Сущность и функции госбюджета
Государственный бюджет – представляет собой объективную экономическую категорию, поскольку выполняет особые функции в любом государстве и любое государство пользуется бюджетом, как инструментом для удовлетворения государственных и общественных потребностей.
В любом государстве категория бюджета основывается на одних и тех же инструментах и механизмах:
- доходы бюджета и механизм их мобилизации;
- расходы бюджета и механизмы их осуществления;
- налоги и механизм налогообложения;
- займы и механизм их осуществления;
- потребности государства и общества и механизм их удовлетворения и учета.
Важнейшим механизмом бюджета выступает законодательная база.
Инструменты и механизмы бюджета используются для распределения и перераспределения конечного продукта создаваемого в национальном хозяйстве.
Таким образом, бюджетная система денежных экономических отношений в процессе которых образуется централизованный фонд, удовлетворяющий общественные и государственные потребности. Следует обратить внимание на применение термина бюджет. Как финансовая категория, бюджет раскрывает категорию финансов. Как финансовый план может рассматриваться лишь часть бюджета, которая предусматривает конкретное цифровое выражение бюджетных заданий по показателям доходов и расходов.
Централизованный бюджетный фонд представляет собой как категория финансовые ресурсы, мобилизованные государством для выполнения своих функций.
Функции бюджета:
1 группа – общие функции или функции финансов, это распределительная и перераспределительная;
2 группа – специфические функции, это:
- функция перераспределения конечного продукта для удовлетворения общегосударственных и общественных потребностей.;
- функция мобилизации доходов для образования бюджетного фонда;
- функция использования бюджетного фонда;
- функция контрольная по поводу учета потребностей общества и государства и по поводу контроля исполнения доходной и расходной частей бюджета.
Таким образом составными элементами бюджета любого государства являются:
- доходы в различных формах;
- расходы в различных формах;
- адресность бюджетных отношений;
- сбалансированность доходов и расходов.
При формировании доходов бюджета и осуществлении расходов, государство использует 2 основных метода:
- финансовый (нетто-бюджетный);
- кредитный.
Финансовый метод предполагает безвозмездные механизмы, безвозвратные механизмы принудительного перераспределения части добавленной стоимости и централизованного бюджетного фонда.
Метод кредитования предполагает возвратность финансовых ресурсов и возможную возмездность, т.е. средства из бюджетного фонда могут поступать юридическим и физическим лицам на возвратной основе, при этом могут быть установлены проценты за временное использование бюджетными средствами.
Государство может привлекать финансовые ресурсы и формировать свою доходную часть на заемной основе. Здесь обычно присутствует возмездность, т.е. уплата процентов.
Во многих государствах бюджет формируется в виде 2-х частей. В одной части работают финансовые методы, в другой кредитные.
Следующий механизмом, используемым бюджетом практически всех стран, является механизм исполнения бюджета, части технологии формирования бюджетного фонда и его расходовании.
Одним механизмом является механизм “единства кассы”, означает все бюджетные ресурсы, поступающие на бюджетные счета соответствующих уровней (федеральный, региональные, местные), обезличиваются, а затем используются по росписи доходов и расходов.
Этот механизм предусматривает отсутствие закрепления отдельных статей доходов за отдельными статьями расходов.
Другой метод предусматривает выделение части доходов и расходов на целевые субсчета для финансирования конкретных мероприятий или расходов. В современном бюджетном планировании и исполнении бюджетов используется комбинированный метод: “принцип единства кассы”, “принцип субсчетов”.
В бюджетных системах на современном этапе используется два метода исполнения доходной и расходной части:
- кассовый метод исполнения бюджета;
- казначейский метод.