Этапы развития инновационной фирмы

Название этапа Его суть Стоимость этапа Источники финансирования Продолжи-тельность этапа
Этап достартового финансирования, он же «семенной» этап или Seed Sta-ge (посевная ста-дия) Инвестиции на стадии идеи, когда нет ни команды, ни бизнеса, ни прототипа. Предп-риниматель (учёный, инженер, изобрета-тель) теоретически и практически доказыва-ет коммерческую значимость своей идеи – проводит НИР, оценивает потенциальный рынок, пишет бизнес-план. До 300 тысяч долларов Личные сбережения, а также средства друзей и родственников (источ-ник «три F» – family, friends, fools). Гранты некоммерческих «посев-ных» фондов От нескольких месяцев до года
Этап стартового финансирования, он же «стартовый» этап или Start-up (начальная стадия финансирования) Инвестиции в проверенную гипотезу биз-нес-модели, когда бизнеса ещё нет, но есть прототипы продукта – результат ОКР. Соз-дается инновационная фирма, её бизнес-план является основой для переговоров с венчурными фондами. До 3 миллионов долларов Бизнес-ангелы, государ-ственные и некоммер-ческие фонды поддерж-ки инноваций Около года
Этап начального расширения, он же этап «раннего рос-та» или Early Stage (ES) Начало выпуска продукции и её первые про-дажи. Прибыль от реализации продукции ещё недостаточна для дальнейшего роста объёма производства и создания необхо-димого оборотного капитала. Несколько миллионов долларов Венчурные фонды 5 – 7 лет
Этап быстрого ра-сширения, или ста-дия расширения предприятия Later Stage (LS) Увеличение производственных мощностей, рост оборотного капитала, совершенство-вание выпускаемой продукции, развитие системы её сбыта. Не оговарива-ется Традиционное (долевое и долговое) финансирование Определяется потенциалом (жизненным циклом) инно-вации (освоен-ной продукции)


нда и управляемого самостоятельной управляющей компанией (см. раздел 1.4). Объем венчурного фонда обычно находится в пределах 5–10 млн. долл., число таких фондов только в США составляет более 700. Взносы участников (инвес-торов) венчурного фонда составляют 200–750 тыс. долл. Инвесторами венчур-ных фондов являются коммерческие банки, страховые компании, пенсионные фонды, корпорации и др. Большинство этих фондов создается на срок 7–10 лет.

В год один венчурный фонд получает от потенциальных заемщиков около 470 заявок, т.е. более одной в день (опыт США), финансирование же получает только каждая девятая. Из профинансированных венчурным фондом проектов 70–80 % не приносят отдачи, но прибыль от оставшихся 20–30 % окупает все убытки и обеспечивает высокую рентабельность успешно коммерциализован-ных идей и инноваций. Так, хрестоматийным примером эффективности меха-низма венчурного финансирования является деятельность американской фир-мы «Джинентек», специализировавшейся на внедрении в производство дости-жений биотехнологии. Когда 14 октября 1980 г. эта фирма, созданная в 1976 г. при поддержке венчурного фонда, провела IPO, цена её акций за 20 минут тор-гов подскочила с 35 до 89 долл. за акцию. В результате основатели фирмы – один из авторов метода рекомбинантных молекул ДНК Р. Бойер (Нобелевская премия 1975 г. по медицинской физиологии) и его менеджер Р. Свенсон – пер-воначально вложившие в учредительный капитал по 500 долл. личных денег, получили по 82 млн. долл. каждый.

Особенностью венчурного финансирования является предоставление средств под перспективную идею без гарантированного обеспечения имеющим-ся имуществом, сбережениями или прочими активами предприятия (инноваци-онной фирмы). Единственным залогом служит доля её акций, продаваемая рис-ковому инвестору – бизнес-ангелу или венчурному фонду. Доля последнего мо-жет составлять до 30 % (блокирующий, но не контрольный пакет акций). При-быль рискового инвестора образуется от продажи своей доли «раскрученного» бизнеса на этапе быстрого расширения (см. табл.7.2) другим инвесторам – фон-дам прямых инвестиций, банкам, акционерам в рамках IPO и т.д. Венчурное фи-нансирование осуществляется не в расчете на проценты и не на регулярные доходы на инвестированный капитал, а на развитие рисковых предприятий, на коммерциализацию создаваемых и внедряемых ими инноваций и на пу-бличное размещение акций этих предприятий как успешных компаний.

Ипотечное кредитование

Ипотечное кредитование – способ привлечения финансовых ресурсов по-средством выдачи ссуд под залог недвижимого имущества (ипотечных креди-тов) и их последующего рефинансирования. В соответствии с этими двумя эта-пами ипотечного кредитования рынок ипотечных кредитов принято делить на первичный и вторичный (рис. 7.8). Собственно рынком ипотечных кредитов является только первичный, как совокупность отношений кредиторов и заём-щиков, при которых должник (залогодатель) в качестве способа обеспечения обязательства предоставляет, а кредитор (залогодержатель), предоставляя ресу-

этапы развития инновационной фирмы - student2.ru этапы развития инновационной фирмы - student2.ru этапы развития инновационной фирмы - student2.ru этапы развития инновационной фирмы - student2.ru

Рис. 7.8. Структура рынка ипотечных кредитов

рсы в долг, принимает в залог предмет ипотеки. Последним, как недвижимым имуществом, права на которое зарегистрированы в установленном российским законодательством порядке, могут быть:

– земельные участки, за исключением земельных участков, находящихся в го-сударственной или муниципальной собственности;

– предприятия, а также здания, сооружения и иное недвижимое имущество, ис-пользуемое в предпринимательской деятельности;

– жилые дома, квартиры и части жилых домов и квартир;

– дачи, садовые дома, гаражи и другие строения потребительского назначения;

– воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объе-кты.

Сами предоставляемые в долг ресурсы (ипотечные кредиты) могут испо-льзоваться для приобретения недвижимости (объектов производственного наз-начения, жилья в многоквартирном доме, коттеджа, земельного участка), для строительства, реконструкции и капитального ремонта недвижимости, для приобретения других видов основных, а также оборотных средств. Эти креди-ты могут быть банковскими и небанковскими, предоставляться физическим и юридическим лицам.

Право залога на закладываемое имущество и право на получение испол-нения по денежному обязательству, обеспеченному ипотекой этого имущества, удостоверяются закладной (см. рис. 7.8) – именной ценной бумагой, составля-емой залогодателем.

Долгосрочный характер ипотечных кредитов (до 30 лет) приводит к необ-ходимости обеспечения кредиторов такими же «длинными» деньгами. Эту зада-чу решает вторичный рынок (там же), как рынок ипотечных ценных бумаг – облигаций с ипотечным покрытием и ипотечных сертификатов участия. Процесс рефинансирования ипотечных кредитов, имеющий целью трансформа-цию прав по закладным в обезличенные финансовые инструменты и размеще-ние их среди широкого круга долгосрочных инвесторов, называется секьюри-тизацией, реализуемой, согласно рис. 7.8, в три этапа:

– формирование кредиторами из выданных ссуд портфелей однородных ипоте-чных кредитов в виде пулов закладных;

– продажа сформированных пулов закладных финансовым компаниям, как инс-титуциональным инвесторам. Такими инвесторами выступают Агентство по жилищному ипотечному кредитованию (ОАО «АИЖК», 20 % российского рынка ипотечных ценных бумаг), а также 8–9 наиболее крупных коммерчес-ких банков страны;

– выпуск и размещение финансовыми компаниями ипотечных ценных бумаг, как долгосрочных долговых обязательств.

Таким образом, рынок ипотечных ценных бумаг аккумулирует и перерас-пределяет финансовые ресурсы между тремя субъектами ипотечного креди-тования – заёмщиками, кредиторами и инвесторами. Связь первичного и вторичного рынков ипотечных кредитов (см. рис. 7.8) делает ипотеку самофи-нансируемой системой, вовлекающей в хозяйственный оборот временно свобо-дные средства частных и институциональных инвесторов.

Лизинг

Лизинг – совокупность экономических и правовых отношений, возникаю-щих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе, с приобретением пре-дмета лизинга.

Договор лизинга – договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендато-ром (лизингополучателем) имущество (предмет лизинга) у определенного пос-ледним продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.

Схема лизинговой сделки (рис. 7.9) достаточно проста. Предприятие – бу-дущий арендатор – обращается к лизинговой компании (лизингодателю) с зака-зом на получение необходимого оборудования. На основании такого поруче-ния лизинговая компания покупает соответствующее имущество и предостав-ляет его, как предмет лизинга, арендатору. Поскольку стоимость современного оборудования очень высока, лизингодатель приобретает его за счет не только собственных, но и заёмных (там же) средств. Кроме того, проведение лизинго-вых операций связано с большими рисками, которые несёт лизинговая компа-ния (неудовлетворительное обслуживание предмета лизинга арендатором, нес-воевременный возврат имущества или вообще его конфискация в доход бюдже-та и т.д.), поэтому обязательным элементом лизинговой сделки является стра-хование предмета лизинга (см. рис. 7.9). В итоге документарное сопровожде-ние этой сделки включает:

· кредитный договор;

· договор купли-продажи имущества;

 
  этапы развития инновационной фирмы - student2.ru

Рис. 7.9. Схема лизинговой сделки

· акт приемки имущества как предмета лизинга в эксплуатацию;

· договор лизинга (он же договор финансовой аренды или лизинговое сог-лашение);

· договор на техническое обслуживание предмета лизинга;

· договор страхования предмета лизинга.

Предмет лизинга – любые непотребляемые вещи (кроме земельных учас-тков и других природных объектов), в том числе, предприятия и другие имуще-ственные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средс-тва и другое движимое и недвижимое имущество, которое можно использо-вать для предпринимательской деятельности.

Плата лизингополучателя за пользование предметом лизинга образует су-мму лизинговых платежей, которая включает:

– возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга арендатору, включая оплату процентов за кредит;

– возмещение затрат лизингодателя, связанных с оказанием арендатору других предусмотренных договором лизинга услуг;

– доход лизингодателя (лизинговую маржу).

В лизинговые платежи может также включаться стоимость выкупаемого арендатором после окончания срока действия договора лизинга имущества (вы-купная цена предмета лизинга), если данным договором предусмотрен такой выкуп.

Лизингодатель, предоставляя лизингополучателю элементы основного ка-питала на установленный договором лизинга срок и за определенную плату, ре-ализует принципы срочности, возвратности и платности, присущие кредитной сделке, поэтому с экономической точки зрения лизинг есть товарный кредит в основные фонды, предоставляемый лизингополучателю в виде передава-емого в пользование имущества, а лизинговые платежи – это плата за такое пользование, т.е., за данный кредит.

Существуют следующие признаки классификации видов лизинга.

По соотношению продолжительности аренды и срока амортизации предмета лизинга выделяют финансовый и оперативный (операционный) ли-зинг. При финансовом лизинге срок действия договора лизинга соизмерим со сроком полной амортизации предмета лизинга или превышает его, т.е., это ли-зинг с полной окупаемостью арендуемого имущества. При оперативном (опе-рационном) лизинге это имущество в течение срока своей амортизации в ли-зинг передается неоднократно, и такой лизинг по существу прокат. Наглядное противопоставление указанных отличий представлено на рис. 7.10. К нему сто-

 
  этапы развития инновационной фирмы - student2.ru

Рис. 7.10. Сопоставление отличий финансового и оперативного лизинга

ит лишь добавить, что при финансовом лизинге передаваемое в аренду имущес-тво, как правило, учитывается на балансе лизингополучателя, а при оператив-ном – на балансе лизингодателя, в силу чего лизинговые платежи при опера-ционном лизинге всегда гораздо выше, чем при финансовом, поскольку в пер-вом случае они дополнительно включают налог на имущество арендодателя.

По составу участников лизинговой сделки различают косвенный, пря-мой и возвратный лизинг,а также сублизинг. Косвенный лизинг осуществляе-тся по его стандартной схеме (см. рис. 7.9), когда имущество передается в арен-ду через посредника. Такого посредника нет при прямом лизинге, когда лизин-годателем выступает изготовитель или владелец имущества. Функции арендо-дателя в этом случае выполняют специальные подразделения в структуре служ-бы маркетинга предприятия – изготовителя оборудования, что упрощает меха-низм лизинговой сделки, снижает затраты на её проведение и повышает эффек-тивность маркетинговой деятельности этого предприятия. При возвратном ли-зинге предприятие продает своё имущество лизингодателю, а потом берёт это имущество, уже как предмет лизинга, в аренду. Какие преимущества от исполь-зования возвратного лизинга имеет предприятие – первоначальный собствен-ник имущества, а впоследствии лизингополучатель?

· использование фактически своего оборудования, но переоформленного в ли-зинг, позволяет снизить налогооблагаемую прибыль предприятия за счет от-несения лизинговых платежей на себестоимость;

· более выгодный вариант рефинансирования капитальных вложений по срав-нению, например, с банковским кредитом или с приобретением внеоборот-ных активов за счет собственных средств. Это особенно актуально, если пла-тежеспособность предприятия ставится кредитующими организациями под сомнение ввиду неблагоприятного соотношения между его собственными и заемными средствами;

· улучшение балансовых показателей за счет продажи имущества не по учет-ной, а по рыночной стоимости, которая, как правило, выше.

Сублизинг – вид поднайма предмета лизинга третьими (по отношению к арендодателю и к арендатору) лицами по договору сублизинга с лизингополу-чателем. Комбинация сублизинга и возвратного лизинга, когда предприятие – продавец и арендатор имущества – дополнительно берёт на себя функции суб-арендодателя, называется лизингом поставщику.

По объёму обслуживания лизингополучателя выделяют чистый, пол-ный (полносервисный) и частично сервисный лизинг. В случае чистого лизинга (или нетто-лизинга) функции лизингодателя ограничиваются финансировани-ем приобретения имущества и передачей его арендатору. Полный лизинг (или брутто-лизинг) – это сделка с полным набором оказываемых лизингополуча-телю сервисных услуг – доставка предмета лизинга, его монтаж и наладка, обу-чение персонала, обеспечение комплектующими, техническое обслуживание и эксплуатационный контроль, текущий, средний и капитальный ремонт предме-та лизинга, утилизация остатков отслужившего свой срок имущества и др. Час-тично сервисный лизинг или лизинг с неполным набором услуг предполагает заранее согласованное разделение функций по обслуживанию предмета лизинга между арендатором и арендодателем.

К этому же классификационному признаку относят генеральный лизинг, когда с постоянным и надежным арендатором лизингодатель заключает общее (генеральное) соглашение по предоставлению ему лизинговой линии. В течение срока её действия пользователь при необходимости может брать дополнитель-ное оборудование без заключения каждый раз нового лизингового соглашения, т.е. полная аналогия с кредитной линией.

Наконец, по региональному признаку различают внутренний лизинг, ког-да лизингодатель и лизингополучатель представляют одну страну, и внешний (международный) лизинг, когда арендодатель и арендатор являются резидента-ми разных стран. В обоих случаях не имеет значения, юридическим лицом ка-кого государства выступает поставщик (изготовитель) предмета лизинга. В ка-честве разновидностей международного лизинга выделяют:

– экспортный международный лизинг, когда лизингодатель и поставщик пре-дмета лизинга представляют одну страну, а лизингополучатель – другую;

– импортный международный лизинг, когда лизингодатель и продавец пред-мета лизинга являются резидентами разных стран;

– транзитный международный лизинг, когда лизингодатель одной страны приобретает предмет лизинга в другой стране и предоставляет его лизинго-получателю третьей страны.

Арендодателем при лизинге выступает, как правило, юридическое лицо, именуемое лизинговой компанией. Различают следующие их виды:

· универсальные, создаваемые и контролируемые коммерческими банками как самостоятельные организации или, что реже, как лизинговые подразделения в структуре банков. Наиболее распространенный вид лизинговых компаний, поскольку располагают наиболее стабильными (банковскими) источниками финансовых ресурсов для закупок предоставляемого в лизинг имущества;

· специализированные, создаваемые крупными производителями оборудова-ния в виде своих структурных подразделений для осуществления, как прави-ло, прямого (см. выше) лизинга;

· комбинированные, представляющие собой крупные лизинговые компании, специализирующиеся на полном (там же) лизинге.

Преимуществами лизинга по сравнению с кредитом (поскольку, как отмечалось выше, по своей экономической сути эти методы финансирования инвестиционной деятельности наиболее близки) являются:

1. Предоставление кредита, как правило, сопровождается требованием к заемщику предоставления гарантий возврата займа в виде залога, страховки, поручительств третьих лиц и т.д. Помимо необходимости отвлечения дополни-тельных денежных средств на эти цели данное требование делает фактически недоступным получение кредита финансово неблагополучными предприятиями – с плохой структурой баланса, например, или обремененных существенной кредиторской задолженностью. При лизинговой сделке ничего подобного не требуется – сохранение лизингодателем права собственности на предмет лизин-га за собой делает само это имущество залогом, что исключает необходимость предоставления арендатором каких-либо дополнительных гарантий платежа. Таким образом, лизинг становится практически единственной возможностью обновления парка основных средств для убыточных и неблагополучных пред-приятий.

2. При получении кредита на приобретение основных средств заемщик, как показывает банковская практика, может рассчитывать на 70–80 % от требу-емой суммы, остальные 20–30 % он обязан уплатить продавцу из собственных средств. В случае лизинга такая ситуация исключена – лизингодатель приобре-тает предмет лизинга полностью за счет своих внутренних и (или) внешних ресурсов, не привлекая арендатора в качестве соинвестора.

3. Налоговые преимущества, а именно:

– лизинговые платежи уменьшают налогооблагаемую прибыль арендатора без каких-либо ограничений, тогда как амортизация по отдельным видам его основ-ных средств может исчисляться, например, с понижающим коэффициентом;

– по предмету лизинга возможна ускоренная амортизация с коэффициентом до 3, благодаря чему арендатор может максимально быстро приобрести самор-тизировавшее, но вполне исправное имущество и далее эксплуатировать его без начисления по нему амортизации. При кредите ускоренная амортизация не допускается;

– лизингополучатель не платит налог на имущество, если оно учитывается на балансе лизингодателя. В совокупности с ускоренной амортизацией данное об-стоятельство обеспечивает уменьшение за срок действия договора лизинга на-логооблагаемой прибыли арендатора на всю стоимость предмета лизинга, увеличенную на причитающиеся арендодателю прочие выплаты.

4. Лизинговая практика допускает уплату лизинговых платежей в нату-ральной (товарной) форме, вплоть до передачи лизингодателю части продук-ции, выпущенной на арендуемом оборудовании (компенсационный лизинг). Та-кая схема весьма удобна для арендатора и может создавать дополнительную прибыль арендодателю. При получении кредита на покупку основных средств подобное невозможно, поскольку банк-кредитор не имеет права проводить тор-говые операции. Помимо варьирования формы платежа (денежная или натура-льная оплата) лизинг предполагает весьма широкий спектр распределения пла-тежей по нему во времени – аннуитетный, регрессивный, сезонный и др. – тог-да как обслуживание и погашение кредита чаще всего осуществляется только по первому графику.

5. Услуги комбинированных (см. выше) лизинговых компаний, предоста-вляемые «в пакете» с собственно лизинговой сделкой, позволяют им оказывать арендаторам эти услуги относительно недорого. При кредите такого преиму-щества быть не может.

6. Если предмет лизинга учитывается на балансе арендодателя, то стои-мость имущества не включается (в отличие от кредита) в состав кредиторской задолженности лизингополучателя, что способствует улучшению его финансовых показателей и повышению инвестиционной привлекательности.

7. Вопросы приобретения и финансирования имущества при лизинге, в отличие от кредита, решаются одновременно, т.е. максимально быстро.

8. При обращении в лизинговую компанию клиенту нет необходимости открывать расчетный счет, что практически всегда требует банк при оформ-лении кредита. То же самое касается составления бизнес-плана.

Кроме того существуют преимущества лизинга для его субъектов (табл. 7.3), а также макроэкономические преимущества для страны, практикую-щей использование лизинга:

· увеличение общего объёма реальных инвестиций в национальную экономи-ку за счет лизинговых сделок;

· неувеличение внешнего долга страны и неуменьшение установленного ей МВФ лимита кредиторской задолженности за счет международного (см. вы-ше) лизинга;

· повышение конкуренции между источниками финансирования инвестицион-ной деятельности внутри страны;

· рост деловой активности по стране в целом за счет использования предприя- Таблица 7.3

Наши рекомендации