Тема 22: Кредитные системы развитых стран мира и направления обеспечения их экономической безопасности

Вопросы для устного опроса:

1. Кредитная система США и методы обеспечения ее экономической безопасности

2. Кредитная система Германии и методы обеспечения ее экономической безопасности

3. Кредитная система Великобритании и методы обеспечения ее экономической безопасности.

4. Кредитная система Японии и методы обеспечения ее экономической безопасности

5. Кредитная система Китая и методы обеспечения ее экономической безопасности

4.3. Оценочные средства для промежуточной аттестации.

Вопросы к зачету/экзамену по дисциплине «Деньги. Кредит. Банки»

Семестр (зачет)

1. Происхождение, сущность и виды денег

2. Функции и роль денег в рыночной экономике

3. Теории денег

4. Сущность кредитных денег и их виды.

5. Денежная система и ее развитие. Особенности денежных систем развитых капиталистических стран.

6. Денежная система РФ

7. Денежное обращение, закон денежного обращения

8. Показатели объема и структуры денежной массы.

9. Основы организации безналичных расчетов в РФ. Принципы безналичных расчетов.

10. Очередность списания денежных средств со счета.

11. Формы безналичных расчетов. Расчеты платежными поручениями. Расчеты по аккредитиву. Расчеты инкассовыми поручениями. Расчеты чеками. Расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование). Расчеты в форме перевода электронных денежных средств.

12. Организация налично-денежного обращения.

13. Сущность и причины инфляции.

14. Виды инфляции.

15. Инфляция спроса

16. Инфляция издержек

17. Методы измерения инфляции.

18. Последствия инфляции и антиинфляционные меры.

19. Необходимость и сущность кредита.

20. Основные принципы кредита

21. Базовые функции кредита

22. Основные формы кредита.

23. Номинальная и реальная ставка процента. Факторы, определяющие различия в процентных ставках.

24. Методы расчета процентного дохода.

25. Международный кредит

26. Валютная система, элементы валютной системы.

27. Мировая валютная система и ее эволюция.

28. Понятие валютного курса и его виды.

29. Понятие и принципы систематизации платежного баланса.

30. Международные расчеты: определение и виды.

31. Международный кредит: определение, виды, механизм.

Семестр (экзамен)

1. Происхождение, сущность и виды денег

2. Функции и роль денег в рыночной экономике

3. Денежное обращение, закон денежного обращения

4. Показатели объема и структуры денежной массы

5. Понятие денежной системы. Особенности денежных систем развитых капиталистических стран

6. Сущность современной инфляции, виды современной инфляции

7. Инфляция спроса

8. Инфляция издержек

9. Динамика инфляции

10. Последствия инфляции и антиинфляционные меры

11. Основы организации безналичных расчетов в РФ.

12. Организация налично-денежного обращения.

13. Кредит. Основные принципы кредита

14. Базовые функции кредита. Основные формы кредита

15. Валютная система. Валютный курс.

16. Финансовый рынок. Необходимость создания мегарегулятора.

17. Банк России: капитал, статус, цели, функции, полномочия.

18. Организационная структура Банка России. Критерии независимости Центрального Банка

19. Инструменты денежно-кредитной политики.

20. Общее понятие коммерческого банка и его деятельности.

21. Банковские операции. Принципы деятельности коммерческого банка

22. Организационная структура банка. Организационно-правовые формы кредитных организаций.

23. Виды лицензий на осуществление банковских операций

24. Две стороны деятельности коммерческого банка. Пассивные операции: состав, цель. Функции собственного капитала.

25. Общая характеристика привлеченных средств.

26. Общее определение и виды активных операций коммерческих банков.

27. Кредитование: субъекты, принципы, методы, классификация банковских кредитов.

28. Организация кредитного процесса в коммерческом банке.

29. Сущность кредитного риска и методы управления им.

30. Расчетно-кассовые операции коммерческих банков.

31. Операции коммерческих банков с ценными бумагами.

32. Валютные операции коммерческих банков.

33. Понятие ликвидности КБ. Функциональное значение банковской ликвидности. Нормативы ликвидности

34. Управление ликвидностью в коммерческом банке.

35. Типичные банковские риски

36. Состав основных кредитно-финансовых институтов в развитых странах.

37. Общая характеристика кредитных организаций депозитного типа: сберегательные банки, кредитные союзы.

38. Инвестиционные банки, ипотечные банки.

39. Деятельность страховых компаний в РФ

40. Государственный пенсионный фонд: структура, функции.

41. Негосударственные пенсионные фонды: статус, права и обязанности сторон, гарантии исполнения фондом обязательств.

42. Понятие акционерного и паевого инвестиционного фонда. Направления инвестиций ПИФов.

Шкала оценивания.

Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время промежуточной аттестации определяется оценками «Отлично» / «Хорошо»/ «Удовлетворительно»/ «Неудовлетворительно».

В соответствии с Положением о структуре и содержании балльно-рейтинговой системы оценки знаний обучающихся в Волгоградском институте управления – филиале ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Утверждено Ученым советом ВИУ РАНХиГС от 20.01.2017 г., Протокол №2):

100%-95% студент глубоко понимает пройденный материал, отвечает четко и всесторонне, умеет оценивать факты, самостоятельно рассуждает, отличается способностью обосновывать выводы, разъяснять их в логической последовательности;
94%-90% студент глубоко понимает пройденный материал, отвечает четко и всесторонне умеет оценивать факты, самостоятельно рассуждает, отличается способностью обосновывать выводы и разъяснять их в логической последовательности, но допускает отдельные неточности;
89%-85% студент глубоко понимает пройденный материал, отвечает четко и всесторонне, умеет оценивать факты, самостоятельно рассуждает, отличается способностью обосновывать выводы и разъяснять их в логической последовательности, но допускает некоторые ошибки общего характера;
84%-80% студент хорошо понимает пройденный материал, но не может теоретически обосновать некоторые выводы;
79%-75% студент отвечает в основном правильно, но чувствуется механическое заучивание материала;
74%-70% в ответе студента имеются существенные недостатки, материал охвачен неполно, в рассуждениях допускаются ошибки;
69%-65% ответ студента правилен лишь частично, при разъяснении материала допускаются серьезные ошибки;
64%-60% студент имеет общее представление о теме, но не умеет логически обосновать свои мысли;
менее 60% студент имеет лишь частичное представление о теме.

Наши рекомендации