Практики, выполняемые Ламой в Храме Защитников
Этот раздел посвящен ритритной программе Ламы, ответственного за церемонии и ритуалы, связанные с Защитниками Дхармы (Дхармапала). Такой специфический вид затворничества отсутствует в западных ритритных центрах, где обычно нет отдельных храмов для Защитников. Вы можете встретить таких Лам, которых именуют «Гонла», только в Гималаях, и насколько я понимаю, их ритритная программа связана с соблюдением монастырской структуры тибетского Буддизма и не всегда является добровольным выбором. Даже в Тибете и Непале далеко не все ритритные центры имеют отдельный храм Защитников, — такие храмы свойственны многим монастырям и ритритным центрам, прикреплённым к крупным монастырям. Так, например, данный ритритный центр Джамгона Конгтрула находится в подчинении большого монастыря Палпунг, одного из крупнейших кагьюпинских монастырей. Лама, выполняющий ритрит в храме Защитников, следует особой программе практики. Его выбирают из тех, кто уже сделал один или два трёхлетних ритрита.
В данном центре такой Лама делает только два цикла практик, которые являются сокровищами-тэрма линии Ньингма. Первый цикл — это практика «Сбор Драгоценностей», которая посвящена внешней, внутренней, тайной и сущностной формам Гуру Ринпоче. Вторая практика «Сбор Блаженных» включает медитацию стадии развития с визуализацией восьми гневных божеств — Херук «Ка-Гье».
Лама, практикующий в храме Защитников данного ритритного центра Ца Дра Ринчен Драк, покидает своё затворничество дважды в год для выполнения особых ритуальных обрядов и подношений вблизи ритритного центра. На особый день четвёртого лунного месяца он выходит, чтобы сделать подношение нагам, — «водяным» духам. Эти подношения делаются регулярно у особого алтаря, возведённого специально для нагое. В 1859 году Джамгон Конгтрул и Чокгьюр Дэчен Лингпа соорудили два алтаря в данной местности, один из которых предназначался для подношений нагам, а другой для подношений Защитнице Экаджати. В одной из своих автобиографий Джамгон Конгтрул описал освящение этого алтаря:
«Когда великий тертон Чокгьюр Лингпа начал освящение алтаря, небо прояснилось, и появилась удивительная радуга под аккомпанемент лёгкого дождика, подобного падающим лепесткам цветов. Знаки благоприятного эффекта от возведения этого алтаря не замедлили появиться: после этого значительно увеличился поток восточной реки. Поскольку возведение алтаря было направлено на устранение всего вреда и болезней, причиняемых ногами в этой местности, то новых болезней больше не наблюдалось. Помимо этого, сезонные дожди стали происходить своевременно, способствуя хорошим урожаям и приплоду скота».
Лама покидает ритрит во второй раз для того, чтобы сделать мемориальные подношения в годовщину открытия текстов тэрма великим тэртоном Чокгьюр Лингпа в 1859 году. Обнаружение этих сокровенных текстов тэрма ознаменовало возведение данной местности в ранг священной земли. Джамгон Конгтрул описал это в своей автобиографии:
«На десятый день шестого месяца Чокгьюр Дэчен Лингпа открыл тэрма в тайной пещере Вайрочаны на правом склоне горы Ца Дра Ринчен Драк. Этот тэр включал жёлтый свиток сокровенных текстов трёх практик «Сангтик Кхорсум» («Тайного Бинду»), карту с (обозначением особых мест силы в этой священной земле) Ца Дра, материал для изготовления статуи Великолепного (Вишуддха Херука) и святые реликвии для начинения статуи.»
Годовщина этого события отмечается подношениями множества ганапудж в шести пещерах местности Ца Дра, где практиковали великие мастера-основоположники линии Ньингма. В обоих случаях Ламе из храма Защитников помогает другой Лама, осуществляющий практики долгой жизни для Джамгона Конгтрула.
Ритритная программа для Ламы,
практикующего в храме Защитников
В течение первых двух лет (Лама в храме Защитников) должен выполнить все практики стадий развития и завершения по глубоким наставлениям «Сбор Драгоценностей», (открытых тэртоном) Оргьен Летро Лингпа.
Этот период начинается с трёхдневной практики гуру-йоги, за которой следуют четыре общих предварительных практики, выполняемые по три дня в соответствии с наставлениями Сангье Лингпа. После этого осуществляются особые предварительные практики согласно комментарию «Украшение Ума Гуру», включающие принятие прибежища, развитие Бодхичитты, рецитацию стослоговой мантры (Ваджрасаттвы), подношение мандала и короткую молитву гуру-йоги, каждая из которых делается по сто тысяч раз. Все эти практики должны быть завершены в течение пяти месяцев.
Далее выполняется практика (стадии развития) в соответствии с «Устными Наставлениями Падмасамбхавы по Практике Мантры». Семистрочную Молитву к Гуру Ринпоче и мантру «Ваджра Гуру» следует прочесть по сто тысяч раз. Мантра «Тотренг Цал» из внешней практики читается триста или четыреста тысяч раз. В течение трёх месяцев, отведённых на основную практику внутреннего уровня, мантра должна быть прочитана 1 200 000 раз или больше. Мантра тайной формы Гневного Гуру (Ринпоче) читается 400 000 раз. Мантра сущностной формы (Гуру Ринпоче в виде львиноголовой) Дакини Сингхамукха должна быть начитана 300 000 раз. Затем осуществляется практика четырёх форм активности, по три дня каждая. В зависимости от наличия времени, три недели или месяц посвящаются практике долгой жизни. После завершения всего цикла практики осуществляются огненные пуджи, во время которых должна быть прочитана одна десятая часть количества мантр мирной формы Гуру (Ринпоче). Несколько следующих дней отводится на практику Ану йоги и Ати йоги.
Стадия завершения практикуется согласно руководству «Полная Свобода Трёх Миров». Целый год посвящается практикам различных наставлений, которые выполняются до появления знаков успеха. В течение этого года на практики стадии развития Маха йоги и «ца-лунг» Ану йоги отводится всего лишь несколько дней, тогда как всё основное время посвящается особым предварительным тренировкам и основным практикам Ати йоги Великого Совершенства, — Трекчо и Тогал. Их следует практиковать по несколько месяцев до достижения переживаний. В завершение практикуется перенос сознания вплоть до появления успешных знаков.
(Ваджрный мастер) должен дать (Ламе, практикующему в храме Защитников) устные передачи на коренные и дополнительные тексты, а также наставления по всем текстам этих практик. В начале основной стадии (этот Лама) обязан получить уполномочивающие благословения на практику мирной, гневной и львиноголовой форм Гуру (Ринпоче), а также посвящение долгой жизни и мандат командовать Защитниками.
В течение последнего года ритрита (этот Лама) должен получить посвящения, устные передачи и наставления по практике «Сбор Блаженных» восьми гневных Херук. Основная практика осуществляется по садхане «Наслаждение Великим Блаженством», комментарий которой составлен великим мудрецом Дхармашри в тексте «Великое Руководство по Практике Мантры». Более подробные объяснения (этой практики и комментария Дхармашри) содержатся в тексте «Лампадка с Кунжутным Маслом». На рецитацию мирных мантр отводятся только две недели, тогда как гневные мантры начитываются полгода или больше, в зависимости от наличия времени. В завершении должна быть сделана огненная пуджа для усмиряющего эффекта.
Лама (из храма) Защитников остаётся в ритритном центре в промежутке между ритритами. В перерыве между ритритами он должен выполнить трёхмесячную практику мирной и гневной форм «Чёрного Владыки Жизни» из новых тэрма с полной рецитацией мантр. Если позволяет время, ему также стоит сделать полную рецитацию мантр Ваджракилаи и Чёрного Хаягривы.
Во время затворничества этот Лама обязан участвовать во всех ежегодных и ежемесячных церемониях, а также делать все дополнительные практики и молитвы, предписанные для остальных практикующих. Помимо этого он должен выполнять следующие практики:
После медитации и рецитации мантры Белой Тары во время утренней сессии он делает усмиряющую практику из садханы «Сбор Драгоценностей», а также практику долгой жизни «Железная Гора». На рассвете ему следует сделать возжигаемое подношение богам по тексту «Гора Возжигаемых Подношений» или «Вздымающиеся Облака Благоприятной Добродетели». В конце послеобеденной сессии надлежит прочесть мантры активности и сделать подношение Шестирукому (Махакале) из (Чоклинг) Тэрсар, поднести торма трём Золотым Божествам и Защитнице Палдэн Лхамо, а также прочесть мантры — и сделать восполняющее подношение Защитнице Долгой Жизни (Церингма) согласно ритуалу из (Чоклинг) Тэрсар. В завершение всех этих практик следует прочесть взывание, начинающееся со слов: «Охраняющие учение Будды...».
В конце вечерней сессии Лама должен сделать рецитацию мантр гневной формы Гуру (Ринпоче), Сингхамукхи и их активности. Помимо этого он делает ганапуджу и восполняющее подношение по практике «Сбор Драгоценностей».
Каждый день полнолуния он подносит торма и читает мантры активности божества Вайшравана из (Чоклинг) Тэрсар, а на двадцать восьмой день делает то же самое в отношении Царя духов Матрика.
В течение двух дней четвёртого месяца, когда появляются наги, Лама из храма Защитников и Лама, выполняющий практики долгой жизни, поочерёдно проводят ритуалы около алтаря для нагов. Им следует сделать ритуал «Кобра, Исполняющая Желания», подношения восьми великим нагам из «Небесных Учений», подношение нагам местных водоёмов, написанное мастером Карма Чагмей, возжигающее подношение нагам, восполняющее подношение и многократно повторить различные подношения торма.
На десятый и одиннадцатый день пятого месяца отмечается годовщина открытия глубочайших сокровищ тэрма на правом склоне этого места Тэрченом Ринпоче (Чокгьюр Лингпа). По этому случаю Лама из храма Защитников несёт ответственность за поднесение ста, двухсот или трёхсот ганапудж, и в этом ему помогает Лама, выполняющий практики долгой жизни. Ганапуджи подносятся в течение двух дней в шести пещерах, где практиковали мастера Гуру Ринпоче, Йеше Цогьял, Вайрочана, Вималамитра, Хумкара и Намкхай Ньингпо. Ганапуджи подносятся согласно двум садханам из (Чоклинг) Тэрсар, а именно «Тукдруб (Барчей Кунсэл)» и «Тук-друб (Йишин Норбу)», а также согласно практике Гуру Вимала-митры, практике тэрма «Восьми Великих Мандал (Ка-Гье)» под названием «Возвышенный Дворец», открытой в пещере Пема Щел Пхук, практике Вишуддха Херука из «Небесных Сокровищ» и другим практикам.
Ритритный помощник должен получить в резиденции главных Лам материалы для обычных и особых подношений, реквизиты для подношений нагам и другие требуемые вещи. В течение двух дней, когда подносятся сто ганапудж, (администрации) монастыря следует предоставить дополнительного помощника этим Ламам.
5. Общие правила поведения и дисциплины
Ваджрный мастер несёт ответственность за все условия практики в ритритном центре. Он должен давать все необходимые посвящения, наставления и устные передачи, а в начале объяснить последовательность молитв, порядок расположения мандал на алтаре, тональности и мелодии ритуальной музыки и прочее. Те, кто не владеют этой информацией, должны получить объяснения, чтобы уметь выполнять требуемые вещи. Ваджрный мастер обязан следить за правильностью исполнения всех процедур во время ритрита и незамедлительно исправлять все ошибки, тщательно объясняя причины. Если кто-то не слушается и причиняет беспокойство, Ваджрному мастеру следует предотвращать осложнения посредством соответствующих наказаний, например штрафа в виде чая или сотни простираний. Ваджрный мастер должен одинаково заботиться о всех практикующих без предвзятости к знакомым, и не отдавая предпочтения тем, кто принадлежит к богатым, влиятельным или высокопоставленным семьям.
Все подношения масла, чая и прочего, пожертвованные Сангхе практикующих, следует распределять на всех без малейшей утраты. Как большие, так и маленькие подношения, полученные от обычных верующих или испрошенные для особых церемоний, должны быть честно и равномерно разделены между затворниками. Ежемесячная сумма на приготовление подношений выделяется из годового бюджета на содержание храма и передаётся лицу, ответственному за подношения. Каждый вечер следует зажигать лампадки и поддерживать (непрерывное горение) больших светильников. Крыши храма и ритритного центра должны быть залатаны каждое лето, храм и двор следует подметать ежедневно, а зимой очищать от снега. Повреждения храма, нанесённые грызунами, должны устраняться. Когда эти вещи необходимы, вам следует их выполнять немедленно и не игнорировать. Вышеописанные положения даны с целью сохранения структуры и имущества этого центра, за что в первую очередь несёт ответственность Ваджрный мастер. Все вопросы по поводу ежегодного ремонта крыш, украшений на крышах, устранения разногласий и прочего Ваджрный мастер решает с высшими Ламами, казначеями и администрацией монастыря, которым следует уделять этим проблемам первостепенное внимание. Они решают все вопросы в соответствии с особыми указаниями, содержащимися в письменных резолюциях Лам — держателей чёрной и красной корон.
Все практикующие обязаны иметь монашескую тогу, верхние и нижние одежды, а также коврик для сидения и чашу для подаяний. Для физических упражнений необходимо иметь йогические одеяния и медитативный пояс. Желательно иметь и Ламскую шапку для некоторых обрядов. С начала практики внутреннего жара Туммо затворникам не позволяется носить какую-либо одежду из кожи и меха, поэтому следует предварительно запастись тёплой одеждой из шерсти.
Желательно, чтобы во время групповых сессий чтение молитв вёл Ваджрный мастер, но если это невозможно, то его место занимает практикующий с хорошим голосом. В начале и конце каждой сессии должен звенеть гонг, что поочерёдно входит в обязанности всех практикующих, а также Ламы из храма Защитников и Ламы, выполняющего практики долгой жизни. Что касается ухода за храмом Защитников, изготовления торма и размещения подношений на алтаре в нём, то это входит в обязанности одного лишь Ламы, практикующего в данном храме.
Ваджрный мастер вместе с одним Ринпоче ( из главного монастыря) должен проводить инвентаризацию в промежутке между трёхлетними ритритами. Во время затворничества практикующие готовят подношения сами. При передаче инвентарной описи ответственному практикующему, тот должен тщательно сверить соответствие инвентаря с зарегистрированным в книге без дополнительного напоминания Ваджрного мастера. Он должен проверить все большие и маленькие вещи по пунктам инвентарной книги: статуи, тексты, ступы, утварь для приготовления и осуществления подношений, музыкальные инструменты, торма и все предметы алтаря, равно как и коробки, упаковки, прочие ёмкости и даже ритуальные шёлковые ленты (кхата). Все недостающие вещи должны быть возмещены аналогичными вне зависимости от их материальной или духовной ценности. Всё сломанное или повреждённое следует починить или сделать заново. Если сломаны медные тарелки или другие музыкальные инструменты, их необходимо заменить.
Дары, поднесённые для особых пудж, мемориальных церемоний или ежедневных ритуалов, подобает использовать на соответствующие цели. Дежурный по храму должен использовать подношения на предназначенные цели, не присваивая себе ничего лишнего. Он обязан подметать как внутри, так и снаружи храма, ежедневно вытирать чаши для подношений и регулярно устранять пыль с других подношений. При смене воды (в чашах) подношений её следует выплёскивать в чистое место, а не сливать в контейнер с питьевой водой или на дорогу. Использованные торма можно обменивать на ветви можжевельника, которые впоследствии будут поднесены при возжигании благовоний, — этим занимается ритритный помощник.
Практикующие в ритрите скидываются раз в год на покупку двух упаковок чая. Одна упаковка обменивается на известь для побелки стен ритритного центра. Другая упаковка идёт на покупку благовоний и веток можжевельника в месте Ало Палджор за холмом. Их следует хорошо измельчить и замочить в качественном алкоголе, после чего просушить и возжигать по обычным и особым дням в основном храме и в храме Защитников. Ваджрный мастер определяет ритритному помощнику время для изготовления благовоний и заготовки необходимых компонентов.
Ежедневные торма и подношения готовятся дежурным по храму. По особым случаям, когда требуется изготовить много подношений, к этому должны быть привлечены все обладающие навыками в лепке торма. Все декорации и украшения храма, как то флаги и балдахины заменяются новыми на время особых ритуалов подношений в течение четвёртого месяца и других важных дат. По окончании этих церемоний новые украшения снимаются и заменяются старыми. В таких ситуациях, требующих расторопности, должны участвовать все практикующие, чтобы завершить работу до полудня.
Особые предметы, подносимые мандалам божеств в ходе соответствующих ритуалов, извлекаются из хранилища только на время использования, куда они возвращаются сразу же после завершения церемоний. Не следует их бросать, где попало или скидывать в одну кучу.
Дежурный по храму не должен нарушать ход групповых церемоний ненужными действиями и лишними передвижениями, за исключением тех разделов практик, когда необходимо вставать для поднесения торма или раздачи порций ганапуджи.
Если ведущий молебен будет читать молитвы слишком медленно, то сессия растянется до ночи, и никто уже не сможет сидеть удобно. Если же читать молитвы чересчур быстро, то от ритуалов не будет вообще никакой пользы. Поэтому молитвы должны читаться с умеренной скоростью. Когда дни становятся длиннее, молитвы можно напевать с различными мелодиями и отвести больше времени на рецитацию мантр. Когда дни короче, следует читать меньшее количество мантр, а молитвы можно не произносить на распев. Однако в течение утренней групповой практики очищения и обновления (обетов) и вечернего подношения торма имеется достаточно времени для подобающего чтения молитв и рецитации. Вы всегда должны читать тексты этих ритуалов с таким темпом, чтобы до вас доходил смысл произносимых слов. Ведущий групповой молебен не должен читать и рецитировать один за всех остальных. Все практикующие в ритритном центре имеют одинаковый статус и читают молитвы для своей же пользы. Поэтому каждому следует вкладывать в чтение все свои силы и не забывать медитировать во время рецитации мантр и молитв.
Большинство текстов с наставлениями и требуемыми молитвами доступны в печатном виде. Вы должны собрать все необходимые тексты ещё до ритрита и не противоречить здравому смыслу, говоря: «У меня нет этого текста» или «Я не знаю последовательности того ритуала». Для таких высказываний нет никаких оснований, ибо все ритуалы несложно разучить, что от вас и требуется для уверенного знания их последовательности.
Если один из практикующих в ритрите обладает хорошим голосом и отличным знанием ритуалов, ему следует возглавлять групповые молебны в течение какого-то срока. В это время от него не требуется дежурить по храму и обслуживать алтарь. Начало и конец индивидуальных сессий медитации отмечается звуком гонга, тогда как начало групповых сессий обозначается ударом в (большой) барабан, что входит в обязанности дежурного по храму. Если никто не обладает хорошим голосом и знанием ритуалов, то все практикующие участвуют в ведении групповых молебнов поочерёдно.
Вы должны собираться для групповых ритуалов сразу же после звука (большого) барабана. Внутри храма не позволяется ходить в обуви, которую следует оставлять перед входом. Правила поведения в нашем храме ничем не отличаются от монастырских порядков. Входя в храм в любое время, вы должны сделать простирания. Во время ритуалов не разрешается оживлённо беседовать с другими, оглядываться по сторонам, засыпать, прислоняться и облокачиваться любым образом, вытягивать ноги, покрывать голову (руками и накидкой), сморкаться и так далее. Вы должны находиться в правильной позе и уделять всё своё внимание медитации и читаемым молитвам. До объявления перерыва никому, кроме дежурного, не позволяется вставать во время церемоний.
Гонг должен звенеть в начале каждой индивидуальной сессии чуть дольше, чем по окончанию сессии, чтобы все могли услышать звон и разойтись по своим комнатам.
С момента водружения таблички с именами затворников в начале ритрита и до её снятия (в конце) никому не разрешается посещать ритритный центр независимо от его/её положения. Это относится как к монахам, так и к мирянам, а особенно к женщинам. Единственное исключение составляют восемь монахов, приходящих в конце года для участия в непрерывной рецитации мантр ежегодной пуджи Защитников. Если по чьей-то вине в ритритный центр проник другой монах через кухонную дверь, то виновник обязан сто раз напоить всех практикующих чаем. Если по чьей-то вине в ритрит попал мирянин, то в наказание виновный должен поднести несколько лампадок и кхата. Если в ритрит проникла женщина, то об этом следует оповестить глав монастыря (Палпунг), а виновного наказать как материально, так и физически. В случае сильного беспокойства, причинённого проникшим человеком, виновный практикующий будет удалён из ритрита.
Монахи, приглашаемые (в конце года) для рецитации мантр, прибывают не раньше, чем на 24-й день (последнего лунного месяца), и заходят в храм Защитников после освящения очищающей водой. Эта группа состоит из двух Лам, ранее совершивших (трёхлетний) ритрит, и шести полностью обетованных монахов. Они должны находиться в ритритном центре до 2-го дня нового года и не дольше.
Во время этих (ежегодных церемоний) затворникам не следует высовывать головы из окон наружу, заглядываться без дела на солнце и прочие предметы, не относящиеся к практике. За такие вольности виновные будут наказаны выполнением 25-100 простираний в зависимости от тяжести проступка.
Ваджрный мастер может дать своё разрешение на посещение ритритных храмов в перерыве между ритритами только важным лицам. Другим не разрешается посещать ритритный центр, но он может встретиться с посторонними в приёмной комнате.
Если практикующий заболел в ритрите, о нём должен позаботиться ритритный помощник, а другим затворникам не следует из-за этого прерывать свою практику медитации. В случае тяжёлой болезни к этому привлекаются все, кто может помочь, вплоть до его выздоровления.
Каждый практикующий обязан держать в чистоте персональный алтарь в своей комнате и находящиеся на нём мандалы, торма и прочее. Это символизирует чистоту ума и способствует накоплению заслуги и мудрости.
Все личные принадлежности практикующих, как то статуи и танг-ки, содержатся в хранилище и регистрируются в отдельной описи, чтобы избежать их пропажи из-за беспечности некоторых лиц. По окончании ритрита практикующий незамедлительно получает их обратно в целом состоянии, предоставив список своих принадлежностей Ваджрному мастеру.
В комнатах не разрешается зажигать огонь и вносить горящие вещи за исключением благовоний. Имеется предостаточно историй о том, как сгорали целые храмы из-за одной горящей палочки благовоний, поэтому даже с ними вы должны быть предельно внимательны и осторожны.
О порванных или протёртых сидениях в храмах следует незамедлительно докладывать Ваджрному мастеру. Необходимый материал для починки будет оплачен из общего ритритного бюджета. Для каждого нового ритрита изготовляются новые сидения.
Во время ганапуджи и ежегодных церемоний подношений торма (Защитникам) практикующим раздаётся по несколько капель алкоголя. За исключением этих случаев никому не позволено употреблять алкоголь в нашем ритритном центре. За доставку и употребление спиртных напитков виновный будет наказан либо штрафом в размере упаковки чая и кхата, либо однократным подношением чаепития (всем затворникам) и сотней простираний в зависимости от тяжести вызванного беспокойства.
Говоря в общем, практикующим не следует создавать дружеские фракции с самого начала ритрита, так как позже это может привести к раздору. А раздор и вражда чреваты нарушением самай с ваджрными братьями. Глупые шутки тоже неуместны, — они ведут к неудаче. Не надо также обсуждать свои положительные и отрицательные склонности и пристрастия, а иначе ваша практика замкнётся в вашем узком кругозоре. Не стоит обсуждать что-то негативное скрытым образом, — это приводит к бессмысленным осложнениям и вражде. Следуйте указаниям и пожеланиям своего учителя.
Вы должны всё время носить верхнюю одежду, как сидя в своей комнате, так и входя и выходя из неё. Никогда не присоединяйтесь к групповой практике без верхней юбки.
В случае ссоры наказываются оба спорщика, — начавший ссору должен сделать сто простираний, а ответивший — пятьдесят простираний. Если случится драка, то ударивший первым будет наказан 15 ударами палкой и штрафом в размере упаковки чая. Тот, кто дал сдачи, получит 10 ударов и будет оштрафован в размере четверти упаковки чая. В случае большой драки с участием многих практикующих, а также в случае избиения Ваджрного мастера необходимо оповестить глав монастыря. И если проступок действительно серьёзен, то виновные удаляются из ритрита после получения соответствующего наказания. За пренебрежение и противодействие указаниям Ваджрного мастера виновный должен поднести чай и сделать сто простираний.
Когда ритритный помощник объявляет о раздаче чая, практикующие покидают свои комнаты для чаепития и посещения туалета. После сигнала о начале сессии всем следует разойтись по комнатам и возобновить свою практику медитации. С начала сессии и до самого её завершения никто не покидает свою комнату. Если практикующий выйдет из своей комнаты, он будет наказан 25 простираниями. За разговоры во время сессии каждый болтун наказывается десятью простираниями. С начала и до конца индивидуальной сессии никому не разрешается посещать другого практикующего, даже обоим ритритным помощникам, которым помимо этого следует наблюдать за происходящим. Если у кого-то есть особая причина для посещения другого практикующего во время индивидуальной сессии, то её надо вначале объяснить Ваджрному мастеру, и если тот сочтёт причину обоснованной, практикующему будет разрешено посетить другого.
С самого начала индивидуальных сессий, посвященных начитыванию предварительных практик и других (мантр), из комнаты каждого практикующего должен раздаваться звук рецитации. Во время практик Шести Йог или ясного света, (не подразумевающих рецитации), вам следует однонаправлено сосредоточивать своё внимание на медитации. Никому не разрешается выделяться из остальной группы, принося беспокойство громким чтением во время безмолвной медитации или молчанием в то время, когда все рецитируют.
Никому, включая Ваджрного мастера и ведущего церемонии, не позволяется по своему желанию вносить изменения в практики и рецитации, описанные в данном руководстве. Пылающий Защитник Мудрости из Ситтаваны был уполномочен (наказывать за такие нарушения). От вас не требуется создавать свои собственные программы, выбирая те или иные практики. Однако, в перерывах между сессиями вы можете кратко делать те практики, на которые брали обеты во время полученных посвящений и устных передач. Основные же практики менять нельзя.
Перед рассветом и поздним вечером из каждой комнаты должны раздаваться звуки колокольчика, барабана и костяной трубы (канглинг) в знак (начала или завершения) сессий очередного дня. Вам не следует производить эту музыку раньше или позже всех остальных практикующих, равно как и играть на этих инструментах нерегулярно по своему желанию.
Во время индивидуальных сессий абсолютно недопустимы никакие отвлекающие активности, включая чтение книг, составление писем, шитьё и прочее. Даже закончившие ранее такой трёхлетний ритрит и знакомые с программой должны получать особое разрешение Ваджрного мастера, прежде чем выполнять важные работы в храме или для Сангхи во время сессий. Без такого (разрешения) никому не позволяется превращаться в маляров, портных или плотников во время сессий практики. Если кто-то не слушает указаний Ваджрного мастера и продолжает заниматься своей деятельностью во время последней сессии, то рабочий инструмент должен быть конфискован.
Практикующие с недостаточным знанием Буддизма могут изучать в (свободное время) ритрита тексты выполняемых практик, особенно важнейшие книги, объясняющие тренировку в трёх видах обетов (Хинаяны, Махаяны и Ваджраяны). Помимо этих нескольких книг вам не разрешается изучать или исследовать никакие тексты основных и второстепенных учений Буддизма. Несмотря на то, что обучение, анализ и медитация обычно считаются важнейшими (столпами Буддизма), вы здесь занимаетесь только практикой медитации, прогрессу в которой препятствует изобилие мыслей, (проистекающих из обучения). Поскольку одна сессия правильной медитации гораздо более ценна, чем вся жизнь, потраченная на обучение и размышление, нас вполне устраивает искренняя практика медитации.
Все практикующие в ритрите, включая Ваджрного мастера, Ламу из храма Защитников и Ламу, выполняющего практики долгой жизни, обязаны посещать все (групповые) практики, (ежемесячные и ежегодные) церемонии и ежедневные ритуалы без исключения. Отсутствие на групповых сессиях может быть оправдано только болезнью и ничем другим. (Лама, практикующий в храме Защитников), имеет право отсутствовать в двух вышеупомянутых случаях для выполнения важных работ, разрешённых Ваджрным мастером.
За исключением особых рецитации, Лама из храма Защитников и Лама, выполняющий практики долгой жизни, следуют правилам поведения, предписанным для всех остальных затворников. Лама из храма Защитников должен постоянно бить в барабан во время чтения петиций в начале и конце каждой сессии, а также в течение утреннего ритуала подношения благовоний.
Ваджрный мастер несёт ответственность за распределение имущества общины, в частности за чай и масло. Распределение любых подношений в храмах и раздача практикующим осуществляется ритритным помощником, который должен выполнять свою работу честно и непредвзято.
Красная эмаль для покраски храмов должна быть получена в резиденции главных Лам монастыря (Палпунг). Приобретение побелки (для стен) и вышеупомянутых благовоний оплачивается из общего бюджета.
Ритритный помощник несёт ответственность за хранение общинного имущества, принятых подношений и распределение подношений верующих. Он должен готовить чай, суп и ходить за водой. Каждое утро он подметает во дворе и внутри помещений. Летом он латает крыши храмов и других строений. В его обязанности также входит проверять водосточники на крышах и ремонтировать здания. Работа ритритного помощника направлена на обеспечение основных и второстепенных нужд практикующих. Он обязан посещать ответственных практикующих в перерывах между сессиями, докладывая о своей работе. Все его обязанности должны выполняться ответственно и постоянно.
Если ритритный помощник проявляет чрезмерную предвзятость к родственнику или другу (среди затворников) при распределении общинного имущества или обескураживает важного спонсора, то следует сделать гневный ритуал в храме Защитников для исправления ситуации. В случае растраты или утайки общинного имущества, например приготовления разжиженного чая и присвоения каких-либо общинных вещей, он обязан объяснить свои действия перед собранием практикующих и вернуть соответствующую компенсацию за растраченное имущество.
Практикующие должны получать чай в горячем виде. Обед готовится поздним утром из имеющихся продуктов. Ритритный помощник обязан готовить быстро и качественно, не допуская порчи пищи. Поскольку он готовит в одиночку, практикующим не стоит засыпать его запросами особых блюд, особенно когда он занят обслуживанием дополнительных церемоний или чисткой снега в зимнее время. Неиспользуемые кастрюли и сковороды следует держать в хранилище, а используемые необходимо тщательно мыть. (Готовя пищу), он должен иметь чистые полотенца и мыть руки. Если он серьёзно повредил коробку или кожаный мешок в хранилище, помощник должен возместить этот предмет персонально. То же самое относится к бронзовым и медным кастрюлям и сковородам и прочей кухонной утвари.
Дровосек, обеспечивающий наш ритритный центр, не обслуживает резиденцию главных Лам (монастыря Палпунг), и поэтому запаса дров должно хватать всегда. Помимо этого дровосек обязан обслуживать Ваджрного мастера и практикующих, а также содействовать ритритному помощнику, в частности в латании крыш и побелке стен летом, чистке снега зимой и посещении монастыря по любым нуждам. В компенсацию он получает дополнительные порции еды, чая и поощрение со стороны Ваджрного мастера. Во время недельной пуджи Защитников в конце года дровосек должен постоянно содействовать ритритному помощнику, в том числе и ночью. Поскольку в этот период он не сможет заготавливать дрова, ему следует запасти их заранее.
Оба ритритных помощника должны быть честными и надёжными, обслуживая каждого практикующего регулярно и беспристрастно и не унижая посторонних лиц. Им положено чётко объяснять Ваджрному мастеру и практикующим все надлежащие вещи без обмана. Им не позволено сквернословить, раздражать и произносить непотребные высказывания. За сквернословие и споры с Ваджрным мастером они штрафуются в форме чая и наказываются сотней простираний. Если кто-то из них приносит больше вреда, чем пользы, не выполняет свои служебные обязанности и к тому же распускает руки, то об этом следует доложить главным Ламам и получить их содействие. В зависимости от тяжести проступка или причинённого беспокойства данный ритритный помощник получит соответствующее материальное или физическое наказание. В случае серьёзного проступка он увольняется, вместе с чем у Защитников испрашивается гневное наказание этого человека.
Если кто-то из посторонних начинает охотиться на антилоп или птиц, рубить деревья или косить траву рядом с ритритным центром, это необходимо тотчас же остановить. Как повелитель Кармапа и его преемники, так и великий тэртон Чокгьюр Лингпа не раз приказывали охранять эту местность, запрещая подобные действия. Поэтому следует сделать всё возможное для их предотвращения. Если же пришелец окажется упрямым и непослушным, необходимо немедленно призвать гневную активность в храме Защитников, взбрасывая чёрный стяг, на котором написано имя нарушителя.
Практикующие в свою очередь не должны относиться к обоим помощникам как к прислуге и обращаться с ними грубо и бесцеремонно. Вам стоит вежливо просить их помочь в ваших нуждах, учитывая их возможности и наличие свободного времени.
Самое главное, чтобы все практикующие в ритрите и Ваджрный мастер не вели себя неучтиво, эгоистично и не заботились только о нуждах этой жизни. Всё ваше внимание должно быть направлено на настоящую духовную практику. Это место, содержащее реликвии просветлённого Тела, Речи и Ума Будды, является столпом учения линии Кагью. Когда вы сидите на своём сидении и практикуете, вы должны осознавать, что недопустимо тратить время впустую. Такое понимание предотвратит всяческие предвкушения от этой и будущих жизней, и вас не за что будет винить. Три года — очень короткий срок, вы обязаны упорствовать в достижении духовного прогресса и завершить свой ритрит успешно.