Этапы процесса принятия решений.

1. Анализ ситуации. Необходимость принятия управленческого решения возникает при поступлении сигнала о внешнем или внутреннем воздействии, вызвавшем или способном вызвать отклонение от заданного режима функционирования системы, то есть наличии управленческой ситуации. Поэтому одним из важнейших условий принятия правильного решения является анализ ситуации.

2. Анализ ситуации требует сбора и обработки информации. Этот этап выполняет функцию изучения организацией внешней и внутренней среды. Данные о состоянии основных факторов внешней среды и положении дел в организации поступают к менеджерам и специалистам, которые классифицируют, анализируют информацию и сравнивают реальные значения контролируемых параметров с запланированными, что, в свою очередь, позволяет выявить проблемы, которые следует решать.

3. Идентификация проблемы. Первый шаг на пути решения проблемы – ее определение. Существует два взгляда на сущность проблемы. Согласно одному проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты или существует отклонение от заданного уровня. В соответствии с другим, проблемой следует считать возможность повышения эффективности. Объединяя оба эти подхода, под проблемой понимается расхождение между желаемым и реальным состояниями управляемого объекта.

4. Выявление и формулировка проблемы – весьма сложная процедура. Дело в том, что в момент возникновения многие важнейшие проблемы слабо структурированы, то есть не содержат очевидных целей, альтернативных путей их достижения, представления о затратах и эффекте, связанных с каждым из вариантов. Доведение этих проблем до количественной определенности требует от руководителей не только знаний и опыта, но и таланта, интуиции, творческого подхода.

5. Определение критериев выбора. Прежде чем рассматривать варианты решения возникшей проблемы, руководителю необходимо определить показатели, по которым будут производиться их сравнение и выбор наилучшего варианта. Эти показатели принято называть критериями выбора. Например, при приеме на работу нового сотрудника критериями выбора могут быть образование, опыт работы, возраст, личные качества.

6. Разработка альтернатив. В идеале желательно выявить все альтернативные пути решения проблемы, только в этом случае решение может быть оптимальным. Однако на практике руководитель не располагает (и не может располагать) такими запасами знаний и времени, чтобы сформулировать и оценить каждую возможную альтернативу. Поэтому менеджеры ищут приемлемый вариант, позволяющий снять проблему.

7. Выбор альтернативы. Разработав возможные варианты решения проблемы, их необходимо оценить, то есть сравнить достоинства и недостатки и объективно проанализировать вероятные результаты реализации. Для сопоставления вариантов решения необходимо использовать стандарты или критерии, по которым их можно сравнивать. Используют показатели, отобранные на этапе «Определение критериев выбора».

8. Согласование решения. В современных системах управления в результате разделения труда сложилось положение, при котором подготавливают, разрабатывают решение одни работники организации, принимают или утверждают — другие, а выполняют — третьи. Поэтому в процессах принятия решений существенную роль играет стадия согласования. Практика показывает, что вероятность быстрой и эффективной реализации решений значительно возрастает, когда исполнители имеют возможность высказать свое мнение по поводу принимаемого решения, внести предложения, замечания и т. д. Наилучший способ согласования решений — в привлечении работников к процессу его принятия. Разумеется, этот способ не следует абсолютизировать: бывают ситуации, когда это невозможно или нерационально и менеджер вынужден принимать решения единолично, не прибегая к обсуждениям и согласованиям.

9. Управление реализацией. Процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы: для получения реального эффекта принятое решение должно быть реализовано. Для успешной реализации решения необходимо определить комплекс работ и ресурсов и распределить их по исполнителям и срокам, то есть предусмотреть, кто, где, когда и какие действия должен предпринять, какие для этого необходимы ресурсы. Если речь идет о достаточно серьезных решениях, может потребоваться разработка программы их реализации. Руководитель должен следить за тем, как выполняется решение, в случае необходимости оказывать помощь и вносить определенные коррективы.

10. Контроль и оценка результатов. Даже после того как решение введено в действие, процесс не может считаться полностью завершенным, так как необходимо убедиться, оправдывает ли оно себя. Этой цели и служит этап контроля, выполняющий функцию обратной связи. На этом этапе производятся измерение и оценка результатов решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить.

Актуарные расчеты Понятие и содержание актуарных расчетов

Актуарные расчеты— это совокупность экономико-математических методов расчета необ­ходимого и достаточного объема ресурсов страхового фонда страховщика. В основе актуарных расчетов лежит использование действия закона больших чисел.

Актуарными расчетами в Украине могут заниматься лица, которые имеют соответствующую квалификацию в соответствии с требованиями Украстрахнадзора, что подтверждается соответствующим свидетельством.

Актуарий(англ.actuaru,actuarmus- скорописец, счетовод) - специалист по страхованию, занимающийся разработкой научно-обоснованных методов исчисления тарифных ставок по долгосрочному страхованию жизни: расчетов, связанных с образованием резервов страховых взносов, определением размеров ссуд, выкупных сумм и т.д.

Редуцирование- уменьшение размера первоначальной страховой суммы по договору долгосрочного страхования жизни. Оно связано с долгосрочным прекращением уплаты месячных взносов, когда страхователь имеет право на выкупную сумму.

Выкупная сумма- подлежащая выплате страхователю часть образовавшегося по договору долгосрочного страхования жизни резерва взносов на день прекращения им уплаты месячных страховых взносов. Если страхователь в период действия договора прекратил уплату месячных взносов, то договор теряет силу. При этом он имеет право на получение части накопившегося резерва взносов по договору за истекший период времени, которая и является выкупной суммой.

Размер выкупной суммы зависит от продолжительности истекшего периода страхования и срока, на который был заключен договор. Так при пятилетнем сроке страхования выкупная сумма через 6 месяцев страхования составляет 75 % от образовавшегося по договору резерва взносов, а через 4 года 6 месяцев 98, 5 %.

На основе актуарных расчетов определяется доля участия страхователя в создании страхового фонда, производится перерасчет страховых взносов при изменении условий договора страхования жизни.

Актуарная калькуляция- форма, по которой производится расчет себестоимости и стоимости услуг, оказываемых страховщиком страхователю.

Актуарная калькуляция:

1. позволяет определить страховые платежи по договору, что предполагает измерение риска, принимаемого страховщиком;

2. отражает сумму расходов на ведение дела по обслуживанию договоров страхования

Актуарные расчеты производятся с учетом особенностей страхования. К ним относятся:

1. события, которые подвергаются оценке, носят вероятностный характер. Это отражается на величине предъявленных к уплате страховых взносов;

2. определение себестоимости услуги, оказываемой страховщиком страхователю, производится в отношении всей страховой совокупности;

3. необходимость выделения и определения размеров страховых резервов страховщика;

4. прогнозирование сторнирования договоров страхования, оценка их величины;

5. исследование нормы ссудного процента и тенденций ее изменения во времени;

6. наличие полного или частичного ущерба, связанного со страховым случаем, что предопределяет потребность изменения величины его распределения во времени и пространстве с помощью специальных таблиц;

7. соблюдение принципа равновесия между страховыми взносами страхователя и страховым обеспечением, предоставляемым страховой компанией, благодаря полученным страховым взносам;

8. выделение группы риска в рамках данной страховой совокупности.

Задачи актуарных расчетов:

1. Изучение и классификация рисков по определенным признакам (группам) в рамках страховой совокупности.

2. Исчисление математической вероятности наступления страхового случая, определение частоты и степени тяжести последствий причинения ущерба как отдельных рисковых групп, так и в целом по страховой совокупности.

3. Математическое обоснование необходимых расходов на организацию процесса страхования.

4. Математическое обоснование необходимых резервных фондов страхования и источников их формирования.

5. Исследование процентной ставки при использовании страховщиком собранных страховых взносов в качестве инвестиций и тенденций их изменения в конкретном временном интервале, определенной зависимости между процентной ставкой и величиной брутто-ставки.

На основании актуарных расчетов определяются размеры тарифных ставок, которые при помощи долгосрочных финансовых исследований заранее занижаются на сумму дохода, который будет получен страховщиком от использования аккумулированных взносов страхователей в качестве инвестиций.

В актуарных расчетах применяется теория вероятности, поскольку размеры тарифных ставок в первую очередь зависят от степени вероятности страхового случая.

Понятие вероятности применительно к страховому случаю характеризуется двумя особенностями:

1) вероятность устанавливается путем подсчета неблагоприятных событий для страхователя и страховщика (потери, наводнения, кражи и т.п.)

2) при страховании имеется лишь некоторое количество объектов, из которых отдельные подвергаются страховому случаю

Вероятность страхового случая в имущественном страховании отражает частоту страховых случаев за предшествующий период, т.е. отношение пострадавших от ..........события объектов к их общему количеству.

Пример: в данном районе за ряд лет в среднем потерям подвержено 100 домов из 10000, следовательно вероятность страхового случая 0,01.

Вероятность утраты трудоспособности от несчастных случаев вычисляется на основе отчетных данных страховых объектов.

В личном страховании для определения вероятности страхового случая используются показатели смертности и продолжительности жизни населения, исчисляемые по таблице смертности. При этом производится дифференциация тарифных ставок по возрасту людей на основании сведений и приемов демографии. На основе статистических наблюдений над смертностью населения исчисляется вероятность дожить и умереть для лиц разного возраста, на основании которой строится таблица смертности.

Таблица смертностисодержит расчетные показатели, характеризующие смертность населения в отдельных возрастах и доживаемость при переходе от одного возраста к последующему. Она показывает, как постепенно уменьшается поколение одновременно родившихся (принятое за 100000) с увеличением возраста.

Таблица ….

Извлечение из таблицы смертности

Возраст, лет Число доживающих до возраста Х лет Число умирающих при переходе от возраста Х к возрасту Х+1 лет Вероятность умереть в течение предстоящего года жизни Средняя продолжительность предстоящей жизни
(х) (Lx) (dx) (qx) (ex)
0,01782 69,57
0,00188 69,83
.... ...... ...... ...... ......
0,00149 51,73
.... ...... ...... ...... ......
0,00406 33,71
0,00434 32,84
.... ...... ...... ...... ......
0,00844 25,38
.... ...... ...... ...... ......
0,01740 17,97
и т.д.        

Вероятность умереть рассчитывается по формуле:

где dx- число умирающих

Lx- число доживающих до данного возраста

Пример.

q20=0,00149 значит, что из 100000 человек 20-летнего возраста не доживают 149 человек.

Располагая показателями вероятности умереть, страховщик с достаточной степенью уверенности может предположить, что в течение ближайшего года из числа застрахованных в возрасте 20 лет может умереть 0,15 %, а вероятность дожить до 21 года составит Р20= 1-q20= 1-0,00149 = 0,99851

Расчет тарифной ставки (AR) включает определение нетто ставки, размеров расходов на ведение дела, надбавки за риск в имущественном страховании и страховании ответственности, скидки на ссудный процент в страховании жизни и пенсий.

В расчетах по личному страхованию надбавки за риск возможны, но обычно не применяются. Это связано с тем, что объем страховой совокупности достаточно велик, а страховая сумма сравнительно невелика.

В процессе актуарных расчетов возможно использовать социальные моменты. Конкретные выводы из практики расчетов определяются в зависимости от цели, которую поставил страховщик и общеэкономических условий данной страны. Это означает, что при оценке одних и тех же объективных факторов в зависимости от социальных условий окончательный расчет может иметь несколько вариантов.

Наши рекомендации