Долгосрочного кредитованияинвестиционной деятельности
Централизованное финансирование осуществляется за счет бюджет-ных ассигнований, которые, как уже указывалось, являются инструментом госу-дарственной инвестиционной политики (см. раздел 6.3). Посредством бюджет-ного финансирования, прежде всего капитальных вложений государство реаль-но способствует структурной перестройке экономики, обеспечивая повышение эффективности функционирования народнохозяйственного комплекса страны, ликвидацию диспропорций в экономическом развитии отраслей и регионов, ре-шение социальных и экологических проблем, сохранение единого экономичес-кого пространства.
Источниками централизованного финансирования являются средства бю-джетов всех уровней и внебюджетных фондов. Это финансирование осущест-вляется в соответствии с уровнем принятия решений – на федеральном уровне из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов финансируются федеральные инвестиционные программы, а также находящиеся в федеральной собственности объекты строительства и технического перевооружения, на реги-ональном – региональные и т.д.
Централизованному финансированию присущ ряд принципов:
– целевой характер использования средств;
– получение максимального экономического и социального эффекта при мини-муме затрат;
– предоставление средств по мере осуществления затрат с учётом использо-вания ранее выделенных ассигнований.
Соблюдение данных принципов обеспечивается максимально жесткой и предельно конкретной процедурой отбора инвестиционных проектов – претен-дентов на получение бюджетных ассигнований (см. раздел 6.3).
Существует две формы централизованного финансирования – безвоз-вратное и возвратное. Безвозвратное централизованное финансирование осуществляется, как правило, в целях развития принципиально новых направле-ний производственной деятельности, способных, как «точки роста», дать им-пульс развитию сразу нескольких сопряженных отраслей экономики. Также на безвозмездной основе за счет бюджета финансируются конверсионные, оборон-ные, экологические и другие инвестиционные проекты, не рассчитанные на ко-ммерческую отдачу или на её быстрое получение. Возвратное централизо-ванное финансирование осуществляется либо в виде долевого участия на усло-виях закрепления в государственной собственности части акций вновь создава-емых предприятий, либо в форме прямых целевых бюджетных кредитов. Раз-новидностью возвратного централизованного финансирования российских ин-вестиционных проектов, но уже за счет иностранного капитала можно считать экспортное финансирование (связанное кредитование) – инструмент госу-дарственной поддержки своего высокотехнологичного экспорта развитыми странами, как иностранными инвесторами. Российским компаниям, реализую-щим капиталоемкие инвестиционные проекты на базе импортного оборудова-ния, экспортное финансирование выгодно тем, что при посредничестве россий-ских банков позволяет привлекать иностранные кредиты этих стран с под-держкой их государственных финансовых институтов для целевого (связан-ного) финансирования контрактов своих производителей (экспортеров) на пос-тавку этого оборудования в Россию. Последовательность оплаты его поставок в соответствии со схемой экспортного финансирования (рис. 7.5) следующая:
[1] – коммерческий контракт (договор подряда) между иностранным экспор-тёром (производителем оборудования, подрядчиком) и российским им-портёром (заказчиком);
[2] – кредитное соглашение между иностранным банком-кредитором и рос-сийским банком-кредитополучателем;
[3] – соглашение с экспортёром о порядке выплаты средств в его пользу в счет кредита российскому банку;
[4] – соглашение о страховании между иностранным государственным экспо-ртным страховым агентством и банком-кредитором этой же страны, как бенефициаром страхового полиса;
Рис. 7.5. Схема экспортного финансирования
[5] – кредитное соглашение между российским банком и российским импор-тёром (заказчиком) о предоставлении первым, уже как кредитодателем, кредита последнему;
[6] – реализация коммерческого контракта на отгрузку оборудования;
[7] – предъявление экспортёром (подрядчиком) документов, подтверждаю-щих выполнение им обязательств по экспорту оборудования в банк-кре-дитор с целью получения выплат за поставку этого оборудования;
[8] – после получения письменного подтверждения кредитополучателя (на рис. 7.5 не показано) о том, что предъявленные экспортёром (подрядчи-ком) документы являются основанием для выплаты средств кредита, банк-кредитор осуществляет платёж в пользу экспортёра (подрядчи-ка). Одновременно банк-кредитор записывает предоставленный транш в счёт кредита, открытого в книгах кредитодателя на имя российского ба-нка-заёмщика;
[9] – банк-кредитор направляет кредитополучателю торговые и иные доку-менты, являющиеся основанием для использования кредита, которые подлежат передаче импортёру (заказчику) и акцепту с его стороны;
[10] – банк-кредитополучатель погашает основной долг по кредиту и начис-ленные проценты по нему.
К недостаткам экспортного финансирования, как способа привлечения иностранного капитала в наиболее необходимой для российских субъектов инвестиционной деятельности форме – импортного оборудования – можно отнести сложность процедур и документации, длительный срок оформления, негибкую схему финансирования, а также ограничения, накладываемые на им-портёра, в отношении выбора поставщиков этого оборудования. Но эти нега-тивные моменты перевешивают два положительных момента. Во-первых, для российского предприятия-проектоустроителя приобретение импортной техники за счет экспортных кредитов иностранных банков – это, практически, единст-венно возможный сейчас способ привлечь в инвестиционный проект среднесро-чные и, тем более, долгосрочные (до 10 лет) заёмные средства. И, во-вторых, для российских банков-заёмщиков экспортное финансирование является более дешёвым, чем прямое фондирование на межбанковском рынке, даже несмотря на существенно более продолжительные сроки кредитования, что особенно ва-жно для капиталоёмких инвестиционных проектов.
Наконец, смешанное финансирование представляет собой комбинацию всех выше охарактеризованных традиционных или универсальных методов фи-нансирования инвестиционной деятельности. Это его самая распространен-ная форма, поскольку может быть адаптирована к сколь угодно разнообраз-ным инвестиционным проектам.
Проектное финансирование
Проектное финансирование предусматривает обслуживание долговых обязательств самим инвестиционным проектом и является разновидностью зае-много финансирования, когда за него расплачиваются из прибыли, генерируе-мой данным проектом. Осуществляется на основе учета возможных рисков про-екта и их приемлемого распределения между его участниками. Эти риски учи-тываются регрессом – требованием о возмещении предоставленной в заём сум-мы, поэтому проектное финансирование называют ещё финансированием с ре-грессом. Как следует из сказанного, термин «проектное финансирование» не яв-ляется синонимом понятия «финансирование проекта» (несмотря на их словес-ную схожесть), которое может осуществляться разными методами, в том числе, и методом проектного финансирования (см. раздел 7.1).
Обязательный состав участников проектного финансирования (рис. 7.6)
Рис. 7.6.Основные участники проектного финансирования
может быть по-разному конкретизирован в зависимости от следующих его наиболее распространенных в мировой практике схем:
ü оплата продукцией;
ü концессии и подрядные соглашения;
ü собственный производственный инвестиционный проект.
Оплата продукцией – это исторически первая схема проектного финан-сирования, когда в 30-гг. прошлого века при разработке нефтяных месторож-дений в США кредит погашался за счет добытой нефти. Средства, необходи-мые для разработки месторождения, предоставлялись банком в кредит под неф-тяные запасы. С момента начала добычи нефти кредит погашался из доходов от её продажи. Банк при этом брал на себя риск, что нефтяных запасов для по-гашения кредита на деле окажется недостаточно – главная идея проект-ного финансирования и по сей день!Так, международные финансовые органи-зации сейчас именно в такой форме оказывают помощь развивающимся стра-нам, поскольку те имеют богатые природные ресурсы, но испытывают недоста-ток капитала. Применительно к российским условиям данная схема реализуется в виде соглашения о разделе продукции (СРП) – договора, в соответствии с которым Российская Федерация (инициатор проекта, согласно рис. 7.6) в лице государственных органов исполнительной власти возмездно и на определенный срок предоставляет иностранному инвестору (кредитору, там же) исключите-льные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на оговоренном в СРП участке недр и на проведение связанных с этим работ. Он же может вы-ступать учредителем проектной компании, причем как самостоятельно, так и совместно с органами власти РФ. Возмещение капитальных (разведка, освое-ние) и текущих (добыча) затрат иностранного кредитора осуществляется не то-лько за счет прибыли от реализации им своей доли добытых полезных иско-паемых (рис. 7.7), но и за счет компенсационной доли (там же) иностранного инвестора в объёме этой добычи, как возвращаемого ему регресса.
Концессии и подрядные соглашения являются наиболее оптимальной схемой финансирования крупных региональных инфраструктурных проектов, когда их инициатором (см. рис. 7.6) выступают органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а соучредителем проектной компании (там же) – государство, в лице того же Инвестиционного фонда или Фонда национа-льного благосостояния РФ (см. раздел 6.3). В соответствии с названием данная схема проектного финансирования включает две разновидности:
– схема типа «строительство – владение – эксплуатация – передача» (СВЭП) объектов региональной инфраструктуры (дорог, инженерных комму-нальных сетей и др.). Это государственная концессия в чистом виде, посколь-ку концедент (региональная администрация) на срок действия концессионного соглашения передает концессионеру (проектной компании, см. рис. 7.6) право собственности;
– схема типа «строительство – эксплуатация – передача» (СЭП), по сути своей является разновидностью подрядного соглашения, поскольку, как и СРП (см. выше) временную передачу пользователю (той же проектной компании) прав собственности не предполагает.
Рис. 7.7.Схема и пример раздела продукции по СРП
Отсюда понятно, что использование концессий и подрядных соглашений, как разновидностей проектного финансирования – это, по сути своей, реали-зация государственно-частного партнёрства (ГЧП), так как они:
· минимизируют нагрузку на госбюджет, поскольку в регионе формируется самостоятельное в правовом и финансовом смысле проектное сообщество, способное эффективно решать задачи развития инфраструктуры этого ре-гиона;
· позволяют привлекать к реализации региональных инфраструктурных ин-вестиционных проектов максимально большое число участников – отечес-твенных и иностранных банков-кредиторов, производителей оборудова-ния, частных и государственных подрядных организаций, консалтинговых, лизинговых и страховых компаний и т.д.;
· гарантируют закрепление созданных или модернизированных в результа-те реализации инвестиционного проекта инфраструктурных объектов в ре-гиональной собственности.
Наконец, при реализации схемы собственного производственного инвес-тиционного проекта его инициатором (см. рис. 7.6) выступает предприятие (компания), изыскивающая возможности модернизировать оборудование, усо-вершенствовать технологию, увеличить производственные мощности и т.п. пу-тем создания либо нового структурного подразделения (в этом случае заёмщи-ком выступает сам инициатор), либо нового предприятия, как проектной компа-нии (там же). Как заёмщик, данная компания может иметь любую организаци-онно-правовую форму, кроме акционерного общества, поскольку, как указыва-лось в начале данного раздела, проектное финансирование – это финансирова-ние заёмное. В обоих случаях доля собственных средств инициатора проекта должна составлять не менее 30 %.
В зависимости от того, какую долю риска (величину регресса) принимает на себя кредитор, различают три формы проектного финансирования, сравни-тельная характеристика которых приведена в таблице 7.1:
Таблица 7.1