Основные направления экономической стратегии и геополитики развитых стран.

Изменение экономической политики развитых стран, представленной мерами национального регулирования с активной ролью государства и развитой гос собственностью, произошло в 1980е годы после острого структурного кризиса мирового хозяйства середины 70х. Вся эк стратегия развитых стран стала направляться на повышение гибкости к системы в целом, ее способности достаточно быстро реагировать на структурные перемены в мировой экономике. Поэтому в 80е во всех основных западных странах приоритеты отдавались структурной политике, которая подчиняла элементы социальной, научно-технической, региональной политик единой цели – повышению конкурентоспособности и укреплению положения той или иной страны в мировом хозяйстве. Равенство и снижение бедности опять стало лишь желанием или косвенной целью эк политики.

Новые приоритеты макроэк политики внесли изменения в роль основных инструментов регулирования. Вместо бюджетно-налогового механизма на 1 место вышло кредитно-денежное регулирование( КДР) с преобладанием ограничительных функций (фискальная, денежная политика, политика валютного курса). Важным критерием КДР было признано ограничение роста денежной массы. Ориентация на антиинфляционные цели сопровождалась курсом на ограничение роста гос расходов и сокращением бюджетных дефицитов. Важное место заняла либерализация хозяйственной жизни. В либерализации первостепенную роль играло снижение налоговых ставок на прибыль. Одновременно осуществлялся принцип «нейтральности» налоговой системы в плане ее воздействия на направление капиталовложений (отход от принципа селективности налоговых ставок). Более широкое применение получили кредитные инструменты финансовой помощи гос-ва, имеющей внебюджетный характер, и сократилась доля прямых бюджетных субсидий и безвозмездных ссуд. Правительства развитых стран продолжили политику поддержки ряда социально и стратегически важных отраслей их хозяйства. Наибольшие суммы шли на с/х ( В н. 2000х в ОЭСР ежегодные платежи на с/х были больше ВВП Африки). Произошла приватизации гос собственности и резкое ограничение роли государства в качестве совокупного предпринимателя (доля гос предприятий в ВВП сократилась с 9% в 1982 до 5% в 1998). Возобладало стремление усилить конкурентоспособность экономики путем сдерживания роста заработной платы, сокращения занятой рабочей силы. Это выражалось в различных формах: корректировка числа занятых в соответствии с изменением деловой активности, изменение рабочего времени, развитие субподряда, широкое использование временной работы.

«Вашингтонский консенсус» (взаимопонимание МВФ,МБ и Министерства финансов США) – эк цели: уменьшение инфляции, уменьшение предпринимательской и регулирующей роли гос-ва, усиление рыночных свобод во внутренних и внешних рынках, укрепление прав на частную собственность.

Создание гос-ва «всеобщего благоденствия», политика доходов выпали из приоритетов западных правительств. Были пересмотрены или отменены системы индексации заработной платы, началось сдерживание роста минимальной заработной платы. Рост различий в динамике доходов различных групп населения. Доля заработной платы в доходах понизилась (61% в 1970 – 47% 1997), уменьшилась доля пособий, повысилась доля доходов на капитал. Развитые страны стали уделять внимание вопросам занятости и безработицы - наращивание гос финансирования программ на рынке труда, удельный вес расходов на проведение политики занятости увеличился.

«Новый консенсус» призал существенную рол гос политики, которая позволяет рыночному механизму функционировать более эффективно в качестве инструмента развития. Со второй половины 90х предпринимаются попытки выработать «третий путь», сочетающий активную роль гос-ва и частного предпринимательства.

«Закопанный либерализм» («Дж. М. Кейнс – дома, а А. Смит – за рубежом») – для предотвращения финансового кризиса были национализированы отдельные банки, резко увеличены гос вливания (2008-28% ВВП развитых стран), расширены общественные работы на инфраструктурных объектах.

«Зеленый рост» - цель эк политики развитых стран для достижения постоянного увеличения производства и сдвига в сторону «чистой» экономики. 2009 – ОЭСР приняла Зеленую декларацию с призывом обеспечить устойчивый эк рост и сократить загрязнение окружающей среды.

В геополитике преобладало направление последовательного разрушения «больщих пространств» Евроазии. Развитые страны активно поддерживали демонтаж гос образований, в частности, В Восточной и Южной Европе. Разрушения СССР, социалистической Югославии привели к политической и экономической дезинтеграции этих районов, создали благоприятные условия для транснациональной деятельности, для включения новосозданных государств в «международное сообщество». Большинство новых гос образований пополнило группу малых стран. В системе иерархической организации мирового хозяйства дробление государств оказывается выгодным мощным экономикам. Политика смыкается с концепцией глобализации, которая отражает преимущественное положение развитых стран в международном разделении труда, стремление ведущих стран ОЭСР к открытию рынков других стран, радикальной перестройке их экономических и общественных систем в интересах ТНК и ограничение гос суверенитета других стран.

Наши рекомендации