Бухгалтерский баланс финансового органа по

исполнению бюджета, его содержание и особенности

Бухгалтерский баланс по исполнению бюджета — этометод отражения средств бюджета по видам, размещению и использованию источников их образования в денежной оценке на определенную дату.

Баланс финансового органа отражает кассовое исполнение бюджета.

Бухгалтерский баланс состоит из двух частей — актива и пассива.

Актив - это часть бухгалтерского баланса, характеризую­щая состав, размещение и использование средств бюджета. В нем отражаются денежные средства бюджета, хранящиеся в учреждениях банков, расходы бюджета, краткосрочные ссуды, выданные другим бюджетам, средства, переданные другим бюджетам, и расчеты с другими бюджетами.

Пассив - это часть бухгалтерского баланса, в которой пока­зывается источник образования средств бюджета. В нем отра­жаются доходы бюджета, полученные ссуды, средства, полу­ченные из других бюджетов, расчеты и результаты исполнения бюджета.

Итоги актива и пассива будут всегда равны между собой, что является основным свойством бухгалтерского баланса.

Текущий учет операций по исполнению бюджета ведется по установленной системе счетов. Счета бухгалтерского учета входят составны­ми частями в баланс и отражают отдельные его статьи. Связь счетов с балансом выражается в следующем: на каждую статью баланса в текущем учете открывается отдельный счет под тем же наименованием. Подобно статьям баланса счета подразде­ляются на две группы - счета актива и счета пассива. При от­крытии счетов начальные остатки статей актива записываются по дебету одного счета, а пассива - по кредиту другого.

1.5 УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

1. Счета бухгалтерского учета, предназначенные для учета денежных средств. Порядок учета движения денежных средств.

2. Счета бухгалтерского учета, предназначенные для учета доходов бюджета. Учет невыясненных поступлений.

1. Счета бухгалтерского учета,

предназначенные для учета денежных средств.

Порядок учета движения денежных средств

Денежные средства местных бюджетов, целевых и внебюд­жетных фондов хранятся на счетах в филиалах «АСБ Беларус­банк» и учитываются финансовыми органами на балансовом счете 01 и его субсчетах (011-019). Учет операций по соответ­ствующим субсчетам осуществляется в книге (карточке) учета денежных средств бюджета ф.2-ф. Записи по учету операций по соответствующим субсчетам счета 01 при механизирован­ной обработке могут осуществляться без ведения учетного ре­гистра ф.2-ф. В учете денежных средств бюджета поступление всегда отражается по дебету, а расходование - по кредиту этих субсчетов.

Каждому местному бюджету в филиале «АСБ Беларусбанк» открывается транзитный счет Министерства финансов Республики Беларусь по месту нахождения финансового органа.

Денежные средства, поступившие на транзитный счет, подлежат перечислению на счет Главного управления Министерства финансов по соответствующей области или г. Минску, который открывается в филиале «АСБ Беларусбанк» для каждого бюджета базового уровня по месту нахождения районного городского финансового отдела.

Перечисление денежных средств с транзитного счета на счет районного бюджета осуществляется филиалом «АСБ Беларусбанк» на основании постоянно действующего платежно­го поручения районного финансового отдела мемориальным ордером.

Наличие остатка денежных средств на транзитных счетах на конец операционного дня не допускается.

Субсчет 011 «Денежные средства на счете местного бюд­жета»

По дебету субсчета учитываются:

• доходы бюджета и невыясненные поступления, кроме до­ходов целевых бюджетных и внебюджетных фондов;

• краткосрочные ссуды, полученные из вышестоящих бюд­жетов;

• средства, полученные из вышестоящих бюджетов по вза­имным расчетам, субвенциям, субсидиям, а также средства, полученные из фонда финансовой поддержки регионов;

• средства, поступающие от размещения ценных бумаг;

• возврат бюджетных средств распорядителями средств;

• средства, полученные из нижестоящих бюджетов;

• остатки средств бюджета по текущим счетам и субсче­там, закрываемым в установленном порядке;

• другие поступления.

По кредиту субсчета учитываются:

• финансирование распорядителей бюджетных средств в со­ответствии с предусмотренными ассигнованиями по бюджету;

• финансирование других мероприятий за счет средств, предусмотренных в бюджете;

• перечисление средств нижестоящим бюджетам по взаим­ным расчетам, субвенциям, субсидиям, средствам фонда фи­нансовой поддержки регионов;

• возврат излишне зачисленных в бюджет доходов;

• перечисление невыясненных поступлений для зачисле­ния по принадлежности в другие бюджеты или другим органи­зациям;

• средства, направленные на погашение ценных бумаг; другие перечисления.

Субсчет 013 «Текущий счет местного бюджета в ино­странной валюте»

Данный субсчет применяется для раздельного учета средств местного бюджета в иностранной валюте.

В соответствии с действующим законодательством записи в бухгалтерском учете по операциям в иностранной валюте про­изводятся в валюте, действующей на территории Республики Беларусь, в суммах, определяемых путем пересчета иностран­ной валюты по курсу, установленному Национальным банком

Республики Беларусь на дату совершения операции. Курсовая разница, возникающая в связи с изменением курса рубля к иностранной валюте, относится на прочие источники финан­сирования дефицита бюджета.

Субсчет 014 «Денежные средства на текущих счетах рас­порядителей бюджетных средств»

Средства на текущие счета главных распорядителей бюджетных средств учреждений и ор­ганизаций перечисляются в соответствии с годовой росписью доходов и расходов бюджета с поквартальной разбивкой с уче­том изменений, внесенных решениями исполкомов местных Советов депутатов.

Бухгалтерские записи операций по исполнению районного бюджета формируются на основании данных двух выписок банка - транзитного счета районного финансового отдела по учету доходов бюджета и текущего счета казначейства по уче­ту средств районного бюджета. Для правильного отражения указанных операций необходимо учитывать следующее:

• в бухгалтерском учете финансовых органов перечисле­ния доходов местного бюджета и иных поступлений в местный бюджет с транзитного счета районного финансового отдела на текущий счет государственного казначейства по городскому, районному бюджетам должны оформляться следующей про­водкой: Д-т 016, 017 К-т 011;

Возврат бюджетного финансирования текущего года орга­нам государственного казначейства отражается по лицевому счету распорядителя средств и относится на восстановление бюджетного финансирования. В бухгалтерском комплексе фи­нансового органа данную операцию следует оформлять запи­сью Д-т 015, 016, 017 К-т 014, 020.

В случае осуществления расчетов по платежам в бюджет за счет предусмотренных в бюджетной смете средств по статьям 1.10.01.99, 1.10.02.01 и отражения в платежной инструкции кода дохода в бухгалтерском учете финансового органа указан­ная операция оформляется бухгалтерской записью Д-т 014, 020 К-т сч 015, 016, 017.

Субсчет 019 «Суммы в пути»

По дебету субсчета 019 учитываются суммы, перечислен­ные в конце текущего месяца, но поступившие на счет местно­го бюджета в следующем месяце. При поступлении средств на счет местного бюджета производится запись по кредиту данно­го субсчета.

На субсчет 011 зачисляются все поступления средств в дан­ный бюджет: доходы бюджета, включая невыясненные посту­пления, средства, поступающие из других бюджетов; суммы краткосрочных ссуд, полученные из вышестоящих бюджетов; суммы, поступившие в погашение задолженности по кратко­срочным ссудам и взаимным расчетам; суммы поступлений из­лишков доходов из нижестоящих бюджетов; средства бюджета, отозванные с текущих счетов распорядителей средств. Эти и другие средства, поступающие на субсчет 011, отражаются по дебету этого субсчета.

Средства, идущие на образование фондов, зачисляются банком на отдельные счета целевого назначения.

С текущего счета финансовые органы перечисляют средства на текущие счета главных распорядителей средств, другим бюджетам по расчетным операциям, на погашение ссуд и др. Списанные банком суммы по указанным видам деятельности отражаются по кредиту субсчета 011.

Главное управление для открытия транзитного счета, счета по учету средств соответствующего местного бюджета и рай­онного городского финансового отдела для открытия транзит­ного счета представляют в обособленное (структурное) под­разделение «АСБ Беларусбанк» заявление об открытии соот­ветствующего счета с указанием кода местного бюджета, ду­бликата извещения о присвоении учетного номера плательщи­ка и карточки с образцами подписей и оттиска печати, подлин­ность которых удостоверена вышестоящей организацией. От­ветственность за правильность указания кода местного бюдже­та несет заявитель.

Сведения о реквизитах счетов по учету средств местного бюджета, транзитных счетов для зачисления платежей в бюд­жет г. Минска до местных финансовых органов и исполнитель­ных комитетов сельских, поселковых, городских (городов рай­онного подчинения) Советов депутатов доводит главное управ­ление. Сведения о реквизитах счетов, предназначенных для зачисления платежей в местные бюджеты, до инспекций Ми­нистерства по налогам и сборам Республики Беларусь доводят местные финансовые органы, а до плательщиков - инспекции МНС, местные финансовые органы и исполкомы.

Уплата (взыскание) платежей в бюджет осуществляется в безналичном порядке и наличными денежными средствами. Прием наличных денег в кассу банка, отделение связи в уплату платежей в местный бюджет, а также перечисление (списание) денежных средств со счетов плательщиков в уплату платежей в местный бюджет осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами Национального банка Рес­публики Беларусь и требованиями Инструкции о порядке ис­полнения местных бюджетов по доходам в редакции постанов­ления Министерства финансов и Правления Национального банка Республики Беларусь от 17 декабря 2008 г. № 189/195 по следующим документам:

• извещению;

• объявлению на взнос наличными;

• платежному поручению;

• платежному требованию;

• мемориальному ордеру.

Оформление указанных документов осуществляется в порядке, установленном нормативно-правовыми актами Национального банка.

По требованию инспекций МНС местный финансовый ор­ган должен представить отчет о состоянии исполнения приня­тых заявок по зачетам и возвратам.

По истечении отчетного периода местный финансовый ор­ган до представления в вышестоящую организацию отчета об исполнении бюджета обязан произвести сверку данных по до­ходам, поступившим в соответствующий местный бюджет, с налоговыми органами.

Расхождение отчетных данных местных финансовых и на­логовых органов допускается на сумму денежных средств, принятых (взысканных) инспекциями МНС, исполкомами от плательщика наличными денежными средствами в уплату пла­тежей в бюджет и не внесенных в кассу банка для зачисления на соответствующий счет районного городского финансового отдела, главного управления.

2. Счета бухгалтерского учета, предназначенные для учета

доходов бюджета. Учет невыясненных поступлений

Бухгалтерский учет доходов государственного бюджета призван обеспечить систематический контроль за своевре­менным и полным поступлением доходов в бюджет, внесением платежей в бюджет каждым плательщиком.

Учет исполнения доходов местного бюджета осуществляет­ся финансовым органом, исполкомом в установленном поряд­ке по кодам разделов и подразделов классификации доходов на основании следующих документов:

• выписки банка и (или) главного управления по соответ­ствующему счету областного, районного, сельского бюджета, транзитному счету и приложений к ней;

• заключения финансового органа или инспекции МНС о проведении зачета;

• извещения финансового органа о проведении взаимозачета.

В финансовых органах бухгалтерский учет доходов ведет бухгалтерия по бюджету. Оперативный учет доходов и налогов в разрезе плательщиков осуществляет инспекция МНС. Бухгал­терия по бюджету учитывает доходы только данного бюд­жета (области, города, района).

Для бухгалтерского учета доходов бюджета предназначен пассивный счет первого порядка 04 «Доходы», который под­разделяется на счета второго порядка (040-041).

На счете 04 учитываются доходы, поступающие на счета местных бюджетов; доходы, зачисляемые на основании заклю­чений финансовых органов по актам-заявлениям о зачете пла­тежей в бюджет в счет финансирования из бюджета; доходы целевых бюджетных фондов местных Советов.

В случае поступления доходов или иных поступлений в иностранной валюте в учреждениях банков открываются от­дельные валютные счета местных бюджетов по однотипным балансовым счетам.

Учет доходов, поступивших в иностранной валюте, осу­ществляется аналогично учету в национальной валюте. Посту­пившие доходы на счет местного бюджета записываются об­щими суммами по каждому подразделению бюджетной клас­сификации в справку о доходах (ф.3) за день, а затем в книгу (карточку) доходов ф.5-ф.

Субсчет 040 «Доходы бюджета» - учитываются доходы, по­ступающие на счет местного бюджета в установленном порядке.

По дебету субсчета учитываются:

• возврат излишне поступивших доходов;

• списание поступивших за отчетный год доходов на ре­зультаты исполнения бюджета.

По кредиту субсчета учитываются:

• поступление доходов на счет местного бюджета в учреж­дении банка;

• отнесение на доходы бюджета невыясненных поступлений;

• зачет задолженности по платежам в бюджет в счет финан­сирования распорядителей бюджетных средств;

• передача части платежей нижестоящих бюджетов выше­стоящему бюджету в соответствии с утвержденным бюджетом по нормативу и наоборот;

• отнесение на доходы сумм, находящихся в пути;

ü возврат излишне поступивших доходов ü списание поступивших за отчетный год доходов на результаты исполнения бюджета
прочие поступления.

Субсчет 041 «Невыясненные поступления и суммы, вре­менно отнесенные на доходы местного бюджета» - учитывают­ся зачисленные учреждениями банков на счет местного бюджета суммы, по которым нет оснований к зачислению их в доходы дан­ного бюджета или к отнесению их на соответствующие подраз­деления бюджетной классификации по субсчету 040. Составляет­ся бухгалтерская запись:

Д-т субсч. 011 К-т субсч. 041.

Поступившая сумма невыясненных доходов записывается в справку о доходах за день отдельной строкой.

Финансовый орган обязан немедленно принять меры к вы­яснению принадлежности этих сумм.

В том случае, если будет установлено, что сумма относится к доходам данного бюджета, она списывается со счета невы­ясненных поступлений и зачисляется на кредит субсчета 040 по соответствующему подразделению бюджетной классифика­ции. Если в результате выяснения окажется, что сумма не явля­ется доходом данного бюджета, то по платежному поручению финансового органа она списывается банком со счета местного бюджета для зачисления по принадлежности. Составляется бухгалтерская запись:

Д-т субсч. 041 К-т субсч. 011.

На субсчете 041 могут учитываться поступившие суммы не более одного месяца со дня их зачисления в бюджет, а посту­пившие в декабре - до 31 декабря текущего года. В течение указанных сроков должна быть выявлена их принадлежность.

Если по истечении установленных сроков суммы останутся невыясненными, они списываются с субсчета 041 и зачисляются в доходы бюджета по подразделению бюджетной классификации «Прочие поступления». Составляется бухгалтерская запись:

Д-т субсч. 041 К-т субсч. 040.

По дебету субсчета учитываются:

• отнесение на доходы бюджета сумм невыясненных по­ступлений;

• перечисление невыясненных поступлений по принад­лежности.

По кредиту субсчета учитывается зачисление на счет мест­ного бюджета сумм невыясненных поступлений и сумм, вре­менно отнесенных на доходы местного бюджета.

Перечень регулирующих доходов, нормативы их отчисле­ний в бюджеты областей и г. Минска устанавливаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

Распределение доходов между областным бюджетом, бюд­жетами базового и первичного уровней осуществляется соот­ветствующими районными городским финансовыми отделами.

По результатам распределения районный городской финан­совый отдел оформляет платежное поручение на перевод де­нежных средств со счета районного бюджета на счета област­ного и (или) сельского бюджета по каждому виду дохода. Дан­ное платежное поручение оформляется от имени главного управления и представляется в отделение главного управления для исполнения.

Аналитический учет доходов. Аналитический учет до­ходов по местным бюджетам ведется в финансовых органах по каждому виду доходов в соответствии с подразделениями бюд­жетной классификации в книге доходов (ф. 5-ф). Книга дохо­дов заполняется ежедневно на основании мемориального орде­ра и справки о доходах, поступивших за день.


Наши рекомендации