Фондовый рынок Великобритании.

Лондонявляется одним из крупнейших международных финансовых центров и ведущим в Европе центром инвестиционного банковского дела и управления активами хедж-фондов (hedge funds). По числу инвестиционных банков Лондон опережает Нью-Йорк и Париж. В финансовом секторе Великобритании производится около 5% ВВП, в нем занято более 1 млн. человек.

Британские банки традиционно делятся на коммерческие и инвестиционные. Коммерческие банки выполняют традиционные функции по обслуживанию и кредитованию. Крупнейшие коммерческие банки имеют название клиринговых банков (clearing banks). Услуги инвестиционных банков – услуги по слияниям и поглощениям (mergers & acquisitions) и андеррайтинг ценных бумаг (underwriting).

Непосредственно торговлей ценными бумагами занимаются специализированные брокерско-дилерские компании (компании по ценным бумагам, brokers-dealers, stockbrokers).

Торговля акциями сосредоточена на Лондонской фондовой бирже (London Stock Exchange, LSE), в том числе на основном рынке (main, official market) и на рынке альтернативных инвестиций AIM[22]. На Лондон приходится более 40% мирового биржевого оборота иностранных акций за рубежом (торговля на LSE и базирующейся в Лондоне англо-швейцарской бирже Virt-x).

Лондонская фондовая биржа – старейшая фондовая биржа в мире[23]. До 1986 года по организационно-правовой форме LSE была ассоциацией. С 1986 по 2001 гг. – частной компанией (private limited company), собственниками которой являлись брокерско-дилерские фирмы – члены биржи. В 2001 году LSE приобрела статус открытого акционерного общества (public limited company). Акции LSE входят в ее собственный листинг.

Таким образом, произошло разделение собственников и членов биржи. Собственники – акционеры LSE, члены – компании, торгующие на бирже (более 300). Большинство членов биржи являются ее собственниками и наоборот.

До 1986 года на LSE существовало разделение ее членов по функциональному признаку на брокеров (brokers)[24]и джобберов (jobbers). Совмещение функций брокера и джоббера для членов биржи не допускалось.

Брокеры– действовали за счет и по поручению клиента, получая за это комиссионное вознаграждение.

Джобберы – являлись дилерами, действовали от своего имени и за свой счет, получая вознаграждение за счет разницы в ценах покупки и продажи ценных бумаг. Джобберы не имели права заключать сделки непосредственно с клиентами (только через брокеров).

В 1986 году в Великобритании прошла масштабная реформа финансовой системы страны, известная как «Большая встряска» (Big Bang)[25]. На рынке ценных бумаг реформа, прежде всего, коснулась LSE. В рамках реформы, в частности:



  • Отменены фиксированные комиссионные по сделкам,
  • Упразднено деление членов биржи на брокеров и джобберов[26],
  • Осуществлен переход к торговле на базе электронной системы SEAQ[27]

В 1997 году на LSE введена новая автоматизированная торговая система SETS, действующая на основе заявок (order-driven market).

SEAQ (Stock Exchange Automated Quotations System) – биржевая система автоматических котировок, дилерский рынок на основе котировок (quote-driven market).

Для того чтобы ценная бумага могла быть продана в системе SEAQ, у нее должно быть по крайней мере 2 маркет-мейкера (market makers), т.е. члена биржи, обязанных на протяжении всего торгового дня давать котировки ценной бумаги, совершая их покупку и продажу в объемах, предписываемых биржей и устанавливаемых для каждой отдельной бумаги в зависимости от оборота за последние 12 месяцев.

В рамках SEAQ действует система SEAQ International, отражающая котировки акций иностранных эмитентов, входящих в листинг LSE.

SETS (Stock Exchange Trading System) – биржевая автоматизированная торговая система, действующая на основе заявок (order-driven market).

Система предусматривает ввод заявок на покупку и продажу ценных бумаг, которые исполняются автоматически при наличии подходящей встречной заявки.

Системы SEAQ и SETS действуют параллельно, но в последние годы все больше акций торгуется в SETS.

Регулирование всех сегментов финансового рынка Великобритании осуществляется Ведомством по финансовым услугам (Financial Services Authority, FSA). Фактически FSA является мегарегулятором и существует с конца 1990-х годов[28].

Основой нормативной базы деятельности FSA является Закон о финансовых услугах и рынках 2000 года (Financial Services & Markets Act - 2000). В Законе сформулированы основные задачи FSA:

  • Поддерживать доверие к финансовой системе Великобритании,
  • Способствовать лучшему пониманию населением финансовой системы,
  • Минимизировать возможности преступлений в финансовой сфере.

FSA является т.н. «статутным» (statutory)[29], но неправительственным (non-governmental) органом регулирования. Отчитывается перед парламентом через Министерство финансов.

Таким образом, в Англии фактически произошел отказ от модели саморегулирования фондового рынка, которая действовала до конца ХХ века. По сути FSA в настоящее время представляет собой государственный орган регулирования, формально отчасти сохранивший форму СРО.

Фондовый рынок Японии.

Основными институтами финансовой системы Японии являются банковские кредитные организации, кредитные организации кооперативного типа, небанковские финансовые организации и государственные финансовые организации.

К банковским кредитным организациям относятся:

  • Банк Японии,
  • Городские банки, которые занимают ведущее место в японской финансовой системе,
  • Региональные банки,
  • Трастовые банки,
  • Банки долгосрочного кредита.

К кредитным организациям кооперативного типа относятся:

  • Банки «шинкин»,
  • Кредитные кооперативы,
  • Трудовые банки,
  • Отраслевые кредитные кооперативы.

Небанковские финансовые организации объединяют:

  • Компании страхования жизни
  • Компании общего страхования
  • Компании по ценным бумагам
  • Инвестиционные трасты

Наконец, к государственным финансовым организациям относятся:

  • Японская почта
  • Японский банк развития
  • Японский банк международного сотрудничества
  • Финансовые корпорации

По Закону о ценных бумагах и фондовых биржах 1948 г. японским банкам было запрещено выполнять брокерско-дилерские и андеррайтинговые операции с корпоративными ценными бумагами. Этим занимались т.н. «инвестиционные дома» (брокерско-дилерские компании).

До конца ХХ века деятельность на фондовом рынке подлежала государственному лицензированию со стороны Минфина Японии. Минфин Японии выдавал лицензии на 4 вида деятельности:

- брокерскую,

- дилерскую,

- андеррайтинговую,

- совершение розничных операций с частными инвесторами.

С целью стимулировать приход новых участников на рынок в 1998 году в Закон о ценных бумагах и фондовых биржах были внесены поправки, по которым система лицензирования брокерской деятельности была заменена на систему регистрации в регулирующем органе. При этом по-прежнему подлежат лицензированию следующие отрасли инвестиционного бизнеса:

  • Торговля на внебиржевом рынке деривативов,
  • Андеррайтинг,
  • Организация частных торговых систем.

Рынок акций в Японии преимущественно биржевой. Более 90% оборота приходится на фондовые биржи.

Крупнейшая биржа – Токийская фондовая биржа (Tokyo Stock Exchange, TSE)[30]. Членами биржи могут быть только юридические лица – брокерско-дилерские компании. С 2001 года TSE имеет организационно-правовую форму корпорации (акционерного общества). Чтобы стать участником торгов на TSE японские компании по ценным бумагам должны получить разрешение Минфина Японии на проведение соответствующих операций.

До конца 1990-х годов исключительные полномочия по регулированию фондового рынка имело японское Министерство финансов.

В 1992 в Японии образована Комиссия по ценным бумагам и биржам, аффилированная с Минфином. Основные функции Комиссии - наблюдение и контроль за состоянием рынка. При этом надзорные функции были сохранены за Минфином.

В 1993 году вступил в силу Закон о реформе финансовой системы. Он частично упразднил законодательные барьеры между банками и брокерскими компаниями, в частности:

  • Упразднен ряд разграничений деятельности банков и брокерских фирм,
  • Банкам разрешено осуществлять андеррайтинг по долговым бумагам,
  • Брокерам разрешено совершать доверительные банковские операции.

Фондовый рынок Германии.

Главной особенностью финансовой системы Германии является абсолютное доминирование банков.

Все банки делятся на универсальные и специализированные. Универсальные банки включают в себя: коммерческие, кооперативные и институты общественного сектора (банки земель). Ведущей группой специализированных банков являются ипотечные банки. Крупнейшие коммерческие банки имеют название «гроссбанков». К ним относятся Deutsche Bank, Dresdner Bank, Commerzbank и Postbank.

До недавнего времени банки в Германии выступали основными (а по существу единственными) посредниками на рынке ценных бумаг. Компании по ценным бумагам (компании финансовых услуг), созданные вследствие Директивы ЕС о финансовых услугахпредставляют собой относительно новый вид финансовых посредников в Германии.

В Германии действует 8 фондовых бирж[31]. Абсолютно доминирующее положение занимает Франкфуртская фондовая биржа (ФФБ)[32]. По статусу ФФБ – некоммерческая организация, которой управляет АО «Немецкая биржа» (Deutsche Börse AG). По сути ФФБ и Немецкая биржа представляют собой единый орган, хотя формально это различные организации.

Члены биржи в Германии делятся на 3 категории:

  • Банки и компании по ценным бумагам,
  • Официальные курсовые маклеры,
  • Свободные маклеры

Официальные курсовые маклеры – принимают в торговом зале заявки на продажу и покупку ценных бумаг и определяют их курс. Основная задача официальных курсовых маклеров – определение справедливой цены на акции и облигации официального рынка[33].

Свободные маклеры – являются дилерами по акциям свободного рынка. Также выступают посредниками между кредитными учреждениями[34]. Сейчас многие свободные маклеры меняют статус на компании по ценным бумагам. Свободные маклеры не имеют права совершать сделки для частных инвесторов.

Поскольку основные участники германского фондового рынка – банки, важную роль в его регулировании ранее играл основной банковский надзорный орган – Федеральная надзорная палата по банкам.Контроль за страховыми компаниями осуществляла Федеральная надзорная палата по страховым компаниям.

В 1994 году принят Закон о торговле ценными бумагами и создан государственный орган, регулирующий фондовый рынок – Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

На базе принятого в 2002 году Закона о формировании интегрированной системы финансового надзора создан единый мегарегулятор финансовых учреждений – Федеральная служба по регулированию финансовых рынков (BaFin), объединившая регулятивные и надзорные функции трех ранее существовавших федеральных органов.

Фондовый рынок Франции.

До 1996 года на французском рынке ценных бумаг действовали 3 группы участников:

  • Кредитные институты (включая различные виды банков, сберегательные кассы, кредитные кооперативы и кредитные общества);
  • Биржевые общества;
  • Портфельные управляющие

В 1996 году принят Закон о модернизации финансовой сферы, по которому финансовые посредники были разделены на 2 категории: кредитные учреждения и инвестиционные (финансовые) компании с одинаковым правом работы с ценными бумагами на биржевом и внебиржевом рынке при условии получения лицензии от одного из регуляторов[35]. В рамках реформы была ликвидирована монополия биржевых обществ на биржевые операции с ценными бумагами.

До принятия данного Закона основными участниками биржевого рынка ценных бумаг были биржевые общества. Только они имели право совершать операции на фондовой бирже. С 1996 года биржевые общества преобразованы в финансовые компании.

Современные французские инвестиционные компании имеют право:

· Принимать и исполнять поручения клиентов,

· Управлять портфелями ценных бумаг[36],

· Выпускать депозитарные расписки,

· Совершать сделки купли-продажи ценных бумаг.

Регулирование фондового рынка Франции осуществляет Ведомство по финансовым рынкам (AMF), созданное на основании Закона о финансовой безопасности 2003 года.

Ведомство имеет статус независимого государственного учреждения и объединяет функции ранее существовавших Комиссии по биржевым операциям, Совета по финансовым рынкам и Дисциплинарного совета по вопросам портфельного управления.

Наши рекомендации