Выставки, ярмарки – история возникновения и этапы развития. Основные функции и перспективы развития РФ.
Становление ярмарок и выставок имеет свою многовековую историю. Одновременно со становлением и развитием рыночных отношений развивалась ярмарочная и выставочная деятельность. Наиболее важным периодом в становлении ярмарок и выставок является первая половина XII в. В это время ярмарки получили широкое распространение во Франции, Англии, Швейцарии, Римской империи. Ярмарочная торговля в России имеет достаточно древние исторические корни. В 1641 году по указу царя Михаила Федоровича была организована первая Российская ярмарка у стен Макарьевского монастыря, недалеко от Нижнего Новгорода. Среди участников ярмарочной торговли были богатые Российские купцы, торговцы из Китая, Индии, Бухары, Ташкента, которые предлагали для продажи меха, шёлка, жемчуг, золото, серебро, лён и другие редкие товары. После пожара гостиного двора с 1816 года ярмарочные торги перешли во вновь отстроенный каменный гостиный двор уже непосредственно в Нижнем Новгороде и с 1822 начинает работать Нижегородская ярмарка. В 1896 году под председательством крупного российского предпринимателя Саввы Тимофеевича Морозова открылась первая Всероссийская торгово-промышленная выставка. В начале XIX века на Руси появляется ещё одна крупнейшая ярмарка - Ирбитская. В 1844 году произошел бурный рост золотодобывающей промышленности в Сибири, что стало мощным импульсом активизации ярмарочной торговли.
Возрождение ярмарочной торговли в России можно отметить с 1991 года. В 1993 году Всероссийскому акционерному обществу "Нижегородская ярмарка" вручена высокая награда в Мадриде "Арка Европы Золотая Звезда", которая ранее вручалась лишь четырем компаниям планеты: Японии, Германии, Мексики и Испании.
Ярмарочная торговля в России как организационная форма установления коммерческих связей получила достаточно широкое распространение. Традиционно ярмарочные торги получили свое выражение также через организацию торговли в виде выставок-продаж или выставок-салонов.
13. Порядок оформления кредитного договора. Критерии кредитоспособности.
Главные критерии при оформлении кредитного договора – это составление в письменной форме и подписание обеими сторонами. Также должны быть заполнены все основные разделы, в противном случае его можно считать недействительным. К основным разделам относятся:
1. Общие сведения договаривающихся сторон (полное наименование банка, номер лицензии, вся информация о заемщике).
2. Предмет договора (тип кредита, на какой срок предоставляется, для какой цели, процентная ставка по кредиту, сумма кредита, порядок выдачи кредита, порядок его погашения с учетом уплаты процентов, срок действия договора).
3. Правила и обязанности обеих сторон (заемщика и банка).
4. Ответственность заемщика и банка.
5. Разрешение спорных вопросов.
6. Юридические адреса обеих сторон.
Стандартный кредитный договор (не требующий нотариального заверения) заключается в двух экземплярах. Если же договор обеспечивается залогом (ипотека или авто в кредит), следует оформлять четыре экземпляра и заверять его нотариально. При оформлении договора следует помнить, что сумма договора должна прописываться как в числовом виде, так и прописными буквами; все, имена, отчества и фамилии, а так же адреса, должны быть написаны без сокращений.
Подписание договора осуществляется непосредственно представителем банка и заемщиком. Один образец кредитного договора (к которому прикреплены ксерокопии документов заемщика) остается в банке и подшивается к кредитной истории, второй предоставляется клиенту. На сегодняшний день, параллельно к кредитному договору, некоторые банки просят заключить страховое соглашение. Следовательно, клиенту необходимо предоставить в банк оригинал страхового договора. Договор является действительным с момента подписания.
Кредитоспособность клиента коммерческого банка – способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам).
Кредитоспособность заемщика прогнозирует способность к погашению долга на ближайшую перспективу. Степень неплатежеспособности в прошлом является одним из формальных показателей, на которые опираются при оценке кредитоспособности клиента. Если заемщик имеет просроченную задолженность, а баланс ликвиден и достаточен размер собственного капитала, то разовая задержка платежей банку в прошлом не является основанием для заключения о некредитоспособности клиента. Кредитоспособные клиенты не допускают длительных неплатежей банку, поставщикам, бюджету.
Уровень кредитоспособности клиента свидетельствует о степени индивидуального (частного) риска банка, связанного с выдачей конкретной ссуды конкретному заемщику.
Критерии кредитоспособности клиента:
Под характером клиента понимается его репутация как юридического лица и репутация менеджеров, степень ответственности клиента за погашение долга, четкость его представления о цели кредита, соответствие ее кредитной политике банка. Репутация клиента как юридического лица складывается из длительности его функционирования в данной сфере, соответствия экономических показателей среднеотраслевым, из его кредитной истории. Репутация менеджеров оценивается на основе их профессионализма (образование, опыт работы), моральных качеств и т.п.
Способность заимствовать средства означает наличие у клиента права на подачу заявки на кредит, подписи кредитного договора или ведения переговоров.
Одним из основных критериев кредитоспособности клиента является его способность заработать средства для погашения долга в ходе текущей деятельности. Известна и другая позиция, изложенная экономической литературе, когда кредитоспособность связывается со степенью вложения капитала в недвижимость. Однако подобное вложение связано с риском обесценения активов, к тому же для реализации недвижимости требуется затратить значительное время. Поэтому целесообразно ориентироваться на ликвидность баланса, эффективность (прибыльность) деятельности заемщика, его денежные потоки.
Капитал клиента является не менее важным критерием кредитоспособности клиента. При этом важны следующие два аспекта его оценки: 1) его достаточность, которая анализируется на основе требований ЦБ РФ к минимальному уровню уставного фонда и коэффициентов финансового левеража; 2) степень вложения собственного капитала в кредитуемую операцию, что свидетельствует о распределении риска между банком и заемщиком. Чем больше вложения собственного капитала, тем больше и заинтересованность заемщика в тщательном отслеживании факторов кредитного риска.
К условиям, в которых совершается кредитная операция, относятся текущая или прогнозная экономическая ситуация в стране, регионе и отрасли, политические факторы. Эти условия определяют степень внешнего риска банка и учитываются при решении вопроса о стандартах банка для оценки денежного потока, ликвидности баланса, достаточности капитала, уровня менеджмента заемщика.
Последний критерий – контроль за законодательными основами деятельности заемщика и соответствием его стандартам банка нацеливает банкира на получение ответов на следующие вопросы: имеется ли законодательная и нормативная основа для функционирования заемщика и осуществления кредитуемого мероприятия, как повлияет на результаты деятельности заемщика ожидаемое изменение законодательства (например, налогового), насколько сведения о заемщике и ссуде отвечают стандартам банка, а также стандартам органов банковского надзора, контролирующих качество ссуд.
Изложенные критерии оценки кредитоспособности клиента банка определяют содержание способов ее оценки:
-оценка делового риска;
- оценка менеджмента;
- оценка финансовой устойчивости клиента на основе системы финансовых коэффициентов;
- анализ денежного потока;
- сбор информации о клиенте;
- наблюдение за работой клиента путем выхода на место.