Итоговые показатели контрольной деятельности
Одной из форм осуществления Счетной палатой внешнего муниципального финансового контроля являются контрольные мероприятия. В 2016 году Счетной палатой проведено 84 контрольных мероприятия, из них:
· 22 комплексных и тематических проверок получателей бюджетных средств и пользователей муниципального имущества;
· 16 контрольных проверок по реализации направленных представлений;
· 46 внешних проверок бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета города Оренбурга.
В настоящем отчете учтены результаты 2-х контрольных мероприятий 2015 года, которые завершены в 2016 году. Итоги 2-х контрольных мероприятий, проведенных в ноябре-декабре 2016 года, в отчет не включены по причине утверждения отчетов, составленных по результатам данных мероприятий, в январе 2017 года.
Проведенными контрольными мероприятиями охвачено 94 объекта, из них:
· 57 органов местного самоуправления и их структурных подразделений;
· 9 муниципальных учреждений;
· 3 муниципальных предприятия;
· 25 прочих организаций.
Перечень используемых сокращенных наименований объектов контроля представлен в приложении 1.1 к настоящему отчету.
Общий объем проверенных средств составил 4 231 246,6 тыс. рублей, из них:
· бюджетных средств - 3 071 822,1 тыс. рублей;
· средств муниципальных предприятий и учреждений – 1 159 424,5 тыс. рублей.
В отчетном периоде в программы проведения отдельных контрольных мероприятий Счетной палатой включался вопрос анализа и оценки результатов закупок, достижения целей осуществления закупок. Данный вопрос рассмотрен в отношении закупок 13 получателей бюджетных средств.
Общий объем нарушений и недостатков в финансово-бюджетной сфере, выявленный при проведении комплексных и тематических проверок получателей бюджетных средств и пользователей муниципального имущества, составил 631 142,9 тыс. рублей, в том числе:
· нецелевое использование бюджетных средств – 1 136,7 тыс. рублей или 0,2% от общего объема нарушений и недостатков в финансово-бюджетной сфере;
· неправомерное (необоснованное) использование бюджетных средств – 37 098,0 тыс. рублей или 5,9%;
· неэффективное использование бюджетных средств – 28 254,3 тыс. рублей или 4,5%;
· нарушения при осуществлении закупок – 66 853,7 тыс. рублей или 10,6%;
· нарушения ведения бухгалтерского учета и составления отчетности – 185 243,6 тыс. рублей или 29,3%;
· иные нарушения и недостатки – 312 556,6 тыс. рублей или 49,5%.
Классификация выявленных в 2016 году нарушений производилась на основании действующего Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренного Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 18.12.2014 года и Коллегией Союза муниципальных контрольно-счетных органов.
Объем и структура выявленных в отчетном периоде нарушений и недостатков в финансово-бюджетной сфере представлена на диаграмме 3.
Диаграмма 3
Нецелевое использование бюджетных средствсоставило 1 136,7 тыс. рублей или 0,2% в общем объеме выявленных нарушений. Данный вид нарушений допустили:
- Муниципальные бюджетные учреждения, подведомственные управлению образования администрации города Оренбурга, которые направили в проверяемом периоде средства субсидий в сумме 580,9 тыс. рублей на выполнение работ по ремонту учреждений образования, в том числе:
· выполнение работ по усилению фундамента, в том числе подиума, в сумме 455,1 тыс. рублей;
· выполнение работ по усилению стен в сумме 52,7 тыс. рублей;
· приобретение и установку бактерицидных облучателей за счет средств, выделенных на ремонт системы электроснабжения в сумме 73,1 тыс. рублей.
Бюджетом города Оренбурга предусматривалось использование вышеуказанных сумм на реализацию муниципальной программы «Безопасность муниципальных образовательных учреждений города Оренбурга» на 2014 - 2015 годы», целью которой являлось укрепление и повышение уровня противопожарной безопасности в муниципальных образовательных организациях города Оренбурга. По результатам контрольного мероприятия Финансовым управлением уменьшены лимиты бюджетных обязательств получателям субсидий, допустившим нецелевое использование бюджетных средств, в размере 580,9 тыс. рублей.
- КУИ – в сумме 486,3 тыс. рублей в результате оплаты в 2015 году контрактов на проведение ремонтных работ муниципального нежилого помещения за счет средств, выделенных на оценку объектов недвижимости, признание прав и регулирование отношений по муниципальной собственности. В целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств, на основании письма КУИ, Финансовым управлением произведена передвижка ассигнований на содержание и ремонт муниципального имущества с целевой статьи 7700216 «Оценка объектов недвижимости, признание прав и регулирование отношений по муниципальной собственности» на целевую статью 7720092170 «Содержание и ремонт муниципального имущества».
- УЖКХ – в сумме 60,0 тыс. рублей и УЖП – в сумме 0,4 тыс. рублей в результате оплаты административных штрафов, а также пени и недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ за счет средств, выделенных на оплату исполнительных листов по целевой статье «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также в результате деятельности казенных учреждений».
- МБУДО «ДЮСШ № 1 имени Л.Д. Ковалевского» – 9,1 тыс. рублей в результате оплаты информационно-консультационных услуг (семинара) для лиц, не являющихся сотрудниками данного учреждения. По результатам контрольного мероприятия Финансовым управлением уменьшены лимиты бюджетных обязательств на сумму 9,1 тыс. рублей.
Общая сумма неэффективного использования средствсоставила 28 254,3 тыс. рублей или 4,5 % от общего объема выявленных нарушений и недостатков, в том числе:
- наибольший объем неэффективного использования бюджетных средств в размере 17 610,2 тыс. рублей или 62,3% составило возмещение по исполнительным документам судебных органов убытков, судебных расходов, исполнительского сбора за несвоевременное исполнение судебного акта, административных штрафов и других аналогичных расходов (Финансовое управление – 8 792,5 тыс. рублей, УЖП – 4 880,6 тыс. рублей, УЖКХ – 2 676,3 тыс. рублей, УОДД – 1 251,6 тыс. рублей, УКиИ – 9,2 тыс. рублей). Счетной палатой обращено внимание главных распорядителей бюджетных средств на причины подачи истцами заявлений в суды в отношении муниципального образования «город Оренбург», на необходимость принятия мер по снижению неэффективных расходов, связанных с исполнением судебных актов и по предъявлению регрессных требований, с целью возмещения осуществленных расходов. В истекшем периоде 2017 года Счетной палатой проведено аналогичное контрольное мероприятие в отношении других главных распорядителей бюджетных средств. Оплата судебных расходов за счет бюджетных средств, анализ причин их возникновения является актуальной темой и стоит на контроле Счетной палаты;
- расходы в сумме 10 262,8 тыс. рублей, направленные на оплату работ по капитальному ремонту детского сада в рамках муниципальной программы «Город – малышам» на 2011-2015 годы». Так, по результатам конкурсных процедур МДОБУ «Детский сад № 32» заключен муниципальный контракт на сумму 38 340,6 тыс. рублей, который по инициативе подрядной организации расторгнут на следующий день без выполнения работ. В день расторжения данного контракта учреждением был заключен договор на выполнение указанных работ на сумму 48 603,4 тыс. рублей, что на 10 262,8 тыс. рублей превысило стоимость контракта, заключенного конкурентным способом;
- оплата пени и штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах в сумме 9,7 тыс. рублей (МБОУДОД «ДЮСШ № 7» - 7,4 тыс. рублей, МБУДО «Центр детского творчества города Оренбурга» - 2,3 тыс. рублей);
- направление средств субсидий в сумме 371,6 тыс. рублей, выделенных на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания и направленных на выплату заработной платы специалисту, который фактически выполнял обязанности в меньшем объеме, чем предусмотрено его должностной инструкцией (МБУ «Оренбургторгсервис»).
Общая сумма неправомерного (необоснованного) использования бюджетных средств составила 37 098,0 тыс. рублей или 5,9% от общего объема всех выявленных нарушений и недостатков, в том числе:
· УСДХ произведены расходы в связи с возмещением подрядчикам расходов при отсутствии подтверждающих документов в сумме 21 440,5 тыс. рублей.
По результатам контрольного мероприятия в Счетную палату от управления поступила информация и документы о принятых мерах по устранению указанных нарушений и недопущению их в дальнейшем. Направленные в адрес УСДХ предписание и представление сняты с контроля в 2017 году.
· в результате принятия и оплаты невыполненных строительных работ произведены неправомерные расходы в общей сумме 15 653,4 тыс. рублей, в том числе УЖП - 14 441,6 тыс. рублей, МДОБУ «Детский сад № 32» - 1 211,8 тыс. рублей.
По результатам контрольного мероприятия указанные нарушения устранены в полном объеме, в том числе: выполнены работы на сумму 14 441,6 тыс. рублей в рамках исполнения муниципальных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений в домах по ул. Геофизиков и ул. Турбиной г. Оренбурга; подрядчиком выполнены строительные работы МДОБУ «Детский сад № 32» на сумму 930,2 тыс. рублей, на расчетный счет учреждения возвращено 281,6 тыс. рублей. К дисциплинарной ответственности привлечены заведующая МДОБУ «Детский сад № 32» и заместитель начальника производственного отдела МБУ «УКС».
По постановлению прокуратуры города Оренбурга заведующая МДОБУ «Детский сад № 32» привлечена к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств по ст. 15.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20,0 тыс. рублей. В адрес Управления образования прокуратурой города Оренбурга внесено представление.
· в результате нарушений требований положения об оплате труда УСХ произведены неправомерные выплаты ежемесячных надбавок к окладу в сумме 4,1 тыс. рублей.
Сумма переплаты удержана с сотрудников УСХ, произведена корректировка расчетов с внебюджетными фондами по уплате страховых платежей. Последующими внесенными изменениями в штатное расписание размеры произведенных выплат приведены в соответствие.
Общая сумма нарушений при осуществлении закупок составила 66 853,7 тыс. рублей или 10,6% от общего объема выявленных нарушений. Данная сумма сложилась в связи с заключением муниципальных контрактов с нарушением Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», без проведения конкурсных процедур, в том числе: МДОБУ «Детский сад № 32» - на сумму 65 648,7 тыс. рублей, УСДХ – на сумму 1 205,0 тыс. рублей.
По постановлению прокуратуры города Оренбурга заведующая МДОБУ «Детский сад № 32» привлечена к административной ответственности за нарушение Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50,0 тыс. рублей.
Общая сумманарушений ведения бухгалтерского учета и составления отчетностисоставила 185 243,6 тыс. рублей или 29,3% от общего объема всех выявленных нарушений и недостатков. Наиболее существенными в суммовом выражении (90,7% от общей суммы данных нарушений) являлись нарушения порядка отражения в бухгалтерском учете и отчетности объектов недвижимого имущества и земельных участков, которые составили 167 999,8 тыс. рублей, в том числе по объектам контроля: МБУДО «Дворец творчества детей и молодежи» - 76 756,3 тыс. рублей, КУИ - 57 370,2 тыс. рублей, МБУДО «Многопрофильный центр дополнительного образования детей» - 22 384,4 тыс. рублей, МУП «МИФ» - 11 488,9 тыс. рублей.
Также нарушения ведения бухгалтерского учета установлены в ОАО «УКС», УЖКХ, МУП «ГОИИ», УСДХ, МБУДО «Центр детского творчества города Оренбурга», МКП «Оренбургский городской пассажирский транспорт» и УСХ.
В общем объеме выявленных нарушений и недостатков в финансово-бюджетной сфере половину (49,5%) составили иные нарушения и недостатки в сумме 312 556,6 тыс. рублей. Наиболее значительным в суммовом выражении являлось нарушение УСДХ требований Бюджетного кодекса РФ по принятию бюджетных обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Общий объем бюджетных обязательств, принятых УСДХ сверх утвержденных лимитов на строительство объектов дорожного и коммунального хозяйства составил 299 500,6 тыс. рублей, что привело к образованию кредиторской задолженности.
Также в состав иных нарушений и недостатков включены:
· УСДХпроизведены расходы, превышающие предусмотренные подпрограммой 1 «Комплексное освоение и развитие территорий города Оренбурга в целях жилищного строительства в 2012 - 2015 годах» муниципальной программы города Оренбурга «Стимулирование развития жилищного строительства в городе Оренбурге в 2012 - 2015 годах», в сумме 1 221,8 тыс. рублей.
· УСХ предоставлены субсидии сельхозтоваропроизводителям в общей сумме 2 949,1 тыс. рублей с нарушением установленного порядка субсидирования;
· ДГиЗО несвоевременно приняты меры к подписанию дополнительных соглашений об увеличении платы по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с учетом коэффициента инфляции, что привело к недополучению доходов бюджетом города Оренбурга в размере 2 395,2 тыс. рублей;
· КУИ не соблюдены сроки возврата задатков участникам торгов по приватизации муниципального имущества в сумме 663,6 тыс. рублей;
· МБУ «Оренбургторгсервис» заключен трудовой договор на сумму 164,7 тыс. рублей, при отсутствии соответствующей должности в штатном расписании;
· неэффективное использование средств МКП «Оренбургский городской пассажирский транспорт» в размере 1 156,8 тыс. рублей, выразившееся в оплате пени за несвоевременную оплату взносов в Отделение Пенсионного фонда РФ по Оренбургской области.
Помимо нарушений и недостатков в финансово-бюджетной сфере, в отчетном году Счетной палатой выявлялись нарушения и недостатки в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом в отношении 196 объектов основных средств (недвижимого имущества и земельных участков) общей стоимостью 538 464,1 тыс. рублей. Из них наиболее значительную долю (91,2%) составили объекты муниципального имущества, в отношении которых не произведена государственная регистрация права на объекты недвижимого имущества, что свидетельствует о необходимости усиления контроля в сфере управления муниципальным имуществом. Общая стоимость имущества, находящегося в пользовании объектов контроля без государственной регистрации прав, составила 490 888,3 тыс. рублей, в том числе: УСДХ – 464 122,5 тыс. рублей (4 объекта – детский ясли-сад, автомобильная дорога, сети водоснабжения и канализации), МБУДО «Многопрофильный центр дополнительного образования детей» - 10 137,8 тыс. рублей (3 объекта), МУП «ГОИИ» - 7 630,4 тыс. рублей (15 объектов – здания ЦТП и котельных), МУП «МИФ» - 4 781,5 тыс. рублей (73 объекта – нежилые помещения), МБУДО «Дворец творчества детей и молодежи» - 2 101,3 тыс. рублей (35 объектов недвижимого имущества, находящегося в детских оздоровительных лагерях), МКП «Оренбургский городской пассажирский транспорт» - 1 982,4 тыс. рублей (5 объектов – 4 тяговых подстанции и 1 нежилое помещение), МБУДО «Центр детского творчества города Оренбурга» - 132,4 тыс. рублей (1 объект – помещение клуба «Алые паруса»).
Также следующее муниципальное имущество использовалось с нарушениями и недостатками в сфере управления и распоряжения имуществом:
· построенные для образовательных учреждений инженерные сети общей стоимостью 12 178,8 тыс. рублей, не переданные УСДХ эксплуатирующей организации и учитываемые в составе основных средств;
· неправомерно переданные МУП «ГОИИ» в аренду ОАО «ОТГК» 4 объекта недвижимости, рыночной стоимостью 585,8 тыс. рублей, не закрепленные за предприятием на праве хозяйственного ведения;
· неэффективное использование муниципального имущества общей стоимостью 34 811,2 тыс. рублей, выразившееся в отсутствии принимаемых мер по использованию данного имущества или возврату в казну города (МУП «МИФ» - 34 674,0 тыс. рублей, МБУДО «Многопрофильный центр дополнительного образования детей» - 137,2 тыс. рублей);
· отсутствие у МКП «Оренбургский городской пассажирский транспорт» государственной регистрации договора аренды нежилого помещения, а также права пользования земельными участками, находящихся под объектами тяговых подстанций и под объектами недвижимого имущества, на территории производственной базы на ул. Рыбаковская, 100.
По результатам контрольных мероприятий объектами контроля приняты меры по устранению нарушений и недостатков в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом в полном объеме.