Перспективы развития бюджетной системы РФ.
- повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы;
- ориентация бюджетной политики на перспективу, исходя из четкого понимания возможностей федерального бюджета и приоритетов в расходах, обеспечение предсказуемости условий формирования бюджетов всех уровней;
- создание стабилизационного фонда для снижения в среднесрочной перспективе зависимости российской бюджетной системы от внешнеэкономической конъюнктуры;
- продолжение работы по совершенствованию налоговой системы и последовательному снижению налогового бремени;
- повышение уровня налогового администрирования, в том числе на основе внедрения информационных технологий;
- более рациональная организация работы налоговых инспекций, сведение к минимуму временных затрат налогоплательщиков по ведению налогового учета, подготовку и сдачу налоговой отчетности, особенно в малом предпринимательстве;
- повышение эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов;
- финансирование подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в основном на федеральном уровне;
- модернизация системы обязательного мед. страхования населения;
- комплектование российской армии, предусматривающее замещение призыва на воинскую службу системой комплектования по контракту;
- принятие мер по максимальному сосредоточению всех средств бюджетной системы в учреждениях Банка России;
- создание системы четкого и стабильного разграничения доходных и расходных полномочий, что является необходимым условием приведения государственных и муниципальных обязательств в соответствие с реально имеющимися ресурсами для их исполнения;
28) Бюджет государства как финансовый план. Бюджетная классификация, ее виды и назначение.Бюджет как финансовый план – это юридически оформленный документ, где в количественном выражении отражается процесс получения и перераспределения гос-вом денежных ресурсов. Бюджетная классификация – группировка по однородным признакам бюджетных доходов и расходов, расположенных и зашифрованных в установленном порядке. Значение бюджетной классификации заключается в том, что использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации позволяет видеть реальную картину движения бюджетных ресурсов и активно влиять на ход экономических и социальных процессов.
29) Сбалансированность бюджетов. Дефицит бюджета, его причины, источники покрытия, экономические и социальные последствия.Сбалансированность бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:
- рост гос. расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности;
- сокращение доходов гос. бюджета в период экономического кризиса;
- чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия);
- неэффективность финансовой системы государства;
- политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами;
- коррупция в гос. секторе;
- неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.
Источники финансирования дефицита бюджета. Внутренние источники:
- средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте;
- бюджетные кредиты;
- кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями;
- иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета такие как поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона; поступления от реализации государственных/региональных/муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней; курсовая разница по средствам бюджета; прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.
Внешние источники:
- средства, поступившие от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени гос-ва или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
- кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов мднр права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты;
- кредиты кредитных организаций в иностранной валюте.
30) Профицит бюджета, его виды, механизм формирования, распределения и использования, экономические и социальные последствия.Бюджетный профицит представляет собой положительное сальдо бюджета. Положительное сальдо бюджета – это превышение доходов государственного бюджета над его расходами, используется как инструмент фискальной политики для понижения уровня совокупного спроса. В теории и практике бюджетирования различают два вида профицита:
- первичный профицит – как разница между всей суммой доходов бюджета и непроцентными расходами, т.е. всеми расходами без выплаты и обслуживания внутреннего и внешнего государственного долга;
- конечный профицит – как разница между всей суммой доходов бюджета и всей, включая оплату и обслуживание долга, суммой расходов.
Порядок использования профицита бюджета
1. Федеральный бюджет, бюджет субъекта Р. Ф., местный бюджет должны быть составлены соответственно Правительством Р. Ф. органом исполнительной власти субъекта, органом местного самоуправления и утверждены законодательными органами.
2. Если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами бюджета, до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита бюджета в следующей последовательности: сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности (для федерального бюджета - сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов); предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств; увеличить расходы бюджета, в т. ч. за счет передачи части доходов бюджетам других уровней. Формирование и исполнение проицитного бюджета создает финансовую основу для дальнейшего снижения гос. долга. В пользу существования профицитного бюджета традиционно приводятся следующие доводы. Во-первых, профицит, частично преобразуемый в финансовый резерв, позволяет снизить зависимость экономики от внешних факторов. В этом смысле профицит (финансовый резерв) может быть использован как экономический стабилизатор. Во-вторых, профицитный бюджет позволяет осуществлять гибкую политику выплат по внешнему долгу. В-третьих, профицит может рассм-ся как способ мягкого регулирования денежного предложения путем изъятия денежной массы из экономики с целью укрепления нац. валюты и подавления инфляции.
31) Межбюджетные отношения и их формы. Понятие бюджетного федерализма. Основные модели бюджетного федерализма.Межбюджетные отношения в Р. Ф. – это взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Бюджетный федерализм — распределение денежных доходов и расходов страны между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов федерации и муниципальными бюджетами с учетом источников поступлений средств и расходов для удовлетворения потребностей федерального, субфедерального и муниципального уровней. Бюджетный федерализм определяется как процесс регулирования баланса интересов всех участников федеративных отношений с помощью инструментария бюджетно-налоговой политики на базе согласуемых правил, которые включают: распределение предметов ведения, полномочий и ответственности Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления; достижение самостоятельности и равноправия бюджетов разного уровня, т.е. соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления их полномочиям и ответственности; организацию бюджетного регулирования. В настоящее время в России имеются следующие виды взаимоотношений в рамках бюджетного федерализма (формы межбюджетных отношений):
- «раздельные» налоги (федеральные, региональные, местные);
- «сквозные» федеральные налоги, которые делятся по твердым нормативам между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;
- «сквозные» региональные налоги, которые делятся между бюджетами субъекта РФ и бюджетами муниципальных образований, находящихся на его территории, по нормативам отчислений, установленных субъектом РФ;
- дотации, субсидии, субвенции;
- целевые федеральные и региональные программы в их территориальном аспекте;
- взаимные расчеты;
- бюджетные кредиты;
- обособленные системы финансовых взаимоотношений внутри регионов.
Основные модели бюджетного федерализма:
- децентрализованная модель, предполагающая ограниченное участие региональных органов управления в распределении налоговых доходов и относительную незначительность трансфертного выравнивания общих доходов;
- кооперативная модель, в отличие от централизованной в значительно большей степени вовлекающая регионы в процесс налогового распределения и включающая в себя развитую систему межбюджетных вертикальных и горизонтальных (межрегиональных) трансфертов.
32) Проблемы и концепции реформирования бюджетного федерализма в РФ: источники покрытия, экономические и социальные последствия.Все бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, взаимосвязаны в рамках бюджетного регулирования. В настоящее время взаимоотношения федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ достаточно четко регламентируются в федеральном законодательстве. В рамках проводимой политики бюджетного регулирования за последние годы были достигнуты значительные позитивные результаты. В частности, сделан большой шаг в направлении уточнения расходных полномочий всех уровней бюджетной системы. Существенно усовершенствован механизм распределения Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Р. Ф. БК РФ с изменениями и дополнениями установил нормативы отчислений от федеральных налогов в бюджеты различных уровней бюджетной системы страны. Вместе с тем, расширение бюджетной самостоятельности и ответственности региональных и местных органов власти, являющееся целью реформы межбюджетных отношений, не подкреплено необходимой финансовой базой. Некоторые положения законов не увязаны с законопроектами по реформе гос. и местного самоуправления. Продолжается сохранение жесткой зависимости доходной базы консолидированных бюджетов субъектов от отчислений по федеральным налогам и сборам. В связи с уменьшением налоговых поступлений резко возросла зависимость доходов территориальных бюджетов в составе региональных бюджетов от федерального, а местных бюджетов – от региональных. В последние годы, когда почти все объекты социальной сферы были переданы в ведение региональных и местных органов власти, нагрузка на территориальные бюджеты резко возросла. Темпы роста бюджетных расходов существенно опережают темпы роста доходов, растет разрыв между государственными обязательствами и бюджетными ресурсами для их обеспечения. В условиях излишней централизации доходов, сокращения собственных доходов бюджетов регионов и муниципалитетов, изъятия у них налоговых источников и наделения их социально значимыми мандатами первостепенную важность приобретает проблема бюджетного выравнивания. В доходах региональных и местных бюджетов возрастает доля дотационных форм бюджетного регулирования. Подобное положение дел противоречит задаче ориентации на собственные силы, порождает иждивенческие настроения у региональных и местных властей, гасит заинтересованность в наращивании собственного налогового потенциала. Т. о. в настоящее время все же можно наблюдать тенденцию ограничения самостоятельности регионов. В частности, сохраняется зависимость доходной базы бюджетов субъектов от отчислений федеральных налогов и сборов, увеличивается фин. нагрузка на бюджеты субъектов в условиях зависимости от финансовой помощи из федерального бюджета, основные налоговые доходы по-прежнему остаются на федеральном уровне. В то же самое время, совершенствование федеративных отношений на региональном и местном уровнях требует дополнительных бюджетных расходов.
33) Экономическое содержание доходов бюджетной системы и их классификация.
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие безвозмездно и безвозвратно в соответствии с законодательством РФ, в распоряжение органов гос. власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления. В рамках бюджетной классификации доходы группируются по источникам и способам их получения. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений. Также в бюджет текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Источники доходов:
1) налоговые доходы:
- налог на прибыль;
- налоги на товары и услуги, лицензионные сборы;
- налоги на совокупный доход;
- налоги на имущество;
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
- прочие налоги и сборы;
2) неналоговые доходы:
- доходы от продажи имущества, находящегося в гос. и муниципальной собственности;
- доходы от продажи земли;
- административные платежи и сборы;
- штрафные санкции (за налоговые нарушения);
- доходы от внешнеэкономической деятельности;
3) безвозмездные перечисления:
- от бюджетов других уровней;
- от государственных внебюджетных фондов;
- от государственных организаций.
По порядку и условиям зачисления в составе доходов бюджетов выделяют собственные доходы бюджетов – это виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами.
34) Налоги как основной инструмент формирования бюджетных доходов. Сущность, функции и роль налогов. Принципы налогообложения.Централизованные доходы - это доходы, сосредоточивающиеся в государственных и местных бюджетах и внебюджетных фондах. Децентрализованные доходы аккумулируются и остаются в непосредственном распоряжении государственных предприятий и организаций. В основном эта то часть прибыли, остающаяся после уплаты налогов и обязательных сборов. Главная составляющая государственных доходов - это налоговые поступления. Налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Налоги выполняют следующие основные функции:
1. Фискальная функция является основной функцией налогообложения, посредством которой реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ.
2. Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения.
3. Контрольная функция. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами.
4. Поощрительная функция налогов. Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом.
5. Регулирующая функция налогов. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.
Ряд принципов налогообложения:
- справедливость, т.е. всеобщность и пропорциональность налогообложения;
- определенность – налог должен быть установлен таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги, когда и в каком размере он должен платить;
- удобство – каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика;
- эффективность – административные расходы по взиманию налогов не должны превышать налоговые поступления.