Плюсы и минусы воздействия на аудиторию
плюсы | минусы | |
Стереотипы массовой целевой аудитории | 1. Аудитория массовая, да к тому же целевая. Просто коммунизм в рекламе. Осталось ее организовать и возглавить, заставить говорить одни и те же. В такой аудитории нужно воздействовать на вечные стереотипы, волнующие человечество во все времена: пьянство, зависть, лень, секс и т. д. Если это удается, то достигнутый результат сравним разве что со стрельбой из пулемета: мы целимся не прицельно, а накрываем определенную площадь. | 1. Каждую радиостанцию слушает определенная целевая аудитория. И если в радиоролике затронуть общечеловеческий стереотип, то это все равно будет ограничено рамками аудитории, которая его услышит. Тем не менее, если ролик «заденет за живое» слушателя, то последний поделится своими впечатлениями с теми, кто ролик еще слышал. 2. Вечные стереотипы ( нерешенные проблемы человечества) построены на человеческих пороках, а о них говорить в рекламе солидной фирмы боязно. Но опыт показывает, что МММ поднялась на пьяном Лене из коммуналки ( простите за столь однозначный вывод). |
Стереотипы массовой нецелевой аудитории | 1. Влияние на целевую аудиторию хоть и косвенное, но массовое. Рекламисту важно раскрыть желания нецелевй аудитории по отношению к целевой ( к примеру, желание свекрови «попилить» невестку либо возможность проявить агрессию под благовидной причиной при помощи данного товара: « Все дети как дети, ходят в школу с дипломатом, а ты все ранец таскаешь»). 2. Косвенное участие в формировании общественного мнения о фирме- рекламодателе. | 1. Должен быть найден достаточно сильный стереотип, чтоб нецелевой аудитории захотелось поделиться целевой впечатлениями и информацией. Например, мотив престижа может заставить подростков влиять на мнение родителей при покупке значимого для подростков товара: «Такие видики еще в прошлом веке покупали! Купи лучше хороший-“Q” , А у нас дома видик “ N”, а вы какой собираетесь купить?. 2. Грамотная манипуляция эффективнее воздействия «в лоб» , но активнее влияние на целевую аудиторию через посредника основано на использовании порока или того, что ститается пороком и стоит на грани приличия. А это пугает рекламодателя. |
Стереотипы немногочисленной ЦА | 1. Прицельное « включение» нашей целевой аудитории. Сравним. Человека окликают на улице: «Мужчина, скажите, пожалуста…» . Мужчина быстрее обернется, услышав свое имя. То же происходит, если мы хотим «включить» , например, программистов. Для этого используем специфические узнаваемые звуки работающего компьютера и программиста. Это так называемое целевое использование. Если достигаемый эффект сравнивать со стрельбой, то он похож на пальбу из ружья: прицельно и точно. | 1. «Минус» этой группы- в еемалочисленности, хотя этот «минус» можно обратить в пользу. Кгруппе можно обращаться не по «целевому назначению», а по «общечеловеческому», т. е. изменить точку зрения на сегмент. Например: « Рекламисты! Когда вы заходите в наш магазин канцелярских товаров «Э» и предлагаете разместить рекламу,- помните что вход в наш магазин строго разрешен! Просба всех беспокоить и неоднократно. Только не забывайте осмотреться. За своей работой вы всегда забываете купить себе что-нибудь необходимое из канцелярии…» |
Стереотипы немногочисленной нецелевой аудитории | 1. Менее затратное размешение с целью воздействия на лиц, имеющих доступ к той аудитории, которая нам нужна. Такие аудитории есть на заводах и базах, где имеются радиорубки с копеечной стоимостью размещения. 2. Воздействуя на стереотипы немногочисленной аудитории, мы ставим себе целью побудить этих людей говорить нужные нам слова в нужных нам местах, т. е. стать бесплатными агентами. Достигаемый эффект можно сравнивать с игрой в бильард: ударяем по одному шару, он бьет по другому - шар летит в лузу | 1.Должен быть найден достаточно сильный стереотип, чтобы нецелевой аудитории захотелось поделиться услышанной информацией с целевой аудиторией, что сделать не всегда просто. |
Нельзя говорить одинаково на заводском митинге и в казачьей деревне, на студенческом собрании и в крестьянской избе.
В.И. Ленин
Самая главная формула успеха - знание, как обращаться с
Людьми.
Теодор Рузвельт
С АУДИТОРИИ ПО ВЫРАЖЕНИЮ
Когда целевая аудитория определена, стоит послушать, о чем говорят в ЭТОЙ аудитории (какие проблемы обсуждают, какими темами интересуются, на какие быстро "включаются" и т.д. ), собрать выражения ( речевые модули, характерные только для данной аудитории, либо выражения, которые наиболее часто употребляются, жаргонизмы). Другими словами, необходимо собрать стереотипы целевой аудитории. И так же тщательно, какгрибник собирает грибы погожим осенним днем. Если будущий сценарий нацелен на пенсионеров, можно постоять с ними и в очереди...
Собирать нужно все: особенности различных голосов, любимые мелодии, фразы, слова, звуки и т.д. Это и есть наши будущие тексты, звуки и спецэффекты радиоролика.
В сборе стереотипов поможет их классификация по природе возникновения:
1. Вечные стереотипы или нерешенные проблемы человечества - зависть, ревность, пьянство, смерть, любовь, секс и т.д.
Они близки и понятны всем, и замечено: люди оживляются при их упоминании, охотно поддерживают разговоры на эти темы Так уж устроен человек.
ПРИМЕР
одного из любимых "народных" роликов ( тестирован в десятки городов на семинарах):
РОЛИК
-А теперь о погоде. Синоптики пьют застольную водку "Лемон". Подробная информация через минуту.
(Слышно, как набирают номер по телефону.)
- Что там у нас с погодой? ( Непонятные смешные звуки в ответ. Играет фирменная музыка .)
- Синоптики сообщают: "Водка "Лемон" хороша в любую погоду".
© ТРИЗ-ШАНС
2. Стереотипы, заложенные с детства ( истории, байки, поговорки, считалки, детские стихи, крылатые фразы, бытовые ситуации звуки собственно предметов ). Они присущи более узкой аудитории (но все же многочисленной), выделенной, например, пo территориальному, возрастному и другим признакам.
ПРИМЕРЫ
РОЛИК
для рекламы сотовых телефонов фирмы "Westtelephone":
(Звонят два телефона на разноголосье.)
"Westtelephone". Звони в оба.
Телефон: 11-11-11 и телефон: 22-22-22.
© ТРИЗ-ШАНС"
РОЛИК
для рекламного агентства "Нонтор":
Вниманию физических и юридических лиц (официальным тоном). 5-го и 20-го числа каждого месяца, а также в любые другие дни Вы можете разместить свою рекламу в журнале "Нонтор". Телефон...
© ТРИЗ-ШАНС"
3. Временные стереотипы (наработанные рекламой, фильмами, теле- и радиопередачами, рекламой конкурентов) действенны в течение определенного промежутка времени и могут быть известны и узкому, и широкому кругу лиц.
ПРИМЕРЫ
РОЛИК
Экспресс-метод заучивания адреса. Всего 30 секунд и адрес "Цель-Дон" запомнится на всю жизнь. Ворошиловский 32, Ворошиловский 32, Ворошиловский 32. Через дорогу от памятника Пушкина. Все говорят: "Ворошиловский, 32, Ворошиловский, 32", а ты пойди в "Цель-Дон".
© "ТРИЗ-ШАНС"
РОЛИК
Шелест журнала "Бик":
ш- ш-ш-ш-ш.
шепест журнала "Нонтор":
щ-щ-щ-щ.
Почувствуйте разницу.
© 'ТРИЗ-ШАНС"
Определили сегмент и его стереотипы? Почувствовали разницу? Теперь пишем сценарий. Это я обращаюсь к Вам, уважаемая целевая аудитория статьи. Ведь нецелевая - до конца статью так и не дочитала.
Автор благодарит СВ. Сычева
(Система "ТРИЗ-ШАНС") за предоставленные материалы и помощь.
Материал опубликован
в бюллетене "Рекламное Измерение", 1998, № 1 (42)
и на сайте "Открытые методики рекламы и PR" по адресу:
http://www.triz-ri.ru/themes/method/audio/audio4.asp
О том, как нужно писать рекламные ролики (по технологии или по вдохновению, когда муза посетит или придет озарение), спорить надоело уже давно: слишком многие за музу готовы сражаться насмерть. Посещение музы - это замечательно, но в ежедневной работе Рекламиста требуется еще и производительность: нужно выдавать Заказчикам N-ное количество творческой продукции в единицу времени, причем высокого качества. Вот и приходится работать по методике...
АЛЕВТИНА КАВТРЕВА,
СИСТЕМА ТРИЗ-ШАНС
РОЛИК ПО УМУ
АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ СЦЕНАРИЯ