Финансы хозяйственных субъектов

ФИНАНСЫ

Курс лекций

Сущность и функции финансов

- Необходимость и сущность финансов

- Функции финансов

- Взаимосвязь и различия категории финансов с другими экономическими категориями

Финансовая система страны

- Финансовые ресурсы

- Финансовая система и принципы ее формирования

- Финансовый рынок

- Финансовая политика

Финансы хозяйственных субъектов

- Сущность и функции финансов хозяйственных субъектов

1. Роль финансов в кругообороте внеоборотных активов хозяйственных субъектов

- Роль финансов в кругообороте оборотных активов

- Финансовые ресурсы предприятия: источники происхождения и направление использования

- Принципы организации финансов предприятия и их особенности в различных организационно-правовых формах.

- Сущность и функции финансов некоммерческих хозяйственных субъектов

Государственный бюджет.

-Сущность и функции государственного бюджета.

- Доходы бюджета и их классификация.

- Расходы бюджета и их классификация.

- Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации.

- Межбюджетные отношения.

- Сбалансированность бюджета.

5Государственный кредит

- Сущность и формы государственного кредита.

- Содержание, формы и методы государственных и муниципальных заимствований.

- Государственный и муниципальный долг и его виды.

- Управление государственным долгом.

Внебюджетные фонды и их роль в финансовой системе.

- Сущность и функции. Классификация внебюджетных фондов.

- Социальное страхование и социальное обеспечение.

- Единый социальный налог, как источник формирования социальных внебюджетных фондов России

- Пенсионный фонд РФ.

- Фонд социального страхования.

- Фонд обязательного медицинского страхования.

Сущность и функции финансов

1. Необходимость и сущность финансов

2. Функции финансов

3. Взаимосвязь и различия категории финансов с другими экономическими категориями

Функции финансов

Функции финансов выражают сущностные характеристики этой категории, т.е. финансов как специфического вида денежных отношений. По поводу функций на сегодняшний день не сложилось единство мнений. Вместе с тем, исходя из сущностных характеристик, можно выделить 2 основные функции:

- распределительная;

- контрольная.

Распределительная функция обеспечивает проявление финансовых отношений, раскрывая многогранные финансовые процессы. С помощью этой функции обеспечивается:

- кругооборот капитала, начиная с момента его привлечения, использования, формирования первичных и вторичных доходов и использования сформированных фондов или добавленной стоимости в целях расширенного воспроизводства. Здесь раскрывается воспроизводственный аспект распределительной функции.

- процессы, связанные с исполнением обязательств перед собственниками, работниками и государством

- процессы, связанные с исполнением обязательств перед иными учреждениями финансовой системы (специализированными финансово-кредитными институтами)

- процессы формирования, распределения и использования централизованных государственных фондов (бюджетных и внебюджетных)

- процессы межотраслевого, межсфероотраслевого и межтерриториального распределения финансовых ресурсов для выравнивания экономических условий хозяйствования, а также в целях реализации национальных проектов.

- формирование государственных резервов и запасов

- процессы перераспределения доходов между отдельными категориями населения в целях выравнивания социально-экономического положения и обеспечения минимальных социальных стандартов

- процессы распределения доходов в целях развития в социальной сфере.

Распределительная функция обеспечивает реализацию государственных функций, действует всегда одновременно с контрольной функцией.

Контрольная функция связана с количественным выражением финансов, их временной определенностью и принудительным характером. Процессы распределения не могут происходить без контроля как внутреннего, так и внешнего. Благодаря контрольной функции обеспечивается действие распределительной функции, формируются финансовые пропорции на общегосударственном уровне и на уровне других экономических агентов. Благодаря действию распределительной и контрольной функций обеспечивается воспроизводственный процесс в целом. Материальной основой этого процесса являются финансовые ресурсы.

3. Взаимосвязь и различия категории финансов с другими экономическими категориями

Когда дают определение финансам, чаще всего их отождествляют с деньгами. Действительно, финансы всегда выступают в денежной оболочке. Нет денег – нет финансов. Финансы – категория экономическая и прежде всего связана с существованием государства. Элементы финансовых отношений можно найти уже в рабовладельческом обществе, когда для поддержания государственной власти необходимо было получать регулярные денежные средства в виде дани, налогов, пошлин. Наивысшее развитие финансы получают в капиталистическом обществе. При социализме финансы также выполняли свои функции. Выделяют следующие основные стадии общественного производства: производство, распределение, обмен и потребление. Финансовые отношения возникают на стадии распределения. Областью возникновения и функционирования финансов является необходимость распространения стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) по целевому назначению и субъектам хозяйствования, чтобы каждый получил свою долю. Финансы – это денежные отношения, связанные с образованием и использованием целенаправленных фондов денежных средств. Эти фонды денежных средств получают форму финансовых ресурсов. Существуют общегосударственные финансы и финансы предприятий, учреждений, организаций. К общегосударственным финансам относятся государственный бюджет, внебюджетные фонды и государственный кредит. Финансы субъектов хозяйствования также подразделяются на финансы предприятий, функционирующих на коммерческой основе, финансы учреждений, осуществляющих деятельность через бюджетное финансирование, и фонды общественных организаций. Финансы имеют тесную взаимосвязь с другими экономическими категориями (цена, заработная плата, деньги, кредит). Наиболее тесна связь финансов с ценами. Цена является финансовым методом распределения стоимости. Финансы используют те пропорции распределения стоимости, которые заложены в цену. Важной категорией финансовых отношений является заработная плата. Заработная плата – составная часть стоимостного распределения. В стоимостном распределении участвует и кредит. Кредитные отношения также являются денежными. Но есть существенные различия. Получение финансовых ресурсов осуществляется безвозвратно, а кредит построен на возвратной основе. Кредитные ресурсы формируются за счет временно свободных денежных средств субъектов рынка. Тесная связь между финансами и кредитом заключается в том, что: они обеспечивают рынок денежными средствами; кредит в определенных случаях использует финансовые ресурсы предприятия (нераспределенная прибыль, невыплаченные налоги и т. п.). С другой стороны, предприятие, получая кредит, может выплатить за его счет заработную плату, произвести отчисления. Как всякая экономическая категория, финансы выполняют определенные функции: распределительная (связана с образованием денежных фондов) и контрольная (связана с учетом и анализом финансовых показателей и финансовым воздействием).

Финансовая система страны

1. Финансовые ресурсы

2. Финансовая система и принципы ее формирования

3. Финансовый рынок

4. Финансовая политика

Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы являются материальной основой финансов и представляют собой денежные фонды. Эти денежные фонды находят отражение в различных формах доходов, накоплений, поступлений, формирующихся в процессе непосредственной деятельности экономических агентов и в результате возникающих перераспределительных процессов.

Различают финансовые ресурсы:

- с точки зрения их принадлежности

o собственные;

o заемные

- по источникам формирования

o внутренние;

o внешние.

Финансовые ресурсы хозяйственного субъекта возникают, прежде всего, в результате его основной деятельности. В первую очередь они возникают в виде Уставного капитала, а затем источником их формирования служит выручка от реализации продукции, услуг.

Собственные финансовые ресурсы формируются за счет основной деятельности, и основным источником является выручка от реализации продукции, услуг, имущества.

Другим источником выступают заемные финансовые ресурсы, поступающие в результате заимствований на финансовом рынке, среди третьих лиц, у собственников или работников.

Домохозяйства и физические лица формируют собственные финансовые ресурсы в виде:

- доходы от предпринимательской деятельности;

- заработная плата;

- финансовые доходы от операций на финансовом рынке;

- ведение личного подсобного хозяйства;

- социальные трансферты, получаемые от государства, общественных организаций или организаций работодателей.

Заемные финансовые ресурсы у домохозяйств или физических лиц формируются за счет заимствований в банковской сфере, в торговой сфере, у организаций – работодателей, у различных организаций финансово-кредитной системы, дружеские заимствования.

Финансовые ресурсы государства:

- собственные финансовые ресурсы образуются за счет:

o налоговые доходы – формируются в виде принудительных изъятий части добавленной стоимости у хозяйственных субъектов и части доходов у физических лиц.

o Неналоговые доходы – представлены доходами от эксплуатации государственной собственности при сдаче ее в аренду; от продажи государственной собственности; доходы от продажи национального богатства; часть прибыли ЦБ (=50%); эмиссионный доход государства: доход от эмиссии ценных бумаг и доход от эмиссии денег; контрибуции, конфискации.

- заемные финансовые ресурсы формируются путем внешних (международных) и внутренних займов. Эти займы могут проводиться путем выпуска государственных долговых ценных бумаг (вексель, облигация), а может путем – прямого заимствования.

Структура финансовых ресурсов государства:

90% – от ВВП;

7-8% – экспорт, импорт;

2-3% – доходы от продажи национального имущества.

Финансовая система.

Финансы хозяйственных субъектов - student2.ru

Рисунок 1 – Структура финансовой системы

Финансовый рынок

Финансовый рынок – совокупность форм и механизмов перераспределения капитала между экономическими агентами при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал.

Исходя из институционального и операционного устройства финансового рынка, различают его институциональную (организационную) структуру и операционную (временную) структуру.

Институциональная структура – совокупность различных финансово-кредитных организаций, эмитентов и инвесторов, а также различных институтов информационно-консалтинговых услуг.

С точки зрения операций, проводимых на финансовом рынке и их временной определенности, структура финансового рынка представлена следующими сегментами:

§ Денежный рынок – операции от 1 дня до 1 года, т. е. краткосрочные операции, сверхсрочные. Денежный рынок включает в себя:

o учетный рынок – краткосрочные, казначейские, банковские, коммерческие векселя и другие виды краткосрочных обязательств.

o межбанковский рынок представляет собой рынок краткосрочных ссудных капиталов, которые привлекаются и размещаются исключительно банковскими и кредитными учреждениями

o валютный рынок обслуживает все виды операций, совершаемых в валюте со сроком до 1 года и все виды обменных и расчетных операций.

o рынок производственных ценных бумаг или рынок деривативов – ценные бумаги или финансовые инструменты, в основе которых находятся основные ценные бумаги – акции и облигации. Это опционы, форварды, свопы, фьючерсы.

Опцион – ценная бумага, дающая владельцу право продать или купить акцию.

Форвард – ценная бумага, страхующая будущие покупки или продажи, как товаров, так и ценных бумаг.

Фьючерс – контракты, фиксирующие продажу или покупку с премией или дисконтом.

Своп – соглашение или контракт об обмене денежными платежами в течение определенного времени; контракт об обратном выкупе.

§ Рынок капиталов или долгосрочный рынок охватывает долгосрочные и среднесрочные операции, а также движение долевых ценных бумаг. Этот рынок служит источником долгосрочных инвестиций для хозяйственных субъектов различных организационно-правовых форм и размеров, но в большей степени для корпораций, кредитно-финансовых учреждений и правительства. Этот рынок состоит из 2 частей:

§ рынок ссудных капиталов

§ рынок долевых ценных бумаг

Рынок капиталов может быть представлен:

§ с точки зрения характера ценных бумаг, их размещения

o первичный

o вторичный

§ в зависимости от места размещения и места оборота

o фондовый или биржевой

o уличный или внебиржевой

Функции финансового рынка:

§ мобилизация и аккумуляция временно свободных финансовых ресурсов и сбережений для удовлетворения потребности экономики;

§ обеспечение перелива капитала;

§ регулирование экономики;

§ обеспечение финансовыми ресурсами правительства для покрытия дефицита бюджета и для осуществления национальных инвестиционных проектов;

§ информационная.

Главная роль финансового рынка – трансформация бездействующих финансовых ресурсов в инвестиционные ресурсы.

Финансовая политика

Финансовая политика – базовый элемент в финансовой системе, представляющий собой специфическую форму перераспределения ВВП в соответствии с целями и задачами государственной социально-экономической политики, выражающей стратегические направления страны и государства.

Финансовая политика обеспечивает вертикальное распределение финансовых ресурсов с использованием принудительных инструментов.

Принцип формирования финансовой политики – обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса в режиме расширенного воспроизводства.

Финансовая политика представляет собой определенную деятельность государства, направленную на обеспечение финансовыми ресурсами определенных направлений программы социально-экономического развития. Финансовая политика – совокупность мероприятий, направленных на процессы формирования, распределения и перераспределения общественного богатства для реализации поставленных целей и задач.

Финансовая политика включает:

§ определение и постановка целей и задач;

§ разработка методов, средств, конкретных форм организации финансовых отношений, с помощью которых будут достигнуты поставленные цели;

§ формирование подсистемы управления.

Финансовая политика в широком смысле включает налоговую, бюджетную, ценовую, амортизационную и денежно-кредитную политику государства, а в узком аспекте включает элементы бюджетной и налоговой политики.

Результативность финансовой политики оценивается по степени учета общественных потребностей и их удовлетворения, речь идет об интересах и потребностях государства, различных групп и слоев общества и сфер и сфер экономической деятельности.

Государственный бюджет.

1. Сущность и функции государственного бюджета.

2. Доходы бюджета и их классификация.

3. Расходы бюджета и их классификация.

4. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации.

5. Межбюджетные отношения.

6. Сбалансированность бюджета.

Межбюджетные отношения

Это совокупность отношений внутри бюджетной системы страны, включающая в качестве основных Функций элементов разграничение полномочий и прав, доходов и расходов, между уровнями бюджетной системы, а также перераспределение бюджетных средств м/у бюджетами разных уровней и видов.

Межбюджетные отношения основываются на положениях бюджетного кодекса, в котором определены следующие принципы:

- транспарентности (прозрачность, ясность, гласность);

- взаимной ответственности сторон за исполнение межбюджетных обязательств;

- четкая нормативная регламентация, исключаются в максимальной сфере возможность субъективизма в распределении бюджетных средств;

- Обеспечение гарантий единого доступа граждан вне зависимости от места своего проживания, к основным социальным благам и услугам.

Базовым условием эффективного осуществления межбюджетных отношений является разграничение доходов и расходов м/у уровнями бюджетной системы на основе закрепления полномочий м/у органами государственной власти всех уровней.

Основными документами, которые это закрепляют являются:

- Конституция;

- федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов федерации” (№184 фз);

- закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” 06.10.03 г. №131 – ФЗ

Эти два закона предусматривают наделение дополнительными полномочиями субъектов федерации и муниципальных образований в 2-х формах:

- передача;

- делегирование полномочий.

Передача представляет собой способ регулирования полномочий государственного органа, при котором какое-либо полномочие исключается из компетенции субъекта федерации и включается в компетенцию федерального или муниципального органа.

Делегирование полномочий – означает предоставление федеральным органам или органам субъектов федерации принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органу субъекта федерации или местного самоуправления с указанием временных рамок.

Важнейшим элементом формирования эффективных внебюджетных отношений явилось закрепление в бюджетном кодексе разграничений расходных полномочий м/у бюджетными уровнями. Это разграничение определялось следующими критериями:

- субсидиарность – максимальная близость органов власти, реализующих расходные полномочия потребителям соответствующих бюджетных услуг;

- территориальное соответствие – максимальное совпадение территориальной юрисдикции соответствующего органа власти, реализующего бюджетные полномочия о соответствующие законы потребления бюджетных услуг.

- Внешние эффекты – чем выше заинтересованность общества в реализации расходных полномочий, тем за более высоким уровнем власти они должны закрепляться;

- эффект территориальной дифференциации – чем больше региональные и местные различия в производстве и потреблении бюджетных услуг, тем на более низком уровне они предоставляются.

С 1 января 2005 г. в соответствии со статьями 84-86 бюджетного кодекса разграничиваются не расходы, а расходные обязательства РФ, субъектов федерации и муниципальных образований. Расходные обязательства – обусловленные законом или иным нормативным актом или договором, или соглашением обязанности РФ, субъекта федерации и муниципальных образований предоставлять физ. или юридическим лицам, а также органам государственной власти, иностранным государствам, международным организациям, а также иным субъектом международного права предоставлять средства соответствующего бюджета.

Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств. В любом федеративном государстве и в России в том числе, процесс разграничения расходов и доходов начинается с разграничения полномочий и соответствующих расходов. В настоящее время в бюджетном кодексе предусматривается также разделение доходов на собственные и регулирующие для каждого уровня бюджетной системы.

Выделяют:

- Собственные доходы. Налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за соответствующими бюджетами, полностью или частично на постоянной основе законодательно;

- Регулирующие – федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым законодательными органами вышестоящего уровня устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на временной основе, не более чем на 3 года, в том числе на очередной финансовый год. С 1 января 2005 г. Регулирующие доходы были изъяты из использования, были внесены соответствующие изменения в бюджетный кодекс.

К собственным ресурсам (ст.47 Бюджетного кодекса) относятся:

- неналоговые доходы, зачисляемые в бюджетном законодательстве РФ;

- налоговые доходы, в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством;

- доходы, получаемые в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений за исключением субвенций из федерального фонда, компенсаций из федерального фонда и региональных фондов компенсаций.

При разграничении конкретных видов налогов и доходных м/у бюджетами разных уровней используются следующие критерии:

- стабильность;

- экономическая эффективность;

- социальная справедливость;

- бюджетная справедливость.

Основной формой распределения доходов являются предоставление средств бюджетам нижестоящего уровня в виде отчислений из вышестоящего уровня. Механизм перераспределения представлен в России межбюджетными трансфертами. Межбюджетные трансферты могут осуществляться в форме дотаций, субвенций, субсидий, взаимных расчетов между бюджетами, бюджетных ссуд и кредитами.

В процессе исполнения бюджетов могут также использоваться такие формы перераспределения средств, как взаимные расчеты, бюджетные компенсации и финансовая помощь (трансферты).

Взаимные расчеты возникают м/у бюджетами в случае внесения изменений в бюджетное и налоговое законодательство перераспределение полномочий м/у органами власти разных уровней, передачи одних объектов из подчинения органов власти вышестоящего – нижестоящему уровню или наоборот, а также принятие решений влекущих увеличение бюджетных расходов или снижение бюджетных доходов при утверждении законов о бюджете соответствующего уровня.

Бюджетные компенсации – суммы, утверждаемые и передаваемые из бюджета одного уровня в бюджет другого для возмещения выпадающих доходов и покрытия дополнительных расходов, вызванных решениями органами власти другого уровня.

Рассмотрим сравнительную характеристику этих форм:

Характеристика Дотации Субвенции Субсидии Бюджетные ссуды Бюджетный кредит
Кому предоставляется Бюджетам другого уровня Бюджетам др.уровней; юр.лицам; с 1 января 2005 г. Предоставляется только из федерального фонда компенсации; региональных фондов компенсаций и фондов компенсаций местных бюджетов Бюджетам другого уровня; юр.лицам; физ.лицам Передаются бюджетом одного уровня бюджетам другого уровня Бюджеты одного или другого уровня юридическим лицам.
На каких началах, каким образом передаются Безвозмездно; безвозвратно. Безвозмездно; безвозвратно Безвозмездно; безвозвратно на долевых началах. Возвратно со сроком до 6 мес. в течении фин.года, может быть возмездно и безвозмездно. Возвратно со сроком на 6 мес. и больше
На какие цели Финансирование текущих расходов. С 1.01.05 г. На финансирование текущих и капитальных расходов. Финансирование целевых расходов в полном объеме Финансирование целевых расходов на условиях долевого участия. На покрытие временных кассовых разрывов На финансирование текущих капитальных затрат
        В настоящее время бюджетные кредиты в действующей практике не предоставлялся бюджетам других уровней, предоставляются только юр.лицам. В месте с тем, с 1 января 2005 г. В соответствии с ФЗ №120 – ФЗ части регулирования межбюджетных отношений использование бюджетных ссуд прекращается, а вводится использование бюджетных кредитов

Трансферты –предоставление денежных средств их бюджета одного уровня бюджету другого на безвозмездной, безвозвратной основах в целях выравнивания социально-экономического развития территорий, стимулирующие осуществления общегосударственных реформ и др. подобные цели. Этот механизм трансфертов в настоящее время реализуется на основе 5 фондов межбюджетного регулирования:

- Фонд финансовой поддержки регионов. Средства этого фонда предоставляются в чистом виде нормативных дотаций на выравнивание уровней бюджетной обеспеченности субъектов федерации. Распределение этих средств осуществляется на основе сопоставления налогового потенциала регионов с учетом различия стоимости предоставления бюджетных услуг субъектами федераций;

- Фонд компенсации. Предназначен для исполнения расходных обязательств субъектов федерации и муниципальных образований, финансовое обеспечение, которых в соответствии с законодательством осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Распределение средств этого фонда происходит пропорционально численности категорий получателей бюджетных средств на реализацию обязательств.

- Фонд софинансирования социальных расходов. Средства расходуются в виде субсидий для долевого финансирования приоритетных, социально значимых расходов консолидированного бюджета.

- Фонд регионального развития. Создан для долевого финансирования инвестиционных программ, проектов развития общественной инфраструктуры регионального значения, а также для поддержки созданных субъектами федерации фондами муниципального развития. Средства этого фонда в виде субсидий предоставляются на реализацию инвестиционных программ и федеральных целевых программ регионального значения.

- Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов. Создан в 2005 г., является правопреемником фонда реформирования региональных финансов. Средства фонда распределяются между отобранными на конкурсной основе субъектами федерации (муниципальными, образовательными), осуществляющими реализацию программ реформирования региональных (муниципальных) финансов и направляются на реализацию указанных программ, погашение и обслуживание долговых обязательств, а также финансирования иных социальных расходов. В составе бюджетов субъектов РФ могут быть образованы аналогичные фонды для перераспределения средств на местный уровень.

Сбалансированность бюджета

Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства (баланса) между суммарной величиной бюджета поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета с профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета - обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в нар. хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики. Наилучший вариант обеспечения сбалансированности - разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса. Сбалансированность достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнении.

К методам сбалансированности, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений; планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом; сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности; жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленных крайней необходимостью; использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных расходов; строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы; определения оптимальных сроков осуществления расходов; использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета; совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами; мобилизации дополнит, резервов роста бюджетных доходов; последовательное проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств; оказания финансовой помощи в разных ее формах др. бюджетами; использования бюджетных резервов и т.д. В СССР, бюджетная система которого строилась на принципах единства и централизма, за сбалансированность бюджета отвечал непосредственно союзный центр. Такой порядок достижения сбалансированности был чреват субъективизмом, культивировал иждивенчество органов власти среднего и низового уровней. По мере совершенствования государственного устройства России на основе федерализма перестраивалась и бюджетная система страны; основополагающими принципами ее построения наряду с другими стали самостоятельность каждого бюджета и ответственность за сбалансированность бюджета того органа власти, в распоряжении которого находится соответствующий бюджет.

Законодательное закрепление принципа сбалансированности бюджета во 2-й половине XX в. произошло во многих странах мира. В частности, в США конституции ряда штатов содержат прямое требование о недопустимости расходов, превышающих поступления в бюджет; законодательство Франции запрещает рассматривать проекты местных бюджетов, если они составлены с дефицитом. В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы. Его претворение в жизнь позволит прекратить распространенную в 90-е гг. практику составления и утверждения фактически несбалансированных бюджетов, особенно на субфедеральном и муниципальном уровнях.

На стадии составления проектов бюджетов реализация принципа сбалансированности обеспечивается благодаря полному и последовательному соблюдению другого принципа - общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, причем данный принцип должен соблюдаться при планировании не только годовых назначений бюджета, но и при внутригодовом (поквартальном, помесячном) распределении бюджетных доходов и расходов. На стадии исполнения бюджета дополнительными, факторами, влияющими на сбалансированность бюджета., выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, а с другой - механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые, исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.

В настоящее, время сбалансированность должна обеспечиваться на каждом уровне управления усилиями и профессиональным мастерством работников соответственного органа власти. Большое значение в этих условиях приобретают устойчивость бюджета и ответственность финансового органа за ее обеспечение.

Государственный кредит

1. Сущность и формы государственного кредита.

2. Содержание, формы и методы государственных и муниципальных заимствований.

3. Государственный и муниципальный долг и его виды.

4.Управление государственным долгом.

Государственный кредит является центральным звеном финансовой системы – это кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами с одной стороны и с другой стороны, при которых государство выступает главным образом в качестве заемщика средств.

Государственный кредит выступает как двойственная категория и рассматривается в системе государственных финансов как категория финансовая и кредитная.

Как финансовая категория государственный кредит представляет собой систему денежно-экономических отношений, связанных с перераспределением ВВП и доходов отдельных групп населения и юридических лиц. В этих отношениях государство может выступать в качестве:

- заемщика

- кредитора

- поручителя (гаранта).

Основной целью привлечения государством ресурсов является покрытие бюджетного дефицита. В основном государство использует заимствования.

Государственный кредит выполняет 2 функции: распределительную и контрольную.

Особенностью государственного кредита, как звена финансовой системы, является его как принудительный, так и добровольный характер.

Как кредитная категория государственный кредит – Система денежно-кредитных отношений, связанных с движением капитала от кредитора к заемщикам на условиях срочности, платности, возвратности.

В данном случае государственный кредит выполняет функции кредита:

1) Аккумулирование временно свободных денежных средств (т.е. заставляет двигаться денежные средства)

2) Перераспределение ссудного капитала.

3) Концентрация и централизация ссудного капитала.

4) Экономия и регулирование из

Наши рекомендации