Методы и формы организации расходов бюджетов.

Осуществление бюджетных расходов происходит при помощи 2-х способов предоставления бюджетных средств: бюджетное финансирование и бюджетное кредитование. Бюджетное финансирование – система предоставления денежных средств бюджетополучателям на проведение мероприятий, предусмотренных законом «О бюджете» на очередной год на безвозмездной и безвозвратной основе. Бюджетное финансирование строится на принципах:

- целевой характер использования бюджетных ассигнований. Предполагает, что бюджетополучатели могут получать средства только на основе утвержденных бюджетов и на заранее установленные в бюджете цели. Это обеспечивает эффективное использование бюджетных средств.

- предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных планов с учетом использования ранее выделенных средств.

- безвозвратность бюджетного финансирования предполагает, что при выдаче средств не оговариваются сроки и условия их возвращения в бюджет.

- безвозмездность финансирования – не взимается плата за предоставленные средства.

Исторически бюджетное финансирование осуществляется по 2-м системам: а) брутто-система – предполагает, что все или большинство расходов бюджетополучателя покрывается за счет бюджетных средств. Этот метод применяется для организаций и учреждений, находящихся на полном бюджетном финансировании. Бюджетные средства выделяются на все виды расходов, в т.ч. на текущие и капитальные расходы;

б) нетто-бюджет - предполагает, что предоставление бюджетных средств осуществляется только на определенные виды затрат, которые предусмотренные законом «О бюджете»; это покрытие убытков бюджетополучателей, компенсация цен на сырье, готовую продукцию, и т.д.

Для организации бюджетного финансирования используются след. формы бюджетного финансирования:

- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

- средства, выделенные на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых по государственным и муниципальным контрактам.

- трансферты населению;

- ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

- ассигнования на компенсацию доп. расходов, возникающих в результате решений органов власти и приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

- инвестиции в уставной капитал действующих или вновь создаваемых юр лиц;

- межбюджетные трансферты.

Бюджетное кредитование осуществляется путем выдачи бюджетных кредитов и ссуд. Формы бюджетного кредитования:

- бюджетные кредиты юр лицам;

- кредиты и займы внутри страны за счет гос. внешних заимствований;

- кредиты иностранным государствам;

- ср-ва на обслуживание долговых обязательств, в т. ч. гос. и муниципальных гарантий.

Бюджетное финансирование и бюджетные кредиты, их особенности, принципы и порядок организации.

Бюджетное финансирование – предоставление денежных ср-в участникам денежной системы на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Принципы:

1) получение макс эффекта при мин затрат, бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования;

2) целевой характер использования бюджетных ассигнований;

3) предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и др. показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;

4) безвозвратность бюджетного финансирования;

5) бесплатность бюджетного финансирования

В практике бюджетных ассигнований используются два способа бюджетного финансирования:

- финансирование по системе «нетто-бюджет» — выделяется на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом;

- финансирование по системе «брутто-бюджет» — применяется для предприятий и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании.

Формы бюджетного финансирования:

1) ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

2) средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;

3) трансфертов населению;

4) ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных действующими законами и правовыми актами;

5) ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

6) ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

7) субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

8) межбюджетных трансфертов;

9) инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

10) средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Бюджетный кредит – это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. Виды: а) предоставляемые юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями; б) предоставляемые государственным и муниципальным предприятиям.

Принципы кредита: срочность, возвратность, обеспеченность, платность, дифференцированность, целевая направленность.

39. Бюджетный процесс как форма управления бюджетной системой, его участники и этапы.Бюджетный процесс - совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системы. Бюджетный процесс включает следующие стадии:

- составление проекта бюджета;

- рассмотрение и утверждение бюджета;

- исполнение бюджета;

- составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Эти стадии осуществляются в строгой последовательности в течение бюджетного периода и тесно взаимосвязаны между собой. Бюджетный период представляет собой срок, в течение которого действует утвержденный бюджет. В Р. Ф. бюджетный период составляет 12 месяцев и длится с 1 января по 31 декабря. Участниками бюджетного процесса в Р. Ф. являются: Президент РФ; органы законодательной гос. власти; органы исполнительной гос. власти, органы местного самоуправления, включая финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов и другие уполномоченные органы; органы денежно-кредитного регулирования (ЦБ РФ); кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов; органы гос. и муниципального финансового контроля; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия (ст. 152 БК РФ). Каждый участник бюджетного процесса обладает совокупностью бюджетных полномочий. Компетенция отдельных органов власти и органов местного самоуправления в бюджетном процессе строго разграничена и определяется Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, уставами муниципальных образований, бюджетным, налоговым и иным законодательством, а также нормативно-правовыми актами соответствующего уровня.

40. Бюджетное планирование как часть бюджетного процесса. Принципы, задачи и методы бюджетного планирования.Бюджетное планирование –

- по экономической сущности - денежные отношения, складывающиеся у органов государственной власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и его граждан;

- по материально-вещественному воплощению - фонд денежных средств, формируемый для финансового обеспечения мероприятий, связанных с выполнением задач и функций, возложенных обществом на государство и местное самоуправление;

- по плановой форме - финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов.

Как совокупность объективно обусловленных денежных отн-й бюджет - это эконом категория, имеющая различные организационно-правовые формы проявления.

Принципы бюджетного планирования:

- регулирование бюджетных вопросов едиными правовыми нормами;

- адресный и целевой характер направления бюджетных средств;

- непрерывность планирования годового бюджета;

- стабильность финансовых показателей (норм, налоговых ставок, смет);

- балансовый метод.

Задачами бюджетного процесса являются:

- выявление материальных и финансовых резервов государства;

- макс приближенный к реальности расчет доходов и расходов бюджетов;

- обеспечение сбалансированности бюджетов;

- согласование бюджетной политики с реализуемой эконом программой;

- осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и т.д.

Существуют различные методы бюджетного планирования – индексный, нормативный, балансовый, программно-целевой, экспертного прогнозирования, экстраполяции, моделирования, экономического анализа и др. В России основным является нормативный метод бюджетного планирования. Суть его в определении целевых расходов бюджета в пределах прогнозируемых доходов. Бюджетополучатели составляют сметы планируемых расходов, распорядитель бюджетных средств анализирует и корректирует сметы бюджетополучателей, приводит величину расходов в соответствие с доходами бюджета, выбирая приоритетные направления, и согласовывает проект плана бюджета с Правительством. Проект бюджета представляется Правительством законодательному органу, который вносит поправки, согласовывает их с Правительством и принимает бюджет на планируемый год в виде федерального закона.

Индексный метод основан на анализе динамики таких показателей, как уровень инфляции, уровень реальной заработной платы, реальных доходов и др. Полученные на основе сравнения статистических данных индексы позволяют применить их к прогнозному расчету несоизмеримых показателей. Программно-целевой метод используется для приоритетного бюджетного планирования выполнения гос. целевых программ, обеспечения их необходимыми ресурсами. Метод экстраполяции переносит тенденции развития текущего и прошлых этапов на планирование последующего.

Наши рекомендации