Учет ассигнований, финансирования и расходов бюджета
1. Бюджетное финансирование. Бюджетные ассигнования. Распорядители бюджетных средств. Казначейская система финансирования расходов.
2. Порядок исполнения республиканского бюджета по расходам через территориальные органы государственного казначейства.
3. Порядок исполнения местных бюджетов через органы казначейства.
4. Порядок использования других средств, поступающих на текущий счет распорядителя средств республиканского бюджета.
5. Использование бюджетных средств через органы казначейства.
Бюджетное финансирование. Бюджетные ассигнования. Распорядители бюджетных средств. Казначейская система
Финансирования расходов.
Порядок выделения ассигнований
Бюджетное финансирование - это предоставление средств из государственного бюджета для субъектов хозяйствования (учреждений, организаций, и т.д.) на определенные цели, предусмотренные бюджетом.
При финансировании средства из бюджета предоставляются в распоряжение руководителей министерств, ведомств, отделов (управлений) исполкомов местных Советов депутатов и руководителей субъектов хозяйствования. Средства из бюджета отпускаются в пределах сумм, утвержденных бюджетом.
Суммы, предусмотренные в утвержденном бюджете на расходы по отдельным мероприятиям, называются бюджетными ассигнованиями.
Бюджетные ассигнования предоставляются соответствующими финансовыми органами (Министерством финансов, местными финансовыми органами) главному распорядителю средств бюджета для его собственных нужд и для подведомственных ему организаций, учреждений.
Главный распорядитель средств бюджета (далее - главный распорядитель) - это прямой получатель средств из бюджета, т.е. государственный орган, орган местного самоуправления, определенные ведомственной классификацией, имеющие право получать и распределять бюджетные средства между подведомственными распорядителями средств.
Получатель бюджетных средств (бюджетополучатель) - бюджетная организация, находящаяся в ведении главного или нижестоящего распорядителя, имеющая право только на получение бюджетных ассигнований, так как она не имеет подведомственных организаций.
Нижестоящих распорядителей принято называть распорядителями средств бюджета второй степени, а бюджетополучателей - распорядителями средств бюджета третьей степени.
Финансирование из бюджета носит целевой характер, т.е. предоставляется только на мероприятия, предусмотренные утвержденным бюджетом и бюджетной сметой организаций, учреждений. Оно осуществляется в меру выполнения бюджетной организацией планов развертывания сети и укомплектования штатов и контингентов.
Финансирование должно осуществляться в сроки, обеспечивающие нормальную работу и своевременную выплату заработной платы работникам организаций, учреждений.
Право на расходование бюджетных ассигнований, предусмотренных в сметах текущего финансового (бюджетного) года, прекращается по окончании года. Остатки неиспользованных бюджетных ассигнований закрываются соответствующими финансовыми органами и используются для финансирования расходов соответствующих бюджетов в очередном финансовом (бюджетном) году.
Финансовый год установлен с 1 января по 31 декабря календарного года.
Финансирование расходов распорядителей (получателей) средств бюджета производится в соответствии с утвержденными Министерством финансов правилами с использованием автоматизированной системы государственного казначейства (АСГК).
С введением казначейской системы принципиально изменились порядок финансирования распорядителей (получателей) средств бюджета и направление потоков денежных средств. Финансирование осуществляется со счетов в банке территориальных органов казначейства, открытых им для осуществления расходов соответствующего бюджета.
Денежные средства со счетов органов казначейства перечисляются непосредственно на счета организаций-поставщиков, оказывающих услуги, выполняющих работы, поставляющих материальные ценности бюджетному сектору экономики, и других получателей средств.
Если раньше средства бюджета находились на счетах тысяч организаций в банковской системе, то сегодня хранителями средств становятся органы государственного казначейства. Это позволяет более рационально управлять государственными финансами, сократить потребность в заимствовании средств у банковской системы для финансирования государственных расходов, ускорить сроки прохождения средств до конечных получателей.
Казначейская система дает возможность осуществлять предварительный контроль за целевым использованием бюджетных средств каждой организации, получающей финансирование из бюджета.
Кроме того, казначейская система является важнейшей информационной базой при принятии управленческих решений министерствами, а также Министерством финансов при составлении проектов бюджетов.
Все распорядители средств бюджета должны быть зарегистрированы в соответствующем территориальном органе государственного казначейства.
Перечисление бюджетных ассигнований распорядителями средств оформляется следующей записью:
Д-т сч. 014 «Текущие счета распорядителей средств по местному бюджету»
К-т сч. 011 «Денежные средства на счете местного бюджета».
Эта запись отражает движение денежных средств на текущих счетах местного бюджета: увеличение средств на текущем счете распорядителей средств и уменьшение средств на текущем (основном) счете местного бюджета.
Исполнение республиканского бюджета по расходам в системе государственного казначейства предусматривает:
• осуществление расходов распорядителей средств по республиканскому бюджету со счетов Главного государственного казначейства Министерства финансов и территориальных органов государственного казначейства;
• получение оперативной, полной и унифицированной информации по расходованию средств республиканского бюджета, в том числе в разрезе распорядителей средств;
• контроль со стороны территориальных органов государственного казначейства за использованием средств республиканского бюджета.
Местные финансовые органы могут ограничивать или блокировать финансирование расходов из местных бюджетов в случае несоблюдения их получателями решений местных исполнительных и распорядительных органов, регулирующих бюджетные отношения, а также в случае установления факта нецелевого использования бюджетных средств либо непредставления получателями информации о движении финансовых средств по их счетам.
Перечни (реестры) распорядителей средств, которые обслуживаются в территориальных органах государственного казначейства, определяются главными распорядителями средств совместно с Министерством финансов. Учреждения и организации, не включенные в роспись расходов республиканского бюджета (при ее формировании либо уточнении), не обеспечиваются финансированием из республиканского бюджета.
Финансирование расходов распорядителей средств по республиканскому бюджету, распорядителей средств местных бюджетов осуществляется по росписи доходов и расходов с поквартальным распределением, составленной в соответствии с утвержденным бюджетом и с учетом поправок, вносимых в процессе исполнения бюджета.