Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг
Центральной частью финансовой системы являются государственные финансы с их ведущим звеном – государственным (федеральным) бюджетом как сводным балансом доходов и расходов государства.
Государственный бюджет –это основной финансовый план доходов и расходов государства на определенный срок, утвержденный в законодательном порядке.
Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций.
Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов, которые были выработаны развитыми странами в начале ХХ в.
Принцип единства – сосредоточение в бюджете всех доходов и расходов государства, существование единообразия финансовых документов и бюджетной классификации.
Принцип полноты – учет всех затрат и всех поступлений по каждой статье бюджета.
Принцип реальности – правдивое отражение доходов и расходов государства.
Принцип гласности – обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.
Рассмотрим структуру расходов и доходов госбюджета РФ (табл. 5.1).
Таблица 5.1
Основные статьи бюджета РФ (проект 2002 г.) (%)
Расход | Удельный вес (%) | Доход | Удельный вес (%) |
1. Государственное управление | 3,0 | 1. Налоги (без единого со-циального налога, пере-числяемого в пенсионный фонд), всего | 81,5 |
2. Расходы на национальную оборону и проведение военной реформы | 16,0 | 2. Единый социальный налог, перечисляемый в пенсионный фонд | 12,9 |
3. Правоохранительная деятельность и судебная власть | 10,0 | 3. Неналоговые доходы, всего | 4,9 |
4. Финансирование народного хозяйства | 6,9 | В том числе: | |
5. Международная деятельность | 2,6 | · от государственного и муниципального имущества и продажи земли | 2,4 |
6. Социально-культурные мероприятия | 28,6 | · административные платежи, сборы, штрафные санкции | 0,2 |
7. Затраты на фунда-ментальную науку | 2,0 | · от внешнеэкономической деятельности | 2,2 |
8. Обслуживание государственного долга | 15,5 | · прочие | 0,1 |
9. Финансовая помощь бюджетам других уровней | 13,1 | 3. Доходы целевого бюджетного фонда по атомной энергетике | 0,7 |
10. Предупреждение стихийных бедствий | 0,4 | ||
11. Прочие | 1,9 | ||
ВСЕГО | 100,0 | ВСЕГО | 100,0 |
Таблица 5.2.
Сальдо государственного бюджета РФ в 2002-2004 гг.
Сумма, млрд руб. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. (прогноз) |
Доходы | 19995,4 | 2588,3 | 2742,8 |
Расходы | 1868,9 | 2371,5 | 2659,4 |
Профицит (положительное сальдо) | 126,5 | 216,8 | 83,4 |
Если расходы правительства равны его доходам, то бюджет называется сбалансированным. Однако это достигается не всегда.
Дефицит государственного бюджета –величина, на которую расходы государственного бюджета превышают его доходы.
Соответственно величина, на которую доходы государственного бюджета превышают его расходы, называется профицитом.Как правило, он идет на покрытие государственного долга.
Процифит бюджета в 2003 г. составил 216, 8 млрд руб.
В современных условиях бюджеты большинства стран сводятся с дефицитом, так было и в России в 1992–1999 гг. Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто – из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада производства, низкой производительности труда, снижения эффективности производства.
Причина дефицита бюджета кроется также в безудержном росте расходов без учета финансовых возможностей, в недостаточной их целесообразности и эффективности. Высокие расходы на содержание армии, административного аппарата, покрытие убытков предприятий приводят к проеданию бюджетных средств. Отрицательное воздействие на сбалансированность бюджета имеет инфляция, нерациональная налоговая и инвестиционная политика.
Способы финансирования бюджетных дефицитов представлены на рис. 5.1.
Рис. 5.1. Способы покрытия бюджетного дефицита
Еще одна проблема, порождаемая бюджетным дефицитом, – это государственный долг.
Государственный долг –сумма непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленная за все время существования государства (рис. 5.2).
Рис. 5.2. Государственный долг
В феврале 2004 г. внешний долг России иностранным государствам и коммерческим банкам составлял 117,0 млрд дол., или менее 1 тыс. дол. на каждого жителя, включая грудных младенцев (для сравнения в 1991 г. Россия имела 80 млрд дол. внешнего долга), а в начале 2001 г. –
143,4 млрд дол.).
Уровень государственной задолженности в целом, как правило, определяется в процентном отношении к ее валовому внутреннему продукту. По различным подсчетам этот уровень в нашей стране составляет порядка 30%.
По расчетам специалистов, к 2003 г. на обслуживание внешнего долга и процентов по нему России потребуется 70% бюджетных расходов.
Пути решения проблемы внешнего долга – это его реструктуризация, отсрочка платежей и новые иностранные займы. Для этого Россия ведет переговоры с Лондонским и Парижским клубами кредиторов. В первую очередь предстоит урегулировать ту часть долга, которая перешла к России от бывшего СССР.
В то же время многие иностранные государства и страны – члены СНГ, в свою очередь, должны России. Например, задолженность, перешедшая от СССР, составляет 94 млрд дол. Основные должники – Куба, Монголия, Вьетнам, Индия, Сирия, Ливан, Афганистан, Ирак. К сожалению, следует констатировать, что основную часть этого долга вернуть вряд ли удастся.
Есть еще один аспект этой проблемы. По различным оценкам, сумма валютных средств, принадлежащих российским предпринимателям, незаконно вывезенная за рубеж и находящаяся в зарубежных банках, составляет 100–150 млрд дол. Возвращение этих денег в Россию могло бы помочь решению многих экономических проблем.
Налоги и налоговая система
Как мы уже выяснили, главной статьей бюджетных доходов являются налоги. В развитых странах с рыночной экономикой налоговые поступления достигают 90% доходной части бюджета, в России – немногим больше 80%.
Налоги(сборы, пошлины) – это обязательные платежи в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды, осуществляемые физическими и юридическими лицами в порядке и на условиях, установленных законодательными актами.
Налоговая система –совокупность взимаемых государством налогов, сборов, пошлин, а также форм и методов их построения.
На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: “Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца’’.
Современные принципы налогообложения таковы:
1) уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня его доходов;
2) налогообложение доходов должно носить однократный характер;
3) обязательность уплаты налогов;
4) система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги;
5) налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям;
6) налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом экономической политики.
Каждый налог содержит характеристику следующих основных элементов: субъект, объект налогообложения, ставки налога, источник налога, налоговые льготы, порядок изъятия, налоговые санкции.
Субъект налога (налогоплательщик)– физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.
Объект налога – это то, что подлежит налогообложению. Объектом налога могут быть текущие доходы, расходы, виды деятельности, собственность и др.
Источник налога – доход, от которого уплачивается налог (заработная плата, дивиденды, прибыль и т.п.).
Налоговая ставка – величина налога на единицу обложения.
В зависимости от того, как меняется налоговая ставка, налоги подразделяются на прогрес-сивные, регрессивные и пропорциональные. Все налоги в конечном итоге выплачиваются из дохода. Поэтому их вид зависит от соотношения между ставкой налога (его процентом) и доходом.
Прогрессивный налог–это налог, процентная ставка которого повышается в связи с ростом самого дохода.
Регрессивный налог предусматривает, что его средняя ставка понижается по мере роста дохода.
Пропорциональный налог предполагает, что, независимо от роста дохода, средняя налоговая ставка сохраняется в одном и том же виде.
Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от уплаты налогов.
Налоговые санкции – наказание за нарушения в сфере налогообложения (уклонение от уплаты налогов, просрочка налоговых платежей, включение в налоговую декларацию ложных сведений и др.) в виде штрафов или уголовной ответственности.
При всем многообразии форм и видов налогов они делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги уплачиваются непосредственно с доходов, капитала, недвижимости, земли (налоги на прибыль, имущество, транспортные средства и др.). Косвенные налоги перекладываются на конечных потребителей товаров и услуг как надбавка к цене (НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины и др.).
Налоговая система должна выполнять следующие функции:
• фискальную, т.е. служить источником дохода госбюджета;
• распределительную, т.е. перераспределять национальный доход от богатых к бедным, из одних отраслей в другие;
• стимулирующую, т.е. через систему налоговых льгот и привилегий способствовать ускорению научно-технического прогресса, расширению экспорта, выравниванию развития территорий, увеличению занятости населения;
• регулирующую, т.е., изменяя условия налогообложения, правительство способствует решению важнейших социально-экономических задач, стоящих перед обществом.
Государство через налоговый механизм может воздействовать на хозяйственную конъюнк-туру, поощряя или сокращая совокупный спрос или предложение. Например, снижение налого-вого бремени с производителей освободит часть прибыли от перечисления в бюджет. На эти деньги предприниматели смогут расширить производство, их доходы увеличатся, следовательно, возрастут и налоговые поступления в бюджет.
В начале 1990-х годов в России была проведена налогово-бюджетная реформа, которая была вызвана тем, что переход к рыночным отношениям потребовал разработки принципиально новой налоговой политики. Основы взаимоотношений юридических и физических лиц с государственным бюджетом были заложены Законом РФ “Об основах налоговой системы Российской Федерации” (1991 г.), который определил “общие принципы построения налоговой системы в РФ, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов”. В дальнейшем было принято множество законов и подзаконных актов, определяющих налоговую систему нашей страны. Сложность, запутанность, часто противоречивость налогового законодательства вызвали необходимость разработки и принятия Налогового кодекса РФ, первая часть которого была принята в июле 1998 г., а вторая вступила в силу с 1 января 2001 г.
Налоговая система России включает:
· федеральные налоги, которые взимаются на всей территории России по одинаковым правилам. Основные их виды: налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на доходы банков, налог на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины и др.;
· региональные налоги, которые могут вводиться законами субъектов Федерации на своей территории (налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог и др.). Основные принципы их формирования определяет Налоговый кодекс;
· местные налоги – устанавливаются и взимаются местными органами власти: налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, земельный налог и др.
Если все налоги в федеральный бюджет взять за 100%, то структура современной налоговой системы России в 2002 г. имела такой вид (табл. 5.3).
Таблица 5.3
Удельный вес налогов в консолидированном бюджете РФ в 2002 г.
Виды налогов | Удельный вес, % |
Прямые налоги, всего в том числе: | 44,0 |
- налог на прибыль (доход) предприятий и организаций | 21,9 |
- налог на доходы физических лиц | 11,7 |
- налоги на имущество | 5,2 |
в том числе: | 56,0 |
- налог на добавленную стоимость | 28,6 |
- акцизы | 10,8 |
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции | 8,6 |
Всего | 100,0 |
Основные направления современного этапа реформирования налоговой системы заключаются в следующем:
а) по мере снижения обязательств государства в области бюджетных расходов добиться снижения уровня налоговых изъятий (ставка налога с доходов физических лиц снижена до 13%, а ставка налога на прибыль установлена на уровне 24%);
б) сделать российскую налоговую систему более справедливой по отношению к налогоплательщикам;
в) повысить уровень нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим решениям фирм;
г) обеспечить снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.
Достижение этих целей требует решения следующих проблем:
· сокращения количества налогов с более чем 100 до 28 (уже выполнено);
· ликвидации многочисленных налоговых льгот (в 2000 г. по данным Минфина РФ потери федерального бюджета по льготам составили 12-15 млрд руб.), что обусловило отмену всех льгот по налогу на прибыль с 1 января 2002 г.;
· снижение задолженности предприятий по налогам;
· ликвидация “прорех’’ в законодательстве, позволяющих законным способом избежать налогов.
Налоговая система России практически не выполняет своей важнейшей функции – стимулирующей. Для экономики США периода Великой депрессии, послевоенной Японии, Южной Кореи, современного Китая характерно использование налоговой системы для стимулирования экономического подъема и развития приоритетных отраслей, создания условий налогового протекционизма (защиты отечественных фирм от иностранной конкуренции). Российская налоговая система пока такими качествами в должной степени не обладает, и поэтому процесс ее реформирования будет продолжен.