Основные направления экономической политики правительств развитых стран
Если исходить из того, что любой правительственный чиновник (от президента и премьер-министра до клерка) назначается на свою должность и мечтает либо о повышении, либо, как минимум, остаться на своем месте, единственной возможностью избежать отставки является удовлетворение интересов, в первую очередь, влиятельного меньшинства при возможном наилучшем соблюдении интересов всего населения страны. Это проявляется особенно сильно в периоды перед президентскими выборами.
Но ситуация осложняется разницей в интересах основных групп. Экспортерам выгодно падение национальной валюты, а импортерам - ее повышение. Финансовым институтам (банки, фонды и т.п.) выгодна высокая инфляция, а потребителям заемных денег (промышленные и торговые предприятия) - выгодна политика дешевых денег. Владельцам недвижимости выгоден рост цен на землю, а не имеющим таковой - это невыгодно. Перечислять подобные группы можно до бесконечности. Во взаимном противопоставлении интересов различных групп рождается некое оптимальное равновесие, за соблюдением которого и призваны следить государственные мужи. Чем лучше эти люди будут удовлетворять интересы наиболее многочисленных и сильных групп, тем дольше они будут оставаться у власти. Но здесь проявляется и обратная связь - чем дольше остаются у власти проводники каких-то определенных интересов, тем больше выгоды получают группы, представляющие эти интересы и тем сильнее будут данные группы. Как только мы понимаем неизбежность происходящей обратной связи, мы можем достаточно уверенно сказать, что такая политика обязательно приведет к перекосам в экономической системе государства в сторону некоторых групп. А любой перекос приводит к тому, что процесс развивается циклично, переживая подъем и спад. После прихода к власти проводника определенных интересов, одна из групп начинает получать некоторые преимущества перед другими. От этого группа усиливается и начинает воздействовать на власть с еще большей силой. Государственные чиновники, видя, как одна из групп набирает силу - всячески стараются также получить из этого процесса выгоду, как материальную (деньги), так и нематериальную (остаться у власти). Ситуация доходит до определенной точки, когда интересы одной группы начинают затрагивать все больше и больше интересы других групп, причем не с лучшей стороны. Начинается противостояние. Дальше ситуация может развиваться по двум сценариям. Первый приводит к тому, что правящая группа начинает прислушиваться к интересам других групп, ассимилируясь с ними. Это мирный путь, эволюционный, он не приводит к потрясениям. Второй сценарий, революционный, - это прямая конфронтация интересов правящего меньшинства и интересов большинства. Приводит к полной отставке правящей группы и надолго отбрасывает ее подальше от власти. Характерный пример второго сценария - Россия, от царя Николая II до КПСС.
Сейчас революционные пути решения проблем между различными группами не в моде, поэтому большинство ситуаций разрешается по первому сценарию -путем проведения мирных переговоров и нахождения консенсуса по спорному вопросу.
Зная, какая группа в данной стране сейчас у власти и какие у нее интересы, можно определить и приоритеты в определении основных вопросов экономической и социальной политики.
Общий интерес группы является средним коллективным интересом участников этой группы. Главные интересы среднестатистического участника любой группы -
NAIMAN NAIMAN
стабильность и доходность. Отсюда мы получаем средний общий интерес группы -получение высокого дохода при соблюдении максимальной надежности. Это понятие среднего интереса присуще всем группам и лежит в основе постановки цели существования группы. Но при одинаково поставленной цели для любой группы различны средства ее достижения. Этим и отличаются различные группы. Между некоторыми существует коренное, стратегическое различие, между другими различие несущественно и состоит только в решениях тактических вопросов.
Определив основными приоритетами существования любой заинтересованной группы получение дохода при соблюдении высокой надежности, мы можем перейти к рассмотрению вопросов экономической политики развитых стран. Сейчас интересы основных групп в постановке стратегических целей практически совпадают и основное различие накапливается только в тактических путях их решений.
Сначала отметим основные стратегические цели в определении экономической политики развитых стран. Рассмотрим различные градации решения одних и тех же вопросов (что такое хорошо и что такое плохо). На пересечении этих градаций определяется эффективное стратегическое решение конкретной цели.
Инфляция.
Высокая инфляция - это плохо, так как высокие процентные ставки, неизбежные при такой инфляции, снижают эффективность производства и определяют перераспределение капитала от производств к посредникам (торговля и финансовые институты). Промышленные группы будут выступать против высокой инфляции.
Низкая инфляция, или полное ее отсутствие - это плохо, так как начинают страдать интересы посредников. В торговле начинается застой, так как никто не хочет покупать товары, которые практически не растут в цене, а то и падают. Финансовые посредники страдают из-за низких процентных ставок.
Оптимальное значение инфляции - это хорошо, так как при стабильно высокой эффективности производственного сектора остаются возможности для доходного ведения дел и у посредников, особенно у финансовых институтов ("и овцы целы и волки сыты").
Безработица.
Высокая безработица - это плохо. Она способствует социальной напряженности, уменьшению количества людей среднего класса ("опоры демократии") и снижению чистой массы реальных доходов населения.
Низкая безработица - это плохо, так как у работников пропадают стимулы к хорошему труду и начинают страдать интересы работодателей.
Оптимальное значение безработицы находится на пересечении интересов двух крупных групп - работодателей и работников. Неизбежен компромисс между ними, иначе страдающие интересы одной из групп могут привести к революционному решению вопроса.
Бюджетный дефицит.
Представляет собой превышение бюджетных расходов над бюджетными доходами.
Большой бюджетный дефицит приводит к росту государственного долга и может выступить катализатором ускорения инфляции. Вызывается либо значительными расходами, либо небольшими доходами бюджета. Отсюда вытекают два способа решения проблемы бюджетного дефицита - снижение расходов (в первую очередь страдают социальные статьи расходов - на здравоохранение, образование и т.п.), или повышение налогов. В первом случае проблема решается за счет малообеспеченного населения страны, во втором - за счет налогоплательщиков. И в первом и во втором случае решение проблемы бюджетного дефицита затрагивает интересы наиболее влиятельных групп, отсюда вытекает сложность ее решения. С другой стороны, не ре-
NAIMAN NAIMAN
шая проблему бюджетного дефицита, правительство подталкивает вверх инфляцию и, как следствие - процентные ставки. А это противоречит интересам большинства населения страны (являющихся покупателями товаров и недвижимости в кредит) и производственного сектора.
Незначительный бюджетный дефицит или даже полное его отсутствие говорит, как правило, или о высоких налогах или о низких расходах государства (в основном за счет небольших военных расходов). В первом случае страдают налогоплательщики, во втором - получатели бюджетных средств (социальные программы и военно-промышленный комплекс). Низкий бюджетный дефицит приводит к снижению инфляции со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями (см. выше инфляцию). В силу значительного влияния военно-промышленного лобби на политику практически всех развитых государств можно сделать вывод о том, что низкий бюджетный дефицит невыгоден правительствам данных стран.
Эффективный бюджетный дефицит основан на умеренной инфляции при соблюдении интересов всех заинтересованных в бюджете страны групп.
Обменный курс.
Высокий обменный курс (завышенная стоимость национальной валюты) невыгоден экспортерам и внутренним производителям. Постепенно приводит к снижению экспортного потенциала страны. При низких процентных ставках сопровождается вывозом капитала за рубеж (характерный пример: Япония 80-90-х годов нашего столетия).
Низкий обменный курс (заниженная стоимость национальной валюты) невыгоден импортерам и внутренним потребителям. Это приводит к повышению цен на импортные товары и способствует усилению инфляции.
Эффективный обменный курс. Понятие относительное. Определяется как величина, близкая к рыночной, но скорее всего отличающаяся от нее в силу некоторых спекулятивных колебаний. Эффективный обменный курс является стратегическим соглашением между основными группами разных стран по поводу удовлетворения общих интересов.
Учетная ставка.
Высокая учетная ставка приводит к удорожанию кредита и, как следствие, к экономическому застою. Является следствием высокой инфляции и одной из антиинфляционных мер. Невыгодна основной массе населения страны и производственному сектору.
Низкая учетная ставка приводит к дешевизне денег, оттоку капитала из страны и обесцениванию национальной валюты. Она является следствием снижения инфляции и спада деловой активности в стране. Напрямую противоречит интересам финансовых посредников, так как вынуждает их интенсифицировать свою деятельность.
Эффективная учетная ставка. Находится на пересечении интересов всех заинтересованных групп, как непосредственно, так и опосредованно.
Остальные макроэкономические индикаторы либо являются производными от приведенных выше (торговый баланс, платежный баланс, ВНП, национальный доход, денежная масса и т.п.), либо менее значимы (розничные продажи, жилищное строительство и т.п.).
Также необходимо отметить взаимосвязь и взаимозависимость различных стран между собой. Это особенно проявляется в существовании валютных курсов, ведь в их определении участвуют как минимум две валюты. Большинство стран можно разделить на четыре основные зоны - долларовая зона во главе с США (в основном страны Америки), стерлинговая зона во главе с Великобританией (страны — бывшие
NAIMAN NAIMAN
колонии великой Британской империи), йеновая зона во главе с Японией (страны Азии) и зона марки во главе с Германией (страны Западной, Центральной и частично Восточной Европы). Объединение стран по принципу ведущей валюты помогает рассматривать одну страну как часть достаточно большого организма, где проблемы в одной части тела (стране) незамедлительно отзываются в другой части (стране). Например, долговые проблемы Мексики, очень сильно ударившие по мексиканскому песо, рикошетом отозвались на долларе США, ослабив его. Объяснение этому достаточно простое. Страны региона, где одна из валют является ведущей (в примере с Мексикой - доллар США), большую часть своих резервов хранят в данной валюте. Национальные проблемы в первую очередь начинают решаться за счет продажи этих резервов, неизбежно вызывая падение курса резервной валюты. Поэтому важно знать не только об интересах правящих групп в анализируемой стране, но и интересы групп, стоящих у власти в зависимых странах. Обычно интересы групп зависимых стран напрямую подчинены интересам групп ведущих стран, но бывают и исключения, складывающиеся из исторических, геополитических и макроэкономических процессов. Иногда даже зависимым странам удается диктовать свои условия ведущим странам, выбивая из них значительные послабления и уступки (в примере с Мексикой, эта страна стала оказывать столь значительное влияние на экономику США, что в некоторые моменты становится непонятно - кто из них больше от кого зависит).
Краткие выводы.
Экономическую политику ведущих стран определяют политики, представляющие интересы разнообразных групп. С течением времени интересы одной из групп становятся наиболее влиятельными, подминая под себя интересы более слабых групп. Это приводит к конфронтации интересов и поиску компромисса между ними. Вариант революционного разрешения противоречий в развитых странах маловероятен. Главные интересы любой группы сводятся к возможности получать доход и не потерять нажитое имущество. На соблюдение этих интересов в макроэкономическом плане наибольшее влияние оказывают понятия инфляции, учетной ставки, безработицы, бюджетного дефицита и обменного курса. От того, насколько разумно и эффективно политики решают проблемы, связанные с перечисленными выше понятиями, зависит удовлетворение интересов разнообразных групп. Ситуация осложняется взаимосвязанностью различных стран между собой. Поэтому на удовлетворение интересов национальной группы может повлиять не только политика правительства своей страны, но и правительств зависимых и влияющих государств.