Нет ничего более обманчивого, чем вполне очевидный факт.
Артур Конан-Дойл
ПРИМЕР 3
(© Сычев СВ., Система "ТРИЗ-ШАНС", по заказу агентства"Курсив" (г. Н. Новгород) для "Нижегородского банка Сбербанка РФ")
Существует противоречие в восприятии Сбербанка Клиентами. Одними и теми же людьми на эмоциональном уровне ("быстрее логики") Сбербанк назывался "самым надежным" (поскольку - государственный), а на логическом - "нечестным" (обесценивание вкладов, снижение ставок по вкладам задним числом). Поэтому было предложено записать радиоролик со следующим текстом:
"Самый надежный банк?.. (ПАУЗА 5 секунд)Сбербанк. Доверьтесь интуиции".
Во время паузы человек, услышавший ролик, "быстрее логики" САМпроговорит: "Сберегательный" или "Сбербанк". А затем услышит подкрепляющую фразу: "Сбербанк. Доверьтесь интуиции".
Еще один вариант:
"Самый великий поэт...
(ПАУЗА 5 секунд)
Самый жаркий материк…
(ПАУЗА 5 секунд)
Самый надежный банк...
(ПАУЗА 5 секунд)
Доверьтесь интуиции".
Бесспорно, большинство людей в первом случае мысленно скажут: "Пушкин", во втором - "Африка", в третьем - ... Все верно. Доверимся интуиции.
В приведенном примере "включен" стереотип потенциальных Клиентов Сбербанка.
Мозг
“СТАРАЕТСЯ" HЕ ДУМАТЬ...
ЧИТАТЕЛЬ: Но ранее было оказано, что одно рекламное оообщение запускает параллельно и ораау множество различных стереотипов. Они одновременно загружают оперативную память человека разнообразной и мало контролируемой извне информацией ("шумом"),
АВТОР: Верно. К тому же оперативная память человека ограниченна, И при большой нагрузке может не вместить весь объем получаемой информации. Согласно правилу Эльштейна оперативная память человека в каждый конкретный момент времени может вместить 4*2 сложных объекта, [1, отр, 137-138, 142]
Снова аналогия о компьютером: если у компьютера оперативная па* мять, окажем, 64 мегебайта, то он легко "держит" информацию в 32 мегабайта, считанную о загруженных файлов, И еще 32 мегабайта остается в
Запасе,
Если же у компьютера всего 16 мегабайт оперативной памяти, то он "зависнет" при 32 мегабайтах информации либо "скажет"; "Не хватает памяти. Закройте ненужные приложения", Оперативная память человека также имеет свойство перегружаться (и тогда человек "разозлится", "зависнет"),
А кроме того, мозг обладает свойством избирательности; что держать а оперативной памяти, а что - нет. При этом он ведет себя экономично. Он "старается" упорядочить (структурировать) информацию, находящуюся в оперативной памяти в каждый конкретный момент времени, чтобы, грубо говоря, сэкономить место.
Он как бы превращает те же 32 загружаемых мегабайта в один, не сохраняет смысл сообщения. Иногда для того, чтобы выполнить эту функцию, он создает НОВЫЙ ЛАКОНИЧНЫЙ ОБРАЗ, НОВУЮ ЛОГИЧЕСКУЮ КОНСТРУКЦИЮ (умозаключение) и т.д. Но задача у него при этом вовсе не "генерация идей", а разгрузка инструмента - личной оперативной памяти. Это и есть одно из свойств мышления.
Грубо говоря, мозг иногда мыслит (сочиняет), чтобы "разгрузиться". Вот почему приведенные ниже слоганы доставляют удовольствие. В "оперативке" - при сохранении или даже увеличении смысла сообщения - вдруг появляется свободное место.
ПРИМЕР 4 [15]
1. "ЗАКАЧАЕШЬСЯ!" (Реклама израильской водки "Lemon")
© Сергеи Сычев, Система "ТРИЗ-ШАНС", 1995.
2. "Страна живет "Неделя" за "Неделей".
© Игорь Крылов, 1995.
3."У Вас всегда будет "Неделя" в запасе".© Игорь Крылов, 1995.
(Поледние два примера - реклама подписки на газету "НЕДЕЛЯ")
4. "Каждому - по "Труду". (Слоган газеты "ТРУД")
5. "Do you speak: "SIEMENS"?"
© Сергей Кононов, 1995. (Слоган приобретен Торгово-Финан-совой группой "ПС", г. Ростов-на-Дону.)
6. "Повезет - Обязательно!" (Лотерея "ЛОГОВАЗ'а")
7. "При всем богатстве выбора, другой Альтернативы нет".(НПО "АЛЬТЕРНАТИВА")
8. "TEST THE WEST" (Сигареты "WEST")
9. "Каждому дому по "Домовому".(Слоган журнала "ДОМОВОЙ")
10."Я ВАЗ люблю". (Автомобили ВАЗ)© Сергей Кононов, 1995.
и др.
Человечество мыслит по касательной к той кривой, по которой оно движется.
Григорий Ландау
Возвращаясь к аналогии с компьютером... Мы можем теперь предположить, что такое "искусственный интеллект".
Компьютер, который мыслит, должен уметь - в случае перегрузки - не "зависать" и не увеличивать экстенсивно вычислительную мощность, а саморазгружаться, создавая новую информацию (новый смысл) из старой,"сворачивая" первичный объем информации в новый контекст. То есть задача, о которой говорят многочисленные публицисты, нарекая ее "информационным взрывом", возможно, уже имеет методическое решение.
Так, множество букв, будучи верно упорядоченными, дают одно слово. Слово несет больше информации, чем отдельные буквы, а "ресурса" оперативной памяти требует меньше.
ЧИТАТЕЛЬ:Если мозг мыслит для того, чтобы разгрузиться, то получается, что все эти новые образы, умозаключения и т.д., которые он создает "для экономии места", могут быть, как говорили раньше, совершенно неадекватны "объективной реальности"?
АВТОР:А кто сказал, что все мысли умные? Есть глупости, есть треп, есть "шум", но все появляется "из одного места". Продуктивное мышление вообще побочный продукт деятельности мозга.
ЧИТАТЕЛЬ:Какие могут быть еще способы "разгрузки", кроме мышления?
АВТОР:Забывание, вытеснение, избегание, спихивание проблемы на окружающих... [17-18]. К сожалению, большинство людей пользуется такими способами регулярно, а к мышлению прибегает, когда все возможнос-!и для избегания исчерпаны. Так, зачастую к зубному врачу идут тогда, когда невыносимо терпеть, щеку разнесло, а изо рта дурно пахнет.
Человеку свойственно в своей деятельности увеличивать количество пени. И самая частая проблема заключается вовсе не в сложности задач, i в нежелании их решать.
Человек хочет сэкономить усилия, а его мозг хочет "сэкономить мыш-i юние", что проявляется сначала в избегании мышления (естественном технологичном стремлении использовать/перебирать уже готовые стереотипы), а когда это становится невозможным - в согласовании входящей информации с этими существующими стереотипами. Мозг, действительно, "старается" не думать.
Более того, "старается" не думать изо всех сил. Он совершает "работу" (затрачивает энергию) по поддержанию системы стереотипов (представлений) в неизменном состоянии. И только уж когда деваться некуда, мозг думает. А думает он так, чтобы сократить мышление, в том числе сократить количество и разнообразие входящей информации (чтобы, значит, не доставали...). Это свойство принято называть "инерцией мышления".
ПРИМЕР 5
Ч. Чаплин:"...Я стараюсь ставить в затруднительное положение не только себя, но и других. В таких случаях я всегда стремлюсь быть экономным.Я хочу этим сказать, что если однокакое-либо событие может само по себе вызвать дваотдельных взрыва хохота, оно будет более ценно, чем два отдельных действия, ведущих к тому же результату. В фильме "Искатель приключений" мне удалось этого добиться... Я сижу на балконе и вместе с молоденькой девушкой ем мороженое. Этажом ниже я помещаю за столиком весьма почтенную и хорошо одетую полную даму, и вот, кушая, я роняю мороженое, которое проскальзывает у меня под панталонами и падает с балкона на шею дамы... Одно-единственное действие,но оно поставило в затруднительное положение двух лици вызвало два взрыва смеха.
Каким бы простым ни казался этот прием, он учитывает двасвойства человеческой природы: одно - удовольствие, которое испытывает публика, видя, что богатство и роскошь попали в беду;другое -стремление публики испытать те же самые чувства, что и актер на сцене или экране...Ведь если бы я уронил мороженое на шею какой-нибудь бедной домашней хозяйке, то это вызвало бы не смех, а симпатию к ней. К тому же у домашней хозяйки нет важной осанки, и в этом смысле ей нечего терять, следовательно, сцена не была бы смешной. А когда мороженое падает на шею богачки, публика считает, что та получила по заслугам".