Методологические особенности долгосрочного

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития социалистической экономики в качестве одной из наиболее актуальных и важных выступает задача совершенствования системы народнохозяйственного планирования. Необходимость решения этой задачи предопределяет разработку обоснованных прогнозов развития различных отраслей народного хозяйства, включая и сельское хозяйства.

В решениях XXIY, XXY и XXYI съездов КПСС указывается на необходимость использования прогнозов научно-технического прогресса и социально-экономических процессов при разработки народнохозяйственных планов. Применительно к сельскому хозяйству первостепенное значение имеет прогнозирование использования земельных ресурсов, играющих решающую роль в развитии отросли. Вместе с тем проблемы дальнейшего освоения и рационального использования земельных и других природных ресурсов в плановом порядке могут решаться лишь с учетом дальней перспективы развития всего народного хозяйства.

Прогноз использования земельных ресурсов по отношению к общему прогнозу развития народного хозяйства является частным прогнозом, его составной части. В тоже время прогноз использования земельных ресурсов представляет собой своеобразное направление прогнозных исследований ввиду особенностей земельных ресурсов как объекта прогнозирования, а именно специфичности роли земли в общественном производстве, ее особых свойств как средства производства, сложности социально-экономических связей, возникающих в процессе ее использования.

На современном этапе развития производительных сил страны может успешно осуществляться при условии полного и рационального использования земельных ресурсов. «Земля- это бесценное народное богатство. И мы обязаны беречь ее, повышать продуктивность, добиваться все большей отдачи с каждого гектара. Эту задачу, как, в прочем, и другие, надо решать комплексно, связывая ближайшие нужды и отдаленную перспективу…» - говорил Л.И. Брежнев в речи на торжественном заседании в Алма-Ате, посвященном 20-летию основания целины. Отсюда важнейшей проблемой землеустроительной науки и производства становится организация полного и эффективного использования земли в отдельных зонах, районах, хозяйствах и в целом в стране.

Для решения этой проблемы необходимо углубленное изучение специалистами в области землеустройства методологических и организационных вопросов прогнозирования использования земельных ресурсов.

Целью курса «Прогнозирование использования земельных ресурсов» как раз и является: вооружить необходимыми теоретическими знаниями и методами будущих инженеров-землеустроителей.

По своей структуре курс делится на две составные части: общая часть – «Научные основы прогнозирования использования земельных ресурсов» и социальная часть – «Система прогнозирования и планирования земельных ресурсов в СССР».

Предметом курса является изучение закономерностей, методов и процесса прогнозирования народнохозяйственного использования единого государственного земельного фонда (ЕГЗФ) СССР на перспективу.

Метод курса строится на основных положениях диалектического и исторического материализма. Основные стороны частного метода курса состоят в следующем.

1.При анализе, прогнозировании и управлении ЕГЗФ необходимо руководствоваться принципом системного подхода. Это значит, что научно-технический прогресс в использовании земельных ресурсов в стране, регионах, в отдельных хозяйствах не может рассматриваться изолированию, вне связи его с внешними по отношению к нему объектами, процессами и явлениями, в частности, с использованием других природных ресурсов (леса, воды, недр и т.д.).

2.Процессы и явления, связанные с использованием земельных ресурсов, должны изучаться в динамике, т.е. в историческом аспекте.

3.Метод диалектического материализма, как известно. Требует поддерживать в процессе развития все новое и перспективное – «зачатки будущего». В связи с этим в курсе необходимо анализировать новые явления в области землепользования и землеустройства, новые цели, изучать перспективные проекты, то есть все то, что позволяет выработать оптимальную стратегию наиболее эффективного использования земельных ресурсов.

4.Необходимость учитывать специфику объекта исследования. Только в этом случае можно обеспечить действенность разрабатываемых рекомендаций.

5.Важной стороной метода исследование ряда вариантов решения поставленной задачи для нахождения оптимального варианта в соответствии с принятыми критериями эффективности. При этом анализ вариантов должен сопровождаться их количественной оценкой.

6.Обилие вариантов решения задач развития землепользования связано с большим числом факторов, воздействующих на конечный результат этого процесса. В связи с этим важное значение имеет применение математических методов и ЭВМ при ретроспективном анализе (обращенном в прошлое), прогнозирование и управлении использованием земельных ресурсов.

«Прогнозирование использования земельных ресурсов», являясь одним из самостоятельных профилирующих курсов на землеустроительном отделении земфака, взаимосвязано с другими дисциплинами учебного плана по специальности 1508 – «Землеустройства»,

Прежде всего следует отметить особо тесную связь с такими дисциплинами, как «Сельскохозяйственная районная планировка» и «Землеустроительное проектирование». Первая предусматривает развитие и размещение всех производительных сил на определенной территории. А вторая углубленно изучает ту их часть, которая неразрывно связана с использованием земли. Землеустроительные проекты (межхозяйственное и внутрихозяйственное землеустройство) являются конкретизацией, детализацией и реализацией земельных прогнозов (схем землеустройства) применительно к территории района, групп или отдельных землепользователей.

В мотодологическом отношении курс органически включает в себя ряд положений таких дисциплин, как философия, политэкономия, экономика сельского хозяйства, организация производства в социалистических сельскохозяйственных предприятиях, земельный кадастр, экономико-математические методы в землеустройстве, земельное право и др.

Комплексность, многогранность и сравнительная новизна курса обусловливают тот факт, что настоящему времени он как научная дисциплина находится в стадии становления. По нему нет учебников и методических пособий. Это создает определенные трудности в овладении материалом студентами.

В настоящем учебном пособии делается попытка систематизировать и обобщить сведения, разработанные в мало тиражных научных публикациях по вопросам прогнозирования использования земельных ресурсов, и кратко, по возможности в доступной для студентов форме, изложить основные вопросы теории и методики прогнозирование использование земельных ресурсов с учетом специфики Сибирского региона.

Высокая эффективность сибирской экономики обусловила осуществление здесь крупнейших региональных программ: развитие Западно-Сибирской Нефтегазового комплекса, формирование энергопромышленных комплексов Ангаро-Енисейского региона, хозяйственное усвоение зоны БАМа, создание аграрно-промышленного комплекса. В решениях ХХVI съезда КПСС предусматривается преимущественное направление средств на развитие экономики этого края.

В этой связи в Сибири проблема прогнозирования использования земельных ресурсов на длительную перспективу, в частности, в районах нового промышленного освоения, приобрела особую остроту. Поэтому в учебном пособии главное внимание уделяется тем вопросам курса, которые имеют наибольшее значение в условиях Сибири.

Глава 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛГИИ ПРОНОЗИРОВАНИЯ

1.Общее понятие о прогностике

Генеральная перспектива развития социалистического общества требует учета того непреложного факта, что бурные темпы научно-технического процесса, растущее воздействие науки и техники на все стороны экономической и социальной жизни коренным образом меняют представление о критериях времени и масштабах прогресса. Процессы развития науки и техники, протекающие в прошлом на протяжении десятков и сотен лет, в наше время совершаются неизмеримо быстрее, вследствие чего, во избежание всякого рода «неожиданностей», предвидение перспектив развития становится особенно необходимым для успешного создания материально-технической базы коммунизма.

Вместе с тем на современном этапе строительства коммунистического общества мы все чаще «…сталкивается с тем, как указывал тов. Л.И.Брежнев в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIY съезду партии,- что осуществление важнейших экономических задач требует не пяти лет, а гораздо большего срока. В этой связи встает вопрос о перспективном долгосрочном планировании народного хозяйства, опирающимся на прогнозы роста населения страны, потребностей народного хозяйства, научно-технического прогресса. При таком подходе, обеспечивающем постоянную увязку долгосрочных планов с пятилетними и годовыми, могут эффективнее решаться коренные проблемы нашего развития» .Поэтому как никогда остро встает проблема научного прогнозирования.

В последние годы в стране развернулись работы по долгосрочному прогнозированию во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в области рационального использования земельных ресурсов.

Советское государство с первых дней своего существования предусматривало возможность и необходимость прогнозирования развития экономики, науки и техники .Гениальный образец прогноза -ленинский «Набросок плана научно-технических работ», в котором В.И. Ленин высказал и развил основополагающие мысли относительно научных задач и их места в совокупной системе производительных сил. История современного научно-технического и экономического прогнозирования начинается с этого документа. Он служил исходным пунктом для разработки первого в истории человечества долгосрочного плана-прогноза развития производительных сил страны, плана ГОЭЛРО.

К настоящему времени в стране разработаны сотни прогнозов по различным проблемам научно-технического развития, испытаны десятки методик, изданы серии монографий и статей, отражающих быстрорастущее признание роли и значение прогнозных работ.

Органической частью процесса народнохозяйственного планирования стала разработка межотраслевых комплексных программ. В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министерств СССР о разработке долгосрочного перспективного плана на 1976-1990 гг. перед плановыми, хозяйственными органами и научными организациями была поставлена задача составить этот план не только в отраслевом и территориальных аспектах, но и по важнейшими комплексным межотраслевым проблемам, к числу которых было отнесено составлено Генеральной схемы использования земельных ресурсов страны на перспективу.

Необходимость базировать планирование народного хозяйства и управление его отраслями на научно обоснованной системе прогнозов обусловила формирование нового направления в экономической науке – прогностики, изучающей закономерности процесса разработки прогнозов.

Прогностические исследования в области научно-технического и социально-экономического развития проводятся во многих странах мира. Однако существует принципиальное различие в подходах к прогностике в социалистических и капиталистических странах, причем в последних принят термин «футурология» от латинского слова «futurum» - будущее. Это различие состоит в следующем.

Научно-техническое прогнозирование в общегосударственном масштабе является неотъемлемой предпосылкой планового ведения народного хозяйства. В условиях же капиталистического хозяйства общественное прогнозирование экономического развития практически неосуществимо, так как невозможно учесть субъективные факторы частного предпринимательства, стихийность рынка сбыта продукции и т.д.

Различна постановка конкретных задач научно-технического и социально-экономического прогнозирования. В капиталистических странах прогнозы развития техники выступают как средство и условия в конкурентной борьбе. В странах социализма задача прогнозирования связывается прежде всего с поиском оптимальных путей научно-технического развития в интересах всего народа.

Научно-технические прогнозы в странах социализма служат подтверждением научной обоснованности программы создания материально-технической базы коммунизма. Прогресс же техники при капитализме неразрывно связан с ростом безработицы, усилением эксплуатации трудящихся, поэтому научно-технические прогнозы порождают у народных масс страх перед будущим.

Различна и методическая основа научно-технического прогнозирования. На Западе в качестве всеобщей методологии прогнозирования выступает либо прагматизм, либо неопозитивизм.

Прагматизм – разновидность субъективного идеализма в современной буржуазной философии. Он отрицает познание объектной истины и признает истиной то, что дает «практически полезные» (для буржуазии) результаты. Неопозитивизм – современный позитивизм («логический позитивизм», «логический эмпиризм») отрицает общие объективные законы общественного развития, сводит науку об обществе к описанию отдельных событий без исследования причин, реальных противоречий и социальных антагонизмов при капитализме.

В станах социализма научно-техническое прогнозирование базируется на диалектико-материалистической концепции развития природы, общества и познания.

Прогностика – это научная дисциплина, изучающая общие принципы построения методов прогнозирования развития возможных объектов (явлений) и закономерности процесса разработки прогнозов.

Область приложения прогностики весьма широка – она применима во всех отраслях науки и техники, понятно, с учетом спецификации изучаемых объектов. Поэтому можно различать экономическую, научно-техническую, специальную, военную и другие прогностики.

Общей методологией прогнозирования научно-технического прогресса служит философия, которая своими средствами позволяет положительно решить вопрос о принципиальной возможности прогнозировать развитие материальных объектов, а частной мотодологией выступает прогностика.

Прогностика как научная дисциплина пока находится в стадии формирования своего специфического метода исследования и системы понятий (категорий, определений, терминов). Однако в практическом плане она находит широкое применение, так как потребность в прогнозировании чрезвычайно велика во всех сферах человеческой деятельности. Из определения прогностики следует, что ее предметом является все, связанное с разработкой способов построения метода прогнозирования и принципов составления прогнозов, что возможно лишь при рассмотрении следующих вопросов:

-классификация прогнозов и определение объектов прогнозирования;

-связь между природой объекта прогноза и методами его прогнозирования;

-основные параметры прогноза;

-время упреждения прогнозов , их точность, способы оценки и верификации (проверки) прогнозов;

-определение этапов разработки прогнозов;

-классификация и обзор существующих методов прогнозирования;

-формирование методологических требований к прогнозированию социальных последствий ЦТР.

В первом приближении (обобщенно) структура прогностики включает три раздела: метод прогнозирования, процесс разработки прогноза, оценку прогноза.

Методологические особенности долгосрочного

плана и прогноза

Планирование народного хозяйства – важнейшее проявление хозяйственно-организаторской функции социалистического государства, направленной на создание материально-технической базы коммунистического общества. При этом в Советском Союзе имеются объективные условия для планомерного развития народного хозяйства: наличие общественной собственности на средства производства; действие закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства; характер основного экономического закона социализма, согласно которому цель нашего общества -максимальное удовлетворение все возрастающих потребностей всех его членов, и т.д.

Предварительным этапом планирования народного хозяйства является разработка научных прогнозов. Неразрывная связь между планированием и прогнозированием состоит в том, что последнее изыскивает конкретные пути для достижения поставленных перед страной целей. Прогнозирование, таким образом, является необходимой стадией предплановой работы, когда анализируются сложившиеся в народном хозяйстве тенденции, оценивается их воздействий на будущее и устанавливаются целесообразные направления экономического развития на весь плановый период. Планирование же в отличие от прогнозирования носит уже директивный адресный характер.

Возросшее значение прогнозирования в народнохозяйственном планировки потребовало изучения соотношения между прогнозом и планом. Этот вопрос достаточно полно освящен в специальной литературе. Сущность его заключается в следующем.

В условиях социализма план выступает как система директивных решений и соответствующих хозяйственных мероприятий, обеспечивающих намечаемое развитие народного хозяйства материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, а также механизмом централизованного и хозрасчетного бездействия на ход выполнения плана. Функции планирования как процесса управления состоит в принятии решений, их материальном обеспечении и активном воздействиях на ход их выполнения.

Эти функции могут быть успешно реализованы, если составление плана основывается на соответствующих прогнозах как начальном этапе плановой работы. Разработка прогнозов особенно необходима для перспективного планирования в качестве основы для выбора целесообразных направлений развития, определения последовательности и сроков проведения соответствующих мероприятий.

План и прогноз является формами предвидения и формирования будущего. Функции предвидения, основанного на научном анализе тенденций и процессов развития, присуще как прогно

РА = m

n

Так, из 20 специалистов райсельхозуправления 10 имеют среднее специальное образование, отсюда вероятность того, что случайно выбранный специалист окажется со средним специальным образованием, будет (10 : 20) = 0,5.

С о б ы т и е – возникновение или изменение объекта и его параметров.

Н а у ч н о е п р е д в и д е н и е – предсказание наступление тех или иных событий, а также знание о событиях или явлениях, которые существуют, но еще не зафиксированы в опыте.

П р е д с к а з а н и е – предвидение таких событий, количественная характеристика которых либо невозможна (на данном уровне познания), либо затруднена.

Г и п о т е з а – это научно обоснованное, но еще не доказанное предположение о взаимных связях, отношениях, причинах явлений. Гипотеза подтверждается или отбрасывается в процессе или с окончанием исследования, но без нее нельзя приступить к исследованию, т.к. не известно, с какой именно целью надо вести наблюдения, что именно изучать и как надо исследовать. «Без идеи не увидишь фактов», - говорил И.П. Павлов.

С открытием фактов, ранее науке неизвестных, но существование которых предполагалось как следствие из гипотезы с массовым подтверждением гипотетических (предположительных) выводов на практике, научная гипотеза превращается в доказанную теорию, истину.

П р о г н о з – вероятностное научно обоснованное суждение относительно ненаблюдаемого состояния объекта (процесса или явления) в определенный момент времени в будущем или возможных путей достижения такого состояния, определенного в качестве цели.

П р о г н о з и р о в а н и е – вид познавательной деятельности человека, направленной на формирование прогнозов развития объектов на основе анализа тенденций его развития.

Б у д у щ е е – двуединство, включающее в себя область проявления активности и воли человека-творца и область неопределенности для человека, познавающего будущее.

Ц е л ь – в широком смысле – мысленное предвосхищение желаемых результатов деятельности. Более узко – это характеристика поведения сложных систем, которая определенным образом упорядочивает множество состояний системы, так что одни состояния более соответствуют цели, чем другие.

М о д е л ь – воображаемая или материально реализованная система, которая, отображая или представляя объект исследования, способна заменить его так, что ее изучение дает нам новую информацию об объекте.

П р е д и к т о р – человек (или машина), функцией которого (-ой) является разработка прогноза.

Б е л ы й ш у м – полный спектр частот, вся информация.

С ц е н а р и й – способ установления логической последовательности событий с целью определения вариантов развития больших систем типа международных отношений, национальной экономики, области науки или техники и т.п.

Ф о н – совокупность внешних по отношению к объекту связей, воздействующих на него в плане поставленной задачи прогноза. Это комплекс характеристик, в котором развивается предмет прогноза. Процессы и явления, которые создают фон определенного прогноза, могут быть из иных прогнозов. Различают следующие виды фонов:

- естественно-природный фон – это влияние на объект природных факторов: климатических, метеорологических, космических, географических и т.д.;

- научно-технический фон образует развитие смежных и более крупных объектов прогнозирования;

- экономический фон – включает экономические аспекты научно-технического прогресса, природных ресурсов, аспектов людских ресурсов, развитие основных фондов и капитальных вложений, потребления и уровня жизни населения, внешней торговли, народного хозяйства в целом, финансов, отраслей промышленности и т.д.;

- социальный фон составляют общественные потребности, на удовлетворение которых должно быть направлено развитие науки и техники (например, потребность в питании, жилье, улучшении здоровья, в сокращении рабочего времени, в рациональном заполнении досуга, в образовании, средствах сообщения и связи и т.п.);

- организационный фон создают организации, оказывающие влияние на развитие данного объекта прогнозирования и находящиеся вне сферы контроля предиктора;

- военно-политический фон образуется ограничениями в отношении объекта прогнозирования, представляемыми внешней и внутренней политикой страны и политикой в области обороны.

Таким образом, фон (внешняя среда, окружающие условия) - это совокупность объектов и связей между ними, определяющих условия существования или функционирования объекта прогноза.

Ф а к т о р – обобщенная наблюдаемая или ненаблюдаемая характеристика, выражающая одну из существующих черти объекта (класса объектов), с точки зрения поставленной задачи прогнозирования.

В е р и ф и к а ц и я п р о г н о з а – это процедура оценки достоверности и точности прогноза.

Под методикой прогнозирования понимается совокупность методов научного (правильного и целесообразного) познания изучаемых объектов, явлений или процессов.

В методике прогнозирования имеется ряд общих и частных методов. Последние зависят от научной специальности, по которой ведется научно-исследовательская работа. Например, землеустроительная наука по номенклатуре специальностей научных работников имеет шифр – 06.01.13.

М е т о д – правильный систематический путь исследования какого-либо объекта в зависимости от его свойств, это порядок или путь для достижения какой-либо цели, иначе говоря, совокупность средств и приемов исследования.

4.Классификация прогнозов

В различных науках разрабатывается множество прогнозов. Для того, чтобы в дальнейшем можно было как-то сравнивать отдельные прогнозы между собой или анализировать отдельные группы прогнозов, необходима единая классификация (система) прогнозов. В настоящее время строго научной классификации прогнозов еще нет. Поэтому отметим лишь основные виды прогнозов, имеющие значение для планирования и народного хозяйства и управления им, для организации рационального использования земельных ресурсов, а именно по различиям объектов прогнозирования:

- демографические прогнозы, то есть предвидение естественного движения: рождаемость, смертность, изменения в их территориальном распределении;

- социальные (или социологические) прогнозы структуры населения, отношений собственности, изменений в общественной, групповой и индивидуальной психологии, в формах общественного сознания и быта;

- научно-технические прогнозы развития фундаментальных исследований, возможной скорости и результатов практического использования достижений науки и техники;

- прогнозы освоения природных ресурсов, а также экономических и социальных последствий такого освоения;

- экономические прогнозы, включающие прогнозы основных показателей воспроизводства, отраслевой и территориальной структуры производства, основных фондов и капитальных вложений, развития отдельных отраслей и экономических районов и др.;

- внешнеполитические прогнозы.

В практике прогнозы редко бывают простыми, однородными по своей структуре. Как правило, при разработке прогнозов приходится исследовать несколько смежных процессов и явлений, социальных, природных, технических в разных сочетаниях на каждом направлении. Поэтому на практике приходится обычно иметь дело не с «чистым» научно-техническим, социально-экономическим и другими прогнозами, а с их целевыми группировками, в которых одно из направлений является главным, ведущим, а остальные – вспомогательными. Если ведущим становится, например, экономическое направление, а вспомогательными – научно-техническое, социалогическое, демографическое и другие направления социального прогнозирования, то образуется одна из важнейших целевых группировок – народнохозяйственное прогнозирование.

Процесс прогнозирования предусматривает постановку цели, именно она определяет направленность последующих действий (получения необходимой информации, ее обработки, оценки и анализа, определения перспектив и вероятности реализации прогноза). Все этапы процесса разработки прогноза должны быть увязаны с поставленными целями си задачами. Причем в одних случаях на основе уже поставленной цели (или целей) прогнозируются пути ее (их) достижения – нормативное прогнозирование, в других прогностическое исследование осуществляется для того, чтобы определить реально достижимую, отвечающую потребностям общественного развития цель –исследовательское прогнозирование.

Исследовательское (поисковое) и нормативное прогнозирование – вот два принципиальных подхода к изучению перспектив будущего.

Нормативное прогнозирование идет от желаемого будущего к настоящему и иссле6дует те явления и условия, которые должны быть приняты во внимание, чтобы достичь желаемой цели. Поисковое же прогнозирование заключается в объективных тенденций развития данного предмета или явления. Этот вид прогнозирования основан на использовании принципа инерционности процесса. В этом случае разработка направлена от настоящего к будущему.

Несовпадение нормативных и исследовательских оценок объекта прогнозирования к какому-то моменту времени будущего возможно как следствие противоречия между социальной потребностью ее удовлетворения.

На основе интеграции прогнозов обоих видов строится так называемый прогноз. Вместе с тем приходится их разделять, поскольку у каждого из них свои способы осуществления, своя специфика.

По времени упреждения прогнозируемого события можно условно выделить три типа прогнозов:

-долгосрочные: экономические (10 -30 лет), развития техники (5-7 лет), погоды (10-100 суток);

-среднесрочные: экономические (2-5 лет), развития техники (3-5 лет), погоды (3-10 суток);

-краткосрочные: экономические (от нескольких месяцев до двух лет), развитие техники (1-3 года), погоды (1-2 суток).

По методу, применяемому для прогнозирования, можно выделить три типа прогнозов:

-прогнозы, получаемые общенаучными методами: по аналогии продуктивные, индуктивные и пр.;

-прогнозы, получаемые интернаучными методами: экстраполяционные и интерполяционные, прогнозы по моделям, прогнозы на основе экспертных оценок и др.;

-прогнозы, получаемые специальными научными: по индексам в экономике, по планетам в технике и др.

Классификация методов прогнозирования и их сущность.

Прогностикой выработано свыше 150 частных методов прогнозирования. Такое многообразие методов затрудняет ориентацию относительно эффективного их применения. Поэтому возникла проблема классификации, оценки и выбора методов прогнозирования. В литературе предложено много различных классификационных схем методов прогнозирования. Наиболее удачной представляется классификация, разработанная С.А. Саркисяном и Л.В. Головановым (рис. 1).

Первичным классифицирующим признаком в ней берется источник исходной информации, на основании которой осуществляется разработка прогноза. Схема имеет ступенчатый характер: каждому уровню соответствует свой признак, служащий основанием для деления. Такая сложная структура обусловлена многоплановостью задачи прогнозирования. В зависимости от характера источника информации методы прогнозирования разделаются на два класса: эвристические и фактографические. В первом случае источником информации служат сведения, полученные с использованием главным образом логических приемов и методических правил теоретического исследования. Во втором случае прогностическая разработка опирается исключительно на фактический материал, на конкретные данные (главным образом количественные), строго характеризующие именно на времени признаков объекта прогнозирования. То есть здесь во внимание берутся только объективные факторы, тогда как в первом случае решающая роль отводится субъекту прогнозирования (его интуиции, квалификации, профессиональному опыту).

Класс эвристических методов прогнозирования включает в себя интуитивные и аналитические методы.

К интуитивным относятся методы, основанные на привлечении экспертов, то есть высококвалифицированных специалистов в данной области познания и практики, для определения тенденций развития объекта прогнозирования и оценки перспектив развития на основе личной арудиции и интуиции, догадки, проницательности, основанной на предшествующем опыте. Изучение всей совокупности мнений экспертов дает ценную информацию о предмете прогностического исследования.

Среди интуитивных методов прогнозирования популярность обрел так называемый метод «мозговых атак». Он основывается на вовлечении одновременно экспертов представительной группы в активный творческий процесс. При использовании такого метода в прогнозных разработках появляется возможность получения продуктивных результатов на короткий промежуток времени в обстановке свободного творческого генерирования идей при непосредственном общении экспертов. «Мозговая атака» и подразумевает коллективную генерацию идей в условиях запрета критики этих идей, причем процесс генерации протекает лавинообразно: высказываемая одним из экспертов идея поражает немедленную творческую реакцию всех участников. Исследования показали, что метод «мозговых атак» весьма эффективен: коллективное мышление производит на 70% больше ценных новых идей, чем сумма индивидуальных мышлений (В.А. Лисичкин, 1971).

Аналитические методы прогнозирования базируются в основном на математическом моделировании и обычно применяются при нормативным прогнозировании. При этом удается установить количественные связи между отдельными и параметрами объекта прогнозирования и с их учетом прогнозировать будущее состояние объекта при изменении соотношения между влияющими на него факторами.

Класс фотографических методов прогнозирования подразделяется на два вида: статистические и опережающие.

Статистические методы основываются на построении и анализе эмпирических временных рядов характеристик объекта, а опережающие – на обработке информации, относящейся непосредственно на времени упреждения. Например, метод патентной экспертизы основан на предположении, что с момента появления изобретения 5-7 лет

обычно требуется для подготовки его к внедрению, 5-8 лет для подготовки к серийному выпуску. Таким образом, для его реализации потребуется 10-15 лет.

Наконец, на третьем уровне методы прогнозирования классифицируются в соответствии с рабочим принципом метода (на схеме принцип метода каждой группы отражен в названии).

Данная классификационная схема методов прогнозирования относится только к сингулярным (простым) методам, то есть, использующим лишь один принцип работы. Однако сложность больших систем называет трудности прогнозирования их развития с помощью какого-либо одного такого метода. Поэтому при разработке научно-технических прогнозов в последнее время все чаще применяют комплексные методы (или системы) прогнозирования, синтезирующие определенным образом алгоритмы простых методов. К числу комплексных методов прогнозирования можно отнести метод прогнозного графа, разработанный в СССР, системы «СКОРЕ», «ПАТТЕРН» (США), метод ЦППО (Франция) и другие.

В настоящее время известен ряд других классификаций, предложенных Э.Янчем, М.Сетроном, Г.М.Добровым, В.Г.Гомошинским и другими. Точка зрения В.А.Кисичкина заключается в выделении трех классов методов – общенаучные, интернаучные и частнонаучные методы прогнозирования. К общенаучным относятся логические и эвристические средства прогнозирования, так как они применимы для прогнозирования любого объекта (например, индукция и дедукция, морфологический анализ и синтез, методы коллективной генерации идей и экспертных оценок). К интернаучным относят методы применяемые к объектам более чем одной науки (например, методы математической статистики, огибающих кривых, матричные методы и т.п.). К частнонаучным относят специфические методы, основные на закономерностях или эмпирических формулах какой-либо

       
    Методологические особенности долгосрочного - student2.ru Методологические особенности долгосрочного - student2.ru Методологические особенности долгосрочного - student2.ru Методологические особенности долгосрочного - student2.ru Методологические особенности долгосрочного - student2.ru Методологические особенности долгосрочного - student2.ru Методологические особенности долгосрочного - student2.ru
  Методологические особенности долгосрочного - student2.ru Методологические особенности долгосрочного - student2.ru Методологические особенности долгосрочного - student2.ru Методологические особенности долгосрочного - student2.ru
 

Методологические особенности долгосрочного - student2.ru Методологические особенности долгосрочного - student2.ru Методологические особенности долгосрочного - student2.ru Методологические особенности долгосрочного - student2.ru Методологические особенности долгосрочного - student2.ru Методологические особенности долгосрочного - student2.ru Методологические особенности долгосрочного - student2.ru Методологические особенности долгосрочного - student2.ru Методологические особенности долгосрочного - student2.ru

 
  Методологические особенности долгосрочного - student2.ru Методологические особенности долгосрочного - student2.ru Методологические особенности долгосрочного - student2.ru

Наши рекомендации