Выполнение технических приемов на дистанциях

Туристского многоборья

(методические рекомендации)

Общая редакция – Бородулин В.В. г.Шымкент.

В разработке использованы следующие материалы:

«Меры безопасности при выполнении технических приемов» ТСС России,

«Руководства для судей и участников соревнований по технике

пешеходного и лыжного туризма» В.В.Теплоухов,

«Специальное и страховочное снаряжение, страховка на этапах,

связанных с высотой» Н.Н.Устиновский.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основной целью данных Рекомендаций является унификация и достижение единообразия требований к выполнению и безопасности технических приемов на соревнованиях по туристскому многоборью в различных видах спортивного туризма, а также определение единого подхода к оценке применяемого снаряжения как в плане его технических характеристик, так пределов допустимого применения.

В пособии даны основные термины и определения, применяемые в туристском многоборье. Рекомендации помогут сократить объем Условий соревнований.

Отдельные положения настоящих Рекомендаций не должны дублироваться при составлении Условий соревнований, ограничиваясь общими ссылками на соответствующий раздел или полностью на Рекомендации.

В случаях, если Условия соревнований допускают отклонения от данных Рекомендаций, каждый такой факт должен быть отражен в Условиях соревнований со ссылкой на пункт Рекомендаций, претерпевший изменения в условиях.

Знание Рекомендаций обязательно для судей на этапах.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1. На старте, команда предъявляет судье при участниках групповое и личное снаряжение для проверки.

1.2. Судья при участниках обязан проверить:

- наличие разрешения технической комиссии на применение нестандартного снаряжения;

- исправность снаряжения;

- правильность крепления личной страховочной системы, каски, самостраховки и т.д.

- соответствие одежды участников условиям соревнований.

1.3. Перед стартом капитан сообщает судье о готовности команды к работе на дистанции.

1.4. Началом движения участника на этапе считается пересечение им линии, ограничивающей этап или снятие его с самостраховки.

1.5. Если при работе на дистанции нарушилось качество страховочного снаряжения, оно запрещается к применению.

1.6. При падении каски с головы участника, движение на опасном участке прекращается до устранения нарушения.

1.7. При ошибочных действиях участника связанных с безопасностью судья обязан:

- назвать номер участника, дать команду остановиться;

- объявить характер ошибки и ДОБИТЬСЯ полного её устранения;

- зафиксировать штраф.

1.8. При ошибочных действиях участника несвязанных с безопасностью судья обязан:

- назвать номер участника;

- объявить характер ошибки;

- зафиксировать штраф.

1.9. Участникам запрещено изменять состояние дистанции соревнований.

1.10. Если действия участника нельзя квалифицировать настоящими рекомендациями, то они рассматриваются с точки зрения безопасности.

1.11. Не допускается перебрасывать снаряжение и контрольный груз без его подстраховки на опасных участках дистанции соревнований.

1.12. Официальные комментарии по условиям соревнований дают главный судья, заместители по видам дистанций и начальники дистанций.

СНАРЯЖЕНИЕ

На соревнованиях по туристскому многоборью применяется, как правило, стандартное снаряжение в исправном состоянии, по возможности имеющее сертификат. Все самодельное снаряжение, применяемое командой на дистанции для организации страховки, натяжения перил и движения по перилам, независимо от качества изготовления, соответствия ГОСТом и технической документации, а также независимо от наличия актов ОТК, в обязательном порядке должно быть представлено в комиссию по снаряжению перед началом соревнований.

К страховочному снаряжению относятся: личные страховочные системы участников, карабины, страховочные восьмерки и их аналоги, механические зажимы типа жумар, кроль и др., блоки, страховочные и перильные веревки, скальные крючья и закладки, страховочные ледобуры, и другое снаряжение, применяемое в системе страховки.

К защитному снаряжению относится: каска, верхняя одежда, солнцезащитные очки, обувь и бахилы, страховочные и рабочие рукавицы. Форма одежды должна максимально защищать участников от неблагоприятных климатических, погодных и других условий.

ВЕРЕВКИ

2.1.1. Основная веревка - веревка из синтетических материалов диаметром не менее 10 мм с оплеткой, выдерживающая статическую нагрузку не менее 1500 кг. Основная веревка применяется для организации страховки, самостраховки, перил и т.д.

2.1.2. Вспомогательная веревка (репшнур) - веревка из синтетических материалов диаметром 6-9 мм с оплеткой, выдерживающие статическую нагрузку не менее 400 кг.

2.1.3. Веревки не должны иметь повреждений оплетки и прядей, имеющие изношенную оплетку, разрывы или так называемую грыжу (выпирание сердечника), веревки, имеющие обожженные или оплавленные участки на рабочей части, веревки, испачканные краской, битумом, смолой и др. материалами и др.

2.1.4. Использование вместо веревок строп и тесьмы для применения по п.3.1.1. не разрешается, даже при условии равнопрочности указанного сортамента веревке диаметром 10 мм.

2.1.5. Двойной веревкой является: сдвоенная (т.е. сложенная вдвое) и имеющая во всех нагружаемых сечениях две ветви; две отдельные веревки.

2.1.6. Если в ходе выступления веревка повреждена (перебита и т.п.), ее эксплуатация должна быть немедленно прекращена. Команда может заблокировать поврежденный участок с помощью узла или, вырезав поврежденный участок, использовать получившиеся части или их соединения.

2.1.7. Не допускается при прохождении этапа разрезать узел и обрезать навешенные основные веревки.

Примечание: в особом случае, с разрешения судьи этапа, допускается срезать на этапе веревки, если команда исчерпала контрольное время прохождения и не может иным способом снять снаряжение.

КАРАБИНЫ

2.2.1. Карабины с муфтой применяются:

- для соединения элементов страховочных, силовых и др. технических систем и их крепления;

- как элемент трения: в цепи динамической страховки; при спуске по веревке (карабинный дюльфер и узел УИАА); при торможении веревкой спуска участников и грузов;

- как элемент самостраховки и подвески участников на горизонтальных и наклонных перилах и навесных переправах;

- для замены в некоторых случаях блока;

- для организации перил и транспортных веревок на спуске (подъеме) участников;

- для организации пункта страховки;

- для организации натяжения веревок с помощью блоков и полиспастов;

- для подключения носилок к "пострадавшим" и к перилам навесной переправы и транспортным веревкам на подъеме (спуске).

Применяются стандартные карабины из стальных, алюминиевых и титановых сплавов, имеющие защелку с контрольной муфтой и не имеющие каких-либо доработок, могущих снизить их прочность.

2.2.2. Карабины без муфты применяются:

- для работы с грузом и контрольным грузом;

- для создания искусственных точек опоры (лесенки, петли);

- на спуске при наличии верхней страховки;

- в комбинации с крючьевой оттяжкой (см. Крючьевая оттяжка) на промежуточных точках нижней страховки, на скалах большой трудности, а так же в спортивном скалолазании на стендах, где наличие муфты сильно осложняет действия участника;

- для вспомогательных целей, вне системы страховки, сопровождения, силовых и других ответственных систем.

2.2.3. Карабин всегда должен быть строго ориентирован по направлению нагрузки, а петли грузовых веревок или узлов должны ложиться в его крайние вершины.

2.2.4. Запрещается:

- применение самодельных, монтажных и др. карабинов, не приспособленных для работы с веревкой (острые края и др.);

- приложение к карабину трех (и более) сил, направленных не по одной линии.

- применение карабина без муфты на промежуточном крюке страховки без крючьевой оттяжки.

БЛОКИ И ПОЛИСПАСТЫ

2.3.1.Блок - техническое устройство для работы с веревкой, значительно уменьшающее потери на трение. Блок состоит из колесика и двух щечек с проушинами для подключения карабина. Применяются блоки с двумя или тремя независимо вращающимися колесиками. Для работы с двойной веревкой применяется блок с широким колесиком.

В технических системах различают неподвижный блок и подвижный блок. Сочетание подвижных и неподвижных блоков образуют систему, называемую полиспастом.

2.3.2. Блоки должны иметь ось из стали или титана диаметром не менее 8 мм и толщину щечек не менее 2 мм. Материал щечек – сталь или титан.

2.3.3. Ось блока должна быть расклепана или зашплинтована.

2.3.4. Суммарное количество шкивов на полиспасте не должно превышать 4 штук.

2.3.5. Нагружаемые элементы полиспаста не должны иметь деталей, присоединенных методом сварки, а также не должны иметь деталей в виде открытых скоб, гаков и т.п.

2.3.6. Натяжение полиспастов должно производиться веревкой диаметром не менее 10 мм.

2.3.7. Блоки и тележки, используемые для движения людей по навесной переправе, должны иметь конструкцию, исключающую попадание рук под шкивы.

2.3.8. При использовании блоков и тележек для движения по перилам (подъеме и т.д.) людей должно быть соблюдено условие: в случае развала конструкции (выпадение шкивов, разрушение щечек, осей и т.д.) движущийся участник должен остаться подключенным к перилам через стандартное снаряжение (карабин, веревка).

2.3.9. Самодельные блоки могут применяться только как исключение. Их конструкция должна исключать: порчу веревки острыми краями, заклинивание, затягивание в блок рук, волос или одежды участников.

2.3.10. Блок, работающий в полиспасте или другой силовой системе должен иметь прочность не менее 2200кГ. Применение менее прочных блоков запрещается.

2.3.11. Блок на транспортировке отдельных участников и рюкзаков на навесной переправе должен иметь прочность не менее 500кГ. На один блок подвешивается только один участник или груз, общим весом не более 100кГ.

ТРАНСПОРТНАЯ КАРЕТКА

2.4.1. Транспортная каретка применяется для транспортировки участников и грузов по навесной переправе. Каретка имеет два разнесенных транспортных колесика и точку пристегивания карабина подвески участника или груза.

2.4.2. Каретка замкнутого типа. На веревке переправы каретка замыкается карабином подвески участника (груза) и не может отстегнуться. Стандартная каретка замкнутого типа может не блокироваться к переправе дополнительным карабином или короткой самостраховкой участника.

2.4.3. Каретка открытого типа (накидная каретка). Такая каретка удобнее при подвеске участника на переправе и снятии с нее. Но каретка требуют обязательной блокировки на переправе карабином или короткой самостраховкой участника (груза).

Наши рекомендации