вернуться на исходный берег.

РУКАВИЦЫ

2.7.1. Рукавицы предохраняют руки от ожогов при проскальзывании веревки и от др. воздействий.

2.7.2. Рукавицы должны быть из плотного, износостойкого материала (не капрона).и полностью закрывать кисть руки. На морозе под рукавицы одеваются варежки или теплые перчатки.

2.7.3. Применяются:

- при динамической страховке без применения тормозных устройств;

- при спуске по вертикальной веревке и по наклонной переправе крутизной более 20О;

- при укладке бревна веревочными оттяжками и др.;

- при работе на морозе;

- при движении по снежным, ледовым и осыпным склонам;

- при работе с сопровождающей веревкой при прохождении участником навесной переправы;

- при работе с транспортной веревкой при спуске участников или груза.

2.7.4. Без рукавиц можно работать:

- при страховке через тормозные устройства;

- при работе на верхней, фиксирующей страховке;

- при медленном, регулируемом спуске по веревке, на восьмерке (с охватом веревкой ее шейки), на стоп-десантере, стоп-восьмерке и др.;

- на горизонтальных и слабо наклонных перилах и горизонтальной навесной переправе;

- на наклонной переправе подъема, крутизной меньше 20О.

2.7.5. Запрещается:

- заменять рукавицы подручными средствами (рукавами, полами штормовки и т.п.);

- заменять рукавицы на обычные кожаные, шерстяные или садовые перчатки или варежки.

ВОСЬМЕРКА СТРАХОВОЧНАЯ

2.8.1. Устройство в виде восьмерки. Применяется как элемент трения при страховке и спуски. На соревнованиях допускается стандартная восьмерка, изготовленная по технологиям, исключающим наличие в металле пустот и трещин. Она должна соответствовать прочности страховочного карабина.

2.8.2. Восьмерка применяется при:

- страховки отдельного участника;

- страховки пары "пострадавший + спасатель";

- спуски по веревки.

2.8.3. Восьмерка может работать, как в скользящем режиме, так и в режиме автоматической фиксации.

2.8.4. Страховка осуществляется через шейку восьмерки. Восьмерка закрепляется на пункте страховки или на беседке страхующего участника. При подъеме веревка выбирается руками без рукавиц. Руки страхующего находятся по разные стороны от восьмерки. При выдаче (спуске), руки страхующего могут удерживать веревку и по одну, и по разную сторону от восьмерки.

КАСКИ

2.9.1. На этапах, связанных с высотой, большой скоростью движения (спуск на лыжах, прыжок маятником и др.), там, где есть риск попадания под падение камней и др. предметов, на переправах через горные реки и реки с сильным течением, применяются каски альпинистского типа с внутренним амортизатором. Как исключение, на соревнованиях допускаются каски производственного типа.

2.9.2. Как исключение, при преодолении водных препятствий допускаются каски хоккейного типа.

2.9.3. Каска должна быть подогнана, закреплена и пристрахована к ЛСС участника. Участник, если это не оговорено особо, обязан находиться в каске на всей дистанции. При ее срыве с головы он должен надеть ее и восстановить ее надежное закрепление. Нахождение без каски на опасных этапах соревнования недопустимо.

2.9.4. Участник обязан находиться в каске при прохождении следующих технических этапов:

- навесная переправа;

- переправа вброд;

- переправа по бревну;

- переправа по веревке с перилами;

- подъем, траверс, спуск;

- переправа маятником;

- любой этап на скальном рельефе.

ЗАЖИМ, ЖУМАР

2.10.1. На соревнованиях разрешается применение зажимов (жмуров), допущенных комиссией по снаряжению.

2.10.2. Зажимы могут быть использованы в качестве вспомогательного средства для организации движения по перилам.

2.10.3. Запрещается:

- использование зажимов при подключения полиспаста к натягиваемой веревке при организации перил;

- использовать зажимы в цепи страховки и самостраховки.

КРОЛ

2.11.1. Аналог жумара, выполненный без ручки. Служит для фиксации участника на вертикальной веревке и работает в паре с другим зажимом, обычно с жумаром.

2.11.2. Закрепляется на передней части ЛСС в вертикальном положении. В висе на перилах участник сидит в ЛСС, не опрокидываясь.

2.11.3. Запрещается:

- использовать в цепи страховки и самостраховки.

ПУНКТЫ СТРАХОВКИ

2.12.1. Пункты страховки (ПС) оборудованные судейской коллегией на дистанции, для организации перил, переправ, спуска, страховки и самостраховки и т.д. Изготавливаются из двойной основной веревки или троса.

2.12.2. Если на дистанции команде не предоставляются ПС, команда обязана сама организовать в указанных местах ПС, пользуясь своим снаряжением, что должно быть отражено в условиях соревнования.

2.12.3. Для изготовления ПС могут применяться отрезки основной веревки.

2.12.4. Если ПС выполняют функцию групповой самостраховки, должна использоваться сдвоенная основная веревка.

СКАЛЬНЫЙ МОЛОТОК

2.14.1. Применяется для забивки и снятия скальных крючьев, пробивки шлямбурных отверстий, обработки острых краев скальных выступов и др. Молоток должен быть оснащен веревочной петлей для пристраховки на ЛСС.

2.14.2. Запрещается:

- применение на скалах универсального скально-ледового молотка с раскрытым ледовым клювиком или штычком.

ЛЕДОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

2.15.1. ЛЕДОРУБ применяется для страховки или самозадержания при срыве на снежных, снежно-ледовых и ледовых склонах. Применяется на этапах, на которых организуется дистанционное снятие перильной веревки со снежной или фирновой площадки.

2.15.2. ЯКОРНЫЙ КРЮК АЙС-ФИ-ФИ применяется при прохождении вертикальных и несколько нависающих ледовых стен. Участник работает двумя Айс-Фи-Фи. Для экономии сил допускается оснащать крючья стременами для ног.

2.15.3. ЛЕДОВЫЙ МОЛОТОК. Инструмент ударного действия с тяжелой головкой. В отличие от ледоруба его клювик хорошо держится во льду и не выскакивает. Выпускается с цельной головкой и со сменными клювиками.

2.15.4. КОШКИ ЛЕДОВЫЕ необходимы на ледовых и плотных фирновых склонах. Применяются так же на крутых задернованных, глиняных склонах, на сцементированных песках и конгломератах, на покрытых льдом скалах. Кошки должны быть стандартные и подогнанные под обувь.

ЛЫЖИ

2.16.1. Применяются прочные туристские лыжи с металлической окантовкой, с удобными и надежными креплениями. Носки лыж оснащаются короткими петлями для их транспортировки или страховки на нелыжных этапах. Как исключение, на дистанциях на пологом рельефе, допускается применение обычных спортивных лыж.

2.16.2. Лыжи применяются в комплекте с лыжными палками, оснащенными опорными кольцами (или их аналогами) и темляками для рук.

2.16.3. При поломке лыж на дистанции команда (участник) должна отремонтировать ее или заменить имеющейся у нее аварийной лыжей.

2.16.4. На личном первенстве, по условиям соревнования, может допускаться замена сломанных лыж на дистанции представителем команды.

ВОЛОКУШИ

2.17.1. Применяются в лыжном, иногда в горном виде для транспортировки условного пострадавшего по снегу, льду водоемов, по леднику. Изготавливаются из лыж, составных листов металла, пластика и др. (по условиям соревнований).

НОСИЛКИ

2.18.1. Применяются для транспортировки условного пострадавшего. Носилки различаются:

- для транспортировки по крутому рельефу;

- для транспортировки по равнинной местности.

Носилки выполняются из подручного материала (жердей), веревок, репшнура и др. (согласно условиям этапа).

КОНТРОЛЬНЫЙ ГРУЗ

2.19.1. Вес контрольного груза определяется Положением или Условиями соревнований. Контрольный груз выдается команде судейской коллегией.

2.19.2. Контрольный груз транспортируется в отдельных (от снаряжения) командных рюкзаках. Распределение груза по рюкзакам - произвольное.

2.19.3. Способ транспортировки рюкзаков с контрольным грузом оговаривается в Условиях.

2.19.4. Открывать рюкзаки с контрольным грузом, а также оставлять его (равно как и рюкзак со снаряжением) без контроля участников или незастрахованным на дистанции не допускается (за исключением оговоренных Условиями участков дистанции).

2.19.5. При нарушении пунктов 2.19.2-2.19.4 команда предупреждается о необходимости исправить ошибку, при отказе от исправления команда снимается с дистанции.

УЗЛЫ

3.1. По предназначению все узлы подразделяются на:

3.1.1. Узлы для связывания веревок одинакового сечения. Применяется: встречный; встречный восьмеркой; грейпвайн; шкотовый на проводнике; брамшкотовый на проводнике;соединение проводников карабином.

3.1.2. Узлы для связывания веревок разного сечения (веревка и репшнур; веревка и лента; одинарная и двойная веревка). Применяется: шкот на проводнике; брамшкот на проводнике; академический; академический на проводнике; соединение проводников карабином. Проводник вяжется на более толстой веревке.

3.1.3. Узлы для наращивания веревки на спасработах (двойной, одинарной) при спуске пары "пострадавший + спасатель". Применяется: шкот на проводнике первой веревки; брамшкот на проводнике первой веревки (веревкой наращивания вяжется контрольный узел, в дальнейшем КУ); соединение проводников карабином (с муфтой).

3.1.4. Для связывания лент и ремней применяются узлы: встречный, встречный восьмеркой.

3.1.5. Узлы для передачи конца веревки с помощью вспомогательной веревки (репшнура). Применяются: шкот или шкот на проводнике передаваемой веревки, без КУ.

3.1.6. Узлы для крепления навесной переправы:

- на опорах круглого сечения, на исходном берегу - карабинная удавка;

- на целевом берегу - стремя, тройное стремя, двойной и тройной штык, двойная карабинная удавка с защемлением;

- на судейском карабине, на исходном берегу - карабинная удавка, на целевом - тройной УИАА.

3.1.7. Узлы для крепления горизонтальных и наклонных перил. Применяются: проводник, проводник восьмеркой, стремя, двойной штык, карабинная удавка, карабинная стяжка.

3.1.8. Узлы для крепления вертикальных перил. Применяется: на подъеме – проводник, проводник восьмеркой, карабинная удавка или булинь; на спуске - карабинная удавка.

Особое условие: При креплении узлом булиньобязательно вяжется КУ. К петле булиня нельзя пристегиваться самостраховками, вешать на нее рюкзаки и тяжелые предметы, пристегивать другие перила.

3.1.9. Узлы для пристегивания веревки к карабину. Применяются: проводник, проводник восьмеркой, двойной проводник, австрийский проводник.

3.1.10. Узлы для страховки без применения восьмерки и других тормозных устройств - УИАА и гарда.

3.1.11. Узлы в страховочной системе участника. Применяются: узлы карабина самостраховки - проводник, проводник восьмеркой, проводник со стремечком, грейпвайн-удавка; блокировка ЛСС - двойной булинь.

3.1.12. Контрольные узлы. Служат для подстраховки (контроля) основного узла. Применяется: полуткацкий (обычный КУ) и полугрейпвайн. На двойной веревке шкотовый КУ.

3.1.13. Схватывающие узлы предназначены: для автоматической фиксации на веревке. В частности: для натяжения веревки; для верхней, фиксирующей страховки; для самостраховки на вертикальной веревке и др. Применяются: полусхват, классический симметричный схватывающий узел, усиленный симметричный схватывающий узел, австрийский схватывающий узел (обмоточный), узел Бахмана, узел Бахмана с карабинным стоп-вкладышем, узел Бахмана неполный, узел "Псевдобахман", узел УПИ, схватывающие узлы на двойной веревке с карабинным вкладышем, узел Гарда.

3.2. На соревнованиях применяется ограниченный набор узлов, в строгом соответствии с областью их безопасного и оптимального применения. Особые требования к узлам предъявляются в цепи страховки и в системах больших нагрузок.

3.3. Узлы не должны иметь перекрученных прядей и быть затянуты, рисунки должны соответствовать изображениям в методической литературе или образцам узлов, представленным судейской коллегией.

3.4. Все завязанные узлы, в том числе и контрольные, должны иметь свободный конец не менее 50 мм, из двойной веревки не менее 80 мм.

3.5. Все узлы, кроме встречного, встречного восьмеркой, грейпвайна, проводника-восьмерки, двойного проводника, австрийского проводника, должны иметь КУ.

3.6. Узлы используются и нагружаются согласно рекомендациям по их применению.

3.7. Особое внимание следует уделить узлам, часто применяемым на соревнованиях:

- Прямой узел. Склонен к развязыванию без КУ, и даже с КУ в виде полуткацкого узла;

- Шкотовый и брамшкотовый, завязанные на незамкнутой петле (не на проводнике). Склонны к развязыванию без КУ, и даже с КУ в виде полуткацкого узла;

- Булинь вертикальных перил. Узел подвержен развязыванию без КУ и даже с КУ полуткацким, если к петле подвески булиня пристегивается дополнительная тяга или тяжелые предметы, самостраховки участников и др;

- Булинь грудной обвязки участника. Может развязаться при страховочном рывке, если страховочный карабин пристегивается не к рабочему концу булиня, а к его грудной петле;

- Стремя, завязанный на скользкой круглой опоре или на вращающейся, проворачивающейся вокруг своей оси, балке. Узел как бы развинчивается с нее при нагружении веревки;

- Двойной булинь блокировки ЛСС, с разнесенными на грудь и на беседку, петлями, на ЛСС, имеющих раздельные беседку и грудной пояс. Узел опасен, если он недостаточно затянут или связан из веревки со скользкой оплеткой. При пристегивании к петле узла страховочного карабина или карабина подвески (на жумаре, навесной переправе и др.), при нагружении узел часто проскальзывает и происходит перенос опоры участника с беседки на грудь. При тесном грудном поясе это приводит к опасному стягиванию груди;

- Схватывающий узел из двойного репшнура. Узел опасен тем, что практически не схватывается на одинарной веревке и не обеспечивает страховки участников на перилах. Особо опасный момент состоит в том, что этот узел рекомендован как надежный и обязательный для страховки на вертикальных перилах во многих рекомендациях и правилах.

СТРАХОВКА И САМОСТРАХОВКА

Основные требования к страховке и самостраховке при прохождении дистанции – независимость, надежность и непрерывность.

4.1. При прохождении опасных участков дистанции каждый участник обязан обеспечить себя верхней страховкой - командной или судейской.

4.2. Страховочные веревки и самостраховка крепятся фиксировано к ЛСС участника только спереди (выше центра тяжести) за исключением переправы первого участника вброд с командной страховкой. Судейская страховка на отдельном карабине участника.

4.3. Крепление страховки к участнику выполняется под контролем судьи.

4.4. За правильным положением судейской страховки при движении, следит участник.

4.5. На опасных участках дистанции при отсутствии командной или судейской страховки, участник обязан встать на самостраховку.

4.6. Страховка и самостраховка осуществляется только с использованием точек страховки, оборудованных службой дистанции.

4.7. Перила, предназначенные для самостраховки более одного участника, выполняются из двойной основной веревки.

4.8. Допускается:

- страховать одной рукой при использовании тормозного устройства в системе страховки;

- поправлять веревки и снаряжение предварительно закрепив страховочную веревку;

- закреплять конец страховочной веревки к ЛСС.

4.9. Запрещается:

- выпускать страховочную веревку из рук или страховать одной рукой без использования тормозных устройств;

- двигаться вброд по перилам на схватывающем узле;

- располагать руки на расстоянии менее 30-50 см от карабина, через который осуществляется страховка;

- при отсутствии тормозного устройства работать со страховочной веревкой без рукавиц;

- страховка при угле охвата карабина страхующего участника более 900;

- использовать для самостраховки схватывающий узел с петлей длиннее вытянутой руки участника;

- использовать узлы не по назначению;

- применять "саморазвязывающиеся" узлы (согласно условий);

- использовать зажимы в цепи страховки и самостраховки;

- выпускать веревку из руки, регулирующей движение при спуске, без предварительного ее закрепления;

- пропускать пункты промежуточной страховки;

- работать на опасных участках без защитной каски;

- перехлест веревок в системе страховки и самостраховки, вызывающий трение, способное разрушить оплетку веревок.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

5.1. ПЕРЕПРАВА ПЕРВОГО УЧАСТНИКА (вброд)

5.1.1. Первый участник идет вброд, без груза, с шестом направленным против течения. Движение осуществляется в "три такта".

5.1.2. Страхует один (при наличии опоры) или два (без опоры) участника с помощью основной веревки. Сопровождающей веревкой (основа) страхует один участник.

5.1.3. Страхующие располагаются выше и ниже по течению реки относительно места переправы.

5.1.4. Расстояние между страхующими не менее половины ширины реки (если это возможно).

5.1.5. Страховочные веревки жестко крепятся карабином к ЛСС участника на спине.

5.1.6. Концы веревок крепятся карабинами к ЛСС страхующих.

5.1.7. Страховка осуществляется с рук, страхующие должны быть без рюкзаков и развернуты лицом к переправляющемуся.

5.1.8. Допускается:

- не закреплять концы страховочных веревок, при этом страховка участника осуществляется двумя страхующими на каждой незакрепленной веревке. На концах незакрепленных веревок вяжутся узлы проводника.

5.1.9. Запрещается:

- страховать участника через карабин закрепленный на опоре;

- пристраховывать шест к участнику;

- закреплять концы страховочных веревок на опорах;

- переправляться вброд без обуви.

УКЛАДКА БРЕВНА

5.5.1. Укладка бревна осуществляется командой с исходного берега в створ на целевом берегу.

5.5.2. Подъем и укладывание бревна контролируются оттяжками-уса

Наши рекомендации